открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

открытый  урок  литературы   в соответствии с ФГОС  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatury.doc106 КБ
Файл dinamicheskaya_pauza.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.  Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»

Учитель  русского языка и литературы  Шарова М.О.

Цель урока –дать представление об историческом и общечеловеческом смысле басни «Волк на псарне»

Тип урока- урок  открытия новых знаний

Задачи:

1) рассмотреть своеобразие языка  басни Крылова, характеры басенных персонажей;

2) формировать навыки выразительного чтения;

3) углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения;

4) углубить представления о понятиях вольный стих,  рифма, афоризм, крылатые слова, авторская позиция;

5) формировать навыки монологической речи.

Планируемые результаты

Предметные:

знать особенности стихотворной речи, ее отличия от прозаической;

выразительно читать, анализировать басню,  опираясь на мировоззрение автора, объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий;

знать определение басни, рифма, афоризм, крылатые слова, аллегория, развернутое сравнение;

знать особенности интонирования (логические

ударения, смысловые и ритмические паузы);

формулировать связные ответы.

Метапредметные:

регулятивные:

понимать смысл и цель анализа басни;

анализировать собственные действия  для достижения результата;

анализировать качество собственного ответа;

коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении;

композиционно грамотно формулировать  высказывание в соответствии с заданной темой;

различать в устном ответе  вид и цель высказывания: тезис - доказательство-вывод.

Личностные:

проявлять познавательный интерес к  цели и способам решения учебной задачи;

стремиться самостоятельно приобретать знания;

совершенствовать навыки выразительного  чтения и комментирования художественного произведения, сопоставления его с личным

опытом;

совершенствовать речевые умения, стремиться проявлять творчество в решении

поставленной задачи;

объективно оценивать результат труда;

совершенствовать культуру речи.

Межпредметные связи:

  • МХК (репродукции картин русских художников классиков и  современная живопись),
  • русский язык (соблюдение  грамматических, речевых норм при построении устных высказываний)
  • история (сведения о  войне  1812 года,  о русском полководце Кутузове, о  французском  полководце Наполеоне)
  1. Ресурсы урока: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2014;

  аудиозапись  (приложение 2), мультимедийная презентации (приложение 3)

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

  • Учащиеся  сидят по  группам, столы стоят кружком, на каждом столе  надпись 1 гр.  КРЫЛОВ И.А. ;  2  гр.  ЭЗОП,

 3 гр.  ЛАФОНТЕН,  4  гр.ФЕДР

  • (каждая  гр. Готовит  немного информации  о своём  баснописце)

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

  • Приветствие  учащихся.
  • Артикуляционная  разминка

-скороговорки

У Бориса был баран,

И залез баран в бурьян.

  • Работа  с блоком  ключевых слов, которыми   будем оперировать  на  уроке

(необходимо  выбрать из предложенного  блока слова относительно  тематики  басни,  прочитанной  дома)

  • Какое  домашнее  задание  выполняли?
  • Я  вам сейчас  прочту  стихотворное    начало, попробуйте  определить жанр(вид  литературного  текста)  этих  произведений
  • Доска:повесть, рассказ, притча, элегия, послание, ода, сонет, басня,
  • эпиграмма
  1. Унылая  пора, очей очарованье!

Унылая  пора, очей очарованье!

Приятна мне  твоя прощальная  краса,

Люблю я пышное  природы  увяданье!

  1. 2) Лев и Лисица

Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

А третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

И.С.Тургенгев «Голуби»

3) Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

  • Что  выделали дома, какое задание  выполняли по литературе?(читали басню)
  • Значит  нам сегодня  какой  жанр  близок?(басня)
  • А что  такое  басня, по каким  характерным  признакам мы её узнаём?
  • Выберите  из  предложенных  вам  признаков те, которые  по вашему мнению  присутствуют в басне -  СЛАЙД
  •  (в басне есть начало или зачин, осн.часть, в которой разв-ся действие и мораль- вывод, итог всему сказанному)-  всё подтверждается  слайдами
  • Найдите в своих  эл.источниках что такое мораль басни?  Мораль призвана  не только подвести итог, а ещё какую  роль выполняет мораль?(учит нас  чему-то)
  • У вас на рабочих местах   разные  композиционные  части  басни, ваша задача  продолжить  басню, т.е придумать(а после  найти в конверте  настоящее продолжение  басни и сравнить со своим) следующую  часть, соответствующую  композиции  в стиле  вашего баснописца, а потом выбираете  представителя из команды и  озвучиваете  свою  басню,  а другой(ие) представители  рассказывают  о  вашем  баснописце(КРАТКО)

1 команда

Басня Чиж и голубь, И.А.Крылов

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

  • 2 команда

Басня  Эзопа «Лисица и виноград»

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.(её  нет  в басне, она в конверте)

3   команда Лафонтен

Басня Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит: «Куда оно,

Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».

Невежды судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

4  команда  Федр

Собака, несущая мясо через реку

 К чужому рвёшься – по заслугам прочь своё!
Плыла собака, мяса кус держа в зубах,
И отраженье видит в зеркале воды.
«Несёт другая там добычу», – мыслит так
И хочет вырвать. Но ….
обманут жадный глаз:
В зубах, что было, потеряла тут она;
На что польстилась – тоже взять того невмочь.

ДИНАМИЧЕСКАЯ   ПАУЗА

Находят  понятие  «басня»  в учебниках,в эл.источниках, в словарях(которые  лежат у них  на  рабочих местах)

Учатся работать с электронными источниками, ориентироваться в информационном пространстве, выделять композиционные части басни, выбирать из  общего частное.

Работают  с композицией  басни, придумывают свою версию басни, находят в конверте подходящую версию и озвучивают её.  Потом  по 1 представителю от команды  встают и рассказывают о своём баснописце

Вспоминают известные им басни,  их авторов; рассказывают, о том, кто и когда обращался к басенному творчеству (по материалам учебника).  

Отвечают на доп.вопросы У. по каждому  баснописцу

КРЫЛОВ  И.А.

- какой сатирический журнал стал издавать Крылов в 23 года, выйдя в отставку и купив типографию?(«Зритель»)

- во ск.лет И.А. понял, что басни его призвание?(в 36 лет, когда перевёл на р.язые 2 басни Лафонтена и влюбился в жанр басни)

- назовите самые известные басни Крылова(«Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»)

ЭЗОП

- почему хозяин  Эзопа  философ  Ксанф  отпустил  

Э.на свободу?(Э.был намного умнее  Ксанфа, постоянно высмеивал  философию хозяина)

- что представляют собой басни Э.(живые бытовые сценки)

- как вы понимаете выражение «эзопов язык»?( Э.-был родоначальником жанра басни и языка иносказаний-  эзопова  языка)

- сколько  басен Э.  сохранилось и какова  их функция?(около 400,  они  наводят человека на размышления)

ЛАФОНТЕН

- во сколько  Л.начал писать?(в 33 года)

- в каком году  вышло первое  издание  басен Лафонтена?(в 1668 году)

-  сколько книг оно включало?(6 книг)

- а  вышедшее  издание в 1693 году  сколько  включало книг?(12)

ФЕДР

-  родной  язык Федра?(греческий)

- где родился Федр?(в Македонии)

- кем был Федр?(рабом)

-сколько басен Ф.дошло до нашего времени?(134)

Мотивация познавательной деятельности

  • Мы с вами о каком жанре литературы  сегодня говорим?
  • Значит  цель нашего  урока  какова? Цель – это что необходимо  делать?(изучение  басен, знакомство с баснями, зн-во с героями басен)
  • У  вас в рабочих  материалах  к уроку  есть  лист  с  задачами, давайте  выберем  из  них  те, которые  подходят к нашему  уроку  конкретно  и , может быть, кто-то из вас захочет добавить свои задачи к нашему  уроку.
  • У.: Задача – это что необходимо делать(носит процессный  характер, т.е  процесс действия необходим)

Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий.

Принимают участие  в обсуждении вопроса о значимости умения анализировать басню, определять ее исторический и общечеловеческий смысл, вспоминают известное о событиях 1812 г..

Целеполагание

  • Прослушайте, пожалуйста, аудиозапись и попробуйте ответить на вопрос:
  • - Чем мы сегодня  на  уроке  будем заниматься? Какой  жанр литературы  будем изучать?   Кто автор  басни, которую  вы  слушали?

-  Какой  порок  обличает  Крылов  в этой  басне?

(слово  «ОБЛИЧАТЬ» У.крепит на доску)- разоблачать, осуждать,  делать  явным чей-либо  дурной  поступок

 (Во время чтения демонстрируется презентация с иллюстрациями к басне.)

Учатся  внимательно слушать и слышать. Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании   пороков, показанных  автором в  басне.

Называют человеческие пороки, осуждаемые в баснях, указывают на вечность этих пороков, подчеркивают актуальность поднимаемых авторами проблем. Вспоминают термин «басня», «мораль», «аллегория», «диалог».

Цитируют наизусть или зачитывают по книге строки из басен для подтверждения своей позиции.

Организация познавательной деятельности

У.выслушивает  ответы детей и предлагает им назвать  ключевые (опорные) слова,  которыми  мы  будем  свами оперировать в течение  всего урока.(У.открывает  обр.сторону  доски со словами

  • жадность, лесть, притворство, хитрость, коварство, лживость, искренность, зависть,  злоба, дружелюбие,  открытость, душевность,  непримиримость к чужим недостаткам, глупость, лень
  • Чтение  басни «чтение с остановками»- после  каждой части  дети останавливаются, делают предположения, рассказывают о своих  ассоциациях, выписывают на  чистый лист незнакомые  или непонятные слова

1 ч «в минуту псарня  стала  адом»

  • Овчарня
  • Псарня
  • Забияка
  • Залились
  • В хлевах
  • Ахти(устар. Междомет. При сильной тревоге, сожалении, удивлении)
  • На запор

Что было дальше, как выдумаете?

2часть «пустился мой хитрец в переговоры»

  • Ощетиня
  • С дубьём
  • Расчесться(рассчитаться)

Как вы думаете, что же было  дальше?

3 часть

«и волчьей клятвой  утверждаю, что я…»

  • Сват, кум
  • Уставим лад

Прогнозируем,  что же было дальше,  поверил ли ему  Ловчий

4 часть до конца

  • Иначе- по-другому никак
  • Каждая  группа  зачитывает  слова, которые  показались незнакомыми, значение  которых  неизвестно или трудно  объяснить, помогают  им  члены  других  команд,  каждому за объяснённое  слово доп.балл
  • Если ни одна  команда  не  может объяснить какое-либо слово, значит  они  ищут его значение в электронных источниках, в словарях, которые  лежат у них на рабочих  местах.

ЧТЕНИЕ  БАСНИ

  • Молча, про себя
  • Жужжим
  • 1 в команде  читает, другие  слушают
  • Друг-другу в команде в паре, если 1 лишний он слушает любую  пару
  • Выходим  по1 чел.из команды и читаем по частям классу, оценивают чтение сами дети, комментируют их,  разбирают ошибки
  • А теперь поработаем над содержанием басни, у вас на  каждом столе есть
  • информационный  лист.

Ваша  задача  извлечь из него необходимую  информацию.

Давайте будем знакомиться с басней -  опора  на  текст

  • Когда  была написана  басня «Волк на псарне»?
  • Какие события  происходили тогда в Российской  империи, так называлась тогда наша страна.
  • Где  происходит  действие  басни?
  • Что собирался сделать волк и удалось ли ему это?
  • Какую  хитрость  задумал волк и получилось ли у него её воплотить?
  • Как повёл себя ловчий?
  • Какой  цитатой из басни можно подтвердить намерения  Ловчего? Что обозначает  это выражение, как вы его понимаете?(Ты сер, а я, приятель, сед)
  • В  басне в образе животных  зачастую  представлены кто?
  • Как называется  этот приём в литературе?
  • На  этом  приёме  построена  басня,  ведь в басне под видом  животных  всегда изображаются  люди или явления.

Найдите  этот приём  в электроном источнике или в учебнике.

Запись в тетрадь понятия

  • Аллегория- иносказание, (о каком-то явлении  или предмете говорится не напрямую, а  другими словами,) воплощение какого-либо  свойства человеч.характера(хитрости, глупости) в конкретном образе(лисы, осла и т.д.)
  • Кого имел  в виду  Крылов  под  видом  волка?
  • Чем похожи  волк  и  император  Франции  Наполеон, что  между  ними общего?
  • А  кто же такие  псы в басне, гончие, которых в конце  басни  Ловчий  спускает  на волка?
  • А есть ли здесь главнокомандующий Кутузов?
  • Его образ мастерскиИ воплощён Крыловым в ком?

  • -По свидетельству  историков… (1-ый  историк)

-Ты сер, а я, приятель, сед- в этой  фразе  показано качество, которое  ценил  в своём  Ловчем  Крылов. Какое  это  качество?(хитрость)- на доске

-Снова  послушаем историков…(2-ой  историк)

-Какие  чувства овладевают вами после  прочтения и анализа басни?

-Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?

  • -Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку?

-Чувства кого выразил Крылов  в своей басне? Кто был настоящим героем войны, кто добыл победу России?

-Какое  народное  чувство  выразил  Крылов в своей  басне?(чувство нац.обиды и жажду мщения)

-Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего?

-Откуда Крылов знал о событиях  войны 1812 года?(пристально следил за событиями, ему в то время было 32 года)

Зачитайте  мораль басни, объясните её смысл

Какие выразительные  средства языка  использует  баснописец  в пр-ии?( аллегория, развернутое сравнение, гиперболы)

-Подберите пословицу(на слайде  разные пословицы и среди них

«Поджал хвост, что волк на псарне», занесенная в сборник Даля.

  • -Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь?

- Что такое крылатые слова?(слайд)

- Чему учит басня? Сделайте вывод.

Вывод:

  • Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

Рефлексия: напишите на  отдельных  листочках, какие  человеческие пороки высмеивает басня Крылова «Волк на псарне» и заполните    оценочный  лист

  • Захотелось ли вам прочитать другие басни И.А.Крылова и басни современных поэтов? Почему?

Какую домашнюю работу вам захотелось выполнить после нашего урока?

Предлагаю вам, ребята, и свои варианты:

1) Подготовить выразительное чтение наизусть басни  для членов своей семьи.  По возможности, обсудить с членами своей семьи то, что особенно взволновало вас при чтении стихотворения.

2) Написать сочинение-миниатюру  «Чему учит басня»

3) Сочинить басню  или прозаическую миниатюру, осуждающую какой-нибудь человеческий порок (использование аллегории, развернутого сравнения, гиперболы приветствуется!).

4)найти  примеры  выразительных  средств        в  басне и выписать их в тетрадь

5) подобрать к басне  фразеологизмы

  • Заполнение  карт  самооценки, выступление  лидеров  творческих  групп

Слушают басню в исполнении актера, рассматривают иллюстрации.

э

Отмечают черты героев сказок и басни (лицемерие, коварство, притворство, лживость, делают вывод и связи творчества Крылова с фольклором.

Используют разные  виды  чтения,  учатся  слушать  других членов команды,  активное  внимание,  задают вопросы,  учатся  не допускать ошибок при чтении.

Читают выразительно реплики, стараясь интонировать черты характера, делают выводы о характерах персонажей, отмечают роль диалога в создании образов.

Учатся  находить нужную информацию  в  её  многообразии,  выбирать  из общего частное,  правильно отвечать на поставленный вопрос,формируют   навык работы в коллективе.

Работают в тетради, записывают  термины, воспитание  аккуратности, мобильности, учатся вступать в диалог, отвечать полными ответами.

Делают выводы, обобщают,  высказывают собственное  мнение, развивают монологическую  речь

Учатся  выбирать  вариант дом.задания по силам. Осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось выполнить анализ басни, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание

Использованная литература

1. В.Гафт читает «Волк на псарне».  Рetamusic.ru [Электронный ресурс]. – URL:

https://petamusic.ru/?string=%CA%F0%FB%EB%EE%E2+%C8.%C0.&sort=artist (дата обращения 07.10.2017).

2. Литература: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 5-й класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций / М. Б. Багге, М. Г. Белова, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение, 2016.— 204 с.

3. Нестерова И.А. Технологическая карта урока // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html (дата обращения 14.07.17)

4. Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков  литературы и русского языка. 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2015.-176 с.

5. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в  общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.

6. Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций под ред. Ф.В.Чертова, .-2-е изд., переработанное, -М.:Просвещение, 2014, 159 с.

7. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.

8. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985  (дата обращения 15.07.17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Повторяй движения за нами …

Слайд 12

До новых встреч …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

урок разработан в рамках курсов  "Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС:  цели, задачи и критерии оценки»    ...