литературы в 5 классе "Анализ басни А.И. Крылова "Свинья под Дубом""
план-конспект урока (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Лукьянчикова Леонида Васильевича»
Фатежского района Курской области
Урок литературы в 5 классе
Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»
Учитель
Дериглазова
Марина
Александровна
2015 год
Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»
Цели урока.
1.Образовательные:
1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
2) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.
3) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, приемы баснописца (аллегория, олицетворение, ирония)
4) Познакомить с термином аллегория.
5) Дополнить знания об особенностях жанра басни.
6) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.
2.Развивающие:
1) Формировать самостоятельного и активного читателя.
2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.
3) Развивать чуткость к художественному слову.
4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.
3.Воспитательные.
1) Обогащать духовный мир ученика.
2) Воспитывать сопротивление невежеству.
Урок закрепления.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование. Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, дидактический материал.
Подготовка к уроку: написать эпиграф, оформить выставку рисунков, включить презентацию, вставить диск с басней, раздать детям имена на парты.
ход урока
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»
(И.А. Крылов)
1. Эмоциональная зарядка. Вступительное слово учителя.
2. Актуализация знаний.
Я читаю начальные строки басни и показываю слайды. Дети отгадывают название басни.
Слайд 1: " По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас"
Слайд 2: "Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок".
Слайд 3: "Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню."
Слайд 4: "Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука".
Слайд 5: " Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза."
Учитель обращает внимание на выставку рисунков учеников к басне «Свинья под дубом».
- Достаточно ли прочтения произведения, чтобы постичь его смысл? (нет, необходимо проанализировать его).
- Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом»
- Формулировка темы и целей урока.
Запись темы на доске и в тетрадти.
Слайд 6: Цели: 1) читать и анализировать басню; 2) выявлять её мораль, 3) давать характеристику персонажам, 4) выявлять художественные особенности; 5) работать с иллюстрациями; 6) учиться выразительному чтению.
3. Основной этап урока. Анализ басни
А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Слайд 7: Крылов использует аллегорию. Примеры аллегории( иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа).
4) Физкультминутка.
Сели, встали, встали , сели
Вы друг друга не задели?
На соседа оглянитесь-
Искренне ему - улыбнитесь.
Обратите взор ко мне,
Улыбнитесь теперь мне.
Пообразный анализ. Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль. Использование словесного рисования.
Свинья - глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии.
Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
Дуб — воплощение вековой мудрости, житейской истины.
Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение. Ворон - деликатный, спокойный, удивляется глупости Свиньи.
персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Слайд 8. Обращение к эпиграфу и словарная работа. Объясните значение следующих выражений: Подложить свинью, поступить по - свински, метать бисер перед свиньями.
Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)
Невежа - не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
Невежда - необразованный, несведущий человек;
Слайд 9: афоризмы о недостатках, которыве обличает Крылов в данной басне.
5) Первичное закрепление изученного. Инсценировка басни (четверо учеников читают по ролям)
6) Выявление художественных особенностей басни.
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки)
- Рефлексия.
Обращение к целям урока.
- Домашнее задание — выучить басню и подготовить выразительное чтение.
Слайд 10.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ворона и Лисица»
«Волк на псарне»
"Лебедь, Щука и Рак»
Задачи урока: 1 ) анализировать басню; 2) давать характеристику персонажам, 3) учиться выразительному чтению, 4) выявлять художественные особенности, 5) выявлять в басне мораль, позицию автора .
Злой, как…………………..; Хитрый, как ………………; Неуклюжий, как………….; Трусливый, как………….; Мужественный, как…..; Глупый, как……….; Коварный, как ……………; …………, как свинья.
Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — самый худший из пороков . Томас Фуллер ( анг . Богослов, историк) Невежество — величайший недуг человечества . Вольтер Скотт (шотландский писатель). Глупец и невежда имеют пять примет: сердятся без причины, говорят без нужды, изменяются неизвестно для чего, вмешиваются в то, что вовсе их не касается, и не умеют различить, кто желает им добра и кто — зла . ( Индийское Изречение ) Афоризмы
Спасибо, приятно было с вами работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...
Конспект урока по литературе "Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И. А. Крылова и его предшественников". 6 класс
Басни - это благодатный литературный материал для развития творческих способностей учащихся и для нравственно-эстетического воспитания. Урок построен как игра-путешествие и позволяет привлечь к его по...
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала...
Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.
Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...
КВН по литературе сказки загадки басни
. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством – в этом секрет их долголетия. Слава И.А.Крылова всемирная и будет расцветать ...
Презентация к уроку литературы по теме "Басня"
Данная презентация поможет учителю на уроке по теме "Басня". Даны основнае теоретические положения данного жанра. Представлена история басни. Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена. мно...