Интегрированный урок литературы и ИЗО в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Интегрированный урок литературы и ИЗО в 7 классе "Всматривайтесь в малое - и вы увидите великое" (своеобразие восточной поэзии и живописи). Урок-путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_i_izo_7_klass.rar | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: МКОУ Ленинская ООШ с.Заречье Подосиновского района
Интегрированный урок литературы и ИЗО в 7-м классе (2 часа)
Тема: «Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое» (своеобразие восточной поэзии и живописи)
Дидактическая цель: создать условия для формирования у учащихся представления о своеобразии и особенностях восточной поэзии и живописи
Образовательный аспект:
Литература: Познакомить с японской поэзией, выявить ее своеобразие.
Изобразительное искусство: Познакомить с японскими видами искусства – икебаной, бонсай, с особенностями восточной живописи
Развивающий аспект: Развивать воображение учащихся через сопоставление произведений живописи и литературы, творческие способности учащихся в процессе создания собственных творческих работ, способность видеть прекрасное в самом обычном и малом.
Воспитательный аспект: Воспитывать уважение к культурному наследию других народов.
Тип урока: урок изучения нового материала и его первичного закрепления.
Форма урока: урок - путешествие
Методы: частично-поисковый; проблемного изложения
ФОУД: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Технология: личностно-ориентированного, творческого обучения, деятельностного подхода
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации
Источники информации:
1.Учебник: Коровина В.Я. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
2.Учебник: Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. М. Просвещение 2010.
3.Материалы Интернет
Этапы урока | Деятельность учителя 1 (учитель литературы) | Деятельность учащихся | Деятельность учителя 2 (учитель ИЗО) |
1.Оргмомент | Приветствует учащихся, создает положительный настрой на урок | Приветствует учащихся, создает положительный настрой на урок | |
2.Целеполагание и мотивация | -Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок – урок-путешествие. Мы отправимся в удивительную страну. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «В какую страну мы отправимся в путешествие?» Показывает видеофрагмент (слайд 1) -Итак, мы отправляемся в путешествие в Японию. Но у нас сегодня еще и необычный урок и потому, что это урок интегрированный: урок литературы и ИЗО одновременно. Тема урока: «Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое». Поставьте цели на урок. | Смотрят видеофрагмент «Дорога цветов» (3 мин) Отвечают на вопрос, о какой стране идет речь? (О Японии) Учащиеся ставят цели на урок. | Во время просмотра видеофрагмента рассказывает о стране и ее обычаях: - Древняя история и экзотика страны неудержимо влечёт к себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с этой страной, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании жителей этой страны. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Например, только здесь возможна такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье: - Мне звонили? - Да. - Кто? - Никто. Иначе администратор ответить не мог: сказать сразу, что никто не звонил – это серьёзно обидеть , даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны. Эта ситуация даёт нам ключ к пониманию этикета жителей этой страны. Всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они неправы; быть внимательным к людям и окружающей природе. Здесь любого с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Показывает презентацию (слайд 2) (слайд 3) |
3.Актуализация знаний, умений и навыков | -Как вы думаете, ребята, почему же в последнее время у наших соотечественников возрастает интерес к культуре других народов? | Отвечают на вопрос | Комментирует ответы. - В наши дни, когда очень сильно ощущается взаимопроникновение и взаимовлияние культур разных народов, человек может выбирать для себя те маяки, которые укажут ему верный путь в жизни. Общество как бы разделилось на несколько групп, одна из которых тяготеет к культуре и образу жизни по западному образцу, другая ищет что-то для себя привлекательное в культуре Востока. Обострились внимание и интерес к восточной философии; наблюдается увлечение единоборствами, которые не сводятся исключительно к физической подготовке, но предполагают изменение всего образа жизни и даже мировоззрения человека. |
4.Первичное усвоение учебного материала | - Итак, основа японского искусства – краткость и лаконизм. Такова же и японская поэзия. Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов, в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке. Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров японской поэзии, столь же лаконичным и ёмким, как и всё искусство этой загадочной страны. Имя этим жемчужинам – хокку. Маленькие шедевры японских поэтов завораживают. Их переводят на разные языки, им восхищаются, им подражают. В чём же загадка этих таинственных стихов, покоривших умы философов и писателей? Попробуем разобраться. Чтение хокку на слайдах: 1) Как вишни расцвели! -Какие картины возникают в вашем воображении при чтении этих строк? - Описывается ли красота вишни? - На какой яркой детали построено это стихотворение ? 2) Видели всё на свете -Какое авторское чувство отражено в этих строках? Показывает презентацию (слайд) -В чем же же своеобразие хокку? Попытаемся в этом разобраться. Работаем по группам, анализируем предложенные в учебниках хокку известных японских поэтов: Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Готовим ответ на вопрос: «Хокку – это…» Подводит итог: Появился этот жанр в 17 веке, а создателями его были простые жители городов и селений (не аристократы): учителя, врачи, художники, даже ремесленники и самураи. Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное философское трехстишие из 17 слогов (5+7+5), в котором через образы природы передается состояние человека. А вообще-то японская поэзия появилась в 8 веке, и первые стихи назывались танка. Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой. Чтение танка учителем. САРУМАРУ-ДАЮ (годы жизни неизвестны). Далеко в горах ОНО-НО КОМАТИ (начало IX века) Пожухли краски Обратите внимание, как японцы прекрасно чувствуют природу. Любое её явление приносит им массу ассоциаций. Крик оленя ассоциируется с грустью прихода осени, грустное ощущение жизни сопоставляется с приходом осени. | Ученики в группах готовили сообщение к уроку, от группы выступает 1 учащийся, другой сопровождает его выступление показом слайдов: 1.Икебана 2.Бонсай. 3.Сад камней. (Ребята делают записи в рабочих листах) Слушают учителя, смотрят презентацию. Отвечают на вопросы учителя. (Весна. Цветущая вишня. Мимо неё проезжает знатный феодал, который, как и положено, путешествует не один, а в сопровождении пышного кортежа. И вдруг кавалькада останавливается, разодетые князь и дружинники в доспехах сходят с коней, и все стоя любуются розовым облаком цветущего дерева). (Даже князь остановился перед ней и сошёл с коня) Ребята отвечают. Работа в группах: чтение и анализ хокку, заполнение рабочих листов. От каждой группы выступает учащийся: «Хоку – это…» Записывают определение в рабочий лист. Слушают учителя. | -Что вы знаете о культуре Японии? Учитель дополняет выступления учащихся. Показывает презентацию (слайд) Показывает презентацию (слайд) Показывает презентацию (слайд) - А вы знаете, какой цветок стал символом Японии и даже изображён на гербе, монетах и высшей награде – «Ордене…(хризантем)»? (обращение к рисунку хризантемы) - Недаром хризантема – частый мотив и в японской поэзии, и в икэбане. (Слайд – имена японских поэтов) Включает музыку Показывает презентацию (слайд) Показывает презентацию (слайд) |
5.Осознание, осмысление учебного материала | - Эстетическим критерием красоты для японского народа является всё маленьких размеров: икэбана, живописные миниатюры, нэцкэ, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту. Выполняет упражнения японской пальчиковой гимнастики -Попробуйте письменно изложить свои мысли о хокку. Можете воспользоваться предложенным планом. | Ребята в парах анализируют понравившееся хокку по плану: 1. О чём это стихотворение? Какое авторское чувство отражено в нём? 4.Что хотел донести до читателей автор? Звучит романтическая музыка, дети работают. Ребята анализируют хокку. Выполняют упражнения японской пальчиковой гимнастики. Работа в парах | Включает музыку Проводит физкультминутку. Японская пальчиковая гимнастика Упражнение 1. Для развития памяти, концентрации внимания. И.П. - Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (10 раз). Упражнение 2. Для развития памяти. Сделать "захват" согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.
Руки поднять вверх, делать поочередно "захват" "крючками" из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх. - В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы». Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только к ним внимательно приглядеться. Когда срываешь цветок, следует всегда помнить, что останется другим. Не нарушишь ли ты красоту поляны? -Посмотрите картины японской живописи и попытайтесь подобрать к ним подходящее хокку из тех, что есть в учебнике и на рабочих листах. (Слайды) |
6.Закрепление и применение учебного материала | -А как вы думаете, сложно ли писать хокку? Почему? Писатель Ихара Сайку в течение одного дня написал 20000 хокку. Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет, да ещё при этом советовался со своими учениками. В представлении японцев каждый образованный человек должен владеть мастерством стихосложения. Поэтому иногда даже устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, кукушку или заходящее солнце. Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах Мы не будем с вами задавать единую тему для всех, каждый определит её сам для себя, сорвав с нашей ветки сакуры (нарисована на доске) цветок, на котором написан поэтический образ природы. И выберет свой путь: изобразить свою мысль в виде рисунка, а уже к нему сочинить хокку или сначала сочинить хокку, а потом нарисовать к нему иллюстрацию. Если кому-то покажется задание трудным, можно попытаться вставить пропущенные слова в хокку и нарисовать иллюстрацию к нему: Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто <…….> . (слезы - Мацуо Басе) Тихая лунная ночь. Слышно, как в глубине <….>. <………………..> (каштана Ядрышко гложет червяк. Мацуо Басе) С ветки на ветку Тихо сбегают капли. <………………….> (Дождик весенний) Мацуо Басе Учитель консультирует учащихся | Отвечают на вопрос Сообщение учащегося Кимоно Главная хозяйка дома, конечно, – женщина, она же и его украшение. Одежда японок – кимоно. Это платье-халат с длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжелая корона черных волос, скрепленных длинными шпильками и гребнями. Глаза как маленькие рыбки, рот лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости. В японском языке «кимоно» в широком смысле слова означает «одежда», точнее, национальная одежда, в отличие от европейской, которая называется «ёфуку». «Кимоно» — понятие собирательное. Существует несколько их разновидностей: во-первых, мужские и женские, во-вторых, верхние и нижние, а также домашние и спальные – юката. Верхние, в свою очередь, подразделяются на кимоно с длинными, до полутора метров, рукавами – фурисодэ – и с короткими – косодэ. В принципе, все они представляют собой прямокроеный халат с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую сторону, как у мужчин, так и у женщин. На левую сторону кимоно запахивают только на покойнике перед погребением. Мужчины фиксируют кимоно поясом на бедрах, завязывая узел справа или сзади. Женские пояса, оби, располагаются на талии и выше ее и завязываются широким пышным бантом сзади. Мужские кимоно, существенно не отличаясь от женских, шьются, как правило, из ткани приглушенных тонов, со скупым орнаментом. Расцветка женских кимоно может быть любой. Здесь все зависит от вкуса, настроения, времени года и случая, по которому кимоно надевается. Автор средневекового романа «Непрошеная повесть», придворная дама, так описывает свой туалет: «Только я одна получила особенно пышный наряд: коричневое нижнее косодэ, поверх него — набор из восьми других, красноватых, постепенно переходящих в лиловый цвет, затем алое узорчатое одеяние с рукавами, украшенными золотым и серебряным шитьем, далее — просторное верхнее косодэ на желтой подкладке и, наконец, парадную голубую накидку». С приходом к власти в Японии воинского сословия (XIII в.) из повседневной одежды знати исчезает излишняя роскошь. Главенствующее положение занимает суровый и практичный военный стиль одежды. В то же время в недрах феодального государства по мере развития торговли и ремесел начинают формироваться городские сословия со своей материальной и духовной культурой, которая впоследствии и станет основой того, что принято называть традиционной Японией. К XVII в. кимоно становится универсальной одеждой, как для женщин, так и для мужчин всех слоев населения. Учащиеся выполняют творческое задание: сочиняют хокку, рисуют иллюстрацию Потом рисунки вывешиваются на стенд, хокку зачитываются. | Ветка сакуры – символ Японии. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами. Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Этот праздник называется ханами и занимает важное положение в японской культуре. Ханами, буквально означает "созерцание цветов". Ханами может быть просто прогулкой по парку, но традиционно японцы устраивают пикники под цветущими деревьями. Популярные вишневые сады во время праздника полны толпами японцев, а за лучшее место для пикника иногда возникает борьба. Обычное дело - забронировать любимое место еще до начала цветения. Некоторые даже ночуют, чтобы захватить наилучшую точку наблюдения. Бизнесмены занимают место, расстелив синие коврики для пикника и поставив табличку с названием фирмы, или оставляют своего человека, который находится под тенью деревьев в течение всего дня, пока остальные сотрудники не прибудут после работы. Японцы празднуют ханами дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. Показывает слайды Учитель консультирует учащихся |
7.Подведение итогов | Подведем итоги: В чем своеобразие японской поэзии? Завершить урок мне хотелось бы словами: Всматривайтесь в привычное – И вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое- И вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое- И вы увидите сложное. Всматривайтесь в частицы- И вы увидите целое. Всматривайтесь в малое- И вы увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо. | Отвечают на вопросы. | Подведем итоги: Что интересного вы узнали о культуре Японии? (Слайд) Цените каждое мгновение жизни, радуйтесь красоте, которая нас окружает. |
8.Рефлексия | Продолжают одно из предложений на рабочем листе:
| ||
9.Домашнее задание | Домашнее задание на выбор:
Следуйте в жизни совету, который звучит в хокку: По дороге не ссорьтесь, Помогайте друг другу, как братья, Перелетные птицы! | Записывают домашнее задание | Показывает слайд Дарит всем бумажный журавлик – символ надежды в Японии (искусство-оригами) -Пусть вас никогда не покидает надежда – надежда на лучшее в жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литература-история в 7 классе
Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")
Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей....
Интегрированный урок литературы в 6 классе (музыка, литература)
Тема урока: Единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”....