Использование опорных конспектов на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их важно отметить преемственность при работе с учениками и систематичность этой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_opornykh_konspektov_na_urokakh_literatury.doc | 35.5 КБ |
opornye_konspekty.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование опорных конспектов на уроках литературы
Схема- целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу… Л.Н. Гумилев |
Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их важно отметить преемственность при работе с учениками и систематичность этой работы. Однако надо отметить, что далеко не каждая тема и произведение требует необходимости работы по нему с опорными конспектами. К составлению опорного конспекта предъявляются следующие требования: а) опорный конспект должен быть лаконичен, то есть знаков должно быть немного;
б) опорный конспект должен быть построен из блоков, количество которых не должно превышать 7. Каждый из блоков может быть воспроизведен учащимися в отдельности, что позволит производить опрос нескольких человек по одному опорному конспекту;
в) похожие опорные конспекты трудно сохранить в памяти, поэтому они должны отличаться разнообразием форм;
г) опорные конспекты должны иметь элемент занимательности;
д) опорные конспекты желательно оформлять в цвете: красным – основное;
е) при составлении опорного конспекта необходимо использовать разнообразные сигналы: смысловые, ассоциативные, аббревиатуры, графические, орфографические, пунктуационные, комбинированные.
Как я работаю по опорным конспектам мы с ребятами?
Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимовопросы, "полетное" повторение. Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Таким образом, опорный конспект представляет собой свернутое знание, готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов повышает качество усвоения информации: материал излагается дважды, учащиеся готовятся к воспроизведению опорного конспекта дома, возможно письменное или устное воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить информацию. Использование опорных конспектов позволяет развивать и творческие способности учащихся и формирует у них основы критического мышления. Создание опорного конспекта – сложная творческая задача, требующая от учителя и учеников глубокого знания материала, способности к обобщению и абстрагированию.
Поэтому, я приведу примеры использование опорных конспектов на уроках литературы.
Предварительный просмотр:
9 кл. Мёртвые души в одноимённой поэме Н.В. Гоголя.
Смех сквозь невидимые миру слёзы
Гоголь
О ком скажете крепостник, бесхозяйственность, беспечность, пустота, прожектёрство, пустословие, претенциозность, страсть к заграничному, праздность, мелочное скопидомство, духовное убожество, дикое невежество, хозяйственность, бесшабашенность, бессмысленная деятельность, человек без внутреннего контроля, воплощение грубости, убожество, потеря человеческого вида, бездушие, дикое расточительство и бессмысленное накопительство, оброчное и барщинное хозяйство, трагедия. Сатира или юмор? Чиновники, Чичиков? Не «мёртвые души» ли они?
6 кл. «Левша» - сказ о русском гениальном простом человеке.
Творчество Н.С. Лескова – это служение русскому народу. «Читатель откроет для себя целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, причудливый мир, где русский дух безмерный в радости и в печали, где «Русью пахнет…» (Ю Нагибин).
Народ и его судьба
Непритязательная внешность, темнота, нищета, унижения, бесправие | Ум, трудолюбие, талант, скромность, чувство собственного достоинства, находчивость, самоотверженность, патриотизм |
Судьба после возвращения из-за границы
Английский полшпикер Левша (трагична) (Докажите)
«Собственно имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства… Работники… о прежней старине… вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою».
Н.С. Лесков
7 кл. Почему Алёша вырос человеком в условиях «свинцовых мерзостей»?
Превосходная должность быть на земле человеком
Горький
I Что значит быть человеком? Кто воспитывает человека? Семья? Друзья? Сам? Общество?
II Алёша Пешков – человек: чувство собственного достоинства. Возмущение жестокостью, поэтичность, доброта, жалость, стыд, совестливость, трудолюбие. Встречаются в жизни добро и зло. Они ходят рядом. У каждого право выбора.
Что видел Алёша в детстве?
«Свинцовые мерзости»: грубость, бесцеремонность трусость, жестокость, жадность, ненависть, подлость, потеря стыда совести | Доброе, разумное…: Любовь, дружба, уважение, бескорыстие, доброта, поэтичность, самоотверженность, простота, трудолюбие, совестливость, любовь ко всему русскому. |
«Как же стать человеком? Надо уметь делать выбор. Совесть подскажет, сердце. «Любовь к человеку и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего» (Горький). Он любит людей. А каким хочу быть я?
8 кл. Кто прав в споре о счастье?
(По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
I Что такое счастье?
Представление о счастье
II
Представления о счастье
Путь к счастью?
Человек познаёт себя
Стоимость счастья
8 к. Оклеветал ли Гоголь Россию?
I Постановка «Ревизора» и отзывы о комедии.
30-е-40-е годы XIX века
Смех сквозь невидимые миру слёзы
«Ревизор» - зеркало Николаевской эпохи.
Актуальна ли комедия в наше время.
9 кл. Почему Байрон – «властитель дум» передовой русской молодёжи начала XIX века.
Судьба поэта Шотландия, первозданная природа, Англия (Альбион), лорд, аристократ, разрыв с аристократической средой, участие в борьбе за освобождение Греции.
Личность Байрона (в поступках, в стихах) | Сила воли, справедливость, долг, гражданственность, сочувствие, сострадание обездоленным, смелость, мужество | Идеал жизни – борьба! |
Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда»
Герой мятущаяся личность | Сын века, разрыв с аристократической средой, поиск смысла жизни, духовное обновление- в соприкосновении с народной жизнью, Испания – Албания – Греция. Трагичность судьбы. Смысл жизни – в борьбе и созидании | Романтическое произведение |
Природа чувства | Воплощение красоты, гармонии, правды, ирония, сарказм, восхищение |
9 кл. 1711-1765 М.В. Ломоносов Г.Р. Державин 1743-1816
18 век – эпоха формирования национального самосознания.
Призвание человека – служить отчизне.
9 кл. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе.
Россия начала XIX века.
Общественно-политический строй, экономика, культура.
Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» и «в высшей степени народное произведение». (В.Т. Белинский).
Словарь: страшный бесчеловечный мир, жажда идеала, нравственные испытание, бездеятельность, лицемерие, равнодушие, искренность, доверчивость, легкомыслие, гордость, благородство, разочарованность, пылкость, мечтательность, восторженность.
7 кл. Размышляя над поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
I
Кто сопоставляется
Поединок – суд чести
Отношение к народу
«Царь и время бессильны убить память о народном подвиге»
8 кл. Проблема повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
Причина народного бунта.
Народ и дворяне.
Вопросы морали
«Доброта, милосердие, честь, совесть, долг - основа поступков каждого человека»
9 кл. «Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях её переустройства, о смысле человеческого счастья..
Начало ХХ века, противоречия русской действительности. Просветительские идеи и романтическое воодушевление. Тайные политические общества. Мечта о преобразовании России, об освобождении от рабства.
Новая Россия
| Ч а ц к и й | К о н ф л и к т | Ф а м у с о в щ и н а | «Барство дикое» - крепостники, защита феодальных порядков, невежество, эгоистичные интересы, карьеризм, чинопочитание, холопство, преклонение перед иностранным, восхваление «века минувшего», праздность, мизерность интересов, солдафонство, лицемерие, сплетни, притворство, безнравственность. |
Способы борьбы
Страстное слово публициста гражданина клевета
Итог борьбы испуг
«Горе от ума» - блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни
9 кл. «Слово о Полку Игореве» - «золотое слово» русской литературы XII век. Феодальная раздробленность. Удельные князья. Междоусобицы. Набеги половцев.
Родина, война, мир, труд, любовь, верность, доблесть, человечность – таков гуманистический смысл «Слово о полку Игореве».
Словарь: слышу запахи родной земли, вижу кровавую битву, мужественные лица русичей, понимаю горе родной земли, сочувствую; призыв к единству, к миру.
9 кл. Романтизм В.А. Жуковского и романтизм К.Ф. Рылеева
Отечественная война 1812 года – духовный и ратный подвиг народа. Контрасты русской действительности: героизм народа и крепостное право. Романтизм как литературное направление.
Поэзия Жуковского: неприятие действительности грустные раздумья волшебный мир воображенья таинственный мир души устремлённость к идеалу страстная мечта несбыточность надежд | Баллада, лирика, поэма | Выразил, предал, воплотил, воспел, обличал, уподобил, призывал | Песня, дума, сатира | Поэзия Рылеева: гражданская активность, призыв к борьбе за свободу, борьба с несправедливостью, интерес к героическому прошлому, идеал человека – гражданина, боль и тревога за судьбу народа, обличение самовластья, пассивности |
Созерцательно-психологический характер | Гуманизм | Пропагандистский характер |
Стремление выразить свою мечту, идеал.
Исключительные, загадочные характеры
Исключительность обстановки, обстоятельств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...
Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.
Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....
Использование опорных конспектов на уроках географии.
Методика опор - перспективный метод развития логического мышления,памяти,вырабатывает навыки анализа, раскрывает творческий потенциали индивидуальные способности учеников....
использование опорных конспектов на уроках биологии
Данный материал кратко рассказывает о методике использования опорных конспектов по системе В.Ф.Шаталова на уроках...
Использование опорных конспектов на уроках русского языка.
В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах....
Использование опорных конспектов на уроках географии.
Статья "Использование опорных конспектов на уроках географии"...
Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)
Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...