Программа кружка "Художественная литература и искусство кино"
рабочая программа по литературе (11 класс)
Данная программа расчитана на учащихся 11 класса. Количество часов - 72.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kino.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 4
г. Выкса Нижегородской области
Принята на заседании педагогического совета Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №4 Протокол № ____ от __________ | Утверждаю: Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №4 _______________ Е.Ф.Чернышева Приказ № ______ от ______________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художественная литература
и искусство кино»
направленность:
гуманитарная
срок реализации: 1 год
возрастная группа: 17-18 лет
руководитель: педагог дополнительного
образования А.П.Ладугина
2019 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов под ред. В.Я.Коровиной к учебно-методическому комплексу В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа «Художественная литература и киноискусство» ориентирована на учащихся старших классов и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года (№ 1897).
Рабочая программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы.
Разработка программы кружка «Художественная литература и искусство кино» обусловлена потребностью современного общества в развитии нравственных, эстетических, коммуникативных качеств личности обучающегося. Занятия данного кружка способствуют обогащению учащихся яркими впечатлениями, прививают интерес к литературе и искусству кино, развивают разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию личности.
Учащиеся должны научиться видеть различия между произведением художественной литературы и его экранизацией, т.е. восприятием художественного текста сценаристом, режиссером, актерами. Такое сопоставление окажет влияние на их собственное, творческое восприятие литературы и других видов искусства, будет способствовать общему и литературному развитию школьников. Таким образом, занятия кружка «Художественная литература и искусство кино» призваны помочь учащимся школы реализовать свой интерес к предмету и способствовать углубленному изучению предмета «Литература». Программа выстраивается на уровне усвоения межпредметных связей «литература – театр - киноискусство» и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства – кинофильм или киноспектакль на материале художественной литературы.
Образовательные задачи кружка связаны с формированием умений анализировать и интерпретировать художественный текст через посредство его экранизации. Именно на таких занятиях учитель может открыть им «секреты» сценариста и режиссера художественного фильма, сумевшего создать свою интерпретацию (версию) прочтения художественного произведения, помочь осмыслить его более глубоко.
Данный кружок предоставляет много возможностей для включения учащихся в литературно-исследовательскую деятельность. Учащимся, читателям и зрителям, предоставляется возможность выступить в роли литературных критиков, способных выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В современном киноискусстве существует множество разных киноверсий художественных произведений русских и зарубежных писателей, творчество которых интересно учащимся. Назначение кружка – обучение учащихся пониманию литературы и кино как различных видов искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению художественной литературы, нравственных, гуманистических ценностей, толерантности, расширению общего кругозора и развитию речи.
Рабочая программа кружка составлена с опорой на основные положения Программы элективного курса Обернихиной Г.А. «Экранизация русской классики». Она составлена из расчета 72 часов (2 час в неделю). Важная роль отводится общему и литературному развитию учащихся.
Занятия данного кружка должны способствовать пониманию учащимся стилистических особенностей преобразования текста литературного произведения в вербальную составляющую его экранизации. Обращение к сопоставительному анализу текстов литературных произведений и их экранизаций не ново — сразу с появлением полнометражных игровых фильмов исследователи кино и режиссеры пытались понять особенности взаимодействия кино и литературы, в том числе объективные закономерности экранизации литературного произведения. На сегодняшний день не выработана система объективных критериев, которые позволяли бы охарактеризовать отношения экранизации и литературного первоисточника.
Достаточно часто киноведы сходятся в оценках экранизаций и относят целый ряд кинолент к шедеврам кинематографического воплощения литературных произведений. Помимо этого, национальными киноакадемиями и жюри международных кинофестивалей регулярно присуждаются премии за лучшую экранизацию художественного текста, то есть существуют некоторые стандарты киноинтерпретации. Оптимальной принято считать такую экранизацию, в которой целью кинематографистов становится создание экранного эквивалента литературного произведения, «перевод его на язык кино с сохранением содержания, духа и слова. В самом общем виде художественное произведение заключается в авторском замысле и способе его воплощения, т.е. в авторском стиле. Несмотря на большое значение, которое уделяется стилю в теории кино, до сих пор не выработан системный подход к описанию стиля экранизаций, поэтому и оценка экранизации делается исходя из субъективных представлений критика.
Существование описанных проблем стало одной из причин разработки программы кружка «Литература и искусство кино», с целью исследования учащимися художественных экранизаций литературных произведений. Несмотря на то, что кино, бурно развиваясь и изменяясь, оказывает существенное влияние на жизнь общества, до сих пор не сложились теоретические основы анализа кинотекста как одного из видов текстов массовой коммуникации. Актуальность данной работы заключается в попытке найти пути разрешения указанных противоречий.
Цели и задачи кружка
Целью данного кружка являются кинопросмотры, обсуждения, дискуссии, исследования, которые позволяют объективно проанализировать сохранение и изменение авторского стиля литературного произведения при его экранизации. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
1) системно проанализировать, привлекая разнообразный материал, те изменения, которые претерпевает литературное произведение при преобразовании в киносценарий экранизации, и найти причины, их обуславливающие;
2) выявить роль индивидуально-авторского стиля в оценке преобразований, которые претерпевает текст художественного произведения при его экранизации;
3) обоснованно выбрать критерии и единицы исследования, которые позволяют характеризовать авторский стиль в литературном тексте и вербальной составляющей кинотекста.
Таким образом, используя возможности данного кружка, можно будет способствовать формированию умений:
- улавливать авторскую стилистику художественного текста и динамику авторских чувств;
- развивать образное мышление;
- соединять литературные образы, авторские мысли и чувства, наполняющие художественный текст и его киноверсию, с собственным личным опытом;
- исследовать (анализировать) художественный текст, его идейное содержание и художественную форму;
- соотносить музыкальную и изобразительную интерпретацию кинофильма с авторским текстом художественного произведения.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности
По окончании учащийся должен знать:
- требования к составлению рецензии на произведение и художественный фильм;
- требования, предъявляемые к написанию сочинения-рассуждения, эссе; знать критерии оценивания творческих работ таких жанров;
- план характеристики героев художественного произведения
- историю развития кинематографа
- учиться различать художественные произведения по родам и жанрам.
По окончании учащийся должен уметь:
- составлять рецензию на произведение; сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
- формировать свою позицию, выражать и отстаивать свое мнение;
- учиться различать художественные произведения по родам и жанрам.
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении художественных текстов и просмотре кинофильмов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- создавать собственные тексты (сочинения-рассуждения, эссе, характеристика героя);
Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностика проводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- тестирования;
- выпуск газет;
- создание буктрейлеров;
- участие в конкурсах и олимпиадах;
- проектно-исследовательские работы;
- Промежуточный и итоговый контроль в форме творческих работ различных жанров (сочинение-рассуждение, эссе, рецензия, характеристика героя и др.)
Итогом реализации программы могут служить: успешное участие в предметных олимпиадах (по литературе), создание предпосылок для успешных выступлений в дальнейшем на олимпиадах всех уровней, успешное участие в различных творческих конкурсах (конкурсы сочинений, конкурсы чтецов), успешное прохождение итоговой аттестации в формате ЕГЭ по русскому языку и литературе и итогового сочинения по литературе.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занят | Содержание занятия | Кол.часов |
Раздел 1. Введение. История мирового кинематографа (6 часов) | ||
1 | Из истории мирового кинематографа. | 1 |
2 | Из истории российского кинематографа. Жанры российского кино. | 1 |
3-4 | Диалог литературы и киноискусства. (Урок-исследование. Просмотр отрывка из художественного фильма «Отцы и дети». Анализ кинофрагмента и его сопоставление с художественным текстом). | 2 |
5-6 | Роман и кинороман как различные виды искусства. «Отцы и дети» (по одноимённому роману И.С.Тургенева). Режиссёр А.А.Смирнова, 2008 г. | 2 |
Раздел 2. Сопоставительный анализ художественных произведений и их экранизаций (60 часов) | ||
7-8 | «Вий» (экранизация повести Н.В.Гоголя). Режиссёр А.Птушко. «Мосфильм». 1967 г.(Анализ кинотекста: авторский замысел и кинематографические средства его воплощения). | 2 |
9-10 | «Несколько дней из жизни Обломова» (по мотивам романа И.А.Гончарова «Обломов»). Режиссёр Н.Михалков. «Мосфильм», 1979 г. (Анализ кинотекста: авторский замысел и кинематографические средства его воплощения). | 2 |
11-12 | «Жестокий романс» (по мотивам драмы Н.А. Островского «Бесприданница»). Режиссер Э.Рязанов. «Мосфильм», 1984 г. (Сравнительный анализ кинотекста и художественного произведения) | 2 |
13-16 | «Идиот» (по мотивам первой части романа Ф.М.Достоевского «Идиот»). Режиссёр И.Пырьев. «Мосфильм», 1958 г. (Анализ кинотекста: авторский замысел и кинематографические средства его воплощения). | 4 |
17-20 | «Даун Хаус» - современное прочтение классического произведения. (по мотивам романа Ф.М.Достоевского «Идиот»). Режиссер Р.Качанов, 2001 г. (Сравнительный анализ двух постановок по одному произведению). | 4 |
21-24 | «Война и мир» (экранизация одноимённого романа Л.Н.Толстого). Режиссёр С.Бондарчук. «Мосфильм»,1967. (Анализ кинофрагментов и его сопоставление с художественным текстом). Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы (работа в группах). | 4 |
25-28 | «Анна Каренина. Сцены из романа». Спектакль МХАТ им. М.Горького по роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Постановка В.Немировича–Данченко и В.Сахновского. «Мосфильм», 1953 г. (Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта). | 4 |
29-30 | «Очарованный странник», 1990 г. (по мотивам повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» 1873 г.) (Сравнительный анализ художественного текста и кинофрагмента). | 2 |
31-32 | «Мой ласковый и нежный зверь» (по мотивам повести А.П.Чехова «Драма на охоте»). Режиссёр Э.Лотяну. «Мосфильм», 1978 г. (Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.) | 2 |
33-36 | «На дне». Пьеса М.Горького. Спектакль МХАТ им. М.Горького. Постановка К.С.Станиславского и В.И.Немировича–Данченко. «Мосфильм», 1952 г. (Выявление особенностей конфликта и проблематика) | 4 |
37-38 | «Гранатовый браслет» Режиссёр: Абрам Роом., 1965 (по мотивам повести А.И.Куприна). (Осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров героев). | 2 |
39-40 | Классика зарубежного кинематографа. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (по мотивам одноименной повести аббата Прево). Франция, 1949 г. (Сравнительный анализ художественного текста и кинофрагмента.) | 2 |
41-42 | Классика зарубежного кинематографа. «Триумфальная арка». Режиссер Уоррис Хусейн. 1984 г. (по роману Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка»). (Ссравнительный анализ художественного текста и кинофрагмента.) | 2 |
43-44 | Просмотр и обсуждение кинофильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Жанр: военная драма. «Мосфильм», 1972 г. | 2 |
45-46 | Просмотр и обсуждение фильма «Русское». 2004, по мотивам автобиографических произведений Э.Лимонова. Режиссёр Александр Велединский. | 2 |
47-48 | Просмотр и обсуждение фильма «Пленный» (военная драма, российско-болгарский фильм по повести Владимира Маканина «Кавказский пленный»). Жанр: военная драма. 2008 г. | 2 |
49-50 | Написание сочинения-рассуждения на основе литературных произведений или по мотивам кинофильмов на тему: «Способы передачи колорита эпохи». | 2 |
51-52 | Просмотр и обсуждение фильма «Граффити». (Российский фильм 2006 года режиссёра Игоря Апасяна (снят по мотивам повести Игоря Божко «Лица на облаках»). | 2 |
53-54 | Просмотр и обсуждение фильма «Географ глобус пропил».2013 год. Режиссёр А. Велединский, снятый по одноимённому роману Алексея Иванова. | 2 |
55-56 | «Поколение П» (по мотивам повести В.Пелевина), 2011 г. Фантомность реальности в творчестве В. Пелевина | 2 |
57-58 | Просмотр и обсуждение фильма «Пролетая над гнездом кукушки». США, 1975 г. Режиссер: Милош Форман (по мотивам романа Кен Кизи, 1962) | 2 |
59-60 | Конференция «Особенности современного киноискусства». | 2 |
61-62 | Фильм-биография как жанр киноискусства. Просмотр фрагментов фильма «Последняя дуэль».2006 г. Режиссер: Н.Бондарчук. | 2 |
63-64 | Фильм-биография как жанр киноискусства. Просмотр фрагментов фильма «Есенин». 2005 г.,режиссёр: Игорь Зайцев по мотивам произведения Виталия Безрукова «Сергей Есенин». | 2 |
65-66 | Знакомство с поэтическим наследием и биографией В.Высоцкого посредством киноискусства. «Спасибо, что живой!». 2011 г. Режиссер: П.Буслов. | 2 |
Раздел 3. Проектная деятельность (6 часов) | ||
67-70 | Работа над творческими проектами (Рецензии, буктрейлеры, видеоролики, исследовательские работы и др.) | 4 |
71-72 | Защита творческих проектов. | 2 |
Содержание программы
1 Раздел «Введение. История мирового кинематографа» (6 часов)
История мирового кинематографа. Особенности художественного кино. Жанры кино. Диалог литературы и киноискусства. Классика русской и зарубежной литературы на экране (общий обзор).
«Взаимодействие литературы и кино»
Определяется круг проблем в области взаимодействия киноискусства и искусства художественного слова, рассмотрены вопросы взаимоотношения двух видов искусств и особенности их влияния друг на друга. Изучается термин «киносценарий», лежащий в основе любого художественного фильма, и экранизация романа.
«Роман и кинороман как разные виды искусства»
Изложено то общее в кино и литературе, что позволяет проводить их сопоставительный анализ, и то различное, что предопределяет разную роль слова в них. Кино и литература относятся к искусству, а потому разделяют его характерные черты.
2 Раздел «Сопоставительный анализ художественных произведений и их экранизаций» (60 часов)
В разделе «Сопоставительный анализ художественных произведений и их экранизаций» приводятся результаты сравнительно-сопоставительного анализа текстов всех художественных произведений и их киноверсий. Учащиеся самостоятельно и с помощью учителя и материалов сети Интернет создают рецензии на просмотренные фильмы. По итогам просмотра кинофильмов проводятся дискуссии, обсуждения, конференции и др.
Просмотр кинофильмов ни в коем случае не заменяет прочтение литературного текста, на первоначальном этапе он призван стимулировать обращение к тексту (на уроках просматриваются лишь кинофрагменты), в дальнейшем - чтение либо предваряет просмотр художественного фильма, либо пробуждает интерес к прочтению художественного текста после просмотра кинофильма.
Учащиеся знакомятся как с отечественными, так и с зарубежными экранизациями известных им с урока литературы художественных произведений.
Также происходит знакомство с не изученными на уроках литературы произведениями.
3 раздел «Защита проектных работ» (6 часов)
В разделе «Защита проектных работ» происходит формирование у учащихся деятельностных способностей по созданию проектов и их публичной защите.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Художественная литература и киноискусство» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым(с возможностью затемнения), сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; компьютер, мутимедийный проэктор, экран, колонки, записи кинофильмов, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки.
Формы работы
- вводные и обобщающие занятия;
- защита творческих проектов;
- написание творческих работ (сочинение-рассуждение, речензия и др.)
- конференции;
- дискуссии.
Методы работы
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- проекты;
- исследование;
- работа с книгой и кинофильмом.
Учебно-методическая литература
- Вербицкая М.В. Теория вторичных текстов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
- Будяк, Л. История кино: современный взгляд/ М: Дон Кихот,2009.-322с.
- Липгарт А.А.Основы лингвопоэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Ком Книга, 2006.
- Киносценарий как разновидность медиа-текста // Речевая коммуникация в современном обществе. / Под ред. Минаевой Л.В. М.: НОПАЯЗ 2002. С. 122–158.
- Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. 3-е изд., испр. и доп. М.: Ком Книга, 2006; Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. 2-е изд., испр. М.: Ком Книга, 2006.
- Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Волгоград. 2001.
- Советская энциклопедия /М.:Просвещение,2006.С.122-144.
- Электронная энциклопедия кино.
- Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура. Учебная программа для детей 15-17 лет // Программы дополнительного образования детей. М.: Просвещение, 2005. С. 166-181.
Электронные ресурсы
- https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/7928/episode_id/130386/video_id/130386/
- https://www.ivi.ru/watch/52954
- https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4433/online/
- https://www.youtube.com/watch?v=4naOrjRiTnc
- https://www.ivi.ru/watch/54173
- https://www.youtube.com/watch?v=VUhvBzs9c1U
- https://www.youtube.com/watch?v=V-SAh4jdssA
- https://alltheater.ru/watch.php?vid=adc5d1bbf
- https://www.youtube.com/watch?v=J2XDPRVHsXo
- https://www.youtube.com/watch?v=JYZboqST-p4
- https://www.youtube.com/watch?v=6ekp7D7AdLI
- https://www.ivi.ru/watch/209229
- https://www.youtube.com/watch?v=1iCfs2kkAbs
- https://www.kinopoisk.ru/film/94771/
- https://www.youtube.com/watch?v=cSx-_WpQf3M
- https://www.youtube.com/watch?v=v6x_-kz86Vs
- https://www.youtube.com/watch?v=DP2XV7a54ys
- http://filmopotok.ru/film/graffiti.html
- https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/49024/episode_id/983705/video_id/994711/
- https://www.kinopoisk.ru/film/104893/video/42099/
- https://www.youtube.com/watch?v=9peCby4gtPU
- https://www.youtube.com/watch?v=KGonCgdgOBA
- https://www.youtube.com/watch?v=SyEuHT5PTbU
- https://www.youtube.com/watch?v=Zn3CF9t9vGg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по немецкому языку в 11 классе на тему:«Искусство кино. Работа над диалогом»
Открытый урок по немецкому языку в 11 классе на тему:«Искусство кино. Работа над диалогом»...
Презентация «самое великое из искусств- кино»
Презентация "Самое великое из искусств- Кино " предназначена как дополнительный материал к первым урока изучения темы «Кино» в...
Тест по теме "Искусство кино"
Тест по МХК по теме "Искусство кино" можно использовать как закрепление знаний по данной теме...
Урок искусства в 9 классе "Массовые виды искусства. Кино"
Урок искусства в 9 классе "Массовые виды искусства. Кино" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой. В папке содержатся конспект, информационные листы к уроку, презентация....
Тест по Искусству 8 класс "Искусство кино"
Тест по Искусству. Тема "Искусство кино"...
Проблема нравственного выбора в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.
В статье приводится материал урока на тему "Проблема нравственного выбора в произведениях литературы, кино, изобразительного искусства"для студентов 2...
Тест по изобразительному искусству 8 класс. "Искусство кино"
тест по изобразительному искусству 8 класс...