Рабочая программа кружка по литературе "В мире литературы"
рабочая программа по литературе (5 класс)
Цель программы : вызвать интерес к чтению.
Задачи: развивать читательские компетенции; активизировать творческие способности учащихся; стимулировать исследовательскую деятельность; уточнить и развить теоретические знания.
Изучение литературы помогает воспитанию духовно развитой личности; формированию основ гражданского самосознания, воспитанию чувства патриотизма, любви к великой истории и культуре своей страны.
Актуальность проблемы чтения связана с вытеснением во многих семьях книги телевидением и компьютером. Программа литературного кружка "В мире литературы" предоставляет возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности и обратить внимание не только на произведения, изученные в классе, но и к книгам, входящим в круг чтения современных подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "В мире литературы" | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 1
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО _________ Голикова И. В. Протокол № 1 от «» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор _____________ Тищенко Г.И. Приказ № - от «» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по литературе
«В мире литературы»
для 5-а класса
учителя русского языка и литературы
Составитель:
Федотова Валентина Игоревна
г. Дятьково
2019
I.Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
В процессе реализации курса внеурочной деятельности конкретизируются цели основного (общего) образования:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель данной программы: вызвать интерес к чтению.
Задачи:
- Развивать читательские компетенции;
- Активизировать творческие способности учащихся;
- Стимулировать исследовательскую деятельность;
- Уточнить и развить важные теоретические знания.
II. Общая характеристика курса
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно - мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Обращение к внеурочной деятельности выбранного направления в первую очередь направлена на эти ценностные ориентиры учебного предмета.
Программа литературного кружка «В мире литературы» предоставляет возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.
Актуальность проблемы чтения связана с вытеснением во многих семьях книги телевидением и компьютером. На уроках литературы учащиеся получают теоретические и практические знания, опора на которые на занятиях кружка позволит расширить и углубить изучаемый материал. В курсе литературного кружка «В мире литературы» отводится внимание не только произведения, изучаемым в классе, но и книгам, входящим в круг чтения современных подростков.
На занятиях кружка используются следующие формы работы:
- эврестическая беседа;
- индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность;
- выразительное чение;
- самостоятельная творческая работа - творческие мастерские;
- артикуляционные разминки;
- обсуждение проблемных вопросов;
- конкурсы;
- мини-концерты;
- словесное рисование;
выпуск школьной «Литературной газеты» (альманах).
Эти и другие формы кружковой работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.
На занятиях создается атмосфера доверия, в такой атмосфере возможно творческое раскрытие личности. На занятиях реализуются принципы педагогики сотрудничества, устанавливаются доверительные отношения учителя и учеников.
За год каждый кружковец 2-3 раза выступает с сообщением о прочитанных книгах. Это помогает понять важность постоянного самостоятельного чтения.
В завершении крупных тем готовится выпуск школьной газеты, на страницах которой размещаются творческие работы детей. В данной случае используются элементы проектной деятельности, в процессе которой происходит социализация учащихся. Это создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.
III.Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- воспитание в себе вдумчивого, талантливого читателя, понимающего ценность чтения;
- проявление инициативы при поиске способа решения задач;
- способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Внеучебная деятельность по литературе не просто дополняет традиционные формы обучения. Эта деятельность оказывают свое влияние на все аспекты образовательного процесса. Она поляризует образовательное пространство, открывает его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной деятельности, в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращает оценивание в самооценивание, вводит школьника в сферу социальных отношений.
Показателем эффективности занятий литературного кружка «В мире литературы» будет выполнение следующих условий программы:
К концу года учащиеся должны иметь представления:
Об основных понятиях по теории литературы из программы за 5 класс;
Об авторах прочитанных произведений;
О сюжете и героях прочитанных произведений;
ЗНАТЬ:
Некоторые термины и понятия;
Некоторые стихи, скороговорки, пословицы и загадки;
УМЕТЬ:
Выразительно читать художественный текст;
Понимать смысл прочитанного;
Высказывать свое суждение о прочитанном.
IV. Содержание курса
«Литературный кружок»
Раздел 1. Божества славянского язычества (1 час)
Понятие язычества. Славяне. Божества славянского язычества.
Раздел 2. Фольклор. Детский фольклор. (7 часов)
Детский фольклор. Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора. Особенности детского фольклора. Жанры: потешки, прибаутки, считалки.
Небылицы. Сочинение небылицы.
Разновидности сказок. Жанр сказки. Бытовая сказка «Болтунья». Сказки о животных. Волшебные сказки. «Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола». «Символика волшебной сказки».Выразительное чтение.
Раздел 3. А. С. Пушкин.(2 часа) «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Просмотр фрагмента фильма «Руслан и Людмила». Сюжет и герои поэмы. Викторина .
Раздел 4. М. Ю. Лермонтов(2 часа). Сказка «Ашик-Кериб». Обучение выразительному чтению.
Выпуск школьной литературной газеты. Творческая мастерская. Реализация проекта.
Раздел 5. Шотландская легенда.(1 час) «Томас-рифмач». Шотландия. Путешествие по карте Европы. Понятия сказка, легенда. Чтение . Беседа.
Раздел 6. Сказки и легенды Западной Европы.(1 час) Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы.
Раздел 7. Писатели и поэты Брянщины.(5 часов). Писатели и поэты Брянщины от «Слова о полку Игореве» до современности». Ф. И. Тютчев. А. К. Толстой. В. Динабургский «Деревья не умирают», П. Л. Проскурин. Рассказы
Раздел 8. П. Бажов .(1 час). Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ. Тематика сказов Бажова. Сказ «Танюшка-Мастерица». «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце». Викторина. Просмотр мультфильмов по сказам Бажова.
Раздел 9. Б. Шергин(1 час). Творчество. Рассказы. Сказки Шергина («Волшебное кольцо» и др.). Просмотр мультфильмов по сказкам Шергина
Раздел 10. В. Крупин. (1 час). Рассказы
Раздел 11. Сат-Ок.»Таинственные следы». Книги про индейцев. Сюжет и герои. Судьба писателя. Краткий отзыв о книге.
Раздел 12. В. Крапивин.(2 часа) Фантастическая повесть «Я иду встречать брата». Фантастика. Повесть. Рассказ о писателе. Герои повести.
Командор и «Каравелла». «Каравелла».
Раздел 13. «Строим наш мир». Творческая мастерская.(5 часов) Обсуждение творческих работ учащихся ( стихи, рассказы, зарисовки)
Поэзия. «Гусиное перо». Рифма. Виды рифмовки. Самостоятельная исследовательская работа-конкурс (собрать строфы, подобрать слова по ритму, рифме и смыслу, сочинить четверостишие). Стихотворный размер. Хорей. Ямб. Дактиль. Амфибрахий. Анапест. Составление схемы размеров стиха. Практикум по определению размера стиха. Игра «Сочиняем по цепочке».
Раздел 14 . Подведем итоги (5 часов)
Выпуск школьной литературной газеты. Творческая мастерская. Проектная деятельность. Выпуск казеты.
Что читать летом? Занятие-конкурс Подведение Итогов года.
V. Учебно-тематический план курса
Дата проведения | |||||
№ п/п | Кол-во ч. | Раздел | Тема | По плану | По факту |
1. | 1 | Божества славянского язычества |
Понятие язычества. Славяне. Мифы. Божества славянского язычества. | ||
2 | 1 | Детский фольклор | Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора. Жанры: потешки, прибаутки, считалки. | ||
3 | 1 | Особенности детского фольклора. Выразительное чтение | |||
4 | 1 | Небылицы. Сочинение небылицы. | |||
5 | 1 | Разновидности сказок. Жанр сказки Бытовая сказка «Болтунья».
| |||
6 | 1 | Сказки о животных разных народов | |||
7 | 1 | Волшебные сказки. «Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола». | |||
8 | 1 | «Символика волшебной сказки» Выразительное чтение. | |||
9 | 1 | А. Пушкин. «Руслан и Людмила». |
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Просмотр фрагмента фильма «Руслан и Людмила». | ||
10 | 1 | Сюжет и герои поэмы. Викторина . | |||
11 | 1 | М. Лермонтов.
| М. Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб».
| ||
12 | 1 | Выпуск школьной литературной газеты. | |||
13 | 1 | Шотландская легенда | «Томас-рифмач». Шотландская легенда. Шотландия. Путешествие по карте Европы. Понятия сказка, легенда. | ||
14 | 1 | Сказки и легенды Западной Европы | Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы.
| ||
15 | 1 | Писатели и поэты Брянщины | Писатели и поэты Брянщины от «Слова о полку Игореве» до современности» | ||
16 | 1 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество | |||
17 | 1 | А. К. Толстой. Жизнь и творчество
| |||
18 | 1 | В. Динабургский «Деревья не умирают» | |||
19 | 1 | П. Л. Проскурин. Жизнь и творчество. Рассказы | |||
20 | 1 | П. Бажов Сборник Сказов «Малахитовая шкатулка» | . П. Бажов . Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ. Тематика сказов Бажова. Судьба писателя викторина Просмотр мультфильмов по сказам Бажова. «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце». Викторина. | ||
21 | 1 | Б. Шергин.
| Творчество Шергина. Рассказы. Сказки Шергина («Волшебное кольцо» и др.). Просмотр мультфильмов по сказкам Шергина
. | ||
22 | 1 | В. Крупин | Рассказы В. Крупина
| ||
23 | 1 | Сат-Ок. «Таинственны следы». Книги про индейцев | « Таинственные следы».. Краткий отзыв о книге. | ||
24 | 1 | В. Крапивин. | В. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата». | ||
25 | 1 | Командор и «Каравелла».
| |||
26 | 1 | «Строим наш мир». Творческая мастерская | «Строим наш мир». Творческая мастерская. Обсуждение творческих работ учащихся (стихи, рассказы, зарисовки) | ||
27 | 1 | Поэзия: рифма, виды рифмовки Сочинение стихов Поэзия. «Гусиное перо». Рифма. Виды рифмовки. работа-конкурс (собрать строфы, подобрать слова по ритму, рифме и смыслу, сочинить четверостишие). | |||
28 | 1 | Поэзия: размеры стиха Стихотворный размер. Хорей. Ямб. Дактиль. Амфибрахий. Анапест. Составление схемы размеров стиха. стиха. Игра «Сочиняем по цепочке». | |||
29 | 1 | Беседа «Мой любимый писатель» | |||
30 | 1 | Беседа «Мой любимый поэт». Чтение стихов | |||
31 | 1 | Подведение итогов года | Викторина «В мире литературы» | ||
32-33 | 2 | Выпуск школьной газеты | |||
34 | 1 | Что читать летом? Занятие-конкурс. Подведение Итогов года. | |||
35 | 1 | Занятие-конкурс. Подведение Итогов года. |
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Учебно-методическое обеспечение
программа | Учебники, учебные пособия | Методическое обеспечение |
1 | 2 | 3 |
Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ О.А. Еремина.-М.: Просвещение, 2016.- Работаем по новым стандартам | 1.Школьный словарь литературовед ческих терминов.-М, Просвещение, 2007. 2.Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ О.А. Еремина.-М.: Просвещение, 2016.- Работаем по новым стандартам 3.http://www/litera.ru 4.Олимпиадные задания по литературе. 5 класс./ О.А. Финтисова.- Волгоград.: Учитель, 20015. | 1.Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ О.А. Еремина.-М.: Просвещение, 2016.- Работаем по новым стандартам 2. http://lit.1septemba.ru 3. Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы.-М.: Айрис-пресс, 20015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса
Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса "Мифы народов мира"....
Рабочая программа учебного курса "В мире зарубежной литературы"
Программа учебного курса по литературе 5 класс ФГОС ООО....
Рабочая программа кружка "Юмор в художественной литературе" для 5 класса
Данный материал можно использовать для организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса, а также для создания проектной работы по литературе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...
Рабочая программа кружка "В мире литературы" в 11 классе
Цели :Становление духовного мира человекаСоздание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностейОвладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью...
Рабочая программа кружка по литературе "Открытая книга",70 ч
Для обучающихся 5-6 классов...
Рабочая программа читательского клуба " В мире современной литературы"
Программа читательског клуба в рамках внеурочной деятельности направлена на развитие читательской грамотности подростка через изучение современной литературы 21 века....