Использование опорных конспектов на уроках географии.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Методика опор - перспективный метод развития логического мышления,памяти,вырабатывает навыки анализа, раскрывает творческий потенциали индивидуальные способности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_opornyh_konspektov_na_urokah_na_urokah_geografii.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование опорных конспектов на уроках на уроках географии
в 6-8 классах при изучении тем « Атмосфера» и «Климат».
Основной организационной формой обучения является традиционная классно-урочная, т.к. производится обучение учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки, по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Классно - урочную систему отличают:
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения | Шаблонное построение, однообразие |
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала | Нерациональное распределение времени урока |
Организационная, четкая | Отсутствие самостоятельности |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя | Пассивность или видимость активности учащихся |
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении | Слабая речевая деятельность(ср.время говорения 2 мин) |
Применение опорного конспекта позволяет сгладить отрицательные стороны традиционного обучения, т.к. обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы)- схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными конспектами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
Процесс обучения с использованием опорных конспектов состоит из двух блоков: теории и практики.
Блок теории:
1.Введение информации ( объяснение с мелом, наглядностью, ТСО).
Основным методом является рассказ, к которому предъявляются ряд требований
-генерализация и конкретизация;
-краткость и лаконичность;
-географический рассказ требуется иллюстрация;
2.Проговоривание по опорному конспекту - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении:
-происходит в ходе индивидуальной работы учащихся над своими конспектами.
3.Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник +рабочая тетрадь + картографические пособия.
4.Первое повторение - разноуровневое. Среди учащихся любого класса имеются значительные индивидуальные различия. В процессе обучения оно проявляются в разном географическом кругозоре и интересах к географии, в разных уровнях подготовленности, способностях для усвоения материала. Но все же известную степень дифференциации обучения можно обеспечить путем сочетания фронтальной работы одновременно со всем классом и индивидуальной работой.
5.Второе повторение - обобщение и систематизация- воспроизведение усвоенных ранее знаний умений и навыков, приемов учебной работы.
Блок практики:
- Практическая работа- формирование у учащихся практических умений и навыков ,с непосредственным участием школьников в выполнении определенной работы ( моторная деятельность), с одновременным осмыслением (практическая работа на контурных картах, составление карто-схем), развитие творческой самостоятельности. Умение характеризуется, прежде всего, способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности, простые умения при достаточном упражнении могут автоматизировать и переходные навыки. Значительная часть практических работ выполняется учащимися в связи с изучением нового материалами и предусмотрена опорными конспектами.
- Решение задач - применение теоретических знаний на практике. Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их различными методами, опираясь на теоретически знания и закономерности.
В традиционной педагогике разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся. К оценке предъявляются требования:
-индивидуальный характер;
-дифференцированный подход;
-системность контроля и оценивания;
-всесторонность;
-разнообразие форм;
-единство требований;
-объективность;
-мотивированность;
-гласность;
Однако в школьной практике обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценки. Оценки часто становятся средством принуждения, часто отождествляются с личностью в целом, вызывает чувство ущербности.
Учебный процесс, построенный с использованием опорных конспектов, предполагает возможность ответа ученика ( на первом этапе обучения) по опоре (читает ответ), когда школьник испытывает меньше страха, скованности, дает лучшие результаты. Опора становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминания или воспроизведение заданного, а на суть размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Данная система опроса и оценивания знаний исключает двойку как оценку.
Постепенно учитель вводит требования, согласно которому поощряются ответы тех учеников, которые не используют или частично используют опорный конспект.
За теми учениками, которые затрудняются на первых порах отвечать без опоры, сохраняется право его использовать, но оценка за ответ при этом не снижается.
Методика опорных конспектов - перспективный метод ,т.к. развивает логическое мышление, память ,монологическую речь, вырабатывает навыки анализ, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе
При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.
Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....
«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)
В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а научить детей учиться, формировать потребность в ...
Использование опорных конспектов на уроках географии.
Статья "Использование опорных конспектов на уроках географии"...
«Использование опорных конспектов на уроке географии»
География как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без нагляд...