Устный журнал "Живительная влага Земли"
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Мероприятие посвящено Всемирному дню воды (22 марта). Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_zhivitelnaya_vlaga_zemli.docx | 223.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ЖИВИТЕЛЬНАЯ ВЛАГА ЗЕМЛИ»
Носова Марина Владимировна,
учитель биологии
Предмет: биология, экология
Классы: 6-9
Место проведения: кабинет биологии
Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды.
Оформление кабинета: кабинет украшен стенгазетами о воде.
Ход мероприятия
І. Сообщение темы занятия
1-й ведущий. Вода – живительная влага на нашей планете. Именно ей мы обязаны жизнью на Земле: воде, которую подчас расточительно тратим и бездумно загрязняем.
2-й ведущий. Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли – она незаменима. Вода была, есть и будет необходима во все века и всюду где существуют земные формы жизни.
1-й ведущий. “Нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя”, - сказал русский геолог, академик А.П. Карпинский.
2-й ведущий. «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле» - такое красивое название дал воде выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Это действительно так, поскольку она участвует во всех жизненных процессах.
1-й ведущий. Вода – основа жизни на Земле. Все животные и растительные существа состоят в значительной степени из воды: животные и рыбы – на 75%, медузы – на 99%, картофель – на 76%, помидоры – на 90%, яблоки – на 85%.
2-й ведущий. Вода – основа развития земледелия, энергетики и рыбного хозяйства, без нее немыслимы быт и досуг человека. Вот некоторые цифры, доказывающие это. По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки.
1-й ведущий. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
2-й ведущий. Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.
1-й ведущий. Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды.
2-й ведущий. Во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды.
1-й ведущий. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.
2-й ведущий. Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час. Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.
1-й ведущий. Вы уже догадались, что наш устный журнал посвящен Всемирному дню воды (водных ресурсов).
II. Первая страница «Историческая справка»
2-й ведущий.22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Впервые мысль о назначении такого праздника была озвучена на Конференции ООН, посвященной охране окружающей среды.
1-й ведущий. Случилось это событие в 1992 году, в солнечном и жарком городе всемирно известных фестивалей - Рио-де-Жанейро. Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году приняла официальное решение о проведении Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле. Назначили проведение этого праздника на 22 марта.
2-й ведущий. С 1993 года официально на всей планете стали праздновать Всемирный день воды. В этот день организация по защите окружающей среды обращается ко всем существующим на планете государствам с призывом уделять больше внимания защите водных ресурсов планеты и проводить конкретные действия на национальном уровне.
1-й ведущий. Ежегодно в этот день поднимается новая проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к ее решению. Но основные цели проведения праздника остаются неизменными. Среди них: оказывать помощь и принимать меры для решения проблемы снабжения населения планеты питьевой водой.
2-й ведущий. Распространять информацию о важности и необходимости охраны водных ресурсов и питьевой воды.
1-й ведущий. Привлечение к празднованию Всемирного дня воды как можно большее количество стран, причем на официальном уровне.
2-й ведущий. Только представьте: общая площадь океанов и морей в 2,5 раза превышает территорию суши. Общие запасы воды на Земле составляют около 1386 млн.км3. Большая часть их – 97,5%, вода соленая. Объем пресных вод составляет 35 млн. км3 или 2,5% общих запасов. Для использования людям доступно менее 1% мировых пресноводных ресурсов.
1-й ведущий. Надо ли после приведенных цифр объяснять, почему чистота источников, бережное отношение к воде являются постоянной нашей заботой. Ведь водное изобилие на Земле – явление кажущееся.
III. Вторая страница «Удивительные свойства воды»
2-й ведущий. Вода – удивительное вещество. Даже физико-химические свойства воды уникальны. Это прекрасный растворитель. Уникальность воды состоит в том, что она достаточно хорошо растворяет как органические, так и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время – достаточную сложность образующихся комплексных соединений. В ней растворяется большинство соединений, участвующих в работе клеток. Растворяя токсины и шлаки, вода способствует выведению их из организма.
1-й ведущий. Вода является главным регулятором температуры тела. При повышении температуры тела или окружающей среды у нас усиливается процесс потоотделения, который помогает контролировать температуру тела. При нехватке воды организм становится восприимчивым к простудным заболеваниям.
2-й ведущий. Вода выполняет функцию смазочного материала. Каждый наш орган, каждая система работают в жидкой среде. Вода предотвращает износ тканей.
1-й ведущий. Вода – это одно из немногих веществ в природе, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твердую.
2-й ведущий. В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (родниковая, дождевая, почвенная, из свежего или долго лежащего снега и пр.), по количеству и характеру растворенных в ней веществ.
1-й ведущий. Средняя температура поверхности воды мирового океана равна 17,4 градуса, в то время как средняя температура нижнего слоя воздуха над мировым океаном равна 14,4 градуса.
2-й ведущий. Морская вода при обычной ее солености замерзает при температуре -1,91 градус Цельсия. Иногда вода замерзает при положительной температуре.
1-й ведущий. В кубическом сантиметре морской воды содержится 1,5 грамма белка и немало других питательных веществ. Ученые подсчитали, что Атлантический океан "по питательности" оценивается в 20 тысяч урожаев, собираемых в год на всей суше.
2-й ведущий. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что такая простая на первый взгляд вода, обладает уникальными свойствами.
IV. Третья страница «Живительная сила воды»
1-й ведущий. Использование воды в качестве лечебного средства старо как мир. О целебных свойствах воды люди знали уже более 4000 лет. В древнегреческих храмах, посвященных Асклепию, богу медицины, больных лечили ваннами. Жители Крита широко использовали лечебные свойства воды задолго до того, как римские бани начали привлекать толпы страждущих.
2-й ведущий. Гиппократ был твердо убежден в том, что солнечная энергия, содержащаяся в воде, — основа крепкого здоровья. Русские и турецкие бани с парной, а также скандинавские сауны существуют с незапамятных времен.
1-й ведущий. Сухой пар в сауне и влажный в бане очищает кожу, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы, стимулирует обмен веществ и деятельность сердечно-сосудистой системы. Баня снимает утомление, тонизирует весь организм, улучшает самочувствие и настроение.
2-й ведущий. Основателем гидротерапии принято считать пастора Себастьяна Кнейпа, известного немецкого врача. Его заслуга состоит в том, что он превратил лечение водой, применяемое жрецами и лекарями Древнего Египта, Греции, Рима и Индии, в систему тренировки и закаливания организма.
1-й ведущий. Для лечения С. Кнейп рекомендовал холодные, горячие и контрастные водные процедуры. Это - общее и частичное обливание; ванны;
душ; паровые ванны и ингаляция; укутывания, обертывания и компрессы;
прикладывание льда; хождение босиком по воде.
2-й ведущий. Особую ценность имеет вода из источников. В водах, взятых из природных источников, растворены разнообразные вещества. Проделывая путь под землей, обычная вода растворяет частички горных пород и минералов, превращаясь, порой в настоящий чудодействующий эликсир.
1-й ведущий. Не менее важна и минеральная вода. Она близка по своей структуре к талой. Однако целительные свойства талой воды сохраняются лишь в течение нескольких часов, а минеральная вода не растрачивает энергетики на протяжении гораздо более длительного периода времени.
2-й ведущий. Минеральная вода делится на три группы: столовая, лечебно – столовая и лечебная. Пить без ограничений можно лишь столовую минеральную воду, уровень минерализации в которой до 1 г/л. Лечебную минеральную воду нужно применять только из медицинских показаний. Такую воду пьют курсами, соблюдая определенную дозировку. Бесконтрольное употребление лечебно – столовой минеральной воды может привести к нарушению водно – солевого баланса в организме. Поэтому в день ее следует пить ограниченно и делать перерывы в употреблении.
1-й ведущий. Правильное использование живительной силы воды поможет в сохранении красоты и здоровья.
V. Четвертая страница «Викторина о воде»
- Как называется наука о природных водах, о движении воды в природе. (Гидрология)
- Как называется аппарат для дыхания человека при погружении под воду (Акваланг)
- В каких трех состояниях может находиться вода?
- Объясните поговорку «Как в воду глядел».
- При какой температуре замерзает морская вода? (-1,91° С)
- Исследователь, совершающий плавание в специальном аппарате под водой на больших глубинах. (Акванавт)
- Прозрачные краски, разводимые водой (Акварель)
- Объясни поговорку «Как с гуся вода».
- Какое основное свойство воды использует человек, когда моет посуду, стирает белье, моется сам?
- Чем можно объяснить синий цвет морской воды?
- Электростанция, использующая энергию падающей воды для выработки электроэнергии. (Гидростанция)
- Раньше люди собирали дождевую воду и использовали ее для питья, хозяйственных нужд. Сейчас ее используют мало, а под дождь стараются не попадать. Почему?
- Поверхность водного пространства, водоема. ( Акватория)
- Какая вода является лечебной?
- Откуда появляются капельки воды на холодном предмете, когда его вносят в теплую комнату?
- В чем смысл пословицы «Воды и огонь боится»?
- Чем можно объяснить разный вкус воды, встречающейся в природе?
- Почему вода в родниках всегда очень чистая?
- Как вода может помочь человеку выполнять разные работы по хозяйству?
- Назовите народные обряды, связанные с водой.
VI. Пятая страница «Музей воды»
1-й ведущий. Невозможно представить себе жизнь без воды, а наш быт без водопровода. Ее воспевают в песнях, ей посвящают стихи. В честь водопроводов даже памятники устанавливают и открывают музеи.
2-й ведущий. В Санкт – Петербурге установлен памятник петербургскому водовозу. Скульптура выполнена из бронзы по проекту скульптора С. Дмитриева и архитектора В. Васильева. Памятник представляет собой фигуру водовоза в натуральную величину, который тянет бочку с водой, а впереди него бежит собачка. (Демонстрация фотографии) В процессе работы скульптор просмотрел множество исторических материалов и не упустил ни одной важной детали.
Санкт – Петербург. Памятник водовозу
1-й ведущий. В 2003 г. в здании первой в Петербурге водонапорной башни открылся уникальный музей, который получил название «Мир воды Санкт-Петербурга». Экспозиция музея отражает взаимоотношения человека и воды. Среди экспонатов можно увидеть действующие водяные часы, уникальные документы, чертежи, образцы старинной сантехники, предметы быта, — словом, все, что связано с водой в быту человека. В одной из пристроек башни демонстрируется макет исторического центра города, крупномасштабная карта Невы, на которой показан ее гидрологический режим, состояние водных ресурсов Санкт-Петербурга, возможных чрезвычайных ситуаций при наводнениях, экологических катастрофах. В этот музей на экскурсии постоянно приходят школьники, туристы, горожане.
2-й ведущий. Своим памятником водопроводу могут похвастаться и жители Ростова – на – Дону. Он представляет собой бронзовую девушку с ведром у водопроводной колонки. (Демонстрация фотографии) Казалось бы, не сочетается ее наряд 19 века с типичной водопроводной колонкой, каких и теперь еще хватает в наших городах. Но, оказывается, нет в этой скульптуре никакой исторической неправды. Ростов – на Дону был одним из первых российских городов, обзаведшихся водопроводом.
Ростов – на – Дону. Памятник водопроводу
1-й ведущий. Памятник водопроводу установлен также в Подмосковье (в Мытищах). Он представляет собой водопроводные трубы, раскрашенные в разные цвета. (Демонстрация фотографии)
Мытищи. Памятник водопроводу
VII. Итог мероприятия
1-й ведущий. Охрана водных ресурсов, разработка мер по их правильному использованию, проблема очистки загрязненной воды постоянно находится в центре внимания жителей всего земного шара.
2-й ведущий. Во всех государствах планеты приняты законы, обязующие всех жителей рационально использовать воду, строго соблюдать водоохранный режим, беречь наши моря, реки, озера, и другие водные источники от загрязнения и истощения.
1-й ведущий. Доброе, разумное отношение людей к природе поможет сохранить чистоту, а значит, и водные ресурсы нашей страны.
Ученик читает стихотворение.
Чистая и свежая вода
нам сейчас так нужна!
Как человеку воздух,
Как животным еда.
Как небу солнце -
Вода нам нужна!
Если не будет чистой воды,
То погибнут все реки и пруды.
Погибнут все народы...
Берегите, люди, воду!
2-й ведущий. Вот и перевернута последняя страница нашего устного журнала. Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Сын земли русской"(основные вехи жизни М.В.Ломоносова)
Цель данного мероприятия : обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, раскрыть масштабность личности Ломоносова как истинного сына своего Отечества....
Устный журнал "Сын земли Белгородской"
Данный сценарий разработан для проведения среди учащихся 5-6 классов.Цель: Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.Задачи: раскрыть перед дет...
Устный журнал "Час Земли".
Устный журнал " Час Земли" проведен как открытое мероприятие для родителей. Материал для публикации включает: 1. Разработку - сценарий праздника.2. Презентацию к "Устному журналу".3. Фрагменты му...
Году экологии посвящаем устный журнал «Берегите Землю!»
Сегодня школьный праздник «День Земли» мы посвящаем Году охраны окружающей среды и всех учащихся нашей школы мы приглашаем на устный журнал: «Берегите Землю!»...
Устный журнал «Сокровище Земли – Гармония»
Этот устный журнал был успешно проведен с учениками 9 класса. Материал устного журнала служит основным образовательным целям. Он расширяет представления старшеклассников об окружающем нас мире. ...
Внеклассное мероприятие "Земля у нас одна..." Устный журнал (ко Дню Земли)
Конспект внеклассного мероприятия "Земля у нас одна..." с презентацией. Мероприятие проходит в форме устного журнала....
Устный журнал «День Земли».
Цель: создать условия для формирования экологического сознания и чувства уважения к планете Земля.Задачи:1. Формировать первоначальные представления учащихся об экологии и ее роли в жизни людей, дать ...
Комментарии
Хорошо!
Очень хорошее мероприятие,частично использую материал в своей педагогической деятельности.
Рада, что Вам пригодилось!
Рада, что Вам пригодилось!