Обобщающий урок по древнерусской литературе в 7 классе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Интегррированный урок литературы в 7 классе по теме "Древняя Русь" по УМК В,Я,Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа Л. Н. Панченко - «Элита»

План – конспект

обобщающего урока литературы в

7 классе  на тему «Древняя Русь».

                                                   Автор – составитель:

                                                 Митрофанова Г.П.,

                                                         учитель русского языка

                                         и литературы.

                                   Самара 2017

Обобщающий урок по теме «Древняя Русь».

Цели урока:

Общие: - обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся;

- развитие умений самостоятельно пополнять знания;

- осмысление закономерности развития и роли древнерусской литературы в становлении отечественной классической и современной литературы;

- узнавание прочитанных произведений и определение их жанров;

-формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса;

- актуальность её  в наши дни;

- воспитание уважения к прошлому страны и осознание своей ответственности за ее будущее.

Частные: 

 Предметные:  

научиться понимать информацию, представленную в учебнике, знать жанры древнерусской литературы

- дать представление учащимся об особенностях древнерусской культуры во взаимодействии с литературными памятниками;

- познакомить учащихся с особенностью и отличительными признаками древнерусской литературы, подготовить к восприятию и анализу текста древнерусской литературы;

- раскрыть тему любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в «Повести о Петре и Февронии Муромских»;

- познакомить с широким охватом жизни в «Поучениях Владимира Мономаха»;

- повторить характерные особенности русской средневековой литературы, заложившие основы национальной литературной традиции;

- рассмотреть место великого произведения древнерусской литературы в русском искусстве: литературе, музыке, живописи;

 Метапредметные:

 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- совершенствовать речь учащихся, художественный вкус силой воздействия слова,  их творческие способности;

- познакомить учащихся с особенностью и отличительными признаками древнерусской литературы;

- подготовить к восприятию и анализу текста древнерусской литературы;

- развивать навыки работы с художественным текстом и поиск ответов на поставленные вопросы;

- подвести учащихся к выводу, что мы должны знать прошлое нашей культуры, чтобы осознать связи; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное,  на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в парах.

Личностные:

формирование навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к истории, литературе, культуре Древней Руси.

 - формировать у школьников нравственные качества характера на примере памятников культуры Древней Руси;

- пробудить у учащихся интерес к древнерусской литературе как благотворному источнику высокой нравственности;

 - расширить эстетический кругозор учащихся, воспитать чувство прекрасного;

 - подготовить учащихся к творческой работе;

- показать красоту и неповторимость величайших памятников древнерусской литературы;

 - воспитывать бережное, уважительное отношение к славе своих предков;

воспитание интереса и уважения к литературе;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока:

Интегрированный (литература + МХК + изобразительное искусство + музыка+ краеведение).

Методические приемы:

Рассказ учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, чтение наизусть, эвристическая беседа, сообщения учащихся, чтение эпизодов.

Оборудование:компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация: «Памятник Кириллу и Мефодию в Самаре », «Ярослав Мудрый», «Владимир Мономах», «Шапка Мономаха», «Старинная книга», «Славянская азбука», «Святые Петр и Феврония Муромские», картина В.Васнецова «Нестор- летописец», картина В.А. Фаворского «Плач Ярославны», февроньки.  

Ариозо Ярославны «Ах, плачу я» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»                                                                     Дополнительная литература к уроку

  • «Энциклопедия для детей» Русская литература. От былин и летописей до классики девятнадцатого века, Москва, «Аванта+», 2008.
  • «Энциклопедия русских героев», Русский фольклор и древнерусская литература, Москва, «Олимп-Аст», 2008.
  • «Русская литература ХI-ХIII веков», Москва, «Художественная литература», 2008.
  • «Древнерусская литература», Москва, «Дрофа», 2008.
  • «Православная культура России», автор-составитель Б. И. Пивоваров, Новосибирск, «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского», 2008.
  • Литература.7, 9 класс. авт. – сост. В.Я. Коровина и др. – М., 2016.;
  • www.volsu.ru – труды Д.С. Лихачева и литература о нём в Научной библиотеке ВолГУ;
  • www.old-rus.narod.ru –антология древнерусской литературы.
  • Универсальные поурочные разработки по литературе. К  учебникам-хрестоматиям: В.Я. Коровиной (М.: Просвещение).
  • А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»).
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm
  • www.rcio.rsu.ru
  • «Изборник», Москва, «КС», 1988.
  • Литературоведческие словари.
  • Словари иностранных слов.
  • Толковые словари русского языка.
  • Энциклопедический словарь

Доска:

Да, русская старина нам дорога. Мы стараемся понять её ясно

и просто… мы изучаем её в живой связи с действительностью,

с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так

оторвано от нашего прошедшего.

И.С. Тургенев.

Ход урока.

Вводное слово учителя.

    Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мне вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть ещё больше укрепится ум ваш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «НЕ в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима, есть во всех концах земли».

     Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси, знакомимся с е культурой.

Задание 1.

Н  В  Ж  П  С  Н  Д  М  К  З  А   ХТ  С  Ч  Т  

Е  Е   А  И  А  Е  У  А   А  А        О   Е  И  А

При раскопках в древнем Новгороде нашли два куска берёсты вот с такими буквами.

- Как вы думаете, что это такое? Прочитайте?

Эту записку написал один древнерусский мальчишка другому, обидел его, берёста была порвана.

- А вам знаком аналог этого письма в современном языке?

- Невежа. Кто это?

- А всегда ли люди умели читать и писать?

Задание 2.

Слайд: Славянская азбука, памятник Кириллу и Мефодию в Самаре.

Сообщение учащегося о Кирилле и Мефодии.

- В Самаре есть собор Кирилла и Мефодия, 24 мая там, как и во всей стране, отмечают день рождения кириллицы.

Задание 3.

Слайд: Картина В. Васнецова «Нестор- летописец».

Сцена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» в Чудском монастыре.

Учащийся пишет перед лампадой.

Ещё одно последнее сказание –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда – нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я свою лампаду –

И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказания перепишет.

- Что такое хартия?

- Назовите жанры древнерусской литературы.

- Какие летописи вам известны?

Задание 4.

Слайд: Ярослав Мудрый.

Сообщение учащегося о Ярославе Мудром.

Слайд: Шапка Мономаха.

- Что это такое? Почему она показана?

Сообщение учащегося о Владимире Мономахе.

«Поучения Владимира Мономаха» - рассказ учащегося.

- Какие из поучений актуальны и в наше время?

Слайд: Семья (написано кириллицей)

- Что здесь написано? Слова? Или несколько букв? Прочтите его.

Задание 5.

8 июля 2008 года впервые в России отмечался день семьи, любви и верности. Символом этого праздника стал цветок.

- Как вы думаете какой? И почему?

Появились даже открытки к этому празднику. Они называются февроньки. Слово это пришло из древней Руси.

- Из какой повести?

Слайд: Икона святых Петра и Февронии Муромских, образцы февронек.

Сообщение учащегося  о « Повести Петра и Февронии Муромских» и жанре.

Задание 6.

Слайд: Слово беда (кириллица), четырёхстишье Михаила Дудина.

 А кто сказал, что прошлое неявно?
Времен и судеб неразрывна связь.
Не перестанет плакать Ярославна,
      Пока из мертвых не воскреснет князь.

Звучит ариозо Ярославны «Ах, плачу я» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

Слайд: гравюра В.А. Фаворского «Плач Ярославны».

Учитель читает третью часть «Слова…» на древнерусском языке

На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ,

зегзИцею незнаема рано кычеть:

«Полечю, - рече, - зегзИцею по Дунаеви,

О мочю бебрянъ рукавъ въ КаялЪ рЪцЪ,

Утру князю кровавыя его раны

На жестоцЪмъ его тЪлЪ».

Ярославна рано плачетъ

Въ ПутивлЪ на забралЪ, аркучи:

Под музыку выходят три ученицы в сарафанах и читают «Плач Ярославны» из древнерусской летописи «Слово о полку Игореве».

№1

Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан.

№2

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем моё веселье

В ковылях навек развеял ты?

№3

Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков КобЯковых носил.

Возлелей же князя, господИне,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слёзы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне.

Заключительное слово учителя.

Благодарю всех за участие в празднике,  позволившем вспомнить о своих корнях, о славных русичах , которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде – истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

Итог урока.

Домашнее задание:

Когда  я училась на 2 курсе, после семинара по древнерусской литературе я написала стихотворение, которое было напечатано в газете «Молодой сибиряк» в рубрике «Молодые голоса Сибири».

Не татарская конница – дожди по Руси.

Ива скорбная клонится, медью яр оросив.

Здесь схоронены русичи – полынь с молочаем.

Время медленно рушится, словно берег, ветшая…

В поле кони татарские, стрел смертельный посев.

Хан татарский по-царски в Поволжье осел.

Русь – она постоянна: вновь по Волге челны,

Лишь у многих славянок глазищи черны:

Да за кладбищем тесным, где кресты и печаль,

Полумесяц каждый холмик венчал…

Чтоб о прошлом напомнить, налетают дожди,

Грустью души наполнят, станет больно в груди.

Сразу вспомнятся русичи – полынь с молочаем.

Время медленно рушится, словно берег, ветшая.

Дома повторить §14 из учебника русского языка и написать заметку в газету о сегодняшнем уроке.

Структурные элементы урока

     Содержание взаимодействия с учащимися

Задачи,  решаемые

учителем

Вводное слово учителя (2 мин.)

Обобщение по теме (37 мин).

Итог урока

(3мин.)

Домашнее задание (3 мин.)

 

 

1. Проверка готовности. Приглашение к сотрудничеству. Ожидание от урока.

2. – Прочесть запись на бересте.

-  Сообщение о Кирилле и Мефодии – создатели славянской азбуки.

- Выразительное чтение сцены в Чудовом монастыре из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

- Сообщение о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе.

- Актуальность «Поучений Владимира Мономаха» в наши дни.

- Сообщение о «Петре и Февронии Муромских».

- «Слово о полку Игореве».

- Инсценированное чтение «Плача Ярославны».

Впечатление учащихся от проделанной работы.

Повторить §14 из учебника «Русский язык. 7 класс» и написать заметку в газету о сегодняшнем уроке.

Установление дружеского контакта. Рабочий настрой.

Введение в славянскую культуру.

Особенности чтения летописей.

Контроль за чтением.

Комментарии к определенным темам.

2008 год – Год Семьи.

Рассказ о февроньках.

Чтение четырехстишье Михаила Дудина о «Слове о полку Игореве».

Чтение на древнерусском языке вступления к 3 части «Слова…».

Заключительное слово. Выставление оценок. Одобрение.

Чтение стихотворения собственного сочинения о древней Руси.

 https://be1.ru/antiplagiat-online/ оригинальность -78,5                                          https://be1.ru/antiplagiat-online                             оригинальность -                       68,8(не считает цитаты из «Слова о полку Игореве…»,из Дудина,Заболоцкого,Тургенева,Пушкина.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Урок по древнерусской литературе

Материал может быть использован как в урочной деятельности , так и во внеклассных мероприятиях...

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Презентация к обобщающему уроку "Образование Древнерусского государства" 6 класс

Презентация позволяет наглядно представить обобщение материала по изученному разделу....

Контрольная работа по литературе. УНТ и древнерусская литература. 5 класс

Контрольная работа направлена на проверку знаний по устному народному творчеству и древнерусской литературе. Содержит задания с вариантами ответов и задания, требующие развернутого ответа....

Обобщающий урок-игра по литературе. 5 класс.

Обобщающий урок-игра по литературе. 5 класс.Викторина....

Технологическая карта открытого урока "Мир древнерусской литературы" для 6 класса

В технологической карте урока отображены цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые результаты, используемые технологии, формы, методы и приемы работы...