Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок рассчитан на обучающихся 6 класса. Это интегрированный урок русского языка и литературы не требует навыков знания компьютера. Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило:"Запятая при однородных членах предложения"; закрепить умение "видеть"в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок для обучающихся 6 класса по русскому языку и литературе. | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ»
Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило: «Запятая при однородных членах предложения», закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева.
Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
- Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой и доброй
традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.
- Мини-спектакль (автор – Ф.И. Тютчев, Мария – дочь поэта).
22 августа 1857 года… Лето уходило…
Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко
думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.
– Да, получилось, – наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Отец передал дочери листок бумаги и сказал:
– Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
- Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева,
блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?
В конце урока наша задача ответить на вопрос: какие слова определяют сущность личности Ф.И. Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?
- Запись даты, темы урока, имени поэта.
- Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).
- Знакомство со страницами биографии.
Слово учителя. 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Овстуг
Орловской губернии, в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.
Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.
О предках Тютчева известно с незапамятных времен. По отцовской линии его предком был Захарий Тютьшов – сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра I – граф Петр Андреевич Толстой.
2. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».
Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат В снега и метели Закутавшись спят. Их тощая зелень Как иглы ежа Хоть ввек не желтеет Но ввек не свежа. Мы ж, лёгкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. | Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!.. |
Беседа по вопросам.
– Сколько строф в стихотворении?
– Каков его центральный образ?
– Сколько времен года пролетает перед нами и какие?
– Как меняется настроение?
– Какие образные средства использует поэт?
– Предложите варианты названия стихотворения.
Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья». Задание: спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте своё мнение.
Работа с именами прилагательными.
– Что обозначают имена прилагательные?
– Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе.
– Какова их синтаксическая роль?
– Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные; объясните правописание кратких прилагательных на шипящий.
– В чем особенность прилагательного не свежа?
– Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода.
– Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий.
– Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.
#1047;накомство со страницами биографии Ф.И. Тютчева.
Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву ученье давалось легко,
как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте.
В 1822 г. по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию
иностранных дел и очутившись в Мюнхене, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию».
13 июня 1873 г., за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев едва слышно прошептал: «Какие последние политические новости?»
Ранним утром в воскресенье 15 июля Федор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть.
#1056;абота с высказыванием Фета о Тютчеве.
Выразительное чтение высказывания.
Два года тому назад, в тих.. осен.. ноч.., стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!.. (А. Фет.)
Беседа по вопросам.
– С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?
– Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?
Лингвистический эксперимент.
– Прочтите текст, исключив имена прилагательные.
– Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.
Орфографическая работа.
– Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных».
– Какие морфологические признаки имеет прилагательное звёздное?
Полное определение имени прилагательного.
- Итог урока.
Слово учителя. А теперь пришло время обратиться к вопросу,
поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И. Тютчева?» (Запись высказывания: «…более всего я люблю Россию и поэзию».)
- Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с
Тютчевым. Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного имени прилагательного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Урок повторения и обобщения имеющихся знаний по теме: "Имя прилагательное " в 6 классе с презентацией к уроку. Задания подобраны с учетом поэтапного повторения о прилагательном как части речи, с...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Данная презентация позволяет провести урок русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе" с использованием интерактивной доски....
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имя прилагательное. Повторение"
Урок для 5 кл...
Урок-путешествие по теме "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"
Занимательное путешествие на воображаемом пароходе позволяет вспомнить и закрепить изученное об имени прилагательном...
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...
Презентация по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Презентация урока для 6 класса по теме "Имя прилагательное. Повтоение изученного в 5 классе". Построение урока как текст....
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....