Урок литературы в 8 классе по произведению К.Паустовского "Телеграмма".
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Усачева Наталья Петровна

 

Урок по теме "Нравственная проблематика рассказа К.Паустовского "Телеграмма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_telegramme.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе на тему

 «Нравственная проблематика рассказа К. Паустовского «Телеграмма».

Цели: выявить способы авторской характеристики; помочь прочувствовать авторскую идею, проанализировать текст.

Методические приемы: выразительное чтение. анализ текста, беседа по вопросам.

Ход урока:

1. Этап работы над формулировкой темы урока самими учащимися.

Тему урока учащиеся должны сформулировать сами. Класс, в котором я работаю слабый (дети 7 вида), поэтому я веду детей за собой, увлекая работой, которая позволит учащимся самим сформулировать тему и цель урока. Все начинается с беседы по вопросам:

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, с каких позиций мы рассматриваем произведение? На что обращает наше внимание автор того или иного произведения?

Ученики: Конечно же, обсуждая книгу, советуя ее своим одноклассникам или друзьям, мы говорим о теме, идее и той проблеме. которую автор поднимает в произведении.

Учитель: Я с Вами полностью согласна. И, наверное, тему нашего сегодняшнего первого урока по рассказу К.Паустовского «Телеграмма», можно было бы сформулировать так: «Проблематика рассказа К.Паустовского «Телеграмма». Но должно быть в теме такое ключевое слово, которое бы определило и цель нашего урока, и его тональность, и очертило круг вопросов, на которые мы должны найти ответы. Для поиска этого слова я предлагаю Вам составить кластер. Подберите, пожалуйста, слова, которые передают  Ваши чувства, эмоции, мысли при слове «телеграмма»? (все ответы учащихся учитель записывает на доску, составляя кластер).

Ученики: У меня слово «телеграмма» ассоциируется с новостью, известием.

Ученики: А для меня это символ тревоги, страха, неприятной неожиданности.

Ученики: Но с другой стороны в телеграмме может быть и радостное известие.

Учитель: Каждый из Вас прав. Я рада. что Вы поделились своими ощущениями. Человек, получивший телеграмму, письмо... обдумывает случившееся и выстраивает свою линию поведения, которую определяет его воспитание, моральные качества...А как в обществознании называются правила, которые регулируют поведение людей?

Ученики: Мораль.

Учитель: Молодцы. Вспомнили материал обществознания, а теперь обратимся к русскому языку. Какой синоним есть у этого слова в русском языке?

Ученики: я полагаю, что речь идет о нравственности.

Учитель: Конечно же. В обществознании эти два понятия разведены, как толкуется слово «нравственность» в словаре?

Ученик после работы со словарем: Нравственность — это практические поступки людей в соответствии с их нормами морали.

Учитель: Спасибо. С вашего разрешения я впишу это слово в наш кластер, но уже в другую ветвь. Как бы Вы теперь сформулировали тему урока?

Ученики: Нравственная проблематика рассказа «Телеграмма».

Учитель: Верно, давайте запишем тему урока в тетрадь и определим цели нашего урока.

Далее учащиеся предлагают цели урока, а в качестве итога рассуждений открывается слайд №2 с прописанной целью урока.

2.Этап работы с текстом.

Учитель: Каким настроением пронизано произведение? Какие чувства оно вызывает?

Ученики: Произведение полно грусти, материнской тоски, печалью...

Учитель: Вы правы, я хочу прочитать Вам отрывок из рассказа «Телеграмма» под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

Одновременно с чтением текста на экран вывести 4 слайд презентации.

Учитель: Именно в осеннюю пору автор изображает главную героиню Екатерину Петровну.

Просмотр 4-7 слайдов.

3. Проверка домашнего задания.


Учитель: На всех этих кадрах мы видим Екатерину Петровну раздавленной тоской, грустной, угнетенной своими мыслями. Давайте перейдем к проверке домашнего задания: 1 группа должна была выписать слова, фразы,определения, которые использует автор для изображения своей героини?

Ученики 1 группы: одинокая, немощная, бледная, тревожная..

Учитель: Ребята 2 группы, есть ли у Вас замечания или дополнения? А вот у меня есть. Поверите ли Вы мне, если я скажу, что в тексте есть слова, которые показывают нам другую жизнь Екатерины Петровны, яркую, быструю...., похожую на жизнь Насти? Посмотрите на слайд №9 и вы поймете, о чем идет речь.

Ученики: Речь идет о воспоминаниях про Париж и Виктора Гюго.

Учитель: А теперь давайте обратимся к образу Насти. Передаю слово 2 группе, которая демонстрирует нам свое выполнение домашнего задания.

Ученики: красивая, яркая, увлечена работой...

Просмотр слайдов №12-13.

Учитель: А какое слово Вы поставили бы на первое место, характеризуя Настю?

Ученики: Настя, на мой взгляд, очень холодна.

Учитель: Совершенно верно.

Просмотр слайда №14.

Учитель: Мы увидели 2 героинь, которых автор противопоставил, он использует прием контраста, усиливающийся через детали.

4. Время физкультминутки.

5. Этап анализа текста.

Учитель: Вернемся к нашему уроку и посмотрим следующий слайд презентации (слайд №15). Скажите, какой момент вы видите на слайде?

Ученики: На мой взгляд, это кульминационный момент, когда Настя раскаивается во всем.

Учитель: Молодец. А Вы оправдываете или осуждаете Настю?

Ученики высказывают разные мнения, но на этом этапе урока необходимо подвести их к божественной заповеди о прощении.

Учитель: Автор разделяет ту боль, которую испытывает Катерина Петровна, он обращается к читателям с поучением, вложил которое в уста Тихона.

Просмотр слайда №16 и чтение пятой заповеди:

Чти отца своего и мать твою, да благо ти будет, и долговечен будешь на земле...

Учитель: Скажите, ребята, а чей образ появляется на последних страницах рассказа и зачем?

Ученики: Это образ молодой учительницы. которая становится очевидцем похоронной процессии. и которая вдруг вспомнила свою мать, а самое главное-свой долг перед матерью. Она идет за гробом вместо Насти, она жалеет умершую в одиночестве Катерину Петровну.

Учитель: Хороший полный ответ, к которому нечего добавить. Настя не приехала на похороны матери, но приедет в Заборье потом, когда Катерина Петровна уже лежит в земле. Почему автор не завершил рассказ сценой похорон Катерины Петровны, а ввел эпизод, когда Настя все-таки приезжает в Заборье?

Ученики: Паустовский показывает нам раскаиванье Насти, хоть и поздно, но приехала к матери. Автор верит, что жизнь героини изменится и она правильно расставит приоритеты в жизни.

6. Подведение итогов урока.

Мы рассмотрели образы обеих героинь, давайте в качестве итога проделанной работе напишем синквейны (каждая группа о своей героине).

Ученики:

Катерина Петровна.

 Брошенная, одинокая.

Тоскует, плачет. страдает.

Лежит безмятежно уснувшая. Не дождалась.

Одиночество.

Настя.

Красивая, холодная.

Горячилась, доказывала, работала.

Уезжает крадучись с невыносимой болью.

Сольвейг.

Учитель: Ребята. я предлагаю Вам послушать романс на стихи Расула Гамзатова.

7. Заключительное слово учителя.

Заключительные слова учителя:Наш урок получился очень трогательным, проникновенным, по-другому и быть не могло.... Давайте подведем итог урока:

Выберите среди предложенных фраз ту, которая, на Ваш взгляд, наиболее подходит к нашему уроку и может служить итогом урока.

Ученики зачитывают выбранные высказывания, комментируя свой выбор.

Учитель зачитывает притчу Н.Хиероу «В мире добрых мыслей».

8. Запись домашнего задания.

Запись домашнего задания:

Написать сочинение на тему «Проступок, за который мне стыдно перед родителями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"

Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...