Использование опорных конспектов на уроках русского языка.
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_opornyh_konspektov.docx | 300.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Условия возникновения, становления опыта.
Когда в методической литературе появились опорные конспекты Ю.С. Меженко, старшего научного сотрудника Донецкой лаборатории обучения АПН, решила воспользоваться принципом их составления и изготовила вместе с учащимися альбомы с опорными конспектами.
Опорные конспекты составлены в соответствии с программой, включают теоретический материал и конкретные примеры по каждой теме. Оформленные на большом листе ватмана, опорные плакаты можно использовать на уроках в качестве наглядности. Но в отличие от школьных наглядных пособий они содержат знаки, конкретизирующие содержание абстрактного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы. Одна из важнейших задач опорного сигнала - облегчение понимания новой информации и закрепление её в долговременной памяти.
Опыт является усовершенствованием идей Ю.С. Меженко, Т.Я. Фроловой, Р.А. Коровкиной. В опорные конспекты вношу необходимые изменения, добавления в связи с изменениями в программе по русскому языку.
Актуальность и перспективность опыта.
Как оживить урок, активизировать мысленную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым? Эти вопросы волнуют, я думаю, каждого учителя.
Возможность наглядно представить теоретические знания служит хорошей опорой для их осознания учащимися с образным мышлением, что особенно важно в школе, где явно преобладает словесное обучение. Систематизация и логичность представления учебного материала облегчают работу всех механизмов произвольной памяти. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работает зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов подключается двигательная память.
В работе с опорными конспектами системно используется многократное вариативное повторение, что обеспечивает сохранение учебной информации в долговременной памяти. Такое осмысленное запоминание является альтернативой механическому заучиванию, зубрежке.
Теоретическая база опыта.
Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.А. Мечинской и др., где была доказана эффективность «2-го вида общения» - движения от абстрактного к конкретному, раннего составления сходных понятий, а не изолированного изучения каждого из них.
В методической системе В.Ф. Шаталова введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью так называемых опорных сигналов. Опорный сигнал по Шаталову - это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение, он способен мгновенно восстановить з памяти известную ранее и понятную информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов». Опыт опирается на следующие идеи новаторов:
1. Крупноблочное изучение материала.
2. Опережение.
3. Максимальная помощь ученику в познании и самоутверждении.
4. Сотрудничество педагогов и школьников.
5. Учение без принуждения, основанное на достижении успеха.
Ведущая педагогическая идея.
Увидеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой прием, облегчающий и восприятие темы, и её понимание. Л.Н. Гумилев писал: «Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку».
Технология опыта.
Выработка и составление опорных конспектов проходит в три этапа.
1. Подбор фактического материала.
Материал отбирается из разных источников: программы, вузовских и школьных учебников, справочной литературы, периодических изданий и т.д.
2. Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных понятий.
На этом этапе происходит обобщение содержания, отбрасывание второстепенного.
Основные орфограммы, пунктограммы, правила, определения, формулировки – эти наиболее важные фактические данные составляют «ядро» знаний, которое должно храниться в долговременной памяти учащихся. Остальной материал – это вспомогательная оболочка.
Выделяя «ядро», важно не перенасытить его, не пытаться все перенести в опорный конспект. В словосочетании опорный конспект главным является понятие опорный. В каждом опорном конспекте отражен весь учебный материал темы или раздела. А во многих случаях заложенная ь нем информация выходит за пределы программы, что способствует обогащению теоретических знаний учащихся.
3. Кодирование материала. Составление опорного конспекта.
В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифицированных условных обозначений.
Принципы создания опорных конспектов. Требования к ним.
1. Опора на сигнал.
2. Лаконичность.
Максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков - одно из основных требований к опорному конспекту. Во многих конспектах учащиеся вместо многоточия должны привести примеры.
3. Структурность. Автономность блоков.
Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков.
4. Непохожесть опорных конспектов между собой.
5. Принцип занимательности, парадоксальности.
В опорные конспекты следует вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике. Не нужно забывать о юморе. Например, в опорном конспекте по теме «Деепричастие» в нижнем блоке со сведениями о деепричастном обороте Меженко дописывает в качестве «антипримера», иллюстрирующего неправильное употребление деепричастного оборота, фразу «Дровосек погоняет лошадку, весело хордой крутя».
6. Унификация (приведешь к единообразию) условных обозначений.
7. Цветовое оформление.
Правильно раскрашенный конспект должен манить, привлекать, заострять внимание на главном. Красным цветом в конспектах Меженко выделено самое главное. Зеленым – теоретический материал, а в синий окрашены примеры.
8. Шрифт.
Основными требованиями, предъявляемыми к шрифту, являются четкость, ясность, простота, гармония с цветным решением конспекта.
9. Разнообразие опорных сигналов.
Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию.
Опорные таблицы используют на первом уроке – лекции при подаче материала крупным блоком. На последующих уроках они используются для отработки отдельных частей изучаемого материала. На уроках обобщения опорные конспекты используются, как вспомогательные при затруднении учащихся ответить на какой-либо вопрос по изучаемой теме.
Из всего сказанного выше можно сделать выводы:
1. Использование опорных таблиц улучшает качество восприятия учебного материала, может являться средством осмысления нового или закрепления старого.
2. Высвобождает до двух третей программного времени на многократное повторение, на развитие устной и письменной речи.
3. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом.
Адресная направленность.
Опыт может быть использован всеми учителями русского языка, стремящимися разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствующими более глубокому и последовательному усвоению теоретического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка
Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...
Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
В данном материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...
Система работы с опорными конспектами на уроках русского языка
В работе описан опыт работы с опорными конспектами, рассмотрена система уроков по опорному конспекту "Правописание глагола" с 5 по 9 класс. В презентации представлены отдельные элементы уроков в 5-6 к...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...
Опыт работы с опорными конспектами на уроках русского языка и литературы
Ведущая педагогическая идея моего опыта - это использование опорных-схем конспектов (далее ОСК) как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспеч...
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Использование опорных конспектов имеет большую методическую значимость. Опорные конспекты являются надежным источником информации для дальнейшей работы учащихся по пройденным темам. Применение данной ...