Программа кружка по литературе "В МИРЕ ПОЭЗИИ"
рабочая программа по литературе по теме
Рассмотрена Утверждаю
на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»
гуманитарного цикла
___________________________ __________________/В.В.Кокорин
«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.
Программа
кружка по литературе
"В МИРЕ ПОЭЗИИ"
Разработала
преподаватель
русского языка
и литературы
В.В. Визгалова
г. Ртищево
Пояснительная записка
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.
Актуальность программы:
Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:
- целостный анализ поэтического произведения:
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной и творческой активности у ребят;
- увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. |
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. | 1 | 1 | 2 |
2. | «Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. | 1 | 1 | 2 |
3. | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 1 | 1 | 2 |
4. | Системы стихосложения. | 1 | 1 | 2 |
5. | Размер стиха. | 1 | 1 | 2 |
6. | Рифма. «Поход за вдохновением». | 1 | 1 | 2 |
7. | Стили речи. | 1 | 1 | 2 |
8. | Поэзия и живопись. | 1 | 1 | 2 |
9. | Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. | 1 | 1 | 2 |
10. | Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. | 1 | 1 |
2 |
Итого | 10 | 10 | 20 |
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы:
Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (2 часа)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Стили речи. (2 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Ожидаемые результаты к концу обучения
1. Учащиеся должны знать:
- основы теории литературы;
- композицию литературного произведения;
- жанровое разнообразие литературы;
-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
- систему стихосложения;
- размер стиха.
2. Учащиеся должны уметь:
- отличать прозаическое произведение от поэтического;
- подбирать рифму;
- рифмовать строфы в разных размерах;
- декламировать литературные произведения.
3. Учащиеся должны приобрести навыки:
- аккуратности и трудолюбия;
- основные навыки работы в группе.
Методическое обеспечение занятий
Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.
Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
- увлекательные тематические занятия;
- обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
- чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
- занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.
Дидактические игры:
- Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над … прудом
- Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:
Где … серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – просто везде, –
Лишь паутины … волос
Блестит на … борозде.
- Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.
Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.
Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,
Как будто …, и пробились сквозь неё,
Словно …, упругие стебельки.
На тонких веточках берёзы, как …,
Заблестели на солнце молодые листочки:
Лес наполнился радостными голосами, как будто … .
- Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
- Продолжите строки с рифмами:
Рак \ мак \ …;
Багаж \ гараж \ …;
Белка \ грелка \ …;
Карандаш \ пейзаж \ …
Викторины
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
- Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
- Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
- Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
- На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
- М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
- При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
- Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?
Литературные игры
Английские шарады
Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.
Прогулка со словами
Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).
Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
6. Столы, стулья.
Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.
Список литературы
Литература для педагога:
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
- Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
Литература для обучающихся:
- Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
- Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_literature_v_mire_poezii.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на заседании МК Директор ГБОУ СО НПО «ПУ №12»
гуманитарного цикла
__________________/В.В.Кокорин
«____» _________________ 2012 г. «____» _________________ 2012 г.
Программа
кружка по литературе
"В МИРЕ ПОЭЗИИ"
Разработала
преподаватель
русского языка
и литературы
В.В. Визгалова
г. Ртищево
Пояснительная записка
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «В мире поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.
Актуальность программы:
Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся училища – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:
- целостный анализ поэтического произведения:
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися I и II курсов обучения. Занятия проводятся из расчёта 20 часов в год (2 раза в месяц).
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной и творческой активности у ребят;
- увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общеучилищных линейках, участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. | 1 | 1 | 2 |
2. | «Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. | 1 | 1 | 2 |
3. | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 1 | 1 | 2 |
4. | Системы стихосложения. | 1 | 1 | 2 |
5. | Размер стиха. | 1 | 1 | 2 |
6. | Рифма. «Поход за вдохновением». | 1 | 1 | 2 |
7. | Стили речи. | 1 | 1 | 2 |
8. | Поэзия и живопись. | 1 | 1 | 2 |
9. | Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. | 1 | 1 | 2 |
10. | Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. | 1 | 1 | 2 |
Итого | 10 | 10 | 20 |
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы:
Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (2 часа)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Стили речи. (2 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Ожидаемые результаты к концу обучения
1. Учащиеся должны знать:
- основы теории литературы;
- композицию литературного произведения;
- жанровое разнообразие литературы;
-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
- систему стихосложения;
- размер стиха.
2. Учащиеся должны уметь:
- отличать прозаическое произведение от поэтического;
- подбирать рифму;
- рифмовать строфы в разных размерах;
- декламировать литературные произведения.
3. Учащиеся должны приобрести навыки:
- аккуратности и трудолюбия;
- основные навыки работы в группе.
Методическое обеспечение занятий
Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.
Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
- увлекательные тематические занятия;
- обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
- чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
- занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.
Дидактические игры:
- Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над … прудом
- Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:
Где … серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – просто везде, –
Лишь паутины … волос
Блестит на … борозде.
- Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.
Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.
Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,
Как будто …, и пробились сквозь неё,
Словно …, упругие стебельки.
На тонких веточках берёзы, как …,
Заблестели на солнце молодые листочки:
Лес наполнился радостными голосами, как будто … .
- Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
- Продолжите строки с рифмами:
Рак \ мак \ …;
Багаж \ гараж \ …;
Белка \ грелка \ …;
Карандаш \ пейзаж \ …
Викторины
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
- Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
- Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
- Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
- На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
- М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
- При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
- Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?
Литературные игры
Английские шарады
Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.
Прогулка со словами
Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).
Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
6. Столы, стулья.
Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.
Список литературы
Литература для педагога:
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
- Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьни ков. – Л., 1974.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
Литература для обучающихся:
- Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
- Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Программа кружка «Английская литература» разработана для учеников старших классов (10-11), рассчитана на 4 часа в неделю....
Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса
Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса "Мифы народов мира"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...
Программа кружка "Художественная литература и искусство кино"
Данная программа расчитана на учащихся 11 класса. Количество часов - 72....
Рабочая программа кружка по литературе "В мире литературы"
Цель программы : вызвать интерес к чтению.Задачи: развивать читательские компетенции; активизировать творческие способности учащихся; стимулировать исследовательскую деятельность; уточнить и развить т...
Программа кружка "Видиотехнологии в мире творчества"
Рабочая программа...