Метапредметный урок по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Аннотация

 Образовательное занятие:

метапредметный урок «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге».

 Назначение продукта:

формирование и отработка универсальных учебных действий учащихся в среднем звене Задачи, которые решает продукт:

наличие межпредметных связей и связи содержания учебной темы с реальной жизнью. Усиление самостоятельной познавательной активности учащихся.

Требование к результату:

разработка метапредметного урока с использованием современных образовательных технологи (ИКТ, РКМ).

Наличие критериев эффективности метапредметного урока:

Наличие системы оценивания cформированности УДД (наличие рефлексивного компонента).

Метапредметный урок по традиции проводится в один из дней предметной недели. Целью его является повторение основных теоретических сведений за курс основной и средней школы по литературе, формирование навыков  коммуникативного общения, развитие творческого и критического мышления и познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла. Данное мероприятие рекомендуется проводить в 7 классе.

Выдержаны три стадии урока – вызов, осмысление, рефлексия; используется игровой момент, написание творческого задания, составления синквейна.Характеристика основных этапов урока представлена виде таблицы:

Технологический этап

 

Этап урока

Задача этапа

Форма работы

УУД

1. Постановка проблемы

1.Создание мотивации.

 

2. Чтение текста.

 

 

3. Создание проблемной ситуации.

Повысить мотивацию, интерес к изучаемому предмету;

 

 

 

Оценить границы знания – незнания.

Фронтальная

Личностные: сформировать познавательные мотивы – интерес к новому

2. Поиск решения

 

 

 

 

 

 

 

4. Поисковая деятельность.

Организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску информации.

В парах / индивидуальная

(поисковая деятельность);

Фронтальная

(обсуждение)

Познавательные (общеучебные): применение методов информационного поиска, в том числе компьютерных средств.

3. Выражение решения

 

 

 

4. Реализация продукта

 

 

 

 

 

5. Работа с текстом с учетом новой информации.

Организовать текстоведческий анализ;

выделить микротемы, ключевые слова.

В парах / индивидуальная

Познавательные (общеучебные): умение выделять существенную информацию из текста.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение.

5. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

6. Самооценка.

 

 

 

 

 

7. Подведение итогов урока.

 

Развивать рефлексивные умения учащихся;

 

 

 

Формулировать выводы по результатам урока.

Индивидуальная

 

 

 

Регулятивные: оценка результата деятельности; внесение необходимых коррективов;

Познавательные (общеучебные): контроль и оценка процесса и результата (-ов) деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка метапредметного урока «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге»

Автор: Масленникова Лариса Алефтиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Ляминская СОШ»

Тип урока: метапредметный урок с включением ИКТ, РКМЧП.

Цель урока:

  1. сформировать у учащихся осознание необходимости соблюдения в жизни

нравственной нормы( через идейно-содержательный анализ рассказа Виктории Токаревой «Кошка на дороге»);

  1. развить навыки критического мышления, культуру речи;
  2. воспитать чувство ответственности за «братьев меньших», за поступки, которые совершаем, эмоционально - ценностное отношение к животным.

Задачи урока:

Предметные:

  1. формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;
  2. закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;
  3. отметить нравственную ценность рассказа В. Токаревой.

Метапредметные:

  1. развивать навыки выразительного чтения прозы;
  2. совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;
  3. развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

Личностные:

  1. привлекать учеников к прочтению и изучению русской современной прозы;
  2. воспитать любовь и уважение к животным;
  3. утвердить значимость и ценность каждого слова;
  4. передать красоту и поэтичность художественного слова;
  5. пробудить желание к добрым и ответственным поступкам;
  6. сформировать способы рефлексии собственной творческой деятельности.

Умения и навыки учащихся на уроке:

  1. работа с текстом словаря, дополнительным материалом;
  2. умение высказывать своё мнение;
  3. умение правильно выбрать главное и правильно формулировать выводы;
  4. формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся.

УМК

  1. Рассказ В. Токаревой «Кошка на дороге»(распечатка текста рассказа для каждого ученика. Приложение №1)
  2. Словарь В.И. Даля

ТСО

Компьютер, проектор, интерактивная доска(для просмотра презентации).

Ход урока.

Этап урока

Действие учителя

Действие учеников

метапредметность

межпредметность

I.Организационный момент.(2 мин)

Здравствуйте, ребята! Тема нашего необычного урока «Ты в ответе за всех, кого приручил». Сегодня мы постараемся с вами осознать необходимость в правильном выборе нравственного пути. Перед вами лежит ассоциативная карта, в которой сегодня вы будете работать. Напишите в карту цель урока, которую вы сегодня хотите осуществить на уроке.

Работа в ассоциативной карте. (Постановка цели урока, каждый ученик определяет самостоятельно, записывает в карту)

Определить цель урока, постановка проблемного вопроса перед учащимися.

II. Создание положительной мотивации.

(2 мин)

Игра «Ассоциации»

(3мин)

Показ презентации о домашних животных (кошках), составленную учащимися. Приложение №2.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Токаревой «Если в сердце нет любви, человек мёртв». Такова точка отсчёта для писательницы. В её рассказах, повестях, киносценариях «Джентельмены удачи», « Мимино» затронуты важные проблемы нравственности. Давайте обратимся к слову нравственность, какие ассоциации, мысли, чувства возникают у вас, когда вы слышите это слово? На листах ватмана запишите слова, выберите из них ключевые, зачитайте в группе. Что у вас получилось? Полученное предложение запишите в ассоциативную карту. Посмотрите в словаре лексическое значение данного слова.

Просмотр презентации

Работа в группе, определение лексического значения и ассоциаций со словом нравственность, запись в ассоциативную карту, работа со словарём.

Освоение дополнительной информации о кошках мира, их значимости в нашей жизни.

Работа с дополнительной литературой (словарём В. И. Даля), размышления о нравственности в жизни, развитие речи учащихся, развитие критического мышления.

Связь с информатикой и ИКТ ( учащиеся самостоятельно создали презентацию)

III. Изучение нового материала.

(8 мин)

Игра «Сундучок мудрости»

(10 мин)

Творческое задание «Продолжи рассказ»

(5 мин)

Творческое задание

« Создай зарисовку к рассказу»

(11 мин)

Чтение рассказа  В. Токаревой «Кошка на дороге»учителем.

Перед вами шкатулка, нам надо пополнить её мудростью. Предлагаю в группе составить вопросы по рассказу, написать их на отдельных листах, свернуть и опустить в шкатулку. После составления вопросов, учащиеся поочереди вынимают вопросы из шкатулки и отвечают на них.

(Вопросы учащихся)

  1. Какие слова автора, связанные с понятием «нравственность» можно выделить?
  2. Какие слова старушки показались вам важными?
  3. В сказке « Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери Лис говорит: « Не забывай! Ты в ответе за всех кого приручил». Подумайте, в чём смысл этих слов. Сопоставьте их с тем, что сказала старушка. Сделайте вывод. Запишите в ассоциативную карту.
  4. « Вы говорите о живом существе, как о веще…» Что скрывается за многоточием в конце этой фразы?
  5. Как вы думаете, почему несколько раз идёт речь о развилке трёх дорог?

Ребята, предложите свою концовку рассказа.

Выслушав ответы учащихся, зачитываю финал рассказа.

Ребята, вы поняли что такое нравственность, что мы несём ответственность за «братьев наших меньших», в рассказе В. Токаревой нет ни одной зарисовки. Я предлагаю используя знания, полученные на уроках ИЗО, создать зарисовку или картинку к рассказу.

Внимательное прослушивание рассказа, выделение в тексте ключевых слов.

Отвечают на вопросы, которые они составили самостоятельно.

(Ответы учащихся)

1.«Отсутствие совести у одного, рождает бессовестность у другого»

2. «Если начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем»

3. Индивидуальная работа в ассоциативной карте.

4.Многие воспринимаю кошку, как вещь, которую за ненадобностью выкинули, которая в какой – то момент жизни становится ненужной.

5. Потому что в жизни каждого человека всегда стоит выбор какого-либо пути; кто-то выбирает правильно, а кто-то ошибается, но всегда нужно выбрать нравственный путь восхождения к своей цели. Иногда от этого зависит не только человеческая жизнь, но и жизнь животного.

Работа в группах, пишут продолжение рассказа.

 Учащиеся внимательно слушают финал рассказа.

Работа в группах,  создание зарисовки к рассказу. (Приложение №3, рисунки учащихся)

Развитие навыков комплексного анализа текста произведения.

Формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся

Проблемный вопрос – выбор дороги в жизни.

Развитие творческого мышления учащихся.

Искусство выразительного чтения художественной прозы.

Проанализировав рассказ, разобравшись с понятием нравственность, учащиеся создают зарисовку к рассказу, совершенствуя коммуникативные и речевые навыки учащихся.

Связь с обществознанием (выбор правильной дороги в жизни, дороги нравственности)

Связь с ИЗО, с помощью различных технологий рисования создать зарисовку к рассказу.

IV. Рефлексия

Составление синквейна.

(2 мин)

Давайте, составим синквейн на тему нравственность.

Учащиеся составляют синквейн в ассоциативной карте, на выбор учащиеся зачитывают.

  1. Нравственность.
  2. Необходимая, милосердная.
  3. Думать, выбирать, любить.
  4. Без неё нет меня.
  5. Доброта.

Развитие критического мышления.

V. Подведение итога урока

(2 мин)

Каждый из нас мечтает заложить фундамент счастливого дома. Счастье разное, сколько людей, столько представлений о счастье, поэтому в реальности всё самое главное – то, что делает нас счастливыми, - даётся  в жизни бесплатно: любовь, нежность Прошу вас оценить свою работу на уроке в ассоциативной карте. А на память о нашем уроке хочу подарить каждому вот такое солнце со словами

Иди вперёд дорогою любви,

Тропой добра по жизненному кругу

И не назло врагу свой день прожить,

А только лишь всегда на радость другу.

(Приложение №5)

Спасибо за активную работу на уроке нравственности. До свидания! Счастливого пути по дороге нравственности!

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, ответив на вопросы в ассоциативной карте (Приложение №4).

Карты сдают учителю.

Утвердить значимость и ценность каждого слова; пробудить желание к добрым и ответственным поступкам.



Предварительный просмотр:

Ассоциативная карта

Ф.И. ______________________________________________________________

Цель урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нравственность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по вопросу:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжи рассказ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление синквейна:

  1. Нравственность
  2. ________________________________
  3. ________________________________
  4. ________________________________
  5. ________________________________

Доволен(а)  (чем? почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не доволен (льна) (чем? почему?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне понравилось на уроке:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свою работу оцениваю на «________________________»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восемнадцатое апреля. Классная работа. Тема урока: "Ты в ответе за всех, кого приручил".

Слайд 2

О домашних животных... "Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком". А. Швейцер

Слайд 3

Сюрприз в коробке

Слайд 6

Друзья на веки

Слайд 7

Ученье - свет...

Слайд 8

Боль в глазах...

Слайд 9

Приюту во Флоренции более 200 лет. Это актуально...

Слайд 10

Мы Вас любим!

Слайд 11

Если в сердце нет любви, человек мёртв. В.Токарева


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").

Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию....

Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".  На уроке предполагается  учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)Цели:-вызвать интерес к личности и творчеству А.Шадрина, который радует и удивляет своих читателей острыми пси...

БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения

Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...