Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Асланова Александра Валерьевна

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на основе анализа стихотворений поэтов серебряного века с использованием адекватных литературному развитию пятиклассников метафорических аналогий. Используются такие формы и приемы  работы, как "полетное повторение", интрига, выявление характера звуков и определение их цвета (ассоциации), решение грамматических задач. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как ассонанс и аллитерация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение:  Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа N2»   города Серпухова Московской области.

Должность: учитель русского языка и литературы   Асланова  Александра Валерьевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Тема:  «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов  серебряного века».

Цели урока.

  1. Обобщение и систематизация материала по русскому языку, изученному в разделе «Фонетика и графика».
  2. Представление общей картины поэзии серебряного века с использованием адекватных литературному развитию пятиклассников метафорических аналогий.
  3. Развитие творческих способностей  и художественного вкуса, интереса к поэзии.
  4. Воспитание внимательного, бережного отношение к родному слову.

Оборудование.

Опорные листы для работы, тексты стихов, опорная лексика на доске, зашифрованный алфавит.

План урока.

  1. «Полетное повторение».
  2. Сообщение темы урока, интрига, сообщение целей урока.
  3. Движение темы.
  1. Алфавит.
  2. Анализ стихотворений К.Бальмонта.
  3. Парные согласные по звонкости-глухости.
  4. Непарные звуки.
  5. «Характер» звуков.
  6. Аллитерация.
  7. Фонетические процессы, их роль в создании поэтического текста.
  8. Анализ стихотворения Ф.Сологуба.
  9. «Цвет» гласных звуков.
  10. Ассонанс.
  11. Решение грамматических задач.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Оценивание и домашнее задание.

                                                          Ход урока

Приветствие.

1.Повторение.

На доске запись предложения в транскрипции: «Гласных и согласных звуков секреты знают многие поэты».

-Прочитайте запись на доске. Грамотный ли человек сделал ее?

-При помощи букв или звуков записано предложение?

-Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки нашей речи?

-В каком разделе изучаются нормы правильного произношения?

-Как называется запись звуками?

-В каком разделе изучаются законы правильного написания слов?

-Найдите в записи слова, в которых есть орфограмма в корне. Какими

буквами вы обозначите эти безударные звуки?

-Найдите слово с безударной гласной в приставке. Какую приставке напишете в слове?

-В каких словах орфограмма в окончании? Объясните, какие окончания напишете и почему?

-Запишите предложение на верхней строке листа орфографически верно. Это  название нашего урока.

2.Сообщение темы урока,  интрига, постановка целей работы.

Кого мы называем поэтом?

-Вспомните, стихи каких поэтов вам уже знакомы?

-Время, когда писал А.С.Пушкин, получило название золотого века русской поэзии. Как вы думаете, почему возникло такое название?

-Золото - один из самых ценных и дорогих металлов, и когда мы говорим «золотое время», мы имеем в виду приятное, радостное, незабываемое. Пушкин – талантливый поэт, время его творчества – важный период в литературе, золотой век.

    Но была в истории русской литературы и другая эпоха, когда вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество, когда всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна. Это время получило название «серебряный век русской поэзии».

    Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по загадочной поэтической Вселенной серебряного века, познакомимся со стихотворениями некоторых поэтов, попытаемся узнать секреты гласных и согласных звуков, которые знают поэты, а помогать нам будут знания, полученные при изучении раздела «Фонетика».

 

3.Обобщение материала и углубление.

1)Алфавит.

2)Чтение и анализ стихотворения  К.Бальмонта  «Камыши».

3) Парные согласные по звонкости-глухости.

                      Иллюстрация на доске.

-Это поэтическая Вселенная, карта, по которой будем путешествовать. Что она вам напоминает?   (Алфавит).

-Восстановите порядок букв.

-Почему важно знать алфавит?

-Красным цветом на карте выделены начальные буквы фамилий поэтов, с которыми познакомимся. На какую букву начинается фамилия первого?

-Константин Бальмонт- это поэт-повелитель природы, очень странный поэт. Он мог писать свои стихи, забираясь по горло в пруд или залезая на вершину  дерева, для того чтобы лучше почувствовать окружающий мир.

     Поэтическим словом, волшебным звуком, не выходя из комнаты, он может заставить читателя услышать шум дождя, плеск реки, дуновение ветра. Что вы услышите сейчас?

Чтение учителем наизусть стихотворения.

-Какой звук, повторяясь много раз, помог услышать шуршание камышей, засасывающие звуки сырого болота?

-Согласный или гласный звук [ш]?

-Как произносятся согласные звуки?

-Звонкий или глухой звук [ш]?

   (листва деревьев, сухая трава так же глухо шуршит, шепчет)

-Запишите  все пары согласных по звонкости-глухости.

-Чем отличается звонкий от парного ему глухого?

-Почему мы рассматриваем звуки парами?

-Что, по-вашему, может заставить почувствовать, услышать, увидеть звук [ж], [p], [c]?

-Во вторую таблицу запишите согласные звуки, у которых нет парного звонкого или глухого.

-У Бальмонта  есть стихотворение, в котором  повторяется один из непарных звуков. Догадайтесь, какой и ощущение чего помогает он создать?

4) Непарные    звуки. Чтение и анализ стихотворения Бальмонта «Влага».

    «Характер» звуков. Роль звуков в создании образа.

-Какой звук повторяется?

-О чем идет речь в стихотворении? (о воде, о реке, по которой скользит лодка, о лебеде, плывущем по реке).

-Услышали ли вы звук волн, мерно бьющихся о борт лодки, о берег?

-Какое ощущение помогает создать звук?  (ощущение воды)

-Почему именно звук [л]? Каков характер звука?

-Звук [л] – звук с ласковым, убаюкивающим характером. Ласковый, как вода.

 Назовите слова, в которых встречается этот звук.

-Подумайте, каковы характеры звуков в записанной нами таблице? Слова-помощники на доске.

веселый                                решительный

задорный                              робкий

застенчивый                         строгий

ласковый                               таинственный

молчаливый

-Обоснуйте свое мнение.

5) Знакомство с термином «аллитерация».

-Открываю первый секрет: повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков называется аллитерацией. Это прием звукописи. Аллитерация может заставить звучать волны, камыши, ветер, сказку.

-Выполним упражнение .

 «Бесшумно шуршат камыши», «забрезжил блуждающий свет», «жабы гнездятся», «и давай жужжать, галдеть в зале паутинной», «немой тот звездный свод» (К.Бальмонт.)

«К светлой чаше подставляла, пену сладкую лила» (Ф.Сологуб.)

«О ты, чье сердце крылит к раздолью» (И.Северянин.)

 1)Он знает след хорька и зайца,

    Лазейки сквозь камыш к реке,

    И так вкусны сорочьи яйца,

    Им испеченные в песке.

                            (Н.Гумилев. «Маркиз де Карабас»)

2)Вот несется слон-пустынник,

   Лев стремительно бежит,

   Обезьяна держит финик

    И пронзительно визжит.

                                (Н.Гумилев. «Лесной пожар»)

6)Чтение наизусть и анализ стихотворения К.Бальмонта «У чудищ»

-Константин Бальмонт, как и многие  поэты серебряного века, любил писать не только о таинственной, завораживающей реальной природе, но и обо всем волшебном. А где  его найти, как не в сказке? Интересно, какую сказку пересказывает поэт в стих. «У чудищ»?

- О каких героях говорит автор?

(о Бабе Яге, ведьме, Змее Горыныче, Кощее, шапке-невидимке)

-Из одной ли они сказки?

-Почему автор решил свободно обойтись со сказками и совместить в тексте разных персонажей?

  (для него мир сказок знаком, близок)

-Какие слова указывают на то, что сказочный мир давно знаком герою?

-Какие слова подтверждают то, что герой чувствует себя в сказке свободно, как дома?

-Единое, волшебное пространство создается за счет того, что герой свободно переходит из одной сказки в другую. Но не только это объединяет героев. Одно общее сказочное пространство создается с помощью аллитерации. Повторяется в этом стихотворении не один, а несколько звуков. Прочтите шепотом, определите, какие звуки повторяются?

-Сказочная атмосфера создается повторением звуков ш, с, ж, ф.

7) Чтение наизусть и анализ стихотворения Ф.Сологуба «Собака».

Фонетические процессы, выяснение их роли в создании поэтического текста.

-В организации звучания стихотворения фонетические процессы, которые происходят в слове, играют значительную роль. Вот, например, определите, какие процессы происходят в словах ножках, все, таков?

            (оглушение)

-Как это отражается в стихотворении?

           (частое повторение шипящих ведет к созданию таинственной    атмосферы)

-Отправляемся за вторым секретом к поэту-оборотню. Федор Сологуб – поэт-оборотень, потому что умел превращаться в разных животных. Поэты серебряного века вообще люди необыкновенные. Они могли видеть мир не только своими глазами, но и глазами животных, цветов.

    Глазами собаки сумел посмотреть на ночь Федор Сологуб. Какие чувства испытывает собака?

-Что оказывает влияние на собаку?

  (луна, тишина, запахи)

-Почему?

  (животные зависят от состояния окружающей среды)

-Как вы догадались, что луна более всего влияет на собаку?

  (несколько раз повторяются слова о луне)

-Что говорит собака о тишине?

-Почему собака землю нюхает в тревоге?

-Недосягаемая луна, утомительная тишина, тревожные запахи… Какие чувства испытывает собака?

  (одиночество, тоску, обиду, тревогу, желание завыть)

-Какой повторяющийся звук помогает понять состояние собаки?

-Долгий у – это вой собаки. А воет животное, когда ему очень плохо. Если бы звуки имели цвет, какого цвета был бы звук  у  ?

-Как произносятся гласные звуки?

-Внесите в таблицу гласные звуки.

-Почему  е,е,ю,я нельзя заносить в таблицу?

8) Гласные звуки, их «цвет».

-Пофантазируйте и придумайте цвет каждому гласному, свой выбор обоснуйте.

9) Знакомство с термином «ассонанс».

-Открываю второй секрет: повторение одних и тех же гласных – это ассонанс. Запишите определение.

Ассонанс может помочь понять чувства, ощущения человека, животных.

10)Грамматические задачи

1)а/я=у/?             2)о/а=е/?           3)мел/ель=лег/?

4)тяжко/тяжело/?

5)пахнет/?=ясно/?=?/долина

               гл.                   гл.

6)?/разб…вать=дать /  ?

11)Итог урока.

-Вот и закончилось наше путешествие в серебряный век русской поэзии.

С какими поэтами мы познакомились?

-Какие два секрета узнали?

-Что помогает понять ассонанс, аллитерация?

-В каждом стихотворении свои звуки, своя музыка. Мы можем читать стихотворение на незнакомом языке, не понимая смысла слов, но чувствуя мелодию стиха, слыша звуки. Я прочитаю стихотворение французского поэта Поля Верна,  а вы попробуйте сказать, каково настроение лирического героя и о чем стихотворение?

-Как звучит стихотворение?

-Какие звуки повторяются?

-Это течение воды, стук дождя. А примерный перевод: «Плачет дождь над городом, плачь  проник в мое сердце».

Литература:

Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В.Леденев.-М.: Дрофа, 2001.

 

 

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...

Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)

Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....