Открытый урок литературы в 6 классе
проект по литературе (6 класс) по теме
Составлено согласно требования ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_klasse_po_literature.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. Прямой и переносный смысл пословиц. Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Рассказ по пословице».
Цели:
- обучения:
- закрепление умения создавать рассказ,
- обобщение и систематизация знаний учащихся о пословицах, многообразии их тем;
- развития:
- использование пословиц в речи;
- совершенствование навыка работы с текстом;
- развитие навыков самостоятельной работы на уроке, навыков исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся;
- закрепление умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы;
- развитие связной речи учащихся, расширение их словарного запаса;
- воспитания:
проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
различие основных нравственно-этических понятий;
соотношение поступков с моральной нормой;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: тематику пословиц и поговорок, структуру рассказа;
Уметь: объяснять смысл пословиц, использовать пословицы в речи, подбирать литературные произведения, отражающие основную мысль пословиц, анализировать текст.
Метапредметные:
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; используют схемы для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.
Форма: урок-решение проблемных задач (урок развития речи)
Основные понятия темы: фольклор, пословица, основная мысль, истина, мудрость, ценность, структура рассказа.
пп/п | Этапы урока | Время | Действия | Задачи УУД | |
учителя | ученика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11. | Организационный момент. Создание ситуации успеха. Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников. | 1 минута | Создание благоприятного психологического климата. Слайд№1 Учитель приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы, уроке по развитию речи. В связи с этим, мне очень интересно ваше мнение по нескольким вопросам: - «Повторенье – мать ученья?»; - «Ученье – свет, а неученье – тьма?»; -«Вы готовы продолжать изучать литературное наследие нашего народа?» | Приветствие учителя, ответы на вопросы учителя. | Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
I2. | Актуализация знаний Цель: Актуализировать полученные ранее знания | 2 минуты | СЛАЙД № 2 Вопросы учителя: - Молодцы! Как называются выражения, с которых начался наш урок? - Дайте определение этому понятию. - Пословица – жанр, какого рода литературы?
| Ответы учащихся: - Пословица. - Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. - Жанр фольклора, | Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, умение высказывать свою точку зрения.
|
33. | Постановка учебной задачи Цель: Организовать учащихся для работы на уроке | 5 минут | - Вы много знаете пословиц? Часто ли употребляете их в речи? Почему? - Что же нужно предпринять, чтобы свободно употреблять пословицы в речи. - Почему трудно бывает понять пословицу и грамотно употребить ее в речи? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. СЛАЙД№3. Начнем же мы с игры « Кто быстрее». СЛАЙД№ 4. Посмотрите на слайд, скажите, в чем суть задания? - Кроме этого, необходимо будет объяснить их смысл, подобрать жизненную ситуацию. - Вы согласны с пословицами? | Ответы учащихся - Объяснять смысл пословиц, использовать пословицы в речи - Пословица может быть в прямом и переносном смысле. Формулируют тему. Ответы учащихся
- Восстановить пословицы. Ученики восстанавливают пословицы, объясняют, подбирают ситуации из жизни. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: умение ставить цель, выстраивать алгоритм действий для ее достижения. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков. |
44. | Построение проекта выхода из затруднения Цель: выстроить алгоритм действий для достижения цели | 3 минуты | Молодцы! Судя по вашим ответам, думаю, домашнее задание будет для вас интересным. СЛАЙД № 5. Дома написать сочинение-рассказ по пословице. В качестве заголовка и вывода выступит выбранная вами пословица. Например: Век живи, век учись. (ваш рассказ) Не зря говорят: «Век живи, век учись» . -Скажите, что необходимо сделать на уроке, чтобы дома хорошо написать сочинение? -Молодцы! Вы смогли сами сформулировать задачи урока. СЛАЙД № 6.
| Учащиеся записывают домашнее задание. Ответы учащихся -Понять и объяснить смысл пословиц, вспомнить структуру рассказа | Личностные: осознание ответственности за общее дело Регулятивные: умение ставить цель, выстраивать алгоритм действий для ее достижения. Коммуникативные: умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, цепочки рассуждений. |
5 5 55. | Этап закрепления учебного материала. Цель: обеспечить усвоение знаний | 4 минуты | СЛАЙД № 7. Великий русский лингвист В.И.Даль на титульном листе своего труда «Пословицы русского народа» вынес народное изречение: «Пословица несудима». - Как вы думаете, почему именно ее он выбрал? Как вы считаете, почему до сих пор изучают пословицы на уроках литературы? СЛАЙД № 8. | Ответы учащихся - Пословица – мудрость народа, в ней отражена истина, а истину не судят. - Они говорят об истинных ценностях и слабостях человека: труде, семье, дружбе, Родине, учебе, лени, трусости. | Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, умение высказывать свою точку зрения. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; |
66. | Этап применения знаний в новой ситуации Цель: обеспечить применение полученных знаний | 5 минут | Действительно, маленькая пословица, но очень содержательная. Мы на уроках литературы много прочитали с вами произведений, и если постараться, можно подобрать к ним пословицы. Сейчас вы будете выполнять задания, в которых надо будет подобрать пословицы к произведениям или произведения к пословицам. | Самостоятельная работа учащихся. -Слабые ребята работают в группе, подбирают подобранные учителем пословицы к данным им текстам. - Дети посильнее работают в парах и к данным названиям литературных произведений самостоятельно подбирают пословицы. - Сильные ребята самостоятельно подбирают к данным пословицам названия художественных произведений или самостоятельно выбирают пословицу, а к ней название литературного произведения. | Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; выполнение действий по алгоритму; Коммуникативные: умение работать в группе, распределять роли, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге; |
Этап проверки и оценки результатов Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями | 8 минут | СЛАЙДЫ № 9, 10,11,12 Ваша задача зачитать получившиеся ответы и сказать, о каких ценностях идет речь в пословице и тексте. | Отвечают представители группы, пары и те, кто работал индивидуально. | Регулятивные: оценивание и корректировка собственных ответов. Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, проявлять толерантность Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, оценивание и корректировка собственных ответов. | |
87. | Этап применения знаний Цель: обеспечить применение полученных знаний Этап проверки и оценки результатов Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями
| 12 минут | СЛАЙД № 13. Молодцы! У вас хорошо получилось объяснить основную мысль пословиц, подобрать к ним литературные произведения. Что же нам еще необходимо сделать, чтобы дома написать сочинение? - Вы сейчас прочитаете рассказ Л.Н.Толстого «Орел». Назовите тему и основную мысль текста. Сможите ли подобрать пословицу? (Всякой матери свое дитя мило) А сейчас проанализируйте текст и составьте план композиции рассказа Л.Н.Толстого «Орел». Проанализировав композицию произведения, расскажите о структуре рассказа. Работать будете в парах. Один ученик индивидуально будет работать на компьютере. Задача – найти формулировку понятия «рассказ». - СЛАЙД № 14. Проверим работу пар. Зачитайте, какие части композиции рассказа вы выделили? Послушаем, какое определение понятию «рассказ» нашел ваш одноклассник. - Сравните ваши наблюдения с информацией из энциклопедии. | Отвечают на вопрос: - Необходимо повторить структуру рассказа. - учащиеся читают текст, определяют тему, основную мысль рассказа. Подбирают пословицу, отражающую основную мысль рассказа. Работают в парах, записывают в тетрадь композицию рассказа. Составляют сообщение о структуре рассказа Индивидуально один ученик на компьютере выходит в интернет и находит формулировку понятия «рассказ» Отвечают на вопрос: Зачитывают свои наблюдения. Ученик зачитывает определение. -Смотрят на слайд и сравнивают, исправляют неточности, дописывают. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Регулятивные: оценивание и корректировка собственных ответов. Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, проявлять толерантность |
8. | Домашнее задание. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | 2 минуты | Домашнее задание. СЛАЙД № 15 На выбор: используя пословицы: «Делу – время, потехе – час»: «Не мил свет, когда друга нет» или свою любимою, напишите сочинение - рассказ | Слушают, записывают пословицы | Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
99. | Этап подведение итогов. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного явления. Рефлексия. Цель: оценить свою работу на уроке, свой вклад в общее дело. | 3 минуты | Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся. Учитель благодарит за работу. Урок подходит к концу, я бы хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями о работе на уроке, закончив начатые фразы СЛАЙД № 16 Спасибо за хорошую работу на уроке. Какой можем его закончить пословицей? СЛАЙД № 17 . «Пословица есть сок языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама…»
| Ребята делятся впечатлениями |
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...