урок по басням И.А.Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Будникова Елена Евгеньевна

Цель: систематизация и обобщение изученного по теме «Басни Крылова»;

развитие творческих способностей учащихся; воспитание коммуникативных компетенций, умение работать в группе.

 

 

 

Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Творчество И.А. Крылова». Класс делится на две команды, вопросы задаются каждой команде по очереди, дается 30секунд на обдумывание и обсуждение вопроса. Если команда не может дать ответ на вопрос, то обращается за помощью к зрителям.  На урок приглашаются ученики младших классов в качестве зрителей и участников конкурсов.

Подготовка:

Учащиеся готовят инсценировку басен И.А. Крылова: «Квартет», «Зеркало и мартышка», «Свинья под дубом».

Музыкальное оформление: аудиозапись русской народной музыки.

Для подведения итогов конкурса необходимы жетоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_basnyam_krylova.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ CОШ №8 города Коврова

Урок-концерт

по творчеству И.А. Крылова

«Царство басни».

                                                                                         

                                                                                           

                                                                                         

                                                                                           Подготовила и провела

                                                                                            учитель русского языка

                                                                                            и литературы

                                                                                           Будникова Елена Евгеньевна

                                                                                                                   

2008г.

Цель: систематизация и обобщение изученного по теме «Басни Крылова»;

развитие творческих способностей учащихся; воспитание коммуникативных компетенций, умение работать в группе.

Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Творчество И.А. Крылова». Класс делится на две команды, вопросы задаются каждой команде по очереди, дается 30секунд на обдумывание и обсуждение вопроса. Если команда не может дать ответ на вопрос, то обращается за помощью к зрителям.  На урок приглашаются ученики младших классов в качестве зрителей и участников конкурсов.

Подготовка:

Учащиеся готовят инсценировку басен И.А. Крылова: «Квартет», «Зеркало и мартышка», «Свинья под дубом».

Музыкальное оформление: аудиозапись русской народной музыки.

Для подведения итогов конкурса необходимы жетоны.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня вы находитесь на необычном уроке, я приглашаю вас в царство басни. А царство басни очень древнее. Начиналось оно еще в Древней Греции. Один человек две тысячи лет тому назад начал сочинять басни. Он открыл язык иносказания – это когда поэт высказывается не прямо, а намеками. Остроумие и находчивость прославили его имя. А звали его Эзоп. И язык басни стали называться эзоповым языком.

В России басня живет с древних времен. Но по праву лучшим баснописцем является  Иван Андреевич Крылов. Ему и его басням посвящается наша встреча.

Первый наш конкурс «Исторический»:

Вопрос  команде 5 класса:

1.Когда родился И. А. Крылов?

(Демонстрируется портрет Крылова, дети называют годы его жизни 1769-1844).

2. Когда вышла первая книга Крылова? (1809г.)

3.Сколько басен написал Крылов? (204/9 книг).

4.Какой иностранный язык выучил Крылов в 50 лет? (Древнегреческий,2 года).

А теперь мы можем с вами увидеть крыловских зверей и птиц и услышим, как они разговаривают друг с другом. Давайте посмотрим инсценировку басни «Обезьяна и зеркало».

Внимательно слушайте басню, в конкурсе для зрителей будут вопросы по этой басне. /Инсценировка/. Напишите на листочке, кто из героев басни вам понравился больше всего.

Следующий наш конкурс «Кто такой?»

Угадай о ком из героев идет речь?

  1. «Друзья! К чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум,…»(Волк, «Волк на псарне».
  2. «Потешь же,  миленький дружочек!

    Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!» (Демьян, «Демьянова уха»).

  1. «Так это кум иль сват

     И, словом, кто-нибудь из вашего же роду». (Волк, «Волк и ягненок».)

4. «Голубушка, как хороша! Ну, что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки!» (Лиса, «Ворона и лисица»).

5. «И голову свою ломает; то гвоздик, то другой, то скобку пожимает». (Мастер, «Мастер и ларец».)

6. «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней покорми и обогрей!» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»).

7. «Увидевши Слона, ну на него метаться, и лаять, и визжать, и рваться».(Моська, «Слон и моська»).

8. « Из кожи лезут вон, А возу все нет ходу!» («Лебедь, щука и рак,»).  

9. «У кумушки глаза и зубы разгорелись; а кисти сочные, как яхонты горят». (Лисица, «Лисица и виноград»).

10. «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею». («Свинья под дубом).

А теперь мы приглашаем на сцену наших артистов с инсценировкой басни «Свинья под дубом».

Ребята, вы, наверное, заметили, что герои крыловских басен очень похожи на сказочных героев. Они обладают определенной чертой характера.

Найдите соответствующие четы характера персонажам басен. Игра для зрителей.

Муравей – трудолюбие, скромность.

Лиса – криводушие.

Волк – жадный и глуповатый.

Ворон – мудрость.

Обезьяна – бестолковость.

Свинья – глупость.

Многие строки из крыловских басен настолько точно и метко подчеркивают недостатки в человеке, что даже стали «крылатыми выражениями» или поговорками. Следующий конкурс «Мораль».

Я сейчас раздам вам названия басен, а вы отыщите в них поговорки, вышедшие из них. Вам дается на выполнение этого задания 5минут. В этом  конкурсе можно пользоваться сборниками басен.

«Волк и ягненок».                       «Кукушка и петух»

«Демьянова уха»                                 «Зеркало и обезьяна»

«Лебедь, щука и рак»                 «Ларчик».

«Кот и повар»                               «Свинья под дубом».

«Квартет».

«Лисица и виноград»  

 

(Ответы:  «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»;«У сильного всегда бессильный виноват». «Тошнее будут всем Демьяновой ухи». «А воз и ныне там». «А Васька слушает да ест». «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь».»Хоть видит око, да зуб неймет». «За что кукушка хвалит петуха? «За то, что хвалит он кукушку». «Чем кумушек считать трудиться не лучше ль на себя, кума оборотиться». «А ларчик просто открывался».

Раздаточный материал.

«Волк и ягненок».

«Кукушка и петух»

«Демьянова уха»

«Зеркало и обезьяна»

«Лебедь, щука и рак»

«Ларчик».

«Кот и повар»

«Свинья под дубом».

«Квартет».

«Лисица и виноград»

Муравей –       трудолюбие, скромность

Лиса –                     криводушие

Волк –              жадный и глуповатый

Ворон –                    мудрость

Обезьяна –           бестолковость

Свинья –             глупость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Изучение басни в 5 классе. Урок сопровождается презентацией...

Урок-концерт "Басни И.А.Крылова"

Заключительный урок по теме обобщает изученное в театрализованной форме...

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Основная цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;          Учащиеся должны  развивать навыки работы в группах, умение выразительно ч...

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Презентация к обобщающему уроку по басням. И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать". Составлена учениками. Содержит вопросы, викторину, кроссворд....

Конспект урока по басням И. А. Крылова

Конспект урока к презентации "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне"...

Урок литературы "Басни И.А. Крылова"

В архиве - презентация к урокам 5-8 классов, посвященным изучению жизни и творчества русского баснописца И.А. Крылова....

Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».

Позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничеств...