Метапредметный урок по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Аннотация
Образовательное занятие:
метапредметный урок «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге».
Назначение продукта:
формирование и отработка универсальных учебных действий учащихся в среднем звене Задачи, которые решает продукт:
наличие межпредметных связей и связи содержания учебной темы с реальной жизнью. Усиление самостоятельной познавательной активности учащихся.
Требование к результату:
разработка метапредметного урока с использованием современных образовательных технологи (ИКТ, РКМ).
Наличие критериев эффективности метапредметного урока:
Наличие системы оценивания cформированности УДД (наличие рефлексивного компонента).
Метапредметный урок по традиции проводится в один из дней предметной недели. Целью его является повторение основных теоретических сведений за курс основной и средней школы по литературе, формирование навыков коммуникативного общения, развитие творческого и критического мышления и познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла. Данное мероприятие рекомендуется проводить в 7 классе.
Выдержаны три стадии урока – вызов, осмысление, рефлексия; используется игровой момент, написание творческого задания, составления синквейна.Характеристика основных этапов урока представлена виде таблицы:
Технологический этап
| Этап урока | Задача этапа | Форма работы | УУД |
1. Постановка проблемы | 1.Создание мотивации.
2. Чтение текста.
3. Создание проблемной ситуации. | Повысить мотивацию, интерес к изучаемому предмету;
Оценить границы знания – незнания. | Фронтальная | Личностные: сформировать познавательные мотивы – интерес к новому |
2. Поиск решения
| 4. Поисковая деятельность. | Организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску информации. | В парах / индивидуальная (поисковая деятельность); Фронтальная (обсуждение) | Познавательные (общеучебные): применение методов информационного поиска, в том числе компьютерных средств. |
3. Выражение решения
4. Реализация продукта
| 5. Работа с текстом с учетом новой информации. | Организовать текстоведческий анализ; выделить микротемы, ключевые слова. | В парах / индивидуальная | Познавательные (общеучебные): умение выделять существенную информацию из текста. Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение. |
5. Рефлексия
| 6. Самооценка.
7. Подведение итогов урока.
| Развивать рефлексивные умения учащихся;
Формулировать выводы по результатам урока. | Индивидуальная
| Регулятивные: оценка результата деятельности; внесение необходимых коррективов; Познавательные (общеучебные): контроль и оценка процесса и результата (-ов) деятельности |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_metapredmetnogo_uroka_maslennikova_l._a._lyam._sosh.docx | 23.95 КБ |
associativnaya_karta.docx | 12.02 КБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 2.47 МБ |
spisok_literatury.docx | 1 байт |
Предварительный просмотр:
Разработка метапредметного урока «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге»
Автор: Масленникова Лариса Алефтиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Ляминская СОШ»
Тип урока: метапредметный урок с включением ИКТ, РКМЧП.
Цель урока:
- сформировать у учащихся осознание необходимости соблюдения в жизни
нравственной нормы( через идейно-содержательный анализ рассказа Виктории Токаревой «Кошка на дороге»);
- развить навыки критического мышления, культуру речи;
- воспитать чувство ответственности за «братьев меньших», за поступки, которые совершаем, эмоционально - ценностное отношение к животным.
Задачи урока:
Предметные:
- формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;
- закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;
- отметить нравственную ценность рассказа В. Токаревой.
Метапредметные:
- развивать навыки выразительного чтения прозы;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;
- развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.
Личностные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению русской современной прозы;
- воспитать любовь и уважение к животным;
- утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и поэтичность художественного слова;
- пробудить желание к добрым и ответственным поступкам;
- сформировать способы рефлексии собственной творческой деятельности.
Умения и навыки учащихся на уроке:
- работа с текстом словаря, дополнительным материалом;
- умение высказывать своё мнение;
- умение правильно выбрать главное и правильно формулировать выводы;
- формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся.
УМК
- Рассказ В. Токаревой «Кошка на дороге»(распечатка текста рассказа для каждого ученика. Приложение №1)
- Словарь В.И. Даля
ТСО
Компьютер, проектор, интерактивная доска(для просмотра презентации).
Ход урока.
Этап урока | Действие учителя | Действие учеников | метапредметность | межпредметность |
I.Организационный момент.(2 мин) | Здравствуйте, ребята! Тема нашего необычного урока «Ты в ответе за всех, кого приручил». Сегодня мы постараемся с вами осознать необходимость в правильном выборе нравственного пути. Перед вами лежит ассоциативная карта, в которой сегодня вы будете работать. Напишите в карту цель урока, которую вы сегодня хотите осуществить на уроке. | Работа в ассоциативной карте. (Постановка цели урока, каждый ученик определяет самостоятельно, записывает в карту) | Определить цель урока, постановка проблемного вопроса перед учащимися. | |
II. Создание положительной мотивации. (2 мин) Игра «Ассоциации» (3мин) | Показ презентации о домашних животных (кошках), составленную учащимися. Приложение №2. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В. Токаревой «Если в сердце нет любви, человек мёртв». Такова точка отсчёта для писательницы. В её рассказах, повестях, киносценариях «Джентельмены удачи», « Мимино» затронуты важные проблемы нравственности. Давайте обратимся к слову нравственность, какие ассоциации, мысли, чувства возникают у вас, когда вы слышите это слово? На листах ватмана запишите слова, выберите из них ключевые, зачитайте в группе. Что у вас получилось? Полученное предложение запишите в ассоциативную карту. Посмотрите в словаре лексическое значение данного слова. | Просмотр презентации Работа в группе, определение лексического значения и ассоциаций со словом нравственность, запись в ассоциативную карту, работа со словарём. | Освоение дополнительной информации о кошках мира, их значимости в нашей жизни. Работа с дополнительной литературой (словарём В. И. Даля), размышления о нравственности в жизни, развитие речи учащихся, развитие критического мышления. | Связь с информатикой и ИКТ ( учащиеся самостоятельно создали презентацию) |
III. Изучение нового материала. (8 мин) Игра «Сундучок мудрости» (10 мин) Творческое задание «Продолжи рассказ» (5 мин) Творческое задание « Создай зарисовку к рассказу» (11 мин) | Чтение рассказа В. Токаревой «Кошка на дороге»учителем. Перед вами шкатулка, нам надо пополнить её мудростью. Предлагаю в группе составить вопросы по рассказу, написать их на отдельных листах, свернуть и опустить в шкатулку. После составления вопросов, учащиеся поочереди вынимают вопросы из шкатулки и отвечают на них. (Вопросы учащихся)
Ребята, предложите свою концовку рассказа. Выслушав ответы учащихся, зачитываю финал рассказа. Ребята, вы поняли что такое нравственность, что мы несём ответственность за «братьев наших меньших», в рассказе В. Токаревой нет ни одной зарисовки. Я предлагаю используя знания, полученные на уроках ИЗО, создать зарисовку или картинку к рассказу. | Внимательное прослушивание рассказа, выделение в тексте ключевых слов. Отвечают на вопросы, которые они составили самостоятельно. (Ответы учащихся) 1.«Отсутствие совести у одного, рождает бессовестность у другого» 2. «Если начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем» 3. Индивидуальная работа в ассоциативной карте. 4.Многие воспринимаю кошку, как вещь, которую за ненадобностью выкинули, которая в какой – то момент жизни становится ненужной. 5. Потому что в жизни каждого человека всегда стоит выбор какого-либо пути; кто-то выбирает правильно, а кто-то ошибается, но всегда нужно выбрать нравственный путь восхождения к своей цели. Иногда от этого зависит не только человеческая жизнь, но и жизнь животного. Работа в группах, пишут продолжение рассказа. Учащиеся внимательно слушают финал рассказа. Работа в группах, создание зарисовки к рассказу. (Приложение №3, рисунки учащихся) | Развитие навыков комплексного анализа текста произведения. Формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся Проблемный вопрос – выбор дороги в жизни. Развитие творческого мышления учащихся. Искусство выразительного чтения художественной прозы. Проанализировав рассказ, разобравшись с понятием нравственность, учащиеся создают зарисовку к рассказу, совершенствуя коммуникативные и речевые навыки учащихся. | Связь с обществознанием (выбор правильной дороги в жизни, дороги нравственности) Связь с ИЗО, с помощью различных технологий рисования создать зарисовку к рассказу. |
IV. Рефлексия Составление синквейна. (2 мин) | Давайте, составим синквейн на тему нравственность. | Учащиеся составляют синквейн в ассоциативной карте, на выбор учащиеся зачитывают.
| Развитие критического мышления. | |
V. Подведение итога урока (2 мин) | Каждый из нас мечтает заложить фундамент счастливого дома. Счастье разное, сколько людей, столько представлений о счастье, поэтому в реальности всё самое главное – то, что делает нас счастливыми, - даётся в жизни бесплатно: любовь, нежность Прошу вас оценить свою работу на уроке в ассоциативной карте. А на память о нашем уроке хочу подарить каждому вот такое солнце со словами Иди вперёд дорогою любви, Тропой добра по жизненному кругу И не назло врагу свой день прожить, А только лишь всегда на радость другу. (Приложение №5) Спасибо за активную работу на уроке нравственности. До свидания! Счастливого пути по дороге нравственности! | Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, ответив на вопросы в ассоциативной карте (Приложение №4). Карты сдают учителю. | Утвердить значимость и ценность каждого слова; пробудить желание к добрым и ответственным поступкам. |
Предварительный просмотр:
Ассоциативная карта
Ф.И. ______________________________________________________________
Цель урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нравственность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод по вопросу:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжи рассказ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление синквейна:
- Нравственность
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
Доволен(а) (чем? почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не доволен (льна) (чем? почему?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне понравилось на уроке:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свою работу оцениваю на «________________________»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О домашних животных... "Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком". А. Швейцер
Сюрприз в коробке
Друзья на веки
Ученье - свет...
Боль в глазах...
Приюту во Флоренции более 200 лет. Это актуально...
Мы Вас любим!
Если в сердце нет любви, человек мёртв. В.Токарева
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").
Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию....
Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")
Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро". На уроке предполагается учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)Цели:-вызвать интерес к личности и творчеству А.Шадрина, который радует и удивляет своих читателей острыми пси...
БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения
Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...