Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метапредметный урок по литературе | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«О, вера наших матерей, вовек не знающая меры…»
(Урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»).
Ход урока
(сопровождается компьютерной презентацией)
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия». Организационный момент.
Этапы:
- Инициация.
Знакомство «Поздоровайся локтями».
Методическая справка. В ходе приветствия у обучающихся развиваются личностные универсальные учебные действия, выраженные формулой «Я и другие люди», умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие. Эта игра позволяет активно начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
- Вхождение или погружение в тему.
Вступительное слово учителя.
- У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на многие, взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Итак, рассказ называется «Телеграмма». (слайд 1)
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если вы узнаете о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.
2. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
«Аквариум». Блиц-опрос.
Работа с эпиграфами, сообщение темы и целей урока, составление списка ключевых слов урока. (слайд 2)
Эпиграфы:
- Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
- Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном
Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин) - За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький).
Методическая справка. В ходе блиц-опроса определяется перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой и расположить их в той последовательности, в которой группа (класс) будут над ним работать. Работа идёт без обсуждения, остальные участники не вмешиваются, просто слушают. Затем каждый участник должен добавить ещё 1 вопрос по теме, либо конкретизировать уже имеющиеся. Все вместе составляют приблизительный план в виде ключевых слов, которые будут составлять структуру урока. Два ученика выходят к доске записывают ключевые слова, планы дополняются при необходимости.
Итогом работы является список ключевых слов на доске для дальнейшей работы.
- Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского? (слайд 3)
- Скажите, почему посылают телеграммы?
- если нужно сообщить что-то срочное.
- если стряслась беда.
- если у человека радость.
- Сколько было послано телеграмм?
- Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?
- Определите тему (проблему) нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
– Взаимоотношения родителей и детей. Вот именно об отношении молодого поколения к родителям, старшему поколению мы поговорим на уроке.
– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.
– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Сегодня мы рассматриваем самый сложный инструмент – душу человека.
- А что такое душа?
Внутренний, психический мир человека, его сознание (словарь Ожегова)
- Какие свойства души вы знаете? (слайд 4)
На доске
Душа
сострадание соучастие долг милосердие добро
человечность отзывчивость
- Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов образовательного мероприятия)
«Я хочу научиться!»
Методическая справка. В ходе данного метода выясняются ожидания учащихся от данного урока. У обучающихся развиваются способности строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз).
Таким образом, в первой фазе занятия выявлены все проблемы и вопросы, ответ на которые обучающимся предстоит искать ответ на протяжении всего занятия
Фаза 2. «Работа над темой».
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).
- АМО «Фирма». Работа группой (анализ литературного произведения).
Методическая справка. В ходе данного метода учащиеся делятся на 2 группы, каждая из которых – представители одной из сторон, участвующих в процессе. Каждая группа разрабатывает своё видение проблемы (учитель ставит проблемные вопросы), отражают это на ватмане. Затем они наглядно представляют результат своей работы (вывешивают на доске) и обсуждают результат.
В результате проделанной работы у обучающихся развиваются познавательные умения построения самостоятельного процесса поиска, исследования по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умения считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
- С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?
(Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих). (слайд 5)
- Какая деталь, словно оживляет представляемое?
(“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”). (слайд 6)
- Почему именно «подсолнечник», а не подсолнух, как говорят в деревне?
(это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то).
- Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
- Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего?
(Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
- Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?
(Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (слайд 7)
(Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
- Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?
- Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому?
Перечитаем эпизод со слов «Катерина Петровна забеспокоилась…»
- Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?
- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?
- Что может быть у Катерины Петровны в старом ридикюле?
- Что больше всего делает старушку одинокой?
Насчет этого у Сухомлинского есть очень хорошие слова: «Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится лишь тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество».
Образ Катерины Петровны. Эпитеты, ассоциации, связанные с ним
Имя «Екатерина» - чистая, непорочная
Дряхлая, брошенная всеми старушка бледная маленькая одинокая
- Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама?
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
- А что мы узнаем из рассказа о Насте, дочери Катерины Петровны?
- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?
Учитель: Обратите внимание на то, как живет мать. Одиночество, серые будни, время тянется невыносимо медленно. У дочери же все наоборот – ее окружает огромное количество людей, каждый день суета, времени катастрофически не хватает.
- Так какой же прием положен в основу композиции произведения?
А теперь обратимся к тексту рассказа.
«Ему некуда уйти….» (слайд 8)
Рассказ ученицы
- Как вы думаете, почему автор совершенно по-другому описывает эту сцену в рассказе?
(Чтобы еще острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны).
Фаза 2. «Работа над темой»
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся) Работа в группах (заполнение таблицы).
Методическая справка. Устная презентация, целью которой является коллективное монологическое высказывание с опорой на заполненную таблицу. Класс делится на 2 группы, обучающиеся заполняют таблицу, затем её публично представляют. После прослушивания учащиеся отмечают, что им больше всего запомнилось из выступления, что бы они добавили к рассказу.
Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
Этап:
- эмоциональная разрядка (разминка) с применением АМО «У самовара». (слайд 9)
Методическая справка. На этом этапе важно выяснить впечатления от урока всех его участников. Перед учащимися ставится вопрос:
- Ребята, как вы думаете, мечтала ли Катерина Петровна вот так душевно посидеть со своей любимой дочерью за чашкой ароматного чая?
- подведение итогов (рефлексия, оценка образовательного мероприятия) с применением АМО «Я хочу подарить Вам частичку души». (слайд 10)
Методическая справка. При подведении итогов проводится мини-дискуссия о том, что получилось, какие вопросы и проблемы остались освещёнными не до конца, над чем ещё предстоит поработать на следующих уроках. Данный метод поможет создать тот положительный эффект, к которому стремились все на занятии.
- Домашнее задание с применением АМО «Отправь телеграмму литературному герою». (слайд 11)
Методическая справка. Этот метод поможет почувствовать реальное существование героя, обратиться к нему с приветствием, просьбой, советом, создать необычную ситуацию, которая запомнится обучающимся и даст стимул для его выполнения. Метод придуман именно для этого занятия, так как даёт учащимся возможность написать телеграмму героине рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» с призывом приехать к маме, которая её очень ждёт, напомнить ей о том, что дороже и ближе мамы у человека никого нет.
Стихотворение «Заболела мать»: (слайд 12)
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли,
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады,
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Напутственное слово учителя:
- Придя домой, посмотрите внимательно на свою маму. Пожалейте, приласкайте, обрадуйте, скажите добрые слова, пока не стало поздно. "Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу - это мать." Спешите с добром, иначе можно не успеть.
Когда этот рассказ прочитала известная немецкая актриса Марлен Дитрих, она в знак благодарности встала на колени перед автором. Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...
Метапредметный урок по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге"
Аннотация Образовательное занятие:метапредметный урок «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге». Назначение продукта:формирование и отработка универсаль...
Методический материал к урокам истории и обществознания Это интересно: «Русские меры»
Данный материал будеет интересен как на уроках истории так и обществознания...
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
Метапредметный урок по технологии по теме "Божественная мера красоты"
Метапредметный урок формирует представление о гармоничности и красоте, как эстетической категории, обозначающей совершенство, представление гармоничного сочетания аспектов объекта, при котором последн...
Литературная гостиная "Душа, не знающая меры"
Вечер в литературной гостиной, посвященный поэтическому творчеству М. И. Цветаевой...
Метапредметный урок по истории и информатике «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать ...