Конспект урока по литературе в 6 классе "Есть женщины в русских селеньях.."
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Саляева Ирина Васильевна

Методические приемы:

1.      Объяснение учителя

2.      Анализ текста

3.      Выразительное чтение

 

Автор УМК:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2009.

 

План урока с хронометражем

Этапы урока

Время

Общее

 

1

Организационный момент

1

1

09.01

2

Повторение (разминка)

5

6

09.06

3

Проверка домашнего задания

7

13

09.13

4

Изучение нового материала

15

28

09.28

5

Работа с учебником

7

35

09.35

6

Физкультминутка

1

36

09.36

7

Итог урока

5

41

09.41

8

Рефлексия

3

44

09.44

9

Задание на дом

1

45

09.45

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс Литература, 5 класс

Тема урока: «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.

Программа: программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Выполнил:

учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ Мурзицкой СОШ –

Кочетовская ООШ

Саляева Ирина Васильевна

16 декабря 2014 года

Тема: «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.

Тип урока:  урок чтения и изучения произведения

Цель урока: Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова

Задачи урока:

Ι. Образовательные: 

  • создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли;
  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать  свои мысли,   делать выводы.

ΙI. Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать навыки анализа образа литературного героя;
  • развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: 

воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Оборудование урока: портрет писателя Н.А Некрасов, компьютер, интерактивная доска

Методические приемы:

  1. Объяснение учителя
  2. Анализ текста
  3. Выразительное чтение

Автор УМК:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2009.

План урока с хронометражем

Этапы урока

Время

Общее

1

Организационный момент

1

1

09.01

2

Повторение (разминка)

5

6

09.06

3

Проверка домашнего задания

7

13

09.13

4

Изучение нового материала

15

28

09.28

5

Работа с учебником

7

35

09.35

6

Физкультминутка

1

36

09.36

7

Итог урока

5

41

09.41

8

Рефлексия

3

44

09.44

9

Задание на дом

1

45

09.45


Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

1

Здравствуйте.  Садитесь удобнее, расслабьтесь. У всех прекрасное самочувствие, весёлое, творческое настроение. (слайд 1)

Цель нашего урока, ребята, чтобы вы лучше познакомились с творчеством  Николая Алексеевича Некрасова (слайд 2)

Повторение (разминка).

5

Давайте войдём сначала в рабочий ритм и проведём  небольшую разминку по пройденному материалу.

А) Игра «Угадай словечко».(слайд 3)

  • Созвучие окончаний стихотворных строк
  • Какая это рифма, если рифмуются две строки подряд?
  • Какая это рифма, если рифмуются 1-3 и 2-4 строки?
  • Яркое красочное определение

Б) «Викторина» - назови автора и произведение:

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло.. (слайд 4)

На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На 16-м году

Повстречаешь ты беду… (слайд 5)

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…(слайд 6)

Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски! (слайд 7)

  • Рифма
  • Парная
  • Перекрестная
  • Эпитет

Крылов, «Ворона и Лисица»

В.А. Жуковский, «Спящая царевна»

А.С. Пушкин, «У Лукоморья»

А.С. Пушкин, «У Лукоморья»

Н.А.Некрасов, «На Волге»

Проверка домашнего задания

5-7

Какие строчки из стихотворения «На Волге» вам хотелось бы прочитать? (слайд 8)

Что печалит поэта, что возмущает его?

Выразительное чтение отрывков

Некрасов говорит о безысходности труда бурлаков, о русских крестьянах, покорно терпящих  крепостное право ради  своего куска хлеба

Изучение нового

15

Мы продолжаем знакомство со стихами Н.А. Некрасова.

В 1863 году, после отмены крепостного права, он написал поэму «Мороз, Красный Нос». Автор посвятил её русской крестьянке.

- Сейчас мы послушаем отрывок из поэмы.

Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

Какое чувство хочет передать нам автор?

Чем восхищается русский поэт, описывая русскую женщину?

Чем занимается крестьянка?

В стихотворении крестьянка только трудится?

Просмотреть иллюстрации в презентации и обсудить. Отключить презентацию.

Слушание отрывка

Ответы детей

Ответы детей

Нет. Поэт описывает с восхищением и о том как она смеется, поёт, танцует и все в восхищении за ней наблюдают.

Работа с учебником

7

Ребята, на странице 196 давайте с вами выполним задания 2 и 3.

Задание 2. Какие сравнения, эпитеты помогают создать портрет русской женщины? Приведите примеры.

Я вам заранее сделала карточки, давайте запишем все сравнения, эпитеты.

Сравнения, с чем, кем сравнивает русскую женщину, её черты

 слова, которыми автор называет русскую женщину

Эпитеты

Н.А. Некрасов сравнивает её

с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:

« как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.

Во-первых, она настоящая женщина. - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка», в простонародном смысле –

« нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли». Таким образом, русская женщина  настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.

Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…»,

« Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…»,

« сердечный смех»,

« румяные губы», нарядная матка».

Таким образом,

русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая,

уверенная в себе, спокойная, терпеливая.

Задание 3.в учебнике.

Какая рифмовка используется поэтом?

Перекрёстная

Физкультминутка

1

Молодцы! Хорошо потрудились. Засиделись. Потянемся. Откинем голову назад. Закроем глаза. Вернемся в исходное положение. повернулись посмотрели на гостей через правое плечо, теперь через левое плечо. Встанем.  Покажем себя во всей красе. Молодцы!

Ребята выполняют движение.

Итог урока

5

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте словесный идеал некрасовской женщины, а точнее синквейн. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Женщина
  • Русская, трудолюбивая, семейная, хозяйственная, терпеливая
  • любить, ценить, восхищаться
  • достойна уважения
  • гордость

Рефлексия

3

Какой для вас была встреча с поэзией Н.А. Некрасова?

Какой этап урока показался самым трудным? Интересным? Полезным?

С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего, и что мешало, было лишним?

Оценки за урок

Ответы детей

Задание на дом

1

Выучить отрывок «Есть женщины в русских селеньях…» наизусть сначала и до слов «…смущеньем и гневом горит…:

И по двум пройденным произведениям Н.А. Некрасова вам на дом разгадать кроссворд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по литературе в 5 классе Саляева Ирина Васильевна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская ООШ « Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.

Слайд 2

Цель урока: Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова

Слайд 3

Игра «Угадай словечко». Созвучие окончаний стихотворных строк Рифма Какая это рифма, если рифмуются две строки подряд? Парная Какая это рифма, если рифмуются 1-3 и 2-4 строки? Перекрестная Яркое красочное определение Эпитет

Слайд 4

«Викторина» - назови автора и произведение: И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло… И.А. Крылов , «Ворона и Лисица »

Слайд 5

«Викторина» - назови автора и произведение: На пиру я не была, Но подарок принесла: На 16-м году Повстречаешь ты беду… В.А. Жуковский, «Спящая царевна »

Слайд 6

Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… «Викторина» - назови автора и произведение: А.С. Пушкин, «У Лукоморья » Тёмной ночки Елисей Дождался в тоске своей … А.С. Пушкин, «У Лукоморья »

Слайд 7

«Викторина» - назови автора и произведение: О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски! Н.А.Некрасов, «На Волге »

Слайд 8

И.Репин «Бурлаки на Волге»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе на тему: "Серебряный век русского искусства""

Работа представляет собой конспект урока по литературе в 11 классе на тему "Серебряный век русского искусства". Предлагается систематизированный материал по общей характеристике основных течений в поэ...

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"

Конспект урока по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии" нацелен на знакомство учащихся с понятием "Серебряный век". На данном уроке дети познакомятся с биографическими сведениями некоторы...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Конспект урока "Есть женщины в русских селениях"

Анализ стихотворения Вознесенского "Бьют женщину"...

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Есть женщины в русских селениях».

На уроке   учащиеся  знакомятся с творчеством Н. Некрасова;•  у них формируются читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;• формируют...