Главные вкладки
Будаева Ирина Владимировна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Использование компьютерных технологий
Увлечения: Проектная деятельность
Регион: Иркутская область
Место работы: МОУ СОШ № 10 г.Усть-Кут
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/budaeva-irina-vladimirovnaО себе
Проживаю в г.Усть-Куте.После окончания средней школы № 5 поступила в Киренское педагогическое училище, которое окончила в 1988г. После чего вернулась в родную школу в качестве учителя начальных классов. Заочно окончила Иркутский педагогический университет в 2001 г. В данный момент преподаю русский язык и литературу, являюсь классным руководителем в 6 классе.Кроме того, возглавляю школьное методическое объединение гуманитарного цикла.В 2012-2013 уч.г. входила в состав аттестационной комиссии работников народного образования.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
К книгам, сформировавшим мой внутренний мир, можно отнести "Педагогическую поэму" Макаренко, "Последний поклон" В.Астафьева, "Голод" В.Быкова.
Моё портфолио
Описание системы работы.
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка , фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Мои цели в воспитании и обучении детей:
-воспитание нравственности;
-развитие речи, фантазии, воображения;
-обучение коллективной работе.
Для того, чтобы добиться положительных результатов учителю необходимо знать психологию и особенности физического развития подростка.
В работе использую труды по психологии Н.М. Щербаковой, Д. В. Иванова, Н.А.Галюк.
В связи с изменениями в деятельности нервной системы отмечаются значительные колебания работоспособности, возбудимости, неуравновешенности, нервных процессов у подростков. Иногда наблюдаются срывы в работе нервной системы. При правильной организации жизни и работы ребенка с учетом серьезных сдвигов в физическом развитии в этом возрасте все перемены в организме могут быть преодолены.
Необходимо учитывать, что подросток больше обращает внимание на внешнюю сторону поступка, нежели на цель и мотивы
( положительно оценивают лихачество, упрямство).Он очень чувствителен к оценке его окружающими, сильно переживает каждую удачу и неудачу. Отсюда « ранимость», колебания в настроениях, « беспричинные» реакции на слова и поступки окружающих. Поэтому ребенок нуждается в чутком и опытном руководителе.
Одной из доминирующих потребностей в этом возрасте является познавательная. При ее удовлетворении формируется устойчивый интерес к знаниям , который определяет положительное отношение к учению. Неудовлетворение познавательной потребностью вызывает резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам.
Подростку свойственно произвольное внимание, хорошо развито распределение внимания. Необходимо учить детей отделять существенное от несущественного.
Все процессы памяти: запоминание , узнавание и воспроизведение- приобретают более логический характер и становятся более управляемыми.Развивается самостоятельность мышления. Подросток имеет свою точку зрения, свои взгляды, суждения. Он критически относится к объяснениям учителя . Желательно чаще ставить подростка перед необходимостью самостоятельно сравнивать объекты, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки, упражняться в практическом применении понятий. Итак, овладение мыслительными операциями в подростковом возрасте требует планомерной и организованной работы , которая направлена на личные возможности, способности ученика.
В этом году мне впервые доверили 5В класс 7 вида. В данном классе необходимо проводить огромную коррекционную работу, учитывая психологию и особенности физического развития детей.
Таким образом, педагогические технологии, используемые мной в работе, выполняют коррекционную функцию.
По определению М.В.Кларина: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей».Каждый учитель должен помочь ребенку в усвоении знаний, учебного материала, в применении их на практике.
В связи с этим использую различные методы и приемы обучения и воспитания.
продуктивная технология | технология сотрудничества | щадящая технология |
основные | основные | основные |
объяснение | беседа | рассказ |
инструктаж | обсуждение | дискуссия |
работа с книгой | дискуссия | диспут |
упражнения | познавательная игра | игра |
тестирование | методы программированного обучения | видеометод
|
вспомогательные | методы проблемного обучения | наблюдения |
лекция | практический метод | вспомогательные |
демонстрация | обучающий контроль |
|
иллюстрация | вспомогательные | ситуационный метод |
видеометод | иллюстрация | нетрадиционные методы |
| демонстрация |
|
| работа с книгой |
|
Рассказ как метод обучения и воспитания.
- Словесный метод устного изложения.
- Основная функция – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
- Рассказ – монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Рассказ-вступление подготовит учащихся к изучению нового материала, рассказ-повествование служит для изложения намеченного содержания, рассказ-заключение заканчивает определенный отрезок обучения.
Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, а также от условий – места и времени, выбранных учителем.
Беседа
Главная функция – побуждение учащихся к участию в уроке или внеклассном мероприятии.
Сущность беседы – с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (применению) известных знаний и достичь усвоения новым путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Беседа заставляет мысль учащихся следовать за мыслью учителя.
Беседа максимально активизирует мышление, служит средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил учащихся.
Беседа должна сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний.
Беседы использую для подготовки учащихся и работе на уроке, ознакомления с новым материалом, для систематизации и закрепления знаний, текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.
На практике использую беседы вводные и организующие, беседы сообщения новых знаний (эвристические), синтезирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные.
Учебная дискуссия
Этот метод используется мною на уроках литературы в 9 классе, он предусматривает обмен взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссий учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его осваивать.
Главная функция метода – стимулирование познавательного интереса, вспомогательные – обучающая, развивающая, воспитывающая, контрольно-коррекционная функции.
Дискуссии обогащают содержание уже известного материала, помогают его упорядочить и закрепить.
Учитель получает информацию о глубине и системе знаний.
Дискуссии полезны в воспитательном значении. С их помощью легко диагностируются особенности характера, темперамента, памяти, мышления, исправляются недостатки поведения и общения школьников (вспыльчивость,…)
Видеометод обучения
Основа метода – наглядное восприятие информации.
Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступная для восприятия, усваивается легче и быстрее.
После прочтения детьми художественного произведения возможен просмотр фильма, снятого по данному произведению, следует беседа.
Практический метод
В деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний в решении практических задач. Умение использовать теорию на практике.
Практический метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Можно выделить 5 этапов, через которые проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:
- Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
- Показ. Этап инструктажа.
- Проба. Этап выполнения 2-3 учениками работы, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания.
- Выполнение работы. Каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель уделяет внимание отстающим.
- Контроль. Оценивается качество выполнения , скорость и правильное выполнение задания.
Практический метод способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания,…
У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса.
Познавательные игры (дидактические)
Специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащемуся предлагается найти выход. Главное назначение метода - стимулировать познавательный процесс. Метод инсценизации может принимать различные формы (диалог, дискуссия, форма театрализованного воспроизведения событий, имевших место или гипотетических .) Структура может быть такой:
этапы | цели учителя | цели учащегося |
| План и содержание Определение темы и цели Распределение ролей Наблюдение, руководство Подведение итогов | Понимание Мотивация Принятие ролей Участие Понимание |
Иллюстрация как метод обучения используется мною практически на каждом уроке.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей.
Отдельным видом иллюстраций является «иллюстрация действующих лиц», которую используют при изучении, например, литературы(«Волк и ягненок», «Капитанская дочка») Эффективность иллюстрации во многом зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе.
При изучении новой темы использую алгоритмы ( точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом ).
Правописание не с причастиями.
1 «шаг» Употребляется ли без не?
Да нет: слитно
2 «шаг» краткое?
Нет да: раздельно
3 «шаг» есть ли зависимые слова?
Нет да: раздельно
4 «шаг» есть противопоставление?
Нет: слитно да: раздельно
В работе использую также таблицы, которые составляем вместе с детьми в ходе урока.
Гласные после шипящих (и Ц)
Ш Ж Ё Щ искл. Ч шов шорох крыжовник капюшон (Ц) | сущ. прил. | сущ. прил. |
О
крючок | О
мячом | |
ожог – сущ. иностр. шоколад шофер | прич. | глаг. |
освеженные | печет ожег |
Словарная работа – область методики русского языка, охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений.
Чтобы словарная работа стала более продуктивной, использую кроссворды, ребусы, составленные мною и детьми, картинные диктанты и др.
100 ` ` A
| 1 |
|
| |||||||||||
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| |||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| |||||||||||
5 |
|
|
| 2 |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| ||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
- Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей.(барабан)
- Военнослужащий, не имеющий командного чина, воинского звания. (солдат)
- Справочная таблица с последовательным перечислением всех дней года. (календарь)
- Шторы из пластинок, навешиваемые на окна. (жалюзи)
- Столярный инструмент со стальным плоским заточенным концом. (стамеска)
На уроках использую разные тестовые задания:
- Найдите имена существительные
1 яблоня 2 рисование 3 плавать 4 радость
- Какое из данных окончаний надо вставить в прилагательное
1 –им 2 –ем
В син..м небе звезды блещут.
- Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
1.Я долго любовался птицами.
2. Ваня всегда говорил правду.
Кроме того, использую различные карточки и перфокарты для индивидуальной работы.
При изучении темы «Приставки при- пре- глаголов» использую карточки с иллюстрациями, изображающие выполнение какого-либо действий.
По завершению работы по этой теме, детям было предложено написать сочинения, в которых они должны были использовать как можно больше слов-глаголов с пре -, при-
Сочинения оказались замечательными, дети применили творческий подход.
Виды поурочного контроля.
Устный контроль осуществляю путем индивидуального и фронтального опроса.
Письменный – с помощью контрольных работ, сочинений, изложений диктантов. На уроках русского языка применяю различные виды диктантов.
Диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико – синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного текста или отдельных элементов.
«Проверь себя» помогает формированию у школьников умения находить и объяснять орфограммы и знаки препинания ,развивает способность владеть лингвистической терминологией, повышает языковую культуру,дает возможность постоянно заниматься повторением.
Методика: учитель диктует 2-3 предложения и одновременно проверяет правильность написанного у 3-4 учеников одного ряда. Учащиеся должны записать предложения, графически объяснить орфограммы и знаки препинания. Затем, вышедшый к доске ученик, записывает из тетради на доске предложения с выполненными заданиями. Учащиеся проверяют, исправляют ошибки.
Зрительный диктант:- вид орфографических упражнений, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание.
Записанный на доске текст (предложения) прочитываются учащимися, анализируются, затем стираются, а школьники пишут по памяти, затем проводится проверка.
Свободный диктант-вид диктанта, близкий к изложению. Текст прочитывается учителем, может быть проведена беседа, затем учитель прочитывает несколько предложений, учащиеся записывают, что запомнили.
Творческий диктант- вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся. Прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно.
Выборочный диктант – вид слухового или зрительного диктанта; предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, с/с, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления; позволяет экономить время на уроке.
Выписать слова с не
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не,
Посмотрел я вокруг с (не) доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне на встречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частици не.
(По Б. Заходеру)
Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладает признаками предупридительного, объяснительного и контрольного диктантов: вначале проводится предварительное объяснение орфограмм, в последующих примерах орфограммы объясняются попутно, одновременно с письмом, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта. Комбинированный диктант преимущественно проводится на уроках общения.
На уроках дети с удовольствием пишут мини- сочинения по заданной теме с использованием данных опорных слов, по возможности используем музыкальные аудио – записи.
При изучении темы: «Соединительная гласная о- е в сложных словах» использ. картинный диктант с применением карточек, сделанных детьми.
На уроках обобщения и закрепления знаний по определенной теме стараюсь проводить работу с применением заданий по группам. Дети получают карточку с заданиями, вопросами по закрепляемому материалу, обсуждают в группах и отвечают по очереди, в то время др. группы слушают и дополняют или исправляют ответы.
Тестовый контроль. В основе – тесты- специальные задания, выполнение( или невыполнение) которых свидетельствует о наличии(или отсутствии) у учащегося определенных знаний, умений.
Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, создаются способы устранения обнаруживаемых пробелов.
На уроках литературы использую те же методы обучения и воспитания, что и на уроке рус.языка.
«Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к одной главе…»
( «Изборник Святослава» 1076г.)
С малых лет дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (скороговорки, пословицы, загадки, сказки…) К урокам литературы по этим разделу дети выполняют следующие задания:
- Иллюстрирование былин, сказок, пословиц.
- Написать пословицы, в которых есть антонимы: густо – пусто, ученые – неученые.
- Написать пословицы, ставя вместо точек антонимы: …дело лучше…безделья.
4)Кроссворды.
Название жанров устного народного творчества.
|
|
| ч |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| |||||||||||
б |
|
| ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
п |
|
|
|
|
|
|
| з |
|
|
|
|
| а |
|
|
|
| а |
| |||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
Былина,пословица,частушка,загадка,сказка.
При изучении произведения А.П.Платонова можно предложить для выполнения детям следующие задания:
Отгадайте небольшие кроссворды, в них вы найдете характерные для рассказов Платонова слова:
семечко п – – – – – – – – –
т – – – – – – –
н – – – – – – – – –
в – – – – – –
цветок ж – –
р – –
с – – – – – – –
с – – – – – –
т – – – – – – –
р – – – – – – – –
приютился, томился, напитаться, впилось, жил, рос, собирал, сторожил, трудился, радовался.
Во время изучения лирических произведений детям можно предложить следующее задание: назвать стихотворение и автора по словам:
…чудесный! …туманы
…прелестный! …луна,
…проснись: …поляны
…взоры …она.
…Авроры, (А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты