Интегрированный урок литература-история в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatura_istoriya.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого интегрированного урока
Литература-История
Интегрированный урок литература-история.
Тема: «Историческая роль запорожского казачества и его изображение в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Предметные результаты: выяснить на основе сопоставительного анализа исторических документов и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» то, какую оценку запорожскому казачеству дают оценку историки и Н.В. Гоголь, в чем сходство и различие этих оценок.
Метапредметные результаты: уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного уважения к русской литературе, культурам других народов.
Ход урока.
Орг. момент.
Объявление темы и целей урока.
- Сегодня мы проводим необычный урок. Урок интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. Проведем его на материале повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Тема звучит так: «Историческая роль запорожского казачества и его изображение в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
- Какова же будет цель данного урока? Помогите мне ее сформулировать. (Ответы детей. Обобщение учителя)
- Так как урок необычный, и форма его проведения будет необычна. Мы проведем «круглый стол», участниками которого будут историки и литераторы.
«Круглый стол» – это способ организации обсуждения некоторого вопроса, целью которого является обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы. Все участники «круглого стола» равноправны и не имеют права диктовать свою волю и решения.
- Историки дадут нам характеристику эпохи периода середины 17 века, покажут значения фактов существования запорожской сечи и борьбы украинского народа с католической Речью Посполитой, а литераторы (они будут представлять точку зрения Н.В. Гоголя) помогут нам понять замысел автора, его понимание национального характера и значение подобного факта для истории.
Работу нашу будем вести следующим образом: у вас на столах лежит таблица, в которую мы будем заносить сведения исторические и взятые из художественного источника, сравнивать факты и делать выводы.
Итак, приступим к работе.
Работа по теме урока.
- Первый вопрос, на который мы должны будем ответить, звучит так:
Каковы причины появления запорожского казачества по мнению историков и Н.В. Гоголя?
Первым слово предоставляется историкам.
Сообщение ученика.
- Во второй половине 16 века Литва и Польша объединились в одно государство – Речь Посполитую. На украинских и белорусских землях польские магнаты установили такой же тяжелый гнет, как и в Польше. А положение польских крестьян было самым тяжелым в тогдашней Европе. К провинившимся крестьянам принимались изуверские меры наказания.
Шляхта презрительно относилась к украинцам и белорусам, попирала их национальные чувства и обычаи.
Вместе с польскими феодалами на Украину пришли католические церковники, которые насаждали греко-католическую церковь. Католические церковники не останавливались перед грубонасильственными мерами. Они захватывали православные храмы, убивали священников, подвергали православных различным унижениям. Но народ упорно сопротивлялся.
Борьба принимала острый характер. В 1623 году в Витебске местными жителями был убит архиепископ католической церкви Кунцевич. Когда об этом узнал римский папа, он потребовал от феодалов Речи Посполитой «не удержаться от огня и меча». Десятки людей были казнены. Но борьба продолжалась. Народ стойко держался своей древней веры. Над Украиной тяготели три вида гнета: феодальный, национальный и религиозный.
Масса крестьян и горожан на Украине искало спасение от нестерпимого гнета в бегстве. Люди уходили в степь за днепровские пороги. Здесь, за порогами, в конце первой половины 16 века сформировалась вольное казачество. Защищаясь от врагов, казаки устраивали засеки, т.е. преграды из наваленных деревьев. Засека – по-украински «сечь», поэтому лагерь стал называться Запорожской Сечью. Центром запорожских казаков стали острова на территории современного Запорожья.
- Мы прослушали исторические сведения о причинах появления запорожского казачества. Какие сведения мы занесем в нашу таблицу? (работа с таблицей, формулирование тезиса)
- А теперь от истории перейдем к литературе. Мы выяснили, что причиной образования Запорожской Сечи явилось тяжелое положение украинцев в Речи Посполитой. А так ли у Гоголя? Говорит ли он прямо, конкретно о причинах, побудивших казаков бежать за пороги Днепра.
Нет, у Гоголя все расплывчато и неконкретно.
- Но все же в повести есть указание на существование этого исторического факта. Это надо только увидеть.
- Давайте зачитаем отрывок из повести в котором рассказывается о прибытии на Сечь казаков. Прослушав отрывок, ответьте на вопрос: о чем поведали запорожским казакам приплывшие на паром люди? (чтение отрывка из главы 4 стр. 164-166)
Ответ на вопрос.
- Как отреагировали казаки на данное сообщение?
- Почему?
- Да потому, что для запорожских казаков были важны, прежде всего, ратные подвиги, защита своей православной веры и своего народа. Поэтому Гоголь и не говорит прямо о причинах возникновения Сечи, для него это неважно. А важно для него то, что «южная первобытная Россия» оставлена своими князьями, т.е. предоставлена дикой свободе, и то, что она принуждена постоянно сражаться, отстаивая себя от хищных врагов, и то, что «лишившись дома и кровли», «стал здесь отважен человек». Для Гоголя было важно возвеличить этого отважного человека воли и битвы. Он пишет так: «когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-славянский дух, и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы».
(Формулирование тезиса, запись в таблицу)
– Идем дальше. Рассмотри второй вопрос. Он звучит так:
Как жизнь запорожского казачества описывается Гоголем и воссоздается историками?
- Слово предоставляется историкам.
Сообщение учащегося.
- Историки рассматривают Запорожскую Сечь как политическую организацию, представляющую собой своеобразную казацкую республику. Верховным органом являлась Войсковая Рада, которая решала все важнейшие вопросы, а главой Запорожской Сечи – кошевой атаман.
Запорожская Сечь строилась на принципах самоуправления. Во главе войска стоял кошевой атаман, который избирался на общем собрании вместе со своими помощниками: войсковым судьей, писарем и есаулом. Войско делилось на полки, полки делились на сотни, во главе каждой сотни стояли сотники, сотни делились на курени, во главе с куренным атаманом. В походе кошевой атаман пользовался почти неограниченной властью, в мирное же время ничего не предпринимал без совета с общей Радой.
- Как мы видим, феодальная иерархия все же существовала в Запорожской Сечи. (Иерархия – это последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения)
Работа с таблицей.
- А какую республику нарисовал Гоголь? Чтобы ответить на это вопрос обратимся к тексту повести. (Главы 2 и 3 стр. 161-163)
- Какое законодательство действовало на территории Запорожской Сечи? (за воровство, за долг, за убийство)
- Прослушайте отрывок из повести, где дается описание выборов кошевого. Каким эпитетом мы можем наделить Сечь, прослушав этот отрывок? (Демократичная)
- Гоголь нарисовал нам идеальную, свободную, ультрадемократичную, несколько стихийно-анархическую республику, которая рождает человека, отрекшегося от личного (семьи, денег, карьеры), ради общего (Родины, веры, чести народа). Он пишет: «вот откуда разгуливается воля и казачество на всю Украину!». Свобода сечевиков выражена в том, что среди нет никаких делений или различий, в Сечи, как ее рисует Гоголь, нет сословий, нет классов, нет никакого неравенства, нет никакого социального происхождения человека. Никто не спрашивает, «откуда они, кто они и как их зовут».
- Найдите в тексте и прочитайте, как Гоголь пишет об этом. (Глава 3, стр. 163)
- Эта сцена, восхищающая Гоголя, отсутствием бюрократизма и бюрократии, которой нет в Сечи, которая удостоверяет и полное равенство казаков, не имеющих ни звания, ни чина, ни имущества.
- И здесь социальную структуру казачества Гоголь нарисовал туманно, недоговоренно. И это тоже имеет свой смысл. Николай Васильевич прекрасно разбирался в вопросах социальной структуры общества прошлого. Но он завуалировал эту сторону жизни казачества, потому что рисовал идеал, а черты феодальной иерархической структуры мешали героизации и поэтизации казачества.
(Заполнение таблицы)
Следующий вопрос, на который мы должны будем дать ответ: как оценивают роль запорожского казачества историки и Н.В. Гоголь?
- Первым слово предоставляется историкам.
Сообщение учащегося.
- В 20-30-х годах 17 века освободительное движение вступило в полосу нового движения. Одно за другим поднимались на Украине казацко-крестьянские восстания. Казацкая старшина и высшие представители православного духовенства стали обращаться к России с просьбой о принятии Украины под свою власть.
В 40-х годов во главе освободительного движения стал Богдан Хмельницкий. В начале 1648 года он был избран гетманом запорожского войска. Хмельницкий поднял знамя восстания против Речи Посполитой, вступив с союз с крымским ханом. Войска гетмана с успехом воевали против Речи Посполитой, нанося ее армии чувствительные поражения. Всюду заполыхала освободительная война. Хмельницкий торжественно вступил в Киев.
Затем успехи казацкого войска сменились неудачами. В 1649-1652 годах переговоры перемежались с военными действиями. Кроме того, крымский хан заключил тайное соглашение с польским королем. Россия все время оказывала посильную помощь Хмельницкому.
Наконец, 1 октября 1653 года Земский собор принял решение о подданстве Украины России. Речи Посполитой была объявлена война. 8 января в Переясловле состоялась всенародная рада.
Украина входила в Российское государство первоначально на особых условиях. Сохранялись все привилегии казачества и его местное самоуправление. Украинский народ сохранил себя как нацию и избавился от угрозы рассеивания и истребления.
- Как же оценивают роль запорожского казачества историки?
- Историки указывают на антикрепостническую и народно-освободительную роль запорожского казачества. В результате войны Украина была присоединена к России, а Запорожская Сечь стала одной из главных в деле присоединения Украины к России.
(Запись в таблицу)
- А как же на этот вопрос отвечает Н.В. Гоголь? Слово предоставляется литераторам.
Ученик.
- Н.В. Гоголя прельщает то, что эти суровые героические нравы и обычаи казачьей вольности выковывают крепкие характеры могучих людей. И здесь «среда» - в широком смысле – определяет и объясняет человека. Поэтому столь значительное место в Тарасе Бульбе занимает описание Сечи и ее обычаев, в сущности, Сечь – как коллектив, общества и ополчения – и становится главным героем повести, объектом изображения и восхищения автора.
Итог.
- Теперь подведем итоги. Для этого обратимся к таблице.
- Совпадают ли мнения историков и Н.В. Гоголя в изображении запорожского казачества и определении его исторической роли?
- Нет. Почему?
- Для истории важны правдивые факты, а для Н.В. Гоголя важен лишь условно-исторический, вымышленный фон, на котором рождаются и формируются героические характеры.
V. Объявление оценок.
VI. Домашнее задание.
Ответить на вопрос №4 в таблице.
История | Литература |
1)Каковы причины появления запорожского казачества по мнению историков и Н.В. Гоголя? | |
Нестерпимый гнет польских магнатов, бегство от него за пороги Днепра. | Рождение героического характера, человека воли и битвы, готового отдать жизнь за православную веру и свой народ. |
2) Как жизнь запорожского казачества описывается Гоголем и воссоздается историками? | |
Существование феодальной иерархии. (т.е. неравенства) | Идеальная, своевольная, ультрадемократичная республика, где нет сословий, нет классов, нет неравенства. |
3) Как оценивают роль запорожского казачества историки и Н.В. Гоголь? | |
Указывают на антикрепостническую и народно-освободительную роль запорожского казачества, также сыграли важную роль в присоединении Украины к России. | Суровые, героические нравы и обычаи Запорожской Сечи выковывали крепкие характеры могучих людей, которые становятся объектов восхищения писателя |
4) К какому периоду времени относятся описываемые события? | |
Описанные события относятся к 17 веку. Поход под Дубно – это 20-30 годы 17 века, т.е. это период разрозненных выступлений казаков. Тарас Бульба не был убит историческим лицом графом Н. Потоцким, гетманом правобережной Украины, который жил в 17 веке. Войско под его руководством было направлено на подавление восстания казаков в 1648 г. | Дело в том, что Гоголь не привязывал события к конкретному времени, создавая образ Запорожской Сечи, поэтому там эклектика (соединение разнородных взглядов, идей и теорий) и точно время определить невозможно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Интегрированный урок литературы, истории МХК и ИЗО в 10 классе.
Тема: Русская культура в XVI веке....
Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...
Интегрированный урок (литература – история – музыка – русский язык )Семинар « Ученый совет» По поэме А. Ахматовой "Реквием"
Урок литературы в 11 классе по поэме А. Ахматовой " Реквием"...
Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)...