открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
открытый урок литературы в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatury.doc | 106 КБ |
dinamicheskaya_pauza.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»
Учитель русского языка и литературы Шарова М.О.
Цель урока –дать представление об историческом и общечеловеческом смысле басни «Волк на псарне» | Тип урока- урок открытия новых знаний | ||
Задачи: 1) рассмотреть своеобразие языка басни Крылова, характеры басенных персонажей; 2) формировать навыки выразительного чтения; 3) углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения; 4) углубить представления о понятиях вольный стих, рифма, афоризм, крылатые слова, авторская позиция; 5) формировать навыки монологической речи. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: знать особенности стихотворной речи, ее отличия от прозаической; выразительно читать, анализировать басню, опираясь на мировоззрение автора, объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий; знать определение басни, рифма, афоризм, крылатые слова, аллегория, развернутое сравнение; знать особенности интонирования (логические ударения, смысловые и ритмические паузы); формулировать связные ответы. | Метапредметные: регулятивные: понимать смысл и цель анализа басни; анализировать собственные действия для достижения результата; анализировать качество собственного ответа; коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой; различать в устном ответе вид и цель высказывания: тезис - доказательство-вывод. | Личностные: проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи; стремиться самостоятельно приобретать знания; совершенствовать навыки выразительного чтения и комментирования художественного произведения, сопоставления его с личным опытом; совершенствовать речевые умения, стремиться проявлять творчество в решении поставленной задачи; объективно оценивать результат труда; совершенствовать культуру речи. | |
Межпредметные связи:
| |||
аудиозапись (приложение 2), мультимедийная презентации (приложение 3) | |||
ХОД УРОКА | |||
Деятельность учителя
3 гр. ЛАФОНТЕН, 4 гр.ФЕДР
| Деятельность учащихся | ||
Актуализация знаний | |||
-скороговорки У Бориса был баран, И залез баран в бурьян.
(необходимо выбрать из предложенного блока слова относительно тематики басни, прочитанной дома)
Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье!
Лиса, не видя сроду Льва, С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива. Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался, Но уж не так ей страшен показался. А третий раз потом Лиса и в разговор пустилася со Львом. Иного так же мы боимся, Поколь к нему не приглядимся. И.С.Тургенгев «Голуби» 3) Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
1 команда Басня Чиж и голубь, И.А.Крылов Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А Голубь молодой над ним же издевался. "Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело". Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
Басня Эзопа «Лисица и виноград» Лисица и виноград Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.(её нет в басне, она в конверте) 3 команда Лафонтен Басня Петух и жемчужное зерно Навозну кучу разрывая, Невежды судят точно так: 4 команда Федр Собака, несущая мясо через реку К чужому рвёшься – по заслугам прочь своё! ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | Находят понятие «басня» в учебниках,в эл.источниках, в словарях(которые лежат у них на рабочих местах) Учатся работать с электронными источниками, ориентироваться в информационном пространстве, выделять композиционные части басни, выбирать из общего частное. Работают с композицией басни, придумывают свою версию басни, находят в конверте подходящую версию и озвучивают её. Потом по 1 представителю от команды встают и рассказывают о своём баснописце Вспоминают известные им басни, их авторов; рассказывают, о том, кто и когда обращался к басенному творчеству (по материалам учебника). Отвечают на доп.вопросы У. по каждому баснописцу КРЫЛОВ И.А. - какой сатирический журнал стал издавать Крылов в 23 года, выйдя в отставку и купив типографию?(«Зритель») - во ск.лет И.А. понял, что басни его призвание?(в 36 лет, когда перевёл на р.язые 2 басни Лафонтена и влюбился в жанр басни) - назовите самые известные басни Крылова(«Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица») ЭЗОП - почему хозяин Эзопа философ Ксанф отпустил Э.на свободу?(Э.был намного умнее Ксанфа, постоянно высмеивал философию хозяина) - что представляют собой басни Э.(живые бытовые сценки) - как вы понимаете выражение «эзопов язык»?( Э.-был родоначальником жанра басни и языка иносказаний- эзопова языка) - сколько басен Э. сохранилось и какова их функция?(около 400, они наводят человека на размышления) ЛАФОНТЕН - во сколько Л.начал писать?(в 33 года) - в каком году вышло первое издание басен Лафонтена?(в 1668 году) - сколько книг оно включало?(6 книг) - а вышедшее издание в 1693 году сколько включало книг?(12) ФЕДР - родной язык Федра?(греческий) - где родился Федр?(в Македонии) - кем был Федр?(рабом) -сколько басен Ф.дошло до нашего времени?(134) | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
| Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий. Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения анализировать басню, определять ее исторический и общечеловеческий смысл, вспоминают известное о событиях 1812 г.. | ||
Целеполагание | |||
- Какой порок обличает Крылов в этой басне? (слово «ОБЛИЧАТЬ» У.крепит на доску)- разоблачать, осуждать, делать явным чей-либо дурной поступок (Во время чтения демонстрируется презентация с иллюстрациями к басне.) | Учатся внимательно слушать и слышать. Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании пороков, показанных автором в басне. Называют человеческие пороки, осуждаемые в баснях, указывают на вечность этих пороков, подчеркивают актуальность поднимаемых авторами проблем. Вспоминают термин «басня», «мораль», «аллегория», «диалог». Цитируют наизусть или зачитывают по книге строки из басен для подтверждения своей позиции. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
У.выслушивает ответы детей и предлагает им назвать ключевые (опорные) слова, которыми мы будем свами оперировать в течение всего урока.(У.открывает обр.сторону доски со словами
1 ч «в минуту псарня стала адом»
Что было дальше, как выдумаете? 2часть «пустился мой хитрец в переговоры»
Как вы думаете, что же было дальше? 3 часть «и волчьей клятвой утверждаю, что я…»
Прогнозируем, что же было дальше, поверил ли ему Ловчий 4 часть до конца
ЧТЕНИЕ БАСНИ
Ваша задача извлечь из него необходимую информацию. Давайте будем знакомиться с басней - опора на текст
Найдите этот приём в электроном источнике или в учебнике. Запись в тетрадь понятия
-Ты сер, а я, приятель, сед- в этой фразе показано качество, которое ценил в своём Ловчем Крылов. Какое это качество?(хитрость)- на доске -Снова послушаем историков…(2-ой историк) -Какие чувства овладевают вами после прочтения и анализа басни? -Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?
-Чувства кого выразил Крылов в своей басне? Кто был настоящим героем войны, кто добыл победу России? -Какое народное чувство выразил Крылов в своей басне?(чувство нац.обиды и жажду мщения) -Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего? -Откуда Крылов знал о событиях войны 1812 года?(пристально следил за событиями, ему в то время было 32 года) Зачитайте мораль басни, объясните её смысл Какие выразительные средства языка использует баснописец в пр-ии?( аллегория, развернутое сравнение, гиперболы) -Подберите пословицу(на слайде разные пословицы и среди них «Поджал хвост, что волк на псарне», занесенная в сборник Даля.
- Что такое крылатые слова?(слайд) - Чему учит басня? Сделайте вывод. Вывод:
Рефлексия: напишите на отдельных листочках, какие человеческие пороки высмеивает басня Крылова «Волк на псарне» и заполните оценочный лист
Какую домашнюю работу вам захотелось выполнить после нашего урока? Предлагаю вам, ребята, и свои варианты: 1) Подготовить выразительное чтение наизусть басни для членов своей семьи. По возможности, обсудить с членами своей семьи то, что особенно взволновало вас при чтении стихотворения. 2) Написать сочинение-миниатюру «Чему учит басня» 3) Сочинить басню или прозаическую миниатюру, осуждающую какой-нибудь человеческий порок (использование аллегории, развернутого сравнения, гиперболы приветствуется!). 4)найти примеры выразительных средств в басне и выписать их в тетрадь 5) подобрать к басне фразеологизмы
| Слушают басню в исполнении актера, рассматривают иллюстрации. э Отмечают черты героев сказок и басни (лицемерие, коварство, притворство, лживость, делают вывод и связи творчества Крылова с фольклором. Используют разные виды чтения, учатся слушать других членов команды, активное внимание, задают вопросы, учатся не допускать ошибок при чтении. Читают выразительно реплики, стараясь интонировать черты характера, делают выводы о характерах персонажей, отмечают роль диалога в создании образов. Учатся находить нужную информацию в её многообразии, выбирать из общего частное, правильно отвечать на поставленный вопрос,формируют навык работы в коллективе. Работают в тетради, записывают термины, воспитание аккуратности, мобильности, учатся вступать в диалог, отвечать полными ответами. Делают выводы, обобщают, высказывают собственное мнение, развивают монологическую речь Учатся выбирать вариант дом.задания по силам. Осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось выполнить анализ басни, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание | ||
Использованная литература
1. В.Гафт читает «Волк на псарне». Рetamusic.ru [Электронный ресурс]. – URL:
https://petamusic.ru/?string=%CA%F0%FB%EB%EE%E2+%C8.%C0.&sort=artist (дата обращения 07.10.2017).
2. Литература: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 5-й класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций / М. Б. Багге, М. Г. Белова, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение, 2016.— 204 с.
3. Нестерова И.А. Технологическая карта урока // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html (дата обращения 14.07.17)
4. Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2015.-176 с.
5. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
6. Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций под ред. Ф.В.Чертова, .-2-е изд., переработанное, -М.:Просвещение, 2014, 159 с.
7. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.
8. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985 (дата обращения 15.07.17)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторяй движения за нами …
До новых встреч …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".
План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс
Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...
урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
урок разработан в рамках курсов "Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС: цели, задачи и критерии оценки» ...