Урок по древнерусской литературе
методическая разработка по литературе по теме

Попова Оксана Владимировна

Материал может быть использован как в урочной деятельности , так и во внеклассных мероприятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор материала:  Попова Оксана Владимировна учитель русского языка и литературы

Цель: познакомить учащихся с историей праздника «День семьи, любви и верности», с жизнью святых Петра и Февронии Муромских, историей их любви.  

Задачи:    

образовательные: рассказать о святых Петре и Февронии Муромских, о почитании их на Руси, о святых местах, связанных с их именами;

развивающие: развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности; формировать у учащихся интерес к истории своей Родины, желание изучать её традиции, развивать  умение устанавливать связи между прошлым и настоящим в истории Отечества;

воспитательные: воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Ход мероприятия:

  1. Эмоциональный настрой.

...Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» –

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть–тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу». –

«А кого же на примете

Ты имеешь?» – «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

Только, полно, правда ль это?»

Князь со страхом ждет ответа.

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:

«Да! такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом –

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом!»

Как вы  думаете, почему Лебедь дала князю такой ответ?

 Можно ли назвать ее совет мудрым?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

 Выслушиваем гипотезы, открываем тему:

Тема нашего занятия: « Не нужен и клад, коль у мужа и жены лад»

Как вы понимаете эти слова ?

(любовь и согласие между между близкими ,между мужем и женой ценнее любых драгоценностей)

2. Вступительное слово учителя. Счастлива семья, если в ней царствует любовь. Праздник, посвящённый всем влюблённым, отмечают 14 февраля люди, которые исповедуют католическую веру. Это День святого Валентина. А русский народ – православные христиане. И на Руси, оказывается, существует свой День влюблённых, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских. Отмечается он 8 июля.

Сегодня мы с Вами совершим заочную экскурсию в Древний Муром – град Петра и Февронии, познакомимся с историей праздника, связанного с именами этих святых, с историей их жизни и любви. 

3. Демонстрация презентации. Комментарии учителя.

 Есть в Русской земле город, называемый Муромом…

Звучит аудиофрагмент из «Повести временных лет» (звук воспроизводится автоматически).

Карта

Муром – старинный русский город, расположен на реке Оке. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи (862 г.). С 1097 года Муром - столица Муромо-Рязанского княжества, в середине 12 - начале 15 вв. - Муромского княжества.

Рассказ по слайдам

 Пётр и Феврония Муромские. Пётр и Феврония – русские православные святые. Почитаются в России как покровители семьи и брака. Романтическая история любви этой супружеской пары была описана величайшим автором 16 века Ермолаем Еразмом в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

По преданию, Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение, что исцелить его может дочь бортника, крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит - так и случилось. Феврония стала княгиней.

Пётр и Феврония пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Пётр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Феврония поддерживала и утешала Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Пётр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.  

Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Пётр получил в иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией. Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку.

Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

 Звучит песня «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет» (звук воспроизводится автоматически).

8 июля – День семьи, любви и верности. Уже около 800 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного счастья, любви и верности. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака. Также на Руси был и красивый старинный обычай – праздновать помолвку в этот день.

8 июля 2008 года в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Идея возродить древнюю традицию отмечать День Петра и Февронии возникла у жителей города Мурома. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальный статус.

 Ромашка - символ Дня семьи, любви и верности. Почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

Рефлексия.

Задания для групп:

  1. «Кодекс семейного поведения»
  2. Ромашковое поле
  3. Венок из добродетелей

Вывод: Представляя результаты работы в группах, учащие создают модель взаимоотношений в крепкой семье, которая может служить им нравственным ориентиром.

Звучит песня «Ромашковые поля» в исполнении группы «Кватро» (смена изображений и звук воспроизводятся автоматически).

4. Заключительное слово учителя.

День семьи, любви и верности - очень добрый и красивый праздник, который быстро обрёл популярность в нашей стране. Конечно, жизнь с тех времен, когда жили Пётр и Феврония, изменилась, но остались и вечные, непреходящие ценности, к  которым относятся Семья, Любовь, Верность. Эти общечеловеческие ценности очень важны в нашей жизни. Семья дает человеку любовь, поддержку, стабильность и радость. Нам следует стремиться к идеалам, о которых напоминает нам этот праздник. Мы  должны брать пример с этих святых, семейная жизнь которых стала идеалом супружества, любви и верности.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!

Звучит «Гимн семье» в исполнении группы «Инь-Янь» (смена изображений и звук воспроизводятся автоматически).

 

Музыкальные файлы:

http://musichere.org/song/Povest__o_Petre_i_Fevronii_Muromski__/Bez_nazvanija_6743731.html -Повесть о Петре и Февронии Муромских (вступление, нарезка);

http://mp3dot.ru/info/e09085f0ab570d942e5424dc70f7f5b6/  - «Гимн семье» (исполняет группа «Инь-Янь»);

http://pereday.ru/user.php?id=54766…168176 - «Пётр и Феврония» (слова Е. Авдеева, музыка В. Усланов, исполняет хор «Пересвет»);

http://www.zaycev.net/pages/7907/790792.shtml - «Ромашковые поля» (в исполнении группы «Кватро»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры «БРЕЙН-РИНГ».«Древнерусская литература и литература допушкинского периода».

Цель: В игровой форме обобщить и повторить весь пройденный по данной теме материал.Образовательная задача: закрепить те знания, которые были получены учащимися на предыдущих уроках.Воспитательна...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Древнерусская литература. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет»

Данная презентация поможет в подготовке к уроку в  7  классе по теме ,, Древнерусская литература. О древнерусском летописании. Повесть ,, Временных лет,,...

Обобщающий урок по древнерусской литературе в 7 классе.

Интегррированный урок литературы в 7 классе по теме "Древняя Русь" по УМК В,Я,Коровиной...

Технологическая карта открытого урока "Мир древнерусской литературы" для 6 класса

В технологической карте урока отображены цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые результаты, используемые технологии, формы, методы и приемы работы...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...