Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Цели:
1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;
2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.
3 Воспитывать любовь к литературе.
4 Познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве» как величайшем памятнике древнерусской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_klass.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1.
Конспект урока литературы в 9 классе.
Литература Древней Руси.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:
1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;
2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.
3 Воспитывать любовь к литературе.
4 Познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве» как величайшем памятнике древнерусской литературы.
Оборудование:
- Компьютер,
- Учебник литературы для 9 класса.
- Фотографии и рисунки к теме
Ход урока:
1Организационный момент.
2 Опрос домашнего задания:
- Скажите ,ребята, какова роль литературы в духовной жизни человека?
3 Повторение изученного в 5-8 классах.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в5- 8 классах.
-Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Назовите.
-Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).
Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.
Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.
Слово является образцом торжественного красноречия.
В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь «признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.
- Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали? Кто их автор?
(«Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,»Житие Сергия Радонежского»,(Епифаний Премудрый) и др.
4 Объяснение темы. Постановка цели.
Работа со статьей «Древнерусская литература»
- Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу 10 века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.)(Запись в тетради)
Слово учителя.
Первыми книгами ,появившимися на Руси, были переводные церковные книги.
В начале 11в появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высокообразованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально
прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.
- Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?
Основные периоды развития древнерусской литературы.(Запись в тетради)
XI-XIII в. - литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода
создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода - призвать русских князей к объединению.
XIV-XVIIв. - литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.
Слово учителя .Лекция.
- Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».Мы познакомимся с сюжетом , идейной направленностью произведения.
Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы.
Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.
В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.
«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.
«Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев.
5 Композиция «Слова о полку Игореве»
Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» - своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство – чувство любви к родине.
Историческая основа
В начале1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение. Князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре Игорю удается бежать из плена
Поражение Игоря для автора неотделимо от общего состояния раздираемой усобицами Руси. Черниговская земля подверглась нападению половцев и застонала от «напастей».
Далее автор обращается к тому, как Святослав узнал о поражении Игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.
Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.
Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему.
Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.
Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово» глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби.
Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.
В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле.
В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.
6 Закрепление темы.
- Кому посвятил автор «Слова…» вступительную часть?
-Какова познавательная ценность «Слова»?
-Как автор «Слова относится к походу Игоря?
7 Итог урока.
«Слово о полку Игореве» возвышается уединённым памятником в пустыне нашей древней словесности», - писал А.С.Пушкин. С тех пор представления о древнерусской литературе изменились. «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Задонщина» и «Повесть о горе-злосчастии», «Житие» протопопа Аввакума – яркие и значительные страницы русской литературы допетровского времени. И всё же не было в древнерусской литературе ничего равного «Слову...» по поэтической мощи, красоте, мудрости. И, наверное, поэтому внимание следующих поколений к «Слову…» стало постоянным. Как справедливо заметил Д.С.Лихачёв, «протекшие столетия не приглушили его патриотического звучания и не стёрли его ярких красок». Произведение, написанное в XII веке, осталось вдохновительной силой для русского искусства и продолжает быть живым спутником его до наших дней.
8 Рефлексия.
-Что же узнали мы сегодня на уроке?
-Над чем бы вы хотели поразмышлять в дальнейшем?
9 Оценка работы учащихся.на уроке.
10 Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов.
- Составить план по композиционным частям «Слова».
Используемая литература:
1Д.С.Лихачев « Слово о полку Игореве»- историко-литературный очерк.
2 Учебник – хрестоматия для 9 класса по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...
Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.
Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....
Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.
Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторе «Слова
Конспект урока Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятникдревнерусской литер...
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...