Урок литературы в 8 классе по произведению К.Паустовского "Телеграмма".
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок по теме "Нравственная проблематика рассказа К.Паустовского "Телеграмма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_telegramme.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе на тему
«Нравственная проблематика рассказа К. Паустовского «Телеграмма».
Цели: выявить способы авторской характеристики; помочь прочувствовать авторскую идею, проанализировать текст.
Методические приемы: выразительное чтение. анализ текста, беседа по вопросам.
Ход урока:
1. Этап работы над формулировкой темы урока самими учащимися.
Тему урока учащиеся должны сформулировать сами. Класс, в котором я работаю слабый (дети 7 вида), поэтому я веду детей за собой, увлекая работой, которая позволит учащимся самим сформулировать тему и цель урока. Все начинается с беседы по вопросам:
Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, с каких позиций мы рассматриваем произведение? На что обращает наше внимание автор того или иного произведения?
Ученики: Конечно же, обсуждая книгу, советуя ее своим одноклассникам или друзьям, мы говорим о теме, идее и той проблеме. которую автор поднимает в произведении.
Учитель: Я с Вами полностью согласна. И, наверное, тему нашего сегодняшнего первого урока по рассказу К.Паустовского «Телеграмма», можно было бы сформулировать так: «Проблематика рассказа К.Паустовского «Телеграмма». Но должно быть в теме такое ключевое слово, которое бы определило и цель нашего урока, и его тональность, и очертило круг вопросов, на которые мы должны найти ответы. Для поиска этого слова я предлагаю Вам составить кластер. Подберите, пожалуйста, слова, которые передают Ваши чувства, эмоции, мысли при слове «телеграмма»? (все ответы учащихся учитель записывает на доску, составляя кластер).
Ученики: У меня слово «телеграмма» ассоциируется с новостью, известием.
Ученики: А для меня это символ тревоги, страха, неприятной неожиданности.
Ученики: Но с другой стороны в телеграмме может быть и радостное известие.
Учитель: Каждый из Вас прав. Я рада. что Вы поделились своими ощущениями. Человек, получивший телеграмму, письмо... обдумывает случившееся и выстраивает свою линию поведения, которую определяет его воспитание, моральные качества...А как в обществознании называются правила, которые регулируют поведение людей?
Ученики: Мораль.
Учитель: Молодцы. Вспомнили материал обществознания, а теперь обратимся к русскому языку. Какой синоним есть у этого слова в русском языке?
Ученики: я полагаю, что речь идет о нравственности.
Учитель: Конечно же. В обществознании эти два понятия разведены, как толкуется слово «нравственность» в словаре?
Ученик после работы со словарем: Нравственность — это практические поступки людей в соответствии с их нормами морали.
Учитель: Спасибо. С вашего разрешения я впишу это слово в наш кластер, но уже в другую ветвь. Как бы Вы теперь сформулировали тему урока?
Ученики: Нравственная проблематика рассказа «Телеграмма».
Учитель: Верно, давайте запишем тему урока в тетрадь и определим цели нашего урока.
Далее учащиеся предлагают цели урока, а в качестве итога рассуждений открывается слайд №2 с прописанной целью урока.
2.Этап работы с текстом.
Учитель: Каким настроением пронизано произведение? Какие чувства оно вызывает?
Ученики: Произведение полно грусти, материнской тоски, печалью...
Учитель: Вы правы, я хочу прочитать Вам отрывок из рассказа «Телеграмма» под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
Одновременно с чтением текста на экран вывести 4 слайд презентации.
Учитель: Именно в осеннюю пору автор изображает главную героиню Екатерину Петровну.
Просмотр 4-7 слайдов.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель: На всех этих кадрах мы видим Екатерину Петровну раздавленной тоской, грустной, угнетенной своими мыслями. Давайте перейдем к проверке домашнего задания: 1 группа должна была выписать слова, фразы,определения, которые использует автор для изображения своей героини?
Ученики 1 группы: одинокая, немощная, бледная, тревожная..
Учитель: Ребята 2 группы, есть ли у Вас замечания или дополнения? А вот у меня есть. Поверите ли Вы мне, если я скажу, что в тексте есть слова, которые показывают нам другую жизнь Екатерины Петровны, яркую, быструю...., похожую на жизнь Насти? Посмотрите на слайд №9 и вы поймете, о чем идет речь.
Ученики: Речь идет о воспоминаниях про Париж и Виктора Гюго.
Учитель: А теперь давайте обратимся к образу Насти. Передаю слово 2 группе, которая демонстрирует нам свое выполнение домашнего задания.
Ученики: красивая, яркая, увлечена работой...
Просмотр слайдов №12-13.
Учитель: А какое слово Вы поставили бы на первое место, характеризуя Настю?
Ученики: Настя, на мой взгляд, очень холодна.
Учитель: Совершенно верно.
Просмотр слайда №14.
Учитель: Мы увидели 2 героинь, которых автор противопоставил, он использует прием контраста, усиливающийся через детали.
4. Время физкультминутки.
5. Этап анализа текста.
Учитель: Вернемся к нашему уроку и посмотрим следующий слайд презентации (слайд №15). Скажите, какой момент вы видите на слайде?
Ученики: На мой взгляд, это кульминационный момент, когда Настя раскаивается во всем.
Учитель: Молодец. А Вы оправдываете или осуждаете Настю?
Ученики высказывают разные мнения, но на этом этапе урока необходимо подвести их к божественной заповеди о прощении.
Учитель: Автор разделяет ту боль, которую испытывает Катерина Петровна, он обращается к читателям с поучением, вложил которое в уста Тихона.
Просмотр слайда №16 и чтение пятой заповеди:
Чти отца своего и мать твою, да благо ти будет, и долговечен будешь на земле...
Учитель: Скажите, ребята, а чей образ появляется на последних страницах рассказа и зачем?
Ученики: Это образ молодой учительницы. которая становится очевидцем похоронной процессии. и которая вдруг вспомнила свою мать, а самое главное-свой долг перед матерью. Она идет за гробом вместо Насти, она жалеет умершую в одиночестве Катерину Петровну.
Учитель: Хороший полный ответ, к которому нечего добавить. Настя не приехала на похороны матери, но приедет в Заборье потом, когда Катерина Петровна уже лежит в земле. Почему автор не завершил рассказ сценой похорон Катерины Петровны, а ввел эпизод, когда Настя все-таки приезжает в Заборье?
Ученики: Паустовский показывает нам раскаиванье Насти, хоть и поздно, но приехала к матери. Автор верит, что жизнь героини изменится и она правильно расставит приоритеты в жизни.
6. Подведение итогов урока.
Мы рассмотрели образы обеих героинь, давайте в качестве итога проделанной работе напишем синквейны (каждая группа о своей героине).
Ученики:
Катерина Петровна.
Брошенная, одинокая.
Тоскует, плачет. страдает.
Лежит безмятежно уснувшая. Не дождалась.
Одиночество.
Настя.
Красивая, холодная.
Горячилась, доказывала, работала.
Уезжает крадучись с невыносимой болью.
Сольвейг.
Учитель: Ребята. я предлагаю Вам послушать романс на стихи Расула Гамзатова.
7. Заключительное слово учителя.
Заключительные слова учителя:Наш урок получился очень трогательным, проникновенным, по-другому и быть не могло.... Давайте подведем итог урока:
Выберите среди предложенных фраз ту, которая, на Ваш взгляд, наиболее подходит к нашему уроку и может служить итогом урока.
Ученики зачитывают выбранные высказывания, комментируя свой выбор.
Учитель зачитывает притчу Н.Хиероу «В мире добрых мыслей».
8. Запись домашнего задания.
Запись домашнего задания:
Написать сочинение на тему «Проступок, за который мне стыдно перед родителями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Урок литературы 9 класс "Произведения писателей 19 века"
Урок литературы в школе 8 вида....
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.
Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....
Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...