Живительная сила "Уральских сказов" П.П.Бажова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок внеклассного чтения для 5 класса "Живительная сила "Уральских сказов" составлен в занимательной, игровой форме-состязания знатоков творчества П.П.Бажова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Тема: Живительная сила «Уральских сказов» П.П.Бажова.
Цель:
1)Познакомить детей с произведениями П.П.Бажова.
2)Учить сравнивать, обобщать, делать вывод; развивать фантазию, воображение, умение давать полный, связный ответ; обучать коллективной работе.
3)Пробудить интерес к чтению.
Оборудование урока: портрет П.П.Бажова; подарочное издание произведений Бажова; набор открыток по сказкам; шкатулка; 2 цветика-семицветика; карточки с заданиями; магнитофон; аудио запись с мелодией «В гостях у сказки»; рисунки сказочных предметов.
«Колдун уральский бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ.
«Живинка в деле» - сказ богатый
И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут чему здесь научиться
Любого дела мастера…
Демьян Бедный.
(поэт)
Ход урока.
- Организационный момент. (Звучит мелодия «В гостях у сказки».Дети рассаживаются за 2 стола. Выбор капитанов.
- Вступительная беседа.
Посмотрите внимательно на доску, послушайте, сейчас я зачитаю вам цитату из статьи писателя Б.Полевого, а вы мне скажете, произведениям какого автора будет посвящен наш урок внеклассного чтения.
«Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо. [Он] глядит на собеседника чуть исподлобья; из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки… и от них,… лицо…вдруг свежеет и молодеет».
- О произведениях, какого автора пойдет речь на уроке? (о П.П.Бажове)
- Портрет великого уральского сказочника перед вами на доске, вы его уже видели.
- Теперь прочитаем эпиграф нашего урока? (чтение учителем)
Анализ эпиграфа
- Как понимаете смысл первой строчки? (Сказочник жил на Урале, где записывал и обрабатывал народные предания, сказы, поговорки. Как колдун, волшебник творил замечательные сказки.)
- «Живинка в деле»-? (это 1 из сказок. Кроме того, «живинка в деле»-великое мастерство, талант, непреодолимое желание выполнять свою работу достойно.
- В нем слово ……? (Речь произведения яркая, мудрая, поучительная, язык необычен, самобытен.)
- Мы с вами уже в этом убедились, читая удивительные сказы П.П.Бажова.
- Сообщение цели:
Сегодня вы знатоки уральских сказок.
И так, вперед!
«О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уж навострили ушки…
И сразу меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…сказки!»
- Основная часть:
- Скажите, что вы знаете о Бажове Павле Петровиче?
- Где родился? (На Урале)
- Чем занимался? (Работал учителем в школе, в газете; записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славится Урал)
- Как называется его знаменитая книга сказов?(«Малахитовая шкатулка» )
У меня есть малахитовая шкатулка, которая хранит задания для вас. Вы будете по очереди из шкатулки вынимать задания, обсуждать задания в группе, затем 1 из вас будет отвечать. За правильный ответ на доске на вашем цветке будет появляться лепесток. Следите за дисциплиной!
- 1команда . Народные сказки.(дать определение)Сочинил народ.
2команда. Литературные сказки.(дать определение)Обработана и пересказана автором.
Мы сегодня будем говорить о народных или литературных сказках?
(литературных)
- Разгадать тест, произнести название сказки.
1команда.1)Сколько лет Даренке?
а)8
б)6
в)7
2)Как звали кошку девочки?
а) Мурка.
б) Муренка.
в) Милка.
3)Назвать полное имя девочки?
а) Дарья Григорьевна.
б) Даренка Григорьевна.
в) Даша Григорьевна.
4)Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке.
а) зеленые
б) фиолетовые
в) голубые
2команда.1)Из скольки веточек были рога у козлика?
а)5
б)2
в)6
2)На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя
б) правая передняя
в) обе передние
3) Что в мешках взял дедушка в балаган?
а) сухари
б) картофель
в) зерно
4) Имя главного героя?
а)Кокованя
б) Мокованя
в) Токованя
На доске:
- Выразительное чтение по ролям отрывка из сказов П.П.Бажова. Одна команда читает –другая произносит название произведения.1команда стр.4 «Парень хотел было слово молвить….(«Медной горы хозяйка»).2команда стр.111 «Спрашивает своих-то….(«Приказчиковы подошвы»)
На доске – лепестки.
- Соединить слова 2х столбиков, чтобы получилось название сказки.
1к. малахитовая цветок
каменный шкатулка
синюшкин колодец
2к. медной мастер
горный горы хозяйка
две ящерки
На доске: лепестки.
Физминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной
Если будем наклоняться
Влево – вправо 8 раз.
Вот Дюймовочки слова:
-Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам,
Раз,2,3,4,5.
Дала нам сказка отдохнуть? Отдохнули? Снова в путь!
- По открыткам определить название сказки, доказать.
На доске – лепестки.
- Найти сравнения, метафоры, олицетворения, дать определение.
Сравнение- сопоставление одного предмета или явления с другим.
Метафора- перенос свойств одного предмета или явления на другие.
Олицетворение- перенесение черт живого существа на неодушевленный предмет.
1к.
- «туман, как шапка синяя…»(сравнение) (« Синюшкин колодец»)
- «малахит ушел…»(олицетворение, «Медной горы хозяйка»)
- «Девка – крутое колесо- на месте не посидит…»(метафора «Медной горы хозяйка»)
- «Ленты тонко позванивают, будто листовая медь»(сравнение, «Медной горы хозяйка»)
2к
- «Глаза –звездой, брови- дугой, губы малина…»(метафора «Синюшкин колодец»)
- «Одни ящерки, как стекло блестят, а другие, как трава поблеклая…»(сравнение «Медной горы хозяйка»)
- «Ветер добрый свистит , к полудню разгуляется…»(олицетворение , «Синюшкин колодец»)
- «…камень, а на глазу как шелк, хоть рукой погладить…(сравнение. «Медной горы хозяйка»)
На доске: лепестки.
- Составить план сказов, используя данные с/с и предложения.
1к. «Медной горы хозяйка»
- Поход на покосы
- Сон на руднике
- Встреча с хозяйкой
- Желание Хозяйки исполнено
- Наказание Степана
- Щедрый подарок
- Смерть Степана
2к. «Приказчик подошвы»
- Лютый приказчик
- Приказчик убивает рабочих
- Предупреждение Хозяйки
- Приказчик выступает против Хозяйки
- 2-е предупреждение
- Наказание
- Подошвы
- Пустая порода
На доске: лепестки.
- Из данных рисунков выбрать те, на которых изображены предметы и животные из сказок Бажова.
На доске: лепестки
- Зачитать названия, принадлежащие сказкам Бажова.
1к. «Синяя борода» X
«Малахитовая шкатулка»
«Приказчиковы подошвы»
«Горный мастер»
2к. «Пастушок» X
«Синюшкин колодец»
«Медной горы Хозяйка»
«Серебряное копытце»
- Слова расположить так, чтобы получилось 1-е предложение сказки.
1к. «Медной горы Хозяйка»
Пошли, двое, наших, раз, заводских, смотреть, траву.
(«Пошли раз двое наших заводских траву смотреть»)
2к. «Синюшкин колодец»»
Жил, парень, в нашем, Илья, заводе.
«Жил в нашем заводе парень Илья»
- Подведение итогов
Какая группа лидирует
- О чем сегодня говорили на уроке внеклассного чтения? (О сказах П.П. Бажова, великого и мудрого сказочника)
- Чему учат нас сказки? (На доске переворачиваю лепестки: честность, трудолюбие,…)
Показываю книгу.
- Мы прочитали далеко не все сказы П.П. Бажова, их много каждый интересен по-своему. Надеюсь, что вы прочитаете и другие произведения этого великого уральского сказочника.
Выставление оценок.
Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
«Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа – то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой – то своей».
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь – ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаза как шелк, хоть рукой погладь.
«Вот, - думает парень,- беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта – малахитница – то – любит над человеком мудровать.
Только подумал как – то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
- Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд – то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Парень испужался, конечно, но виду не оказывает.
Притих приказчик, а как наверх поднялись, опять осмелел. Спрашивает своих – то:
- Слыхали что? в шахте?
Те говорят:
- Слыхали.
- Видели – как ноги у меня прилипли?
- Видели, - отвечают.
- Как думаете – что это?
Ну, те мнутся, понятно, потом один выискался и говорит:
- Не иначе, это Медной горы Хозяйка тебе знак подает. Грозится вроде, а чем - непонятно.
- Так вот,- говорит Северьян,- слушайте, что я скажу. Завтра, как свет, в гору приготовьтесь. Я им покажу, как меня пужать да бабенку в горе прятать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вода - живительная сила Земли"
Материал статьи о проблемах сохранения водных ресурсов сегодня. Отражена важность экологического образования всех слоёв населения, особенно подрастающего поколения. Показаны возможные формы работы рес...
Устный журнал "Живительная влага Земли"
Мероприятие посвящено Всемирному дню воды (22 марта). Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; расск...
Час экологического просвещения "Есть в травах и цветах живительная сила"
Разработка мероприятия в виде познавательной викторины...
урок музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества"
Разработка урока музыки в 5 классе. Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка»,...
Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»
Урок обобщения и систематизации по теме: Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»....
Проект "Живительный источник"
Вид проекта: Творческий...
Живительная сила женского сердца в судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны
В работе рассмотрена судьба Елизаветы Федоровны: ее детские годы, семейная жизнь, благотворительная деятельность, трагический финал ее земного пути. Уделено внимание анализу историко-культурного значе...