Программа кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"
рабочая программа по литературе по теме

Визгалова Вера Владимировна

Рассмотрена                                                                                                    Утверждаю

на заседании МК                                                                               Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного  цикла

___________________________                                                       __________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г.                                                 «____» _________________ 2012 г.

 

 

 

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                             Разработала

                                                                                                                                                                                                                                                             преподаватель 

                                                                                                                                                                                                                                                             русского языка

                                                                                                                                                                                                                                                             и литературы

                                                                                                                                                                                                                                                             В.В. Визгалова                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ртищево

 

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы.  Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I  и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).              

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

          Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы -  через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

 

 

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

     * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

        * воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        * преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

        * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I  и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц). 

 

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

 Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.    

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

           Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

 

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

1

1

2

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

1

1

2

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

1

1

2

4.

Системы стихосложения.

1

1

2

5.

Размер стиха.

1

1

2

6.

Рифма. «Поход за вдохновением».

1

1

2

7.

Стили речи.

1

1

2

8.

Поэзия и живопись.

1

1

2

9.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

1

1

2

10.

Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов.

1

1

 

2

 

Итого

10

10

20

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

     Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

  Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

  Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

  Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

 Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

  Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 10: Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Учащиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

                             

Методическое обеспечение занятий

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.  

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова  были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6.  При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

 

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

 

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

     1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

     2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

     3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

     4. Компьютер, мультимедийный проектор.

     5. Магнитофон.

     6. Столы, стулья.  

Кабинет должен  быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

 

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и  читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 1989.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_literature_v_mire_poezii.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                                    Утверждаю

на заседании МК                                                                               Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»

гуманитарного  цикла

                                                                                              __________________/В.В.Кокорин

«____» _________________ 2012 г.                                 «____» _________________ 2012 г.    

Программа

кружка по литературе

"В МИРЕ ПОЭЗИИ"

                                                                                                   Разработала

                                                                                                   преподаватель  

                                русского языка

                                                                                                   и литературы

                                                                                                   В.В. Визгалова                           

г. Ртищево

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы.  Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I  и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).              

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

          Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы -  через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

     * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

        * воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        * преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

        * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I  и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц). 

Педагогические условия реализации программы: 

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

 Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.    

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

           Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

1

1

2

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

1

1

2

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

1

1

2

4.

Системы стихосложения.

1

1

2

5.

Размер стиха.

1

1

2

6.

Рифма. «Поход за вдохновением».

1

1

2

7.

Стили речи.

1

1

2

8.

Поэзия и живопись.

1

1

2

9.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

1

1

2

10.

Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов.

1

1

2

Итого

10

10

20

Содержание программы

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

     Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

  Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

  Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

  Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

 Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

  Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 10: Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Учащиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

                             

Методическое обеспечение занятий 

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.  

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова  были положены на музыку?
  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  6.  При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

     1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

     2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

     3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

     4. Компьютер, мультимедийный проектор.

     5. Магнитофон.

     6. Столы, стулья.  

Кабинет должен  быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и  читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Программа кружка «Английская литература»  разработана для учеников старших классов (10-11), рассчитана на 4 часа в неделю....

Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса

Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса "Мифы народов мира"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...

Программа кружка "Художественная литература и искусство кино"

Данная программа расчитана на учащихся 11 класса. Количество часов - 72....

Рабочая программа кружка по литературе "В мире литературы"

Цель программы : вызвать интерес к чтению.Задачи: развивать читательские компетенции; активизировать творческие способности учащихся; стимулировать исследовательскую деятельность; уточнить и развить т...