Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации по теме: Вторая жизнь песни «Живительный родник творчества».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Живительный родник творчества37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 «А» классе

Тема урока: вторая жизнь песни «Живительный родник творчества»

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Цель урока: Углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с обработкой, интерпретацией классических произведений на примере музыки П.И.Чайковского и Э.Грига.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни, народных истоков профессиональной музыки.
  • Закрепить знание средств музыкальной выразительности.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (контраст лада, темпа, тембра, жанровой основы, формы музыкальных произведений).
  • Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения.
  • Развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к русской классической музыки и музыки других народов мира.

Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр

Ход урока:

Вход: П.И.Чайковский «1 концерт для фортепиано с оркестром».

Музыкальное приветствие.

Учитель поет: Здравствуйте ребята!

Дети поют: Здравствуйте, здравствуйте наш учитель музыки. Начинается урок (лад до мажор).

Учитель: Ребята, тема нашего урока «Вторая жизнь песни» и поэтому мы начинаем урок с разучивания новой песни. Но перед этим мы споем вокальные упражнения для развития голосового аппарата.

 Распевание (пение по дирижерскому жесту):

  1. Лад до мажор на legato, non legato
  2. «Утро» Э.Григ на p < f > p (цепное дыхание)

Учитель: А теперь послушайте песню и ответьте на вопрос – о ком эта песня? Как с помощью средств музыкальной выразительности композитор увидел образ, созданный автором текста.

Звучит песня «Караваны птиц надо мной летят» муз.Жуковского сл.Фатьянова (слайд №1)

Ответы детей: Образ человека, который глядя на улетающих птиц, вспоминает свою Родину.

Учитель: Правильно, ребята. Музыка плавная, непевная, минорная.

Какие динамические оттенки мы используем при разучивании этой песни? (слайд №2)

Ответы детей: piano, crescendo, fermata, diminuendo, legato.

Учитель: А сейчас песню споют только первые голоса, затем вторые. Теперь соединим оба голоса вместе, обращая внимание на унисон.

Исполнение песни с солистами

Учитель: Ребята, назовите песни, которые прожили долгую жизнь?

Ответы детей: Народные песни.

Учитель: А сейчас обратимся к заданию на стр.29. Вспомните музыкальные произведения, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. Приведите примеры.

Ответы детей: Чайковский, в 4 симфонии звучат мелодия «Во поле береза стояла»; Чайковский, в 1 концерте для фортепиано с оркестром звучит у.н.п. «Веснянка»; Римский-Корсаков, в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы масленицы» используются народные мелодии.

Учитель: А теперь послушайте фрагменты музыкальных произведений и скажите, что сейчас прозвучало?

Звучат фрагменты: П.И.Чайковский «4 симфония» («Во поле береза стояла»), П.И.Чайковский «1 концерт для фортепиано с оркестром» (у.н.п. «Веснянка»)

Ответы детей.

Физкультминутка

Учащиеся встают и вместе с учителем выполняют упражнение:

  1. Крадут руки на диафрагму, медленно берут дыхание одновременно носом и ртом, задерживают его и медленно выдыхают.
  2. Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     

Учитель: Послушайте фрагмент музыкального произведения. Знакома ли вам эта музыка?

Звучит пьеса Балакирев-Глинка «Жаворонок» (слайд №3)

Учитель: Интонации какой мелодии вы узнал?

Ответы детей: Мелодии романса Глинки «Жаворонок», но это пьеса, а не романс.

Учитель: Правильно, ребята. И написал ее композитор Милий Балакирев (слайд №4)

Какой прием развития музыки использовал композитор?

Ответы детей: Вариационный.

Учитель: Как изменилась музыка?

Ответы детей: Характер музыки стал более взволнованным, темп более быстрый, но в конце – медленнее, минорный лад меняется на мажорный.

Учитель: Балакирев сделал обработку романса «Жаворонок». Что такое обработка?

Ответы детей: Обработка – всякое изменение оригинального текста.

Учитель: Кто из вас знает, что значит слово «интерпретация»? Давайте произнесем это слово все вместе.

Ответы детей: Это слово означает толкование музыкального произведения исполнителем.

Учитель: Скажите, кто такой исполнитель?

Ответы детей: Это пианист, скрипач, певец и т.д.

Учитель: А теперь обратимся к репродукции картины художника К.Васильева (слайд №5) Какой образ вы видите? Какое чувство преобладает во взгляде?

Ответы детей: Напряженность, тревога, волнение, надежда.

Учитель: Какой контраст мы видим в картине?

Ответы детей: Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа.

Учитель: Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей: Ожидание.

Учитель: Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине?

Ответы детей: «Песня Сольвейг» Э.Грига.

Учитель: А теперь мы все вместе исполним эту песню.

А сейчас послушайте и определите, в каком исполнении звучит музыка?

Звучит «песня Сольвейг» в исполнении симфонического оркестра. 

Ответы детей.

Учитель: Сколько частей в музыке?

Ответы детей: Три.

Учитель: Как изменилась вторая часть?

Ответы детей: Мажор лад, темп быстрый, танцевальный ритм.

Учитель: С чем связан контраст в музыке?

Ответы детей: С надеждой Сольвейг на встречу с любимым.

Учитель: А теперь услышим новую трактовку этого произведения.

Звучит джазовая обработка «песни Сольвейг», видеофрагмент.

Учитель: Какой инструмент солировал?

Ответы детей: Саксофон.

Учитель: Это музыка в стиле блюз. Он появился как вокальный жанр, затем нашел свое продолжение в инструментальной музыке.

Итог урока: Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений. Что их объединяет?

Ответы детей: Связь с литературой.

Учитель: Кто дает вторую жизнь песне?

Ответы детей: Композиторы, они делают обработки музыкальных произведений. Исполнители – от них зависит интерпретации музыкальных произведений).

Учитель: И заканчиваем мы наш урок песней.

Исполнение песни «Родная земля»  муз.Я.Дубравина, сл.Е.Руженцева.

Выход: П.И.Чайковский «Симфония №4».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества"

Разработка урока музыки в 5 классе. Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка»,...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".

Цели: -повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки -подчеркнуть жизненную основу всех искусств -развитие памяти Задачи:  -показать  связь русской народной песни...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

«Вторая жизнь песни»

Цель:  Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.Задачи урока:·...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

открытый урок по музыке в 5 классе "Вторая жизнь песни"

Урок на основе произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова...

Разработка урока по музыке 5 Класс "Вторая жизнь песни"

Разработка урока по музыке 5 Класс  "Вторая жизнь песни" . Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...