литературы в 5 классе "Анализ басни А.И. Крылова "Свинья под Дубом""
план-конспект урока (5 класс) по теме

Дериглазова Марина Александровна

Урок в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока44.5 КБ
Файл презентация к уроку677.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Лукьянчикова Леонида Васильевича»

Фатежского района Курской области

                       

Урок литературы в 5 классе

Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»

Учитель

Дериглазова

Марина

 Александровна

2015  год

Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»

Цели урока.

1.Образовательные:

1)        Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

2)        Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

3)        Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, приемы баснописца (аллегория, олицетворение, ирония)

 4)        Познакомить с термином аллегория.

 5)        Дополнить знания об особенностях жанра басни.

 6)        Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2.Развивающие:

 1)        Формировать самостоятельного и активного читателя.

 2)        Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

 3)        Развивать чуткость к художественному слову.

 4)        Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3.Воспитательные.

 1)        Обогащать духовный мир ученика.

 2)        Воспитывать сопротивление невежеству.

Урок закрепления.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование.  Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, дидактический материал.

Подготовка к уроку:  написать эпиграф, оформить выставку рисунков, включить презентацию, вставить диск с басней, раздать детям имена на парты.

ход урока

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»

(И.А. Крылов)

        1.   Эмоциональная зарядка. Вступительное слово учителя.

         2. Актуализация знаний.

Я читаю начальные строки басни и показываю слайды. Дети отгадывают название басни.

Слайд 1:     " По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас"

Слайд 2:       "Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок".

Слайд 3:   "Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню."

Слайд 4:   "Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука".

Слайд 5:  " Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза."

        Учитель обращает внимание на выставку рисунков учеников к басне «Свинья под дубом».

- Достаточно ли  прочтения произведения, чтобы постичь его смысл?  (нет, необходимо проанализировать его).

-  Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом»

  • Формулировка темы и целей урока.

Запись темы на доске и в тетрадти.

Слайд 6:     Цели: 1) читать и анализировать басню;  2) выявлять её мораль, 3) давать характеристику персонажам, 4) выявлять художественные особенности; 5) работать с иллюстрациями; 6) учиться выразительному чтению.

      3.  Основной этап урока. Анализ басни 

 А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Слайд 7:  Крылов использует аллегорию. Примеры аллегории( иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа).

 4) Физкультминутка.

Сели, встали, встали , сели

Вы друг друга не задели?

На соседа оглянитесь-

Искренне ему - улыбнитесь.

Обратите взор ко мне,

Улыбнитесь теперь мне.

  Пообразный анализ.  Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль. Использование словесного рисования.

Свинья -  глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии.

Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Дуб — воплощение вековой мудрости, житейской истины.

Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение. Ворон  - деликатный, спокойный, удивляется глупости Свиньи.

персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.

Слайд 8. Обращение к эпиграфу и словарная работа. Объясните значение следующих выражений: Подложить свинью, поступить по - свински, метать бисер перед свиньями.
Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)

Невежа - не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.

Невежда - необразованный, несведущий человек;

Слайд 9: афоризмы о недостатках, которыве обличает Крылов в данной басне.

 5) Первичное закрепление изученного. Инсценировка басни (четверо учеников читают по ролям)

 6)  Выявление художественных особенностей басни.

     Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.

Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?   (Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки)

  • Рефлексия.

Обращение  к целям урока.

  • Домашнее задание — выучить басню и подготовить выразительное чтение.

    Слайд 10.

   

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слон и Моська»

Слайд 2

«Ворона и Лисица»

Слайд 3

«Волк на псарне»

Слайд 4

"Лебедь, Щука и Рак»

Слайд 6

Задачи урока: 1 ) анализировать басню; 2) давать характеристику персонажам, 3) учиться выразительному чтению, 4) выявлять художественные особенности, 5) выявлять в басне мораль, позицию автора .

Слайд 7

Злой, как…………………..; Хитрый, как ………………; Неуклюжий, как………….; Трусливый, как………….; Мужественный, как…..; Глупый, как……….; Коварный, как ……………; …………, как свинья.

Слайд 9

Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — самый худший из пороков . Томас Фуллер ( анг . Богослов, историк) Невежество — величайший недуг человечества . Вольтер Скотт (шотландский писатель). Глупец и невежда имеют пять примет: сердятся без причины, говорят без нужды, изменяются неизвестно для чего, вмешиваются в то, что вовсе их не касается, и не умеют различить, кто желает им добра и кто — зла . ( Индийское Изречение ) Афоризмы

Слайд 10

Спасибо, приятно было с вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

Конспект урока по литературе "Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И. А. Крылова и его предшественников". 6 класс

Басни - это благодатный литературный материал для развития творческих способностей учащихся и для нравственно-эстетического воспитания. Урок построен как игра-путешествие и позволяет привлечь к его по...

Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.

Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...

КВН по литературе сказки загадки басни

. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством – в этом секрет их долголетия. Слава И.А.Крылова всемирная и будет расцветать ...

Презентация к уроку литературы по теме "Басня"

Данная презентация поможет учителю на уроке по теме "Басня". Даны основнае теоретические положения данного жанра. Представлена история басни. Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена. мно...