Обобщающий урок по древнерусской литературе в 7 классе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Интегррированный урок литературы в 7 классе по теме "Древняя Русь" по УМК В,Я,Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа Л. Н. Панченко - «Элита»
План – конспект
обобщающего урока литературы в
7 классе на тему «Древняя Русь».
Автор – составитель:
Митрофанова Г.П.,
учитель русского языка
и литературы.
Самара 2017
Обобщающий урок по теме «Древняя Русь».
Цели урока:
Общие: - обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся;
- развитие умений самостоятельно пополнять знания;
- осмысление закономерности развития и роли древнерусской литературы в становлении отечественной классической и современной литературы;
- узнавание прочитанных произведений и определение их жанров;
-формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса;
- актуальность её в наши дни;
- воспитание уважения к прошлому страны и осознание своей ответственности за ее будущее.
Частные:
Предметные:
научиться понимать информацию, представленную в учебнике, знать жанры древнерусской литературы
- дать представление учащимся об особенностях древнерусской культуры во взаимодействии с литературными памятниками;
- познакомить учащихся с особенностью и отличительными признаками древнерусской литературы, подготовить к восприятию и анализу текста древнерусской литературы;
- раскрыть тему любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в «Повести о Петре и Февронии Муромских»;
- познакомить с широким охватом жизни в «Поучениях Владимира Мономаха»;
- повторить характерные особенности русской средневековой литературы, заложившие основы национальной литературной традиции;
- рассмотреть место великого произведения древнерусской литературы в русском искусстве: литературе, музыке, живописи;
Метапредметные:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- совершенствовать речь учащихся, художественный вкус силой воздействия слова, их творческие способности;
- познакомить учащихся с особенностью и отличительными признаками древнерусской литературы;
- подготовить к восприятию и анализу текста древнерусской литературы;
- развивать навыки работы с художественным текстом и поиск ответов на поставленные вопросы;
- подвести учащихся к выводу, что мы должны знать прошлое нашей культуры, чтобы осознать связи; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Личностные:
формирование навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к истории, литературе, культуре Древней Руси.
- формировать у школьников нравственные качества характера на примере памятников культуры Древней Руси;
- пробудить у учащихся интерес к древнерусской литературе как благотворному источнику высокой нравственности;
- расширить эстетический кругозор учащихся, воспитать чувство прекрасного;
- подготовить учащихся к творческой работе;
- показать красоту и неповторимость величайших памятников древнерусской литературы;
- воспитывать бережное, уважительное отношение к славе своих предков;
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Тип урока:
Интегрированный (литература + МХК + изобразительное искусство + музыка+ краеведение).
Методические приемы:
Рассказ учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, чтение наизусть, эвристическая беседа, сообщения учащихся, чтение эпизодов.
Оборудование:компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация: «Памятник Кириллу и Мефодию в Самаре », «Ярослав Мудрый», «Владимир Мономах», «Шапка Мономаха», «Старинная книга», «Славянская азбука», «Святые Петр и Феврония Муромские», картина В.Васнецова «Нестор- летописец», картина В.А. Фаворского «Плач Ярославны», февроньки.
Ариозо Ярославны «Ах, плачу я» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» Дополнительная литература к уроку
- «Энциклопедия для детей» Русская литература. От былин и летописей до классики девятнадцатого века, Москва, «Аванта+», 2008.
- «Энциклопедия русских героев», Русский фольклор и древнерусская литература, Москва, «Олимп-Аст», 2008.
- «Русская литература ХI-ХIII веков», Москва, «Художественная литература», 2008.
- «Древнерусская литература», Москва, «Дрофа», 2008.
- «Православная культура России», автор-составитель Б. И. Пивоваров, Новосибирск, «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского», 2008.
- Литература.7, 9 класс. авт. – сост. В.Я. Коровина и др. – М., 2016.;
- www.volsu.ru – труды Д.С. Лихачева и литература о нём в Научной библиотеке ВолГУ;
- www.old-rus.narod.ru –антология древнерусской литературы.
- Универсальные поурочные разработки по литературе. К учебникам-хрестоматиям: В.Я. Коровиной (М.: Просвещение).
- А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»).
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm
- www.rcio.rsu.ru
- «Изборник», Москва, «КС», 1988.
- Литературоведческие словари.
- Словари иностранных слов.
- Толковые словари русского языка.
- Энциклопедический словарь
Доска:
Да, русская старина нам дорога. Мы стараемся понять её ясно
и просто… мы изучаем её в живой связи с действительностью,
с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так
оторвано от нашего прошедшего.
И.С. Тургенев.
Ход урока.
Вводное слово учителя.
Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мне вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть ещё больше укрепится ум ваш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «НЕ в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима, есть во всех концах земли».
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси, знакомимся с е культурой.
Задание 1.
Н В Ж П С Н Д М К З А ХТ С Ч Т
Е Е А И А Е У А А А О Е И А
При раскопках в древнем Новгороде нашли два куска берёсты вот с такими буквами.
- Как вы думаете, что это такое? Прочитайте?
Эту записку написал один древнерусский мальчишка другому, обидел его, берёста была порвана.
- А вам знаком аналог этого письма в современном языке?
- Невежа. Кто это?
- А всегда ли люди умели читать и писать?
Задание 2.
Слайд: Славянская азбука, памятник Кириллу и Мефодию в Самаре.
Сообщение учащегося о Кирилле и Мефодии.
- В Самаре есть собор Кирилла и Мефодия, 24 мая там, как и во всей стране, отмечают день рождения кириллицы.
Задание 3.
Слайд: Картина В. Васнецова «Нестор- летописец».
Сцена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» в Чудском монастыре.
Учащийся пишет перед лампадой.
Ещё одно последнее сказание –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я свою лампаду –
И пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказания перепишет.
- Что такое хартия?
- Назовите жанры древнерусской литературы.
- Какие летописи вам известны?
Задание 4.
Слайд: Ярослав Мудрый.
Сообщение учащегося о Ярославе Мудром.
Слайд: Шапка Мономаха.
- Что это такое? Почему она показана?
Сообщение учащегося о Владимире Мономахе.
«Поучения Владимира Мономаха» - рассказ учащегося.
- Какие из поучений актуальны и в наше время?
Слайд: Семья (написано кириллицей)
- Что здесь написано? Слова? Или несколько букв? Прочтите его.
Задание 5.
8 июля 2008 года впервые в России отмечался день семьи, любви и верности. Символом этого праздника стал цветок.
- Как вы думаете какой? И почему?
Появились даже открытки к этому празднику. Они называются февроньки. Слово это пришло из древней Руси.
- Из какой повести?
Слайд: Икона святых Петра и Февронии Муромских, образцы февронек.
Сообщение учащегося о « Повести Петра и Февронии Муромских» и жанре.
Задание 6.
Слайд: Слово беда (кириллица), четырёхстишье Михаила Дудина.
А кто сказал, что прошлое неявно?
Времен и судеб неразрывна связь.
Не перестанет плакать Ярославна,
Пока из мертвых не воскреснет князь.
Звучит ариозо Ярославны «Ах, плачу я» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
Слайд: гравюра В.А. Фаворского «Плач Ярославны».
Учитель читает третью часть «Слова…» на древнерусском языке
На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ,
зегзИцею незнаема рано кычеть:
«Полечю, - рече, - зегзИцею по Дунаеви,
О мочю бебрянъ рукавъ въ КаялЪ рЪцЪ,
Утру князю кровавыя его раны
На жестоцЪмъ его тЪлЪ».
Ярославна рано плачетъ
Въ ПутивлЪ на забралЪ, аркучи:
Под музыку выходят три ученицы в сарафанах и читают «Плач Ярославны» из древнерусской летописи «Слово о полку Игореве».
№1
Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан.
№2
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?
№3
Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков КобЯковых носил.
Возлелей же князя, господИне,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне.
Заключительное слово учителя.
Благодарю всех за участие в празднике, позволившем вспомнить о своих корнях, о славных русичах , которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде – истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.
Итог урока.
Домашнее задание:
Когда я училась на 2 курсе, после семинара по древнерусской литературе я написала стихотворение, которое было напечатано в газете «Молодой сибиряк» в рубрике «Молодые голоса Сибири».
Не татарская конница – дожди по Руси.
Ива скорбная клонится, медью яр оросив.
Здесь схоронены русичи – полынь с молочаем.
Время медленно рушится, словно берег, ветшая…
В поле кони татарские, стрел смертельный посев.
Хан татарский по-царски в Поволжье осел.
Русь – она постоянна: вновь по Волге челны,
Лишь у многих славянок глазищи черны:
Да за кладбищем тесным, где кресты и печаль,
Полумесяц каждый холмик венчал…
Чтоб о прошлом напомнить, налетают дожди,
Грустью души наполнят, станет больно в груди.
Сразу вспомнятся русичи – полынь с молочаем.
Время медленно рушится, словно берег, ветшая.
Дома повторить §14 из учебника русского языка и написать заметку в газету о сегодняшнем уроке.
Структурные элементы урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Задачи, решаемые учителем | |
Вводное слово учителя (2 мин.) Обобщение по теме (37 мин). Итог урока (3мин.) Домашнее задание (3 мин.)
|
1. Проверка готовности. Приглашение к сотрудничеству. Ожидание от урока. 2. – Прочесть запись на бересте. - Сообщение о Кирилле и Мефодии – создатели славянской азбуки. - Выразительное чтение сцены в Чудовом монастыре из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». - Сообщение о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. - Актуальность «Поучений Владимира Мономаха» в наши дни. - Сообщение о «Петре и Февронии Муромских». - «Слово о полку Игореве». - Инсценированное чтение «Плача Ярославны». Впечатление учащихся от проделанной работы. Повторить §14 из учебника «Русский язык. 7 класс» и написать заметку в газету о сегодняшнем уроке. | Установление дружеского контакта. Рабочий настрой. Введение в славянскую культуру. Особенности чтения летописей. Контроль за чтением. Комментарии к определенным темам. 2008 год – Год Семьи. Рассказ о февроньках. Чтение четырехстишье Михаила Дудина о «Слове о полку Игореве». Чтение на древнерусском языке вступления к 3 части «Слова…». Заключительное слово. Выставление оценок. Одобрение. Чтение стихотворения собственного сочинения о древней Руси. |
https://be1.ru/antiplagiat-online/ оригинальность -78,5 https://be1.ru/antiplagiat-online оригинальность - 68,8(не считает цитаты из «Слова о полку Игореве…»,из Дудина,Заболоцкого,Тургенева,Пушкина.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Урок по древнерусской литературе
Материал может быть использован как в урочной деятельности , так и во внеклассных мероприятиях...
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Презентация к обобщающему уроку "Образование Древнерусского государства" 6 класс
Презентация позволяет наглядно представить обобщение материала по изученному разделу....
Контрольная работа по литературе. УНТ и древнерусская литература. 5 класс
Контрольная работа направлена на проверку знаний по устному народному творчеству и древнерусской литературе. Содержит задания с вариантами ответов и задания, требующие развернутого ответа....
Обобщающий урок-игра по литературе. 5 класс.
Обобщающий урок-игра по литературе. 5 класс.Викторина....
Технологическая карта открытого урока "Мир древнерусской литературы" для 6 класса
В технологической карте урока отображены цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые результаты, используемые технологии, формы, методы и приемы работы...