М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
методическая разработка по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
Цели: 1)Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
2)Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе;
3)Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Тип урока: изучение нового
Ход урока
I.Орг. момент
II. Побудительная мотивация. Слайд 1
– Ребята, прочитаем высказывание Лессинга, скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
– Скажите, легко ли размышлять?
III. Познавательная мотивация. Слайд 2,3
- Зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М. Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.
Тема, цели урока Слайд 4, 5
Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М. Горький «Часы»)
IV. Усвоение новых знаний
1) Выразительное чтение «Песни» учителем (произведение читается нараспев, не спеша, речетативом)
2) Вопросы после прочтения:
- Какое впечатление произвела на вас «Песня о Соколе»?
А) Кто рассказывает «песню»? (хороший знакомый героя, чабан Рагим);
Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);
В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);
Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);
Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)
Слово учителя : этот прием называется олицетворением. Зачем? При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.
3)Устное задание: найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения ( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.) (в тетрадь записать определения олицетворение, эпитет).
Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.
4) Вопросы для учащихся:
А) Каково настроение автора и рассказчика? (найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать")
Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)
5) Устное задание: сравнить 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведение, сделать вывод: та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы».
Слово учителя: почему же произошло такое изменение в природе, в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и Уже.
6) Вопросы для учащихся:
А) О чем спорят Уж и Сокол?
(О смысле жизни, о счастье.)
- Я предлагаю поработать вам с таблицей (по вариантам)
Сравнительная таблица
№ | Вопросы | Сокол | Уж |
1 | Что значит жить ? | ||
2 | Что значит небо? | ||
3 | Где живёт, обитает? | ||
4 | Характеризующие эпитеты |
- Что значит жить для Сокола? Для Ужа? (Для Сокола жить - значит храбро биться, видеть небо, Уж - Мне здесь прекрасно, тепло и сыро)
- Что значит небо для Сокола и Ужа? (Для Сокола - счастье, свобода, для Ужа- пустое
место, пустыня без дна и края)
- Где живёт Уж? (В ущелье, где темно, пахнет гнилью и душно)
- Где обитает Сокол? (Небо, небесная даль)
Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? ( у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)
7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.
8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение – горение)
9)Афоризм? Человек создан для счастья, как птица для полёта. Автор? Герой?
Жизненная позиция героя | |
Уж | Сокол |
• Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! • Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет... • Рожденный ползать — летать не может!.. • Земли творенье — землей живу я. • Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. | • Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... • О, если б в небо хоть раз подняться!.. • О, счастье битвы!.. • Безумство храбрых — вот мудрость жизни! •„.в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! |
Вывод:
1. Работа над идеей произведения | – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола? Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо – символ счастья. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости. Через символику произведения подводим учащихся к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами. Подводим к цели урока – для чего делает это автор, что хотел этим сказать? Какие качества больше всего ценит в человеке Горький? Можно напомнить учащимся о ранее изученных произведениях («Мцыри», «Парадокс» и др., касающихся темы урока). Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни. 2. – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений:
– А какое высказывание ближе вам? Почему? 4. Авторская позиция – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу. 5.Работа с текстом – Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз? |
VI. Закрепление нового материала
«Приглашение к рассуждению». Мини-сочинение: «Кто я в этом мире: Уж или Сокол?», отразить в нем свою жизненную позицию, свое сходство с горьковскими героями.
VII. Вывод ко всему уроку (определяют учащиеся с помощью учителя): В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока). Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены в образе Сокола. Вторая форма жизни – гниение присуща Ужу.
Зачитать отрывок из письма Горького сыну Максиму: «Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ».
VII. Д/з: 1. Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»?
( Т.е. важен ли вопрос о смысле жизни в наше время? Какие люди живут как Сокол, а какие – как Уж? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?) – по выбору.
2. Наизусть отрывок из песни.
VIII. Рефлексия
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована также для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы) и темат...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"
Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....
Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...
Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе».
Методическая разработка урока по литературе (8 класс)....
Горький М. "Песня о Соколе". Презентация.
Рабочие материалы к уроку литературы и внеклассного чтения по жизни и творчеству М. Горького на основе анализа "Песни о Соколе". Развитие понятия о символе....
М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
План урока и презентация к уроку литературы в 8 классе на тему "М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»...