Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-ie_lit-ra_6_kl.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№№ № урока | Кол-во часов | Содержание (тема урока) | Примечания |
1 | 1 | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Беседа. Тестирование. |
2 | 3+2 2 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Фольклор Тульской области. | |
3 | 1 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | Рассказ учителя. Беседа. Презентация «Загадки». |
4 | 2 | Р.р. Урок - «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | Урок развития речи. |
5 | 2 2 | Из древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов в летописях. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
6 | 1 1 | Из литературы 18 века. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Аллегория, иносказание и мораль басни. Особенности литературного языка XVIIIв. | Рассказ учителя. Беседа. |
7 | 32+10+9 1 | Из русской литературы 19 века. И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басня «Листы и корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | Рассказ учителя. Беседа. |
8 | 1 | Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Развитие понятия об аллегории, морали. | Беседа. Обучение чтению. |
9 | 1 | Вн.чт. Конкурс инсценированной басни. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Какие человеческие пороки осуждается в русских баснях?» | Урок-представление. |
10 | 1 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
11 | 1 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. | |
12 | 1 | Р.р. Развитие понятий о эпитете, метафоре, композиции. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | Урок развития речи |
13 | 1 | «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Жанр стихотворного послания. | Обучение чтению. Практикум. Презентация «Пушкин в лицее». |
14 | 1 | «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. | |
15 | 1 | Вн.чт. Урок-викторина по стихотворениям А.С. Пушкина | |
16 | 1 | Вн.чт. Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский . Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..» | |
17 | 1 | Вн.чт. А. С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. | Беседа. Внеклассное чтение. |
18 | 1 | А. С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. | Обучение чтению. Беседа. |
19 | 1 | Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. | Беседа. Практикум. |
20 | 1 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Соотношение мечты и действительности в романтическом произведении. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | Обучение устному рассказу. Беседа. |
21 | 1 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | Урок развития речи. |
22 | 1 | Тестирование по творчеству А. С. Пушкина. | Урок контроля. |
23 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
24 | 2 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. | Практикум. Презентация «Сосна» Г. Гейне и «На севере диком М. Лермонтова. Сравнительный анализ». |
25 | 1 | Обучение анализу одного стихотворения. Понятия о двусложных и трёхсложных размерах стиха. | |
26 | 1 | Вн.чт. Мои любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова | |
27 | 1 | Р.Р. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Поэтическая интонация. Подготовка к домашнему анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова (по выбору учащихся) | Беседа. Практикум. |
28 | 1 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Тургенев и Тульский край. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Чтение избранных эпизодов | Рассказ учителя. Беседа. |
29 | 1 | «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Портреты героев как средство изображения их характеров. | |
30 | 1 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И. С. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. | Практикум. |
31 | 1 | Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. | Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Овстуг». |
32 | 1 | «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. | |
33 | 1 | Ф. И. Тютчев. «Листья» как символ краткой, но яркой жизни. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. Обучение анализу одного стихотворения. | Практикум. |
34 | 1 | А. А. Фет. Рассказ о поэте. Поэт и Тульский край. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Развитие представлений о пейзажной лирике. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
35 | 1 | А. А. Фет. «Еще майская ночь». «Учись у них — у дуба, у березы...». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Звукопись в пейзажной лирике. | Беседа. Практикум. |
36 | 1 | Вн.чт. Урок-концерт по любимым стихотворениям Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | |
37 | 2 | Р.Р. Подготовка и написание сочинения по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. «Какие состояния природы любит изображать Ф.И. Тютчев в своих стихах?», «Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А.А. Фета?» | Урок развития речи. |
38 | 1 | Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. | Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Карабиха.». Обучение чтению. |
39 | 1 | Роль пейзажа в стихотворении. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Значение риторических вопросов в стихотворении. | |
40 | 1 | Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. Закрепление понятия о стихотворных размерах. Представления о строфе. | Беседа. Практикум. |
41 | 1 | Вн.чт. Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. | Урок внеклассного чтения. |
42 | 1 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. | Урок контроля. |
43 | 1 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Лесков и Тульский край. «Левша». Понятие о сказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. | Рассказ учителя. Беседа. |
44 | 1 | Р.р. Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Представления об иронии. | Урок развития речи. |
45 | 1 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова „Железная дорога" и сказе Н. С. Лескова „Левша". | |
46 | 1 | Вн.чт. Н.С. Лесков. «Человек на часах» | |
47 | 1 | Вн.чт. А. П. Чехов. Слово о писателе. Чехов и Тульский край. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | Урок внеклассного чтения. Презентация «Детские годы и семья А. П. Чехова». |
48 | 1 | А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Комическая ситуация. | Практикум. |
49 | 1 | Вн.чт. А.П.Чехов. «Смерть чиновника» | |
50 | 2 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр.Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». А. К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | Урок-концерт (презентация). |
51 | 1 | Проект. Составление электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19века, русских художников и романсах русских композиторов» | Составление электронной презентации |
52 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века» | |
53 | 24+4+5 1 | Из русской литературы 20 века. А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Понятие о рождественском рассказе. Образ главного героя. Тема служения людям. | |
54 | 1 | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
55 | 1 | Вн. Чт. А.А. Платонов. Любимые рассказы. | |
56 | 1 | А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. | Презентация «Алые паруса». Знакомство с фильмом». |
57 | 1 | Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. | |
58 | 1 | М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | Презентация «Литературные места России. Дунино.». |
59 | 1 | Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | Беседа. Практикум. |
60 | 1 | Особенности композиции и смысл названия сказки М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению. | Урок развития речи. |
61 | 1 | Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | |
62 | 2 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М.Симонов, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувства скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы великих испытаний. | Урок развития речи. |
63 | 1 | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. | |
64 | 2 | Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья» | Урок с ИКТ |
65 | 1 | Вн. Чт. А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | Урок внеклассного чтения. |
66 | 1 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Понятие о герое-повествователе. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
67 | 2 | Р.р. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева „Конь с розовой гривой". | Урок развития речи. |
68 | 1 | В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей послевоенного времени. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
69 | 1 | Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. | |
70 | 1 | Нравственная проблематика рассказа. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. | Беседа. |
71 | 2 | Р.р. Подготовка к сочинению. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина». | Урок развития речи. |
72 | 1 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. Отличительные черты характера лирического героя. | Рассказ учителя. Беседа. |
73 | 1 | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | Рассказ учителя. Беседа. |
74 | 1 | Тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. | Урок контроля. |
75 | 2 | Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали». «Пороша». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | Рассказ учителя. Обучение чтению. |
76 | 1 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. | Практикум. |
77 | 2 | Писатели улыбаются. В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Рассказ «Критики». Особенности шукшинских герое-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе | Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Село Сростки». Беседа. |
78 | 2 | Вн.чт. Взаимодействие русской литературы и литературы других народов России. К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа. Поэт – вечный должник своего народа. Г. Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю. Книга в жизни человека | Урок внеклассного чтения. |
79 | 11+3 1 | Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. | Рассказ учителя. Беседа. |
80 | 1 | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | |
81 | 1 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | Рассказ учителя. Беседа. |
82 | 1 | Античная литература. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях. Понятие о героическом эпосе. | |
83 | 1 | Вн.чт. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Дон кихот как «вечный» образ мировой литературы. | Урок внеклассного чтения. |
84 | 1 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. | Рассказ учителя. Беседа. |
85 | 1 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. | |
1 | Превосходство естественной жизни над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | ||
86 | 2 | Вн.чт. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | Урок внеклассного чтения. |
87 | 2 | Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих ценностей. Понятие о притче. | Урок внеклассного чтения. |
88 | 1 | Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся. | Урок контроля. |
89 | 1 | Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. | Урок развития речи. Презентация. |
1
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю (102 ч в год), 34 рабочих недели. В настоящее время дети перестали активно читать, плохо рассуждают, не умеют выражать свои мысли, поэтому в программу был добавлен дополнительный 1 час в неделю за счет школьного компонента. Кроме того, в программу введены часы регионального компонента: «Тургенев и Тульский край», «Фольклор родного края», «Фет и Тульский край», «Лесков и Тульский край», «Чехов и Тульский край».
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 5 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из русской литературы 18 века | 1 |
Из русской литературы XIX века. | 49 |
Из русской литературы XX века. | 33 |
Зарубежная литература. | 14 |
Всего часов | 105(3 ч резерв) |
Образовательные технологии.
Следует широко применять иллюстрации, портреты писателей и фотографии различных эпох, экранные и звуковые средства обучения. Кроме того, учебные диафильмы и презентации, аудиокниги.
Различные средства обучения расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, формированию читательской культуры, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т. д.
Одно из перспективных экранных пособий — презентация с экранным проектором — позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить плотность урока, увеличить объем дидактического материала для объяснения нового и закрепления изученного ранее. Использование репродукций картин известных русских художников на уроках способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.
Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Программное и учебно-методическое оснащение
учебного плана
Класс | Кол-во часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя | ||
Феде раль ный компонент | Регио наль ный компонент | Школь ный компо нент | ||||
6 | 2 | - | 1 | Рабочая программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2013 | Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 6 кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2013 | Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 6 кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2012; Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл.-М.: Просвещение, 2012; Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2013. |
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 5 класса в ОС "Школа 2100"
Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по учебникам ОС "Школа 2100" для 5 класса...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 6 класса в ОС "Школа 2100"
Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики в 6 классе по учебникам ОС "Школа 2100"....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 7 класса в ОС "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 7 класса по УМК "Школа 2100" (авторы учебника - Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В.)...
Календарно-тематическое планирование тувинского языка и литературы 5 класса
Календарно-тематическое планирование. Тувинский язык. 5 класс. Автор и название программы: А.К.Ойдан-оол, Ш.Ч.Сат, Н.Д.Сувандии «Государственный стандарт, учебные программы по тувинскому я...
Календарно-тематическое планирование с УУД по литературе за 6 класс, к УМК В.Я.Коровиной
КалКалендарно-тематическое планирование структурировано с учетом УМК по литературе для 5 класса общеобразовательной школы под редакцией В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина на изучен...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 9 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
КТП по литературе для 9 класса составлено из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 8 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа для учителей литературы...