Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«О, вера наших матерей, вовек не знающая меры…»
(Урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»).
Ход урока
(сопровождается компьютерной презентацией)
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия». Организационный момент.
Этапы:
- Инициация.
Знакомство «Поздоровайся локтями».
Методическая справка. В ходе приветствия у обучающихся развиваются личностные универсальные учебные действия, выраженные формулой «Я и другие люди», умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие. Эта игра позволяет активно начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
- Вхождение или погружение в тему.
Вступительное слово учителя.
- У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на многие, взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Итак, рассказ называется «Телеграмма». (слайд 1)
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если вы узнаете о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.
2. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
«Аквариум». Блиц-опрос.
Работа с эпиграфами, сообщение темы и целей урока, составление списка ключевых слов урока. (слайд 2)
Эпиграфы:
- Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
- Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном
Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин) - За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький).
Методическая справка. В ходе блиц-опроса определяется перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой и расположить их в той последовательности, в которой группа (класс) будут над ним работать. Работа идёт без обсуждения, остальные участники не вмешиваются, просто слушают. Затем каждый участник должен добавить ещё 1 вопрос по теме, либо конкретизировать уже имеющиеся. Все вместе составляют приблизительный план в виде ключевых слов, которые будут составлять структуру урока. Два ученика выходят к доске записывают ключевые слова, планы дополняются при необходимости.
Итогом работы является список ключевых слов на доске для дальнейшей работы.
- Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского? (слайд 3)
- Скажите, почему посылают телеграммы?
- если нужно сообщить что-то срочное.
- если стряслась беда.
- если у человека радость.
- Сколько было послано телеграмм?
- Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?
- Определите тему (проблему) нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
– Взаимоотношения родителей и детей. Вот именно об отношении молодого поколения к родителям, старшему поколению мы поговорим на уроке.
– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.
– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Сегодня мы рассматриваем самый сложный инструмент – душу человека.
- А что такое душа?
Внутренний, психический мир человека, его сознание (словарь Ожегова)
- Какие свойства души вы знаете? (слайд 4)
На доске
Душа
сострадание соучастие долг милосердие добро
человечность отзывчивость
- Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов образовательного мероприятия)
«Я хочу научиться!»
Методическая справка. В ходе данного метода выясняются ожидания учащихся от данного урока. У обучающихся развиваются способности строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз).
Таким образом, в первой фазе занятия выявлены все проблемы и вопросы, ответ на которые обучающимся предстоит искать ответ на протяжении всего занятия
Фаза 2. «Работа над темой».
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).
- АМО «Фирма». Работа группой (анализ литературного произведения).
Методическая справка. В ходе данного метода учащиеся делятся на 2 группы, каждая из которых – представители одной из сторон, участвующих в процессе. Каждая группа разрабатывает своё видение проблемы (учитель ставит проблемные вопросы), отражают это на ватмане. Затем они наглядно представляют результат своей работы (вывешивают на доске) и обсуждают результат.
В результате проделанной работы у обучающихся развиваются познавательные умения построения самостоятельного процесса поиска, исследования по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умения считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
- С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?
(Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих). (слайд 5)
- Какая деталь, словно оживляет представляемое?
(“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”). (слайд 6)
- Почему именно «подсолнечник», а не подсолнух, как говорят в деревне?
(это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то).
- Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
- Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего?
(Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
- Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?
(Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (слайд 7)
(Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
- Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?
- Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому?
Перечитаем эпизод со слов «Катерина Петровна забеспокоилась…»
- Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?
- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?
- Что может быть у Катерины Петровны в старом ридикюле?
- Что больше всего делает старушку одинокой?
Насчет этого у Сухомлинского есть очень хорошие слова: «Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится лишь тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество».
Образ Катерины Петровны. Эпитеты, ассоциации, связанные с ним
Имя «Екатерина» - чистая, непорочная
Дряхлая, брошенная всеми старушка бледная маленькая одинокая
- Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама?
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
- А что мы узнаем из рассказа о Насте, дочери Катерины Петровны?
- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?
Учитель: Обратите внимание на то, как живет мать. Одиночество, серые будни, время тянется невыносимо медленно. У дочери же все наоборот – ее окружает огромное количество людей, каждый день суета, времени катастрофически не хватает.
- Так какой же прием положен в основу композиции произведения?
А теперь обратимся к тексту рассказа.
«Ему некуда уйти….» (слайд 8)
Рассказ ученицы
- Как вы думаете, почему автор совершенно по-другому описывает эту сцену в рассказе?
(Чтобы еще острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны).
Фаза 2. «Работа над темой»
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся) Работа в группах (заполнение таблицы).
Методическая справка. Устная презентация, целью которой является коллективное монологическое высказывание с опорой на заполненную таблицу. Класс делится на 2 группы, обучающиеся заполняют таблицу, затем её публично представляют. После прослушивания учащиеся отмечают, что им больше всего запомнилось из выступления, что бы они добавили к рассказу.
Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
Этап:
- эмоциональная разрядка (разминка) с применением АМО «У самовара». (слайд 9)
Методическая справка. На этом этапе важно выяснить впечатления от урока всех его участников. Перед учащимися ставится вопрос:
- Ребята, как вы думаете, мечтала ли Катерина Петровна вот так душевно посидеть со своей любимой дочерью за чашкой ароматного чая?
- подведение итогов (рефлексия, оценка образовательного мероприятия) с применением АМО «Я хочу подарить Вам частичку души». (слайд 10)
Методическая справка. При подведении итогов проводится мини-дискуссия о том, что получилось, какие вопросы и проблемы остались освещёнными не до конца, над чем ещё предстоит поработать на следующих уроках. Данный метод поможет создать тот положительный эффект, к которому стремились все на занятии.
- Домашнее задание с применением АМО «Отправь телеграмму литературному герою». (слайд 11)
Методическая справка. Этот метод поможет почувствовать реальное существование героя, обратиться к нему с приветствием, просьбой, советом, создать необычную ситуацию, которая запомнится обучающимся и даст стимул для его выполнения. Метод придуман именно для этого занятия, так как даёт учащимся возможность написать телеграмму героине рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» с призывом приехать к маме, которая её очень ждёт, напомнить ей о том, что дороже и ближе мамы у человека никого нет.
Стихотворение «Заболела мать»: (слайд 12)
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли,
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады,
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Напутственное слово учителя:
- Придя домой, посмотрите внимательно на свою маму. Пожалейте, приласкайте, обрадуйте, скажите добрые слова, пока не стало поздно. "Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу - это мать." Спешите с добром, иначе можно не успеть.
Когда этот рассказ прочитала известная немецкая актриса Марлен Дитрих, она в знак благодарности встала на колени перед автором. Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/21/picture-273916-1374401824.jpg)
Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...
Метапредметный урок по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге"
Аннотация Образовательное занятие:метапредметный урок «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге». Назначение продукта:формирование и отработка универсаль...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-214589-1569423369.jpg)
Методический материал к урокам истории и обществознания Это интересно: «Русские меры»
Данный материал будеет интересен как на уроках истории так и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-526387-1416765954.jpg)
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-403590-1614167908.jpg)
Метапредметный урок по технологии по теме "Божественная мера красоты"
Метапредметный урок формирует представление о гармоничности и красоте, как эстетической категории, обозначающей совершенство, представление гармоничного сочетания аспектов объекта, при котором последн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-517775-1679908736.jpg)
Литературная гостиная "Душа, не знающая меры"
Вечер в литературной гостиной, посвященный поэтическому творчеству М. И. Цветаевой...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-265792-1572801632.jpg)
Метапредметный урок по истории и информатике «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать ...