Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имя прилагательное. Повторение"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок для 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury_na_temu.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе »
Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило: «Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.
Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
- Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой и доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.
- Мини- спектакль (автор – Ф.И. Тютчев, Мария – дочь поэта)
22 августа 1857 года…Лето уходило…
Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.
- Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Отец передал дочери листок бумаги и сказал:
- Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Это день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
- Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?
В конце урока наша задача ответить на вопрос: какие слова определяют сущность личности Ф.И. Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?
- Запись даты, темы урока, имени поэта.
- Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).
- Знакомство со страницами биографии.
Слово учителя. 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Овгтуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе степей и лесов, родился мальчик.
Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.
О предках Тютчева известно с незапамятных времен. По отцовской линии его предком был Захарий Тютьшов - сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра 1 – граф Петр Андреевич Толстой.
2. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».
Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат
В снега и метели
Закутавшись спят.
Их тощая зелень
Как иглы ежа
Хоть ввек не желтеет
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Беседа по вопросам.
- Сколько строф в стихотворении?
- Каков его центральный образ?
- Сколько времен года пролетает перед нами и какие?
- Как меняется настроение?
- Какие образные средства использует поэт?
- Предложите варианты названия стихотворения.
Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья». Задание: спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте свое мнение.
Работа с именами прилагательными.
- Что обозначает имена прилагательные?
- Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе.
- Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные; объясните правописание кратких прилагательных на шипящий.
- В чем особенность прилагательного не свежа?
- Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.
- Знакомство со страницами биографии Ф.И. Тютчева.
Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву ученье давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте.
В 1822 г. по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел и очутившись в Мюнхене, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Нот все сложилось иначе. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «...более всего я люблю Россию и поэзию».
13 июня 1873 г., за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев едва слышно прошептал: «Какие последние политические новости?»
Ранним утром в воскресенье 15 июля Федор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть.
- Работа с высказыванием Фета о Тютчеве.
Выразительное чтение высказывания.
Два года тому назад, в тих.. осен.. ноч.., стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на зездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобным же ощущением раскрываю стихотворения Ф.И. Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом поэзии!...(А. Фет.)
Беседа по вопросам.
- С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?
- Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?
Лингвистический эксперимент.
- Прочтите текст, исключив имена прилагательные.
- Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.
Орфографическая работа.
- Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных».
- Какие морфологические признаки имеет прилагательное звездное?
Полное определение имени прилагательного.
- Итог урока.
Слово учителя. А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И. Тютчева?» (Запись высказывания: «…более всего я люблю Россию и поэзию».)
- Домашние задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым. Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного имени прилагательного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Урок русского языка в 6 классе "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Разработку урока подготовили учитель русского языка МБОУ СОШ №11 имени Н.А.Свистунова села Беноково Т.В. Николаенко, учитель русского языка МБОУ СОШ №9 ст.Баговской Н.В.Токарева в качестве зачёт...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Урок рассчитан на обучающихся 6 класса. Это интегрированный урок русского языка и литературы не требует навыков знания компьютера. Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; п...