Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Луговская Елена Владимировна

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет более внимательно рассмотреть языковые средства, стилистические особенности стихотворения и таким образом понять замысел автора произведения. Этому же способствует сравнение образа Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова

«Мой Демон»

8 класс

Луговская Е. В.

Цель урока: Учить анализу и истолкованию поэтического текста

Задачи урока: 1. Дидактические:

Обучать элементам лингвистического анализа стихотворения;

Обратить внимание учащихся на стилистические особенности стихотворения;

Подготовить к восприятию поэмы Лермонтова «Демон», осмыслению образа Демона;

Сопоставить поэзию и живопись

2. Развивающие:

Развивать умение исследовать текст;

Расширять словарь учащихся

3. Воспитывающие:

Помочь увидеть и почувствовать красоту и силу слова;

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации М. Ю. Лермонтова с видами Кавказа,        репродукция картины М. А. Врубеля «Демон (сидящий)», опорный конспект

Методы обучения:

словесный, иллюстративный, индивидуальные опережающие задания и вопросы, проблемные вопросы, творческие задания, лингвистический эксперимент, составление опорного конспекта.

Эпиграф: Лермонтов – звёздная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны и с которым говорили демоны и ангелы.

К. Бальмонт

Ход урока

I. Вступительная беседа «Детские годы Лермонтов»

Сегодняшний урок мы посвятим стихотворению М.Ю. Лермонтова «Мой Демон» Демон – образ, над которым поэт размышлял всю жизнь.

Наша задача: понять, каков Демон у Лермонтова, и почему М.Ю. Лермонтов обращался к этому образу на протяжении всей своей жизни.

После смерти матери мальчика на воспитание взяла бабушка, отказав отцу Михаилу Петровичу в праве  воспитывать сына.

Ранняя потеря матери, напряжённые отношения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой с отцом мальчика заложили основы замкнутости, угрюмости Лермонтова. С годами это становилось всё заметней, как отмечали современники.

Вспомним стихотворения Лермонтова, его героев, в которых звучит мотив одиночества.

(Ребята вспоминают ранее изученные произведения: «Парус», наполненное чувством смятения, тревоги, стремлением к бегству, к бунту, «Мцыри» с героем-одиночкой, безудержно стремящимся на Родину, «Утёс», «Сосна» со скучающими и бесконечно одинокими героями.)

II. Беседа «Лермонтов на Кавказе»

1. Чтение стихотворений о Кавказе.

1 ученик: Кавказ был смертельной любовью Лермонтова. В стихотворениях «Кавказ», «Утро на Кавказе» и др. Лермонтов рисует этот край как родину свободы, дикой, яркой красоты, вольных человеческих отношений, мир грозный, но естественный. И будучи талантливым художником, он постоянно рисует картины Кавказа, где величие сочетается с застенчивой простотой.

2 ученик: В 1832 году Лермонтов пишет стихотворение в прозе, где влюбленно рисует портрет Кавказа: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе...

3 ученик: Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!...Воздух там чист, как молитва ребёнка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия»

        - Какое место в жизни Лермонтова занимает Кавказ и почему?

        Кавказ давал Лермонтову ощущение такой гордой высоты жизни, что после этого восторга всё казалось будничным и мелким, даже ничтожным. Это край свободы и настоящей жизни. Природа Кавказа занимает его больше, чем людское общество.

     2. Словесное рисование по иллюстрациям Лермонтова

        - Каким мы видим Кавказ на рисунках Лермонтова?

Недоступные вершины, хранящие какую-то тайну, горы, покрытые снегом, устремлены к небу, к некоему мистическому миру, благоуханье трав и шум деревьев наполняют картины.

III. История стихотворения.

Именно на Кавказе происходят события поэм Лермонтова «Мцыри», «Демон». Вспомните, о каком герое мы Лермонтова мы говорили в прошлом году.

        - Почему Лермонтов переносит действие поэм на Кавказ?

Здесь люди свободные, с мятежным духом, им открываются нечто неземное, высокое, одухотворённое

Ещё пятнадцатилетним мальчиком задумывает Лермонтов поэму, начинающуюся словами:

Печальный демон, дух изгнанья…

А в 1829 году поэт пишет стихотворение «Мой Демон», в котором создаёт образ злого духа. Стихотворений, посвящённых Демону, несколько у Лермонтова.

        - Какие ассоциации возникают у вас со словом «демон»? Запишите.

«дьявол», «искуситель», «злодей», «тот, кто противостоит всему миру», «борющийся с Богом»

4 ученик: В библии рассказано об архангеле Сатанаиле, который не захотел подчиниться Богу, был чрезвычайно горд и независим, восстал против Бога, и был низвергнут на Землю, положив, таким образом,  начало борьбе добра и зла.

        - Что привело его к падению?

Гордость, неповиновение, непокорность, стремление к независимости, нежелание жить спокойно.

        - Но вместе с тем, какие черты характера можно в нём отметить?

Силу духа, стремление к свободе. Именно это нас привлекает в сильных людях, целеустремлённых.

        - Кто же такой демон? Демоническая натура.

Коварная, злая, властная натура

        Демон. Заимств.из греч. daimon «божество», производного от daiomai «раздаю, разделяю». Демон первоначально – «раздающий, разделяющий блага, определяющий долю, а затем «демон», т. е. злой дух. Значит первоначально демон предстаёт в ином качестве.

        Постановка цели: Образ демона, отвергнувшего из гордости власть Бога, преступившего законы добра и оставшегося одиноким во всём мире, волновал Лермонтова всю жизнь. Почему? Попытаться ответить на вопрос: Каков демон у Лермонтова?

IV. Чтение стихотворения «Мой демон»

V. Лингвистический анализ стихотворения.

        - Если бы мы не прочитали название стихотворения, могли бы мы догадаться, о ком оно? Что привлекает в образе Демона?

Нет. В стихотворении не упоминается имя героя. Мы узнаём это из названия стихотворения.

        - Какую смысловую нагрузку несёт в нём слово «мой»?

Притяжательное местоимение выражает принадлежность кому-то. В нём выразилось лермонтовское представление о демоне. Он таким увидел Демона.

        - Обратимся к композиции стихотворения. Сколько в нём частей и о чём каждая часть?

В стихотворении четыре части.

        - Как на уровне синтаксиса подтверждается деление стихотворения на четыре части?

Оно состоит из четырёх предложений, однако никаких строф нет, оно цельное, как и образ главного героя стихотворения.

На доске:

      I              II                             III                                       IV

стихия           бури                                  трон                           презрел любовь

           пена рек                   уныл и мрачен           моленья отвергает

                шум        равнодушно

        давит

        неземных очей

1 часть: - Обратите внимание на первую строку стихотворения.

«Собранье зол его стихия».

        - Что подразумеваем под словом «зол»?

Зло – всё плохое, отвратительное (смерть, насилие. Ненависть, страдание, убийство и т.д.)

        - Как вы понимаете слово «стихия»?

Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Слово стихия имеет несколько значений: Стихия. 1. В античной философии: один из основных элементов природы (огонь, вода, воздух, земля). 2. Явление природы, обнаруживающаяся как ничем не сдерживаемая сила.3. перен. Окружающая привычная среда, обстановка.

Слово «стихия» имеет переносное значение. В первой строке определена сущность демона. Зло – это привычная обстановка, среда обитания.

2 часть: Изображение образа Демона через природу («дымных облаков», «бури роковые», «пена рек», «шум дубров»)

                - Каков образ природы?

Во всем движение. Какие слова создают мотив движения? Демон привлекает силой духа, неуспокоенностью, стремлением к действию.    

Найдите метафору, («пена рек»)

        - Объясните смысл эпитета «роковые»

Роковой. (По толковому словарю С. И. Ожегова) 1. Приносящий горе, как бы предопределённый судьбой, роком (устар.) 2. Решающий, определяющий дальнейшее (устар.) 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

        - В каком значении употреблено слово?

Имеющий гибельные последствия

Демона привлекают бури, губительные последствия. Он сам несет разрушение, страдание.

                

3 часть: Сама фигура демона, сидящего на троне.

        - Обратимся к значению слова «трон»

Трон – место монарха во время торжественных церемоний. (Употребляется как символ власти)

        - Какой властью он наделён?

Он властен над миром, над человеческими чувствами, пороками.

        -Чем отличается вторая часть от первой?

Нет движения. Фигура Демона незыблемая, статичная, монументальная.        - Каково внутреннее состояние Демона, восседающего на своём троне?

«Уныл и мрачен»

        - Чем порождена его мрачность?

Поэт подчёркивает его одиночество во всём мире, во вселенной. Может, он тяготиться данной ему властью.

Об этом рассказано в 4 части.

Он презрел чистую любовь, / Он все моленья отвергает…

        - Объясните роль анафоры (повторение начальных слов) В пяти строчках повторяется местоимение «он». Почему?

Поэт хочет подчеркнуть, каков он – Демон. Он великий, недосягаемый

        - Какая лексика преобладает в описании состояния внутреннего Демона?

Найдите слова высокие, устаревшие.

«Презрел», «моленья», «отвергает», «страшится», «неземных», «очей»

Презреть. (книжн.) Пренебречь чем-нибудь, как недостойным внимания, незначащим.

Моления. 1. Мольба, страстная просьба (книжн.)

Отвергнуть. Не принять, отказать в принятии чего-нибудь.

Страшится. Бояться, чувствовать страх, ожидая чего-нибудь опасного, неприятного.

Неземных. (Устар.) Сверхъестественный, чрезвычайный, исключительный        

        - Чем объяснить использование такого количества устаревших слов?

Фигура Демона, мощного титана, презревшего власть Бога, поступившего по своей воле, предстаёт перед нами во всём своём величии.

        - Какая строчка является ключевой в стихотворении?

«И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей»

Ему неведомы высокие чувства, и даже, если что-то пробуждается в его душе, он подавляет эти порывы в себе.

                - Определите размер стихотворения. Как это связано с

содержанием стихотворения?

U – |U –| U – | U –| U

U – |U –| U U| U –

U – |U –| U U| U –| U

U – |U –| U – | U –

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифма точная, перекрёстная, с чередованием мужской и женской, что придаёт стиху плавность и строгость, торжественность одновременно.

        

        - В. Г. Белинский писал: «Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нём нет ничего произвольного, что в нём ни одно слово, ни один звук, ни одна черта не может замениться другим звуком, другим словом…»

        -Что можно сказать о звукозаписи? Проведём лингвистический эксперимент. Подсчитайте, количество гласных звуков. Каких звуков больше?

Преобладает звук [О] (20); [Э] (14), [И] (8), [У] (9)

(по Бальмонту О выражает величие и торжество, а Э – нежность, приглушённость. В стихотворении выражены два чувства: торжественность и величие образа и с другой стороны приглушённость внутреннего мира Демона)

        - Давайте обратимся к слову Демон. В нём присутствуют и [О] и [Э]. Но всё-таки чего в Демоне больше?

Величия, гордости. Доброе заглушается, подавляется во внутреннем мире.

        - Итак, попробуем определить идею стихотворения.

Демон- воплощение зла, смысл его существования – страсть, губящая всё тихое, кроткое. Но зло не только сильно, но и привлекательно, и образ демона, не пожелавшего подчиниться Богу, привлекал Лермонтова, и в стихотворении поэт выразил своё представление о Демоне. Это дух властный и величавый  и одновременно скорбный и страдающий, трагичный в своём одиночестве. Мотив одиночества – главный в творчестве Лермонтова. Вспомните другие образы его стихотворений: Парус, Листок, Утёс.

Но вместе с тем он бесконечно одинок и уныл. Образ Демона противоречив.

      VI. Сопоставление художественного произведения и картины М. А. Врубеля «Демон (сидящий)

1. Беседа по картине М.А. Врубеля.

        - А. Блок писал: «Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля»

        - Какие цвета преобладают на картине М. А. Врубеля?

Багровый, зелёный, темно-синий.

        - В какой позе он изображён?

Демон изображён на фоне дробящихся силуэтов гор, на фоне тревожного и багрового заката, который в сравнении с самим Демоном кажется маленьким, почти игрушечным. Он сидит, трагически сцеплены руки, в нём чувствуется напряжение, сосредоточенная дума. Его огромная фигура занимает основное пространство живописного полотна. Скруглённая спина говорит о неудобстве, ему тесно в рамках картины.

        - Что можно сказать о его глазах?

Взгляд печальный, едва различимый.

Демон сочетает в себе величие и силу и в то же время скованность, печаль, тоску. Он одинок, и никто не разделит его одиночество, на которое он сам себя обрёк.

2. Задание: Напишите мини-сочинение-описание картины.

3. Чтение зарисовок по картине.

        - Итак, каков Демон в представлении Лермонтова, а каков у Врубеля?

У Лермонтова ненавидящий, равнодушный, злобный, презирающий мир, властный в своём величии и силе, «царь познанья и свободы», а у Врубеля при всём величии и силе страдающий, тоскующий, его становится искренне жаль.

       VII. Работа с эпиграфом.

        - Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?

Лермонтов взглянул на мир с высоты, из вечности. Демон – не только порождение зла, но тоскливая, печальная натура. Недаром поэма Лермонтова «Демон», о которой мы будем говорить на следующем уроке, начинается словами: «Печальный Демон, дух изгнанья….»        

        -Так почему же Лермонтов обращался к образу Демона?

Он и сам чувствовал глубокое одиночество в мире, был предельно жесток и независим, в его душе современники отмечали демонические черты характера, властность, стремление к самоутверждению.

В. Солоухин сказал о Лермонтове: «Лермонтов обладал удивительным ощущением космоса. Я думаю, что он первый из русской (а, возможно и мировой) поэзии посмотрел на землю с космической высоты. До этого смотрели все снизу вверх на облака, на звёзды, на комету, на птиц, никому не приходило на ум взглянуть сверху»

        VIII. Домашнее задание. Прочитать поэму «Демон». Ответить на вопрос: В чём сочувствует автор своему герою и за что осуждает?

Список литературы

1. Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.    

2. Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.

3. Манн Ю. Демон. Динамика русского романтизма. М., 1995.

4. Методические рекомендации: Книга для учителя. / Сост. Н. М. Свирина; под редакцией В. Г. Маранцмана. – М.: Провещение, 2004
5. Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...


 

Комментарии

Бурцева Елена Валерьевна

Материал очень интересен, во многом своеобразен, так как стихотворение не считается программным. Подход к анализу произведения очень актуален в связи с развитием компетенций обучающихся. Большое спасибо.