Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Наталья Владимировна Гитайло

Урок рассчитан на обучающихся 6 класса. Это интегрированный урок русского языка и литературы не требует навыков знания компьютера. Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило:"Запятая при однородных членах предложения"; закрепить умение "видеть"в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ»

Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило: «Запятая при однородных членах предложения», закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.

Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой и доброй

традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.

  1. Мини-спектакль (автор – Ф.И. Тютчев, Мария – дочь поэта).

22 августа 1857 года… Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко

думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

– Да, получилось, – наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Отец передал дочери листок бумаги и сказал:

– Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

  1. Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева,

блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?

В конце урока наша задача ответить на вопрос: какие слова определяют сущность личности Ф.И. Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?

  1. Запись даты, темы урока, имени поэта.
  1. Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).
  1. Знакомство со страницами биографии.

Слово учителя. 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Овстуг

Орловской губернии, в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.

Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.

О предках Тютчева известно с незапамятных времен. По отцовской линии его предком был Захарий Тютьшов – сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра I – граф Петр Андреевич Толстой.

2. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».

Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат

В снега и метели

Закутавшись спят.

Их тощая зелень

Как иглы ежа

Хоть ввек не желтеет

Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Беседа по вопросам.

– Сколько строф в стихотворении?

– Каков его центральный образ?

– Сколько времен года пролетает перед нами и какие?

– Как меняется настроение?

– Какие образные средства использует поэт?

– Предложите варианты названия стихотворения.

Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья». Задание: спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте своё мнение.

Работа с именами прилагательными.

– Что обозначают имена прилагательные?

– Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе.

– Какова их синтаксическая роль?

– Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные; объясните правописание кратких прилагательных на шипящий.

– В чем особенность прилагательного не свежа?

– Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода.

– Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий.

– Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.

#1047;накомство со страницами биографии Ф.И. Тютчева.

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву ученье давалось легко,

как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте.

В 1822 г. по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию

иностранных дел и очутившись в Мюнхене, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию».

13 июня 1873 г., за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев едва слышно прошептал: «Какие последние политические новости?»

Ранним утром в воскресенье 15 июля Федор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть.

#1056;абота с высказыванием Фета о Тютчеве.

Выразительное чтение высказывания.

Два года тому назад, в тих.. осен.. ноч.., стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!.. (А. Фет.)

Беседа по вопросам.

– С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?

– Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

Лингвистический эксперимент.

– Прочтите текст, исключив имена прилагательные.

– Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.

Орфографическая работа.

– Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных».

– Какие морфологические признаки имеет прилагательное звёздное?

Полное определение имени прилагательного.

  1. Итог урока.

Слово учителя. А теперь пришло время обратиться к вопросу,

поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И. Тютчева?» (Запись высказывания: «…более всего я люблю Россию и поэзию».)

  1. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с

Тютчевым. Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного имени прилагательного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Урок повторения и обобщения имеющихся знаний по теме: "Имя прилагательное "  в 6 классе с презентацией к уроку. Задания подобраны с учетом поэтапного повторения о прилагательном как части речи, с...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данная презентация позволяет провести урок русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе" с использованием интерактивной доски....

Урок-путешествие по теме "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"

Занимательное путешествие на воображаемом пароходе позволяет вспомнить и закрепить изученное об имени прилагательном...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...

Презентация по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация урока  для 6 класса  по теме "Имя прилагательное. Повтоение изученного в 5 классе". Построение урока как текст....

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....