УРОК литературы в 5 классе по теме «Сказки Г.Х. Андерсена»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме
УРОК литературы в 5 классе
по теме «Сказки Г.Х. Андерсена»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkam_andersena_5_kl.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК литературы в 5 классе
по теме «Сказки Г.Х. Андерсена»
- Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята, я рада видеть Вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам окунуться с нами в мир удивительных сказок.
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
- Основная часть
Давайте и мы откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и совершим удивительное путешествие в этот замечательный волшебный мир.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
–Ребята, сколько сказок Г.Х.Андерсена вы знаете?
А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…
А сейчас ваши одноклассники расскажут Вам историю о детстве Ганса Христиана Андерсана
Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе..Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.
- Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.
- Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Еще у Ганса был чудесный голос, и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».
В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
- Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.
Давным-давно цыганка нагадала матери Ганса Христиана, что ее «сын станет великим человеком, и город зажжет иллюминацию в его честь». К счастью, пророчество сбылось еще при жизни сказочника. Однажды после длительного отсутствия Ганс Христиан Андерсен вернулся в родной Оденсе, и горожане встретили знаменитого земляка настоящим фейерверком.
Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.
И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена.
Чтобы отправиться в путешествие, вам необходимо представить свою команду компетентному жюри в составе которого ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Каждая команда должна была придумать себе название, связанное с творчеством Андерсена. (2 балла за оригинальность)
Однажды Андерсен сказал «Мои сказки я всегда рассказывал открыто и чистосердечно для самых близких друзей, для моих любимых читателей. Давайте узнаем, как Вы дружны со сказками Г.Х. Андерсена
Итак, первый конкурс: «Разминка». Каждой команде я поочередно буду задавать вопросы, за правильный ответ 1 балл
- Кому принадлежат слова? « Я не возьму с тебя ни полушки, только принеси мне старое огниво…» (Ведьма)
- Назвать предмет, на котором не могла спать героиня одной из сказок? (Горошина)
- О ком идет речь? «У него чудесные залы, а ходит он в чудесной норковой шубке» (Крот)
- Как стали называть Дюймовочку в стране Эльфов? (Майя)
- Кому принадлежал наряд «лёгкий, как паутина, который не чувствовался на теле»? (Королю)
- С какого этажа упал стойкий оловянный солдатик? (3)
- Назвать имя сестры одиннадцати братьев? (Эльза)
- Назовите растение, из которого Эльза связала рубашки своим братьям? (Крапива)
- Как зовут мастера рассказывать сказки Андерсена? (Оле-Лукойле)
- Кому принадлежат слова? «Эй, мне кольнуло прямо в сердце!» (Каю)
- Из какого металла была карета, которую подарила принцесса Герде? (Золото)
- Назовите слово, которое складывал Кай в чертогах Снежной Королевы? (Вечность)
- Спасибо, ну, а мы отправляемся дальше
Горстку отважных героев,
Что не сдаются ветрам,
Бережно держит в ладонях
Андерсен Ганс Христиан.
Герды, Русалки, Солдатика стойкого,
Может быть, нет на земле.
Но их поступки достойные –
Лучший пример детворе!
Перед Вами Сказочное дерево, на этом дереве выросли яблоки, но они не простые, а волшебные и сказочные. Сорвав их, Вы окажетесь в сказке, а вот в какой именно и о каком герое идет речь Вам нужно будет угадать?
- “…она только и любила, что цветы ярко красные, как солнце там, наверху, да еще красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня…Больше всего ( она) любила слушать рассказы о мире людей, там наверху.” ( “Русалочка”)
- “…на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику”. ( “Оле-Лукойе”)
- “…(в санях) сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить”. ( “Снежная королева”)
- “Увидала в воде свое лицо…и совсем перепугалась – такое он было черное и гадкое. Но вот она зачерпнула горстью воды, обмыла лоб и глаза, и опять заблестела ее белая нежная кожа… Краше принцессу поискать было по всему свету!” (Элиза, “Дикие лебеди”)
- “Он и в самом деле явился с визитом в черной бархатной шубе. Уже он и образован, и богат…и дом у него раз в двадцать просторнее… а уж учен-то как, вот только не терпел он ни солнца, ни красивых цветов и отзывался о них очень дурно, потому что никогда их не видел.” (Крот, “Дюймовочка”)
- “…место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь… Только не терпелось…самой стать взрослой; не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину”. (“Елка”)
Конкурс капитанов
Читая сказки, мы учимся сострадать, сопереживать, сочувствовать, сказки учат нас любить ближнего, иногда мы смеёмся, а иногда плачем... И когда эти чувства переполняют нас, в нас просыпается желание творить. Наши капитаны, прочитав сказки Г.Х.Андерсена, попытались сами сочинить свои сказки, и сейчас капитан каждой команды расскажет нам ее.
Есть в датских сказках какой-то секрет,
Дети их любят больше конфет!
Есть в них добро, есть зависть, любовь,
От чудных сюжетов кипит в венах кровь.
Дети не спят и не ложатся,
Хочется сказки конца им дождаться.
«Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Сон» ...
Кто написал это чудо?! Кто это? Он!!!
Андерсен Ганс – добрейший чудак!
Пусть на столе его вечный бардак.
В сердце проникнуть, сказкой занять,
Детскую душу сумел он понять!
А вот и следующее задание «Соотнеси сказки с пословицами», у каждой команды на столе задание на выполнение которого у Вас 3 минуты.
“Дикие лебеди” “Гадкий утенок” “Соловей” “Новое платье короля” “Свинопас” “Стойкий оловянный солдатик” “Ель” “Снежная королева” | Смелым счастье помогает. Выдумка дороже работы. Ручки белые, душа черная. Мал золотник, да дорог. Мать гладит по шерсти, мачеха - супротив. Устами младенца глаголет истина. По одежде не суди, по делам гляди. Что имеем, не храним, а потерявши плачем. |
Конкурс «Ты мне - я тебе». Каждая команда задает по 1 вопросу своим соперникам, но одно условие, чтобы вопрос начинался со слов «Что надо сделать, чтобы…»
1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).
2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам напиток ведьмы).
3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).
4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).
5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).
6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).
7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).
8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).
9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги «ОЦЕНКИ ЖЮРИ»
Подведение итогов урока
У нас сегодня даже домашнее задание будет необычным , каждый из Вас должен будет написать письмо великому сказочнику Да-да, Г.Х.Андерсену. Поделитесь с ним своими впечатлениями о прочитанных сказках, напишите, что вам в них понравилось, какой герой пришелся по душе.
И хоть сегодняшнее наше необыкновенное путешествие закончилось, но самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Читайте сказки и верьте в чудеса! Ведь они иногда происходят на самом деле.
Спасибо за работу на уроке, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе " КВН по сказкам Андерсена"
урок - игра в форме КВН....
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
конспект урока немецкому языка по теме "СКАЗКИ"
Урок рассчитан на 8 класс, третий год изучения немецкого языка в качестве второго иностранного....
Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"
Презентация на тему сказка Г. Х. Андерсена "Девочка со спичками"...
Конспект урока литературы в 5 классе "В мире сказок Андерсена" с презентацией
Итоговый урок по теме "Сказки Х.К. Андерсена" с презентацией...
Технологическая карта урока урока французского языка по теме "Сказки"
Технологическая карта урока...
Конспект речевой конференции на тему " Сказки Г.Х.Андерсена"
Корреционное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей, имеющих с нарушения слуха.у учащихся формируется речевая активность и инициативность, развивается слов...