Календарно-тематическое планирование 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю по программе Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот, что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 -9 и 10 – 11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы ((5 – 6, 7 – 8 и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. На уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Программа каждого курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и т.д.). В 5 классе затронута ведущая проблема, а именно: внимание к книге.
Исследования в школах России показали, что иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений важны. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве.
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и уроках риторики в старших классах. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;
сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Введение | 1 | |
Устное народное творчество | 7 | |
Древнерусская литература | 1 | |
Русская литература XVIII века | 1 | |
Русская литература XIX века | 26 | |
Поэты 19 века о родине и родной природе | 2 | |
Русская литература XX века | 17 | |
Поэты о Великой Отечественной войне | 1 | |
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | 2 | |
Писатели улыбаются | 1 | |
Зарубежная литература | 8 | |
Итоговый урок | 1 | |
Итого: | 68 |
Список учебно – методической литературы
- Карасева И.В., Коровина В.И. Литература. 5 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2011.
- Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. М.: Просвещение, 2006.
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. М.: Просвещение, 2010.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику – Литература. 5 класс. М.: Просвещение, 2008.
Календарно – тематическое планирование
Четверть | № урока п/п | № урока в теме | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
первая | 1 | 1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
2 | 1 | Устное народное творчество Славянская мифология. | 7 | |||
3 | 2 | УНТ. Малые жанры фольклора. | ||||
4 | 3 | Русские народные сказки. Виды сказок. «Царевна-лягушка». | ||||
5 | 4 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | ||||
6 | 5 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. | ||||
7 | 6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле. | ||||
8 | 7 | Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. | ||||
9 | 1 | Из древнерусской литературы Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей. | 1 | |||
10 | 1 | Из русской литературы XVIII века М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру». Роды и жанры литературы. | 1 | |||
11 | 1 | Из русской литературы XIX века В.ч. Басня как литературный жанр. Истоки баснописенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы). | 26 | |||
12 | 2 | И.А. Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий - «Волк на псарне». | ||||
13 | 3 | И.А.Крылов Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали. «Волк и ягненок». «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». | ||||
14 | 4 | Мы любим читать басни (чтение учениками басен). | ||||
15 | 5 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка. | ||||
16 | 6 | В.А. Жуковский баллада «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | ||||
17 | 7 | А.С.Пушкин. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательный образ русских народных сказок. | ||||
18 | 8 | К. Письменные ответы, тестирование. | ||||
вторая | 19 | 9 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | |||
20 | 10 | Р. Сравнение литературной и народной сказок. Бродячие сюжеты. Рифма, ритм, строфа. Обучение домашнему сочинению. | ||||
21 | 11 | Русская литературная сказка А. Погорельский «Черная курица или подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. | ||||
22 | 12 | В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. | ||||
23 | 13 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | ||||
24 | 14 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | ||||
25 | 15 | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | ||||
26 | 16 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». «Страшная месть». | ||||
27 | 17 | Н.А. Некрасов «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. | ||||
28 | 18 | В.ч. Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» - образ русской женщины. «Крестьянские дети» - мир детства. | ||||
28 | 19 | И.С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | ||||
30 | 20 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Осуждение крепостничества. | ||||
31 | 21 | Р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | ||||
32 | 22 | К. Письменные ответы, тестирование. | . | |||
третья | 33 | 23 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Чудная картина». | |||
34 | 24 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | ||||
35 | 25 | Р. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. | ||||
36 | 26 | А.П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ. | ||||
37 | 1 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 2 | |||
38 | 2 | Лирика А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. | ||||
39 | 1 | Из русской литературы XX века В.ч. И.А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 17 | |||
40 | 2 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | ||||
41 | 3 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | ||||
42 | 4 | Р. Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Подготовка к домашнему сочинению. | ||||
43 | 5 | С.А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» поэтическое изображение Родины и родной природы. | ||||
44 | 6 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы – мастера. | ||||
45 | 7 | Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка. | ||||
46 | 8 | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» - герои и их поступки. | ||||
47 | 9 | Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | ||||
48 | 10 | В.ч. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» природа и человек. | ||||
49 | 11 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | ||||
50 | 12 | Р. Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению. | ||||
51 | 13 | А.П. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | ||||
52 | 14 | К. Письменные ответы, тестирование. | ||||
четвертая | 53 | 15 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро», черты характера героя и его поведение в лесу. | |||
54 | 16 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | ||||
55 | 17 | Р. Классное сочинение по произведениям С.А. Есенина, П.П. Бажова, К.Г. Паустовского, В.П. Астафьева, А.П. Платонова. | ||||
56 | 1 | Поэты о Великой Отечественной войне А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». | 1 | |||
57 | 1 | Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе И.А. Бунин, Д.Б. Кедрин, А.А. Прокофьев. Образ Родины в стихотворениях о природе. | 2 | |||
58 | 2 | Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон – Аминадо «Города и годы». | ||||
59 | 1 | Писатели улыбаются С. Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». С. Черный. Образы детей в рассказе «Игорь - Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». | 1 | |||
60 | 1 | Из зарубежной литературы Р. Стивенсон «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Понятие «баллада». | 8 | |||
61 | 2 | В.ч. Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | ||||
62 | 3 | Х.К. Андерсен «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | ||||
63 | 4 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | ||||
64 | 5 | Р. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению. | ||||
65 | 6 | В.ч. Ж. Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | ||||
66 | 7 | В.ч. М. Твен «Приключения Тома Сойера». | ||||
67 | 8 | В.ч. Д. Лондон «Сказание о Кише». | ||||
68 | 1 | Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.
Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс ...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс Г.В.Дорофеев и др....
Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова
Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова...