Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
план-конспект занятия (5 класс)

Громова Ирина Юрьевна

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца  И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над выразительным чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vorona_i_lisitsa.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  И.А.Крылов  басня  «Ворона и лисица».

Цели:

- познакомить с жизнью и творчеством баснописца  И.А.Крылова;

- уточнить понятие художественного произведения - басня;

- расширение словарного запаса, объяснение трудных слов, словосочетаний;

- работа над выразительным чтением.

Оборудование:

- интерактивная приставка «Mimio Teach»;

- мультимедийный проектор;

- ноутбук.

Оформление  урока.

- компьютерная презентация;

- портрет И.А.Крылова.

- иллюстрации к басням: «Квартет», «Кот и повар», «Крестьянин и Овца», «Волк и Кот»,

   «Слон и Моська».

                               

                            Ход  урока.

  1. Организационный  момент.

   2.  Рассказ о И.А.Крылове.  Слайд с портретом И.А.Крылова.

     Образ дедушки Крылова возникает  в детском воображении, как бесконечно близкий и

родной. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человече-скими мыслями и поступками.

   

      И.А.Крылов ( 1769-1844 ) родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смер-

ти отца жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь его сложилась так, что даже не

пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько силь-ным, что он сам овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего

времени человеком. Жизнь и творчество И.А.Крылова тесно связана с великим Санкт-

Петербургом.

     

      Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают на

одном языке, хорошо понимают друг друга, одинаково «думают», хитрят, обманывают.

     

     

         Всем известны басни «Квартет», «Ворона и лисица», «Кот и повар», «Крестьянин и

Овца», «Волк и Кот», «Слон и Моська» и другие.

 

     3.  Знакомство с басней.

А) Вводная беседа.

– Что такое басня?  Чем отличается от других произведений? Кто герои басен?

 - Сравним басню и сказку. Запишем в тетрадях и на доске: слева – сказка, справа – басня.

 

  Назовем и запишем героев в столбик и сравним.

 -  Сказка может быть в стихотворной форме? Например, сказки А.С.Пушкина «Сказка о        рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»

-  И в сказке и в басне главные герои – животные.  Чем отличаются эти произведения?

Б) Чтение басни учителем.

- О чем это произведение? Кто герои басни?

В) Беседа по произведению.

- Какие слова или словосочетания непонятны?

Лесть – похвальная речь, ложь с целью заслужить внимание.

Впрок – сделать с запасом на будущее.

Взгромоздясь – забравшись наверх.

Плутовка – очень хитрая.

Вещунья – предсказательница.

«Льстец отыщет уголок» - лесть приятна и обращает внимание, запоминается.

 «Твердили миру» - известно всем и очень давно.

«Сырный дух» - запах сыра.

«Сыр пленил» - очень понравился и очень хотелось съесть.

«Ангельский голосок» - очень нежный, ласковый,уговаривающий.

«В зобу дыханье сперло» - от счастья и радости тяжело дышать.

Физминутка.

Г) Чтение учениками.

Д) Просмотр слайдов с использованием интерактивной приставки «Mimio Teach» и  мультимедийного проектора, которые дают возможность двигать картинку по содер-

жанию басни, создавая фильм.

Просмотр сопровождается чтением басни.

Е) Работа над интонацией.

- Какой характер придал автор Вороне? Она доверчива. Читая слова автора о Вороне,

   видим доверчивую, наивную обладательницу сыра.

- Найдем слова автора о лисице: плутовка. Кого мы называет плутовкой? Как описывает

   автор форму поведения лисицы, когда ее «сыр пленил»? Она превратилась в льстивую,

   хитрую, сладкоголосую просительницу сыра. Мы увидели в нашем фильме хитрость

   лисицы и читаем у автора: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит; вертит хвостом,

   с вороны глаз не сводит, и говорит так сладко, чуть дыша…» Главное – привлечь      внимание и не спугнуть птицу.

- Найдем слова, которые нашла лисица, чтобы расхваливать внешний вид вороны.

   Это «Голубушка,

             хороша,

             что за шейка,

             что за глазки,

             какие перышки

             какой носок

             ангельский быть должен голосок.»

- С какой интонацией будем читать слова лисицы? Ласковым,  заискивающим голосом,

   уговаривая Ворону обратить внимание.

 - Разве у Вороны есть прекрасные шейка, глазки, носок и перышки?

 - Разве дала природа Вороне «ангельский голосок»? Это яркий пример лести, в которой

   нет и слова правды.

- Далее Лисица просит спеть и называет Ворону «мастерицей, царь-птицей». Лисица     мечтает о том, чтобы сыр выпал. Вся ее лживая лесть направлена на достижение цели.

От таких похвал и прекрасных слов Ворона не удержалась и выронила сыр. Читаем эти слова с грустью, ведь лисица добилась своей цели и мгновенно умчалась.

Ж) Чтение по ролям несколькими учениками.

  1.  Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы узнали о И.А.Крылове и познакомились с его басней.

                                     

Выставление оценок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по теме "Басни И.А. Крылова"

Урок в нестандартной увлекательной форме позволяет проверить знания учащихся по изученной теме....

Презентация к уроку литературы по теме "Басня"

Данная презентация поможет учителю на уроке по теме "Басня". Даны основнае теоретические положения данного жанра. Представлена история басни. Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена. мно...

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...