Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)
Цели:
-вызвать интерес к личности и творчеству А.Шадрина, который радует и удивляет своих читателей острыми психологическими произведениями полвека
-помочь увидеть в рассказе актуальную проблему-память детства,которые делают человека увереннее, помогают сохранить свою душу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
Память о детстве в рассказе А.И.Шадрина «Старая дорога»
Оформление урока:
1.Портрет А.Шадрина
2.Выставка книг
3.Иллюстрации к рассказу
Цели:
-вызвать интерес к личности и творчеству А.Шадрина, который радует и удивляет своих читателей острыми психологическими произведениями полвека
-помочь увидеть в рассказе актуальную проблему-память детства,которые делают человека увереннее, помогают сохранить свою душу.
Эпиграф:
Мир детства, с ним навечно расставанье,
Назад ни тропок нету, ни следа,
Тот мир далек, и лишь воспоминанья
Все чаще возвращают нас туда.
Кайсын Кулиев
Ход урока:
1.Слово учителя.
Имя одного из самых известных представителей старшего поколения прозаиков нашего города Адихана Измайловича Шадрина знакомо читателям, живущим далеко за пределами Астрахани.
Автор двадцати книг, он удивлял своих читателей острыми психологическими произведениями полвека.
2.Индивидуальные выступления уч-ся:
Первый ученик:
Вся жизнь и творчество Адихана Шадрина связаны с Волгой и Каспием. Среди рыбаков прошло его детство. Писатель родился 1 июля 1929 г. В селе Яндовище Инсарского района Пензенской области ,однако, едва ли кто-либо еще так, как он, связан многими годами жизни, всеми ее путями и тропами, всею своей и человеческой, и писательской судьбой с нашим Астраханским краем, которому посвящены его произведения. Он его отлично знает и пишет о нем. В наш край судьба забросила будущего писателя, когда ему было меньше года.
В 1930 был несправедливо осужден его отец. Мать, взяв с собой пятерых детей, переехала в Астрахань, где жили ее замужние сестры. Отца освободили досрочно, по профессии он был пекарем и получил направление на работу в село Ново- Красное Марфинского (ныне Володарского района),
где среди чудесной природы Волжского Понизовья провел детские годы Адихан Шадрин.
С ранних лет писателю были знакомы и любимы быт и окружение простых сельских людей, крестьян и рыбаков, что в дальнейшем ,без сомненья, помогло ему в творчестве.
В селе, где рос писатель, имелась лишь школа-восьмилетка, и для того, чтобы продолжить обучение, Шадрин переезжает в Астрахань, где оканчивает среднюю школу №14.
По словам самого писателя, считающего, что желание писать заложено в человеке изначально, к первым творческим опытам его привели ностальгические чувства по сельским местам с обилием дичи и рыбы, лесам и камышам.
Вид запыленного города в окружении булыжных мостовых пробудил желание рассказать о тех заповедных местах, где «невидимкой петляет приглубь», «шепчутся гремучие камышовые крепи» да «прижимается к реке
широкий Култук».
Будучи студентом физико-математического факультета Астраханского учительского института Адихан Шадрин пишет и публикует ряд газетных очерков об односельчанах, о забавных похождениях сельской ребятни,
охотничьих впечатлениях и красотах родного края.
Второй ученик:
После окончания института молодой писатель возвращается в родную Ново-Краснинскую школу-восьмилетку, где преподает физику и математику.
В постоянном общении со своими учениками, мечты и фантазии которых ясны и понятны по воспоминаниям о собственном детстве, у Шадрина возникает желание рассказать и другим детям о жизни рыбацкого края.
Первые книги Шадрина- сборники рассказов «Первая охота»(1995), «Толя и Коля»(1958),»Загадки Никитинской гривы»( во втором издании- «За Кабаньим бродом» (1960), «Вовка-моряк» (1964), сборники повестей «Камышовый плен» (1966) и рассказов «Следы на воле» (1970) адресованы детям и написаны с человеческой теплотой и искренностью.
Вот что писал автор в предисловии к одной из книг:» Ниже Астрахани Волга разветвляется на сотни мелких рек, почти у самого взморья, есть старинное рыбацкое село Ново-Красное. Ранней весной прилетают сюда караваны крикливых гусей и белоснежных лебедей, бесчисленные стаи уток, лысух, гагар. Они поселяются в зарослях камыша, вьют гнезда, выводят птенцов.
А на деревьях строят жилища белые, серые и красные цапли, каравайки,
бакланы, колпицы… все это мне пришлось видеть с самого раннего детства-
я жил и учился в селе Ново-Красное.
Оттого и мне, что лучше этого села нет на всем земном шаре, а поскольку далеко не все могут побывать в наших краях, то и решил я написать об этом для ребят. Пусть , думаю ,почитают и узнают, как живут их сверстники в рыбацком селе, чем занимаются летом, какая тут богатая рыбалка , какие птицы и звери обретают в дельте реки Волги».
Книги для детей Адихана Шадрина не только увлекательны, но и познавательны. Из его рассказов можно узнать, почему дружны между собой такие непохожие друг на друга птицы, как баклан и пеликан, отчего утки и гуси летом не могут летать и многое другое. С самого начала своего творчества писатель ставит перед маленьким читателем важные нравственные вопросы, пишет о непростом труде рыбака, требующим и отваги, и усердия.
3.Учитель:
Вдохновенье писателю дарило островное село Станья, где он любил работать. Шадрин преданно любил свою широкую Волгу с ее рукавами и протоками, свою Астрахань.
4.Опережающее задание( заранее написать на доске или прикрепить карточки
с вопросами):
Надо ли человеку помнить о тех местах, где вырос?Зачем?
Что дает человеку память о детских годах?
5.Краткий пересказ рассказа «Старая дорога».
6.Думаем и размышляем над прочитанным:
-Понравился ли вам рассказ? Почему?
-Какой эпизод больше запомнился?
-Написан рассказ в 1980г. В какой период времени происходит действие?(конец 30 г-40годы. Мальчику 10-16 лет)
-Определим место действия рассказа (село Ново-Красное- Марфино. Дорога в 12 км). Зачитайте описание.
-С каким чувством автор вспоминает об отце?( с гордостью. с уважением . с любовью). Какие черты характера отца мальчик запомнил больше всего?
Приведите примеры из текста.
-С каким чувством автор вспоминает о матери?
-В жизни каждого человека встречаются люди, которые сопровождают его в детстве, в юности, влияют или формируют характер человека. Расскажите
о таких людях в жизни мальчика? Судьба человека, его семьи, села неразрывно связаны с историей края, страны. Шадрин показывает, как детство героя пересекла война и все, что с ней связано. Прочитайте эти строки. Почему мы это событие относим к хорошей стороне? Приведите примеры.
-Старая дорога…Ее описание опоэтизировано, это поэзия любимогокрая.
Прочитайте. Докажите, что описание похоже на поэтическое произведение.
Найдите художественно-выразительные средства.
Война могла преподнести, кроме всяких трудностей и лишений, еще и что-то омерзительное. Что же? Почему автор называет это омерзительнейшей
стороной жизни?
Таким образом, составим таблицу
Хорошее | Дорога(память о детстве) | Плохое |
Близкие люди События, связанные с войной Красота края | 12 км дороги Дезертир Волки Разбойники |
А теперь поговорим о художественных особенностях рассказа.
-Какие приметы нашего родного края вы отметили в рассказе?(камышовые заросли, чилим, каша из чилима, корневища чакана, диалектизмы:
зимбель, рундук, полои, зеленья, чакан)
Проверка опережающего задания.Вывод.
Надо ли человеку помнить о тех местах, где вырос? Зачем?
Когда человек помнит о тех местах, где началась его жизнь, он правильнее
живет и чувствует себя менее уязвимым, как будто сам дом, село ,дорога помогают человеку.
Что дает человеку память о детских годах?
Детские впечатления, память о тех людях, которые были рядом с тобой в детстве, делают человека увереннее, помогают сохранить свою душу.
Прочитайте эпиграф. И определите его связь с темой урока.
7.Конкурс рисунков по рассказу «Старая дорога» (д/з)
8.Конкурс сочинений-эссе «Мои детские воспоминания»(д/з)
9.Чтение стихотворения «Старый мост» (индивид.задание)
Что общего между стих. и рассказом «Старая дорога»?
Какие произведения, изученные в 6 классе, напоминают вам рассказ «Старая дорога»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"
Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....