Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
план-конспект занятия (5 класс)
Знакомство с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над выразительным чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vorona_i_lisitsa.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И.А.Крылов басня «Ворона и лисица».
Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова;
- уточнить понятие художественного произведения - басня;
- расширение словарного запаса, объяснение трудных слов, словосочетаний;
- работа над выразительным чтением.
Оборудование:
- интерактивная приставка «Mimio Teach»;
- мультимедийный проектор;
- ноутбук.
Оформление урока.
- компьютерная презентация;
- портрет И.А.Крылова.
- иллюстрации к басням: «Квартет», «Кот и повар», «Крестьянин и Овца», «Волк и Кот»,
«Слон и Моська».
Ход урока.
- Организационный момент.
2. Рассказ о И.А.Крылове. Слайд с портретом И.А.Крылова.
Образ дедушки Крылова возникает в детском воображении, как бесконечно близкий и
родной. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человече-скими мыслями и поступками.
И.А.Крылов ( 1769-1844 ) родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смер-
ти отца жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь его сложилась так, что даже не
пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько силь-ным, что он сам овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего
времени человеком. Жизнь и творчество И.А.Крылова тесно связана с великим Санкт-
Петербургом.
Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают на
одном языке, хорошо понимают друг друга, одинаково «думают», хитрят, обманывают.
Всем известны басни «Квартет», «Ворона и лисица», «Кот и повар», «Крестьянин и
Овца», «Волк и Кот», «Слон и Моська» и другие.
3. Знакомство с басней.
А) Вводная беседа.
– Что такое басня? Чем отличается от других произведений? Кто герои басен?
- Сравним басню и сказку. Запишем в тетрадях и на доске: слева – сказка, справа – басня.
Назовем и запишем героев в столбик и сравним.
- Сказка может быть в стихотворной форме? Например, сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»
- И в сказке и в басне главные герои – животные. Чем отличаются эти произведения?
Б) Чтение басни учителем.
- О чем это произведение? Кто герои басни?
В) Беседа по произведению.
- Какие слова или словосочетания непонятны?
Лесть – похвальная речь, ложь с целью заслужить внимание.
Впрок – сделать с запасом на будущее.
Взгромоздясь – забравшись наверх.
Плутовка – очень хитрая.
Вещунья – предсказательница.
«Льстец отыщет уголок» - лесть приятна и обращает внимание, запоминается.
«Твердили миру» - известно всем и очень давно.
«Сырный дух» - запах сыра.
«Сыр пленил» - очень понравился и очень хотелось съесть.
«Ангельский голосок» - очень нежный, ласковый,уговаривающий.
«В зобу дыханье сперло» - от счастья и радости тяжело дышать.
Физминутка.
Г) Чтение учениками.
Д) Просмотр слайдов с использованием интерактивной приставки «Mimio Teach» и мультимедийного проектора, которые дают возможность двигать картинку по содер-
жанию басни, создавая фильм.
Просмотр сопровождается чтением басни.
Е) Работа над интонацией.
- Какой характер придал автор Вороне? Она доверчива. Читая слова автора о Вороне,
видим доверчивую, наивную обладательницу сыра.
- Найдем слова автора о лисице: плутовка. Кого мы называет плутовкой? Как описывает
автор форму поведения лисицы, когда ее «сыр пленил»? Она превратилась в льстивую,
хитрую, сладкоголосую просительницу сыра. Мы увидели в нашем фильме хитрость
лисицы и читаем у автора: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит; вертит хвостом,
с вороны глаз не сводит, и говорит так сладко, чуть дыша…» Главное – привлечь внимание и не спугнуть птицу.
- Найдем слова, которые нашла лисица, чтобы расхваливать внешний вид вороны.
Это «Голубушка,
хороша,
что за шейка,
что за глазки,
какие перышки
какой носок
ангельский быть должен голосок.»
- С какой интонацией будем читать слова лисицы? Ласковым, заискивающим голосом,
уговаривая Ворону обратить внимание.
- Разве у Вороны есть прекрасные шейка, глазки, носок и перышки?
- Разве дала природа Вороне «ангельский голосок»? Это яркий пример лести, в которой
нет и слова правды.
- Далее Лисица просит спеть и называет Ворону «мастерицей, царь-птицей». Лисица мечтает о том, чтобы сыр выпал. Вся ее лживая лесть направлена на достижение цели.
От таких похвал и прекрасных слов Ворона не удержалась и выронила сыр. Читаем эти слова с грустью, ведь лисица добилась своей цели и мгновенно умчалась.
Ж) Чтение по ролям несколькими учениками.
- Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы узнали о И.А.Крылове и познакомились с его басней.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет по теме "Басни И.А. Крылова"
Урок в нестандартной увлекательной форме позволяет проверить знания учащихся по изученной теме....
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала...
Презентация к уроку литературы по теме "Басня"
Данная презентация поможет учителю на уроке по теме "Басня". Даны основнае теоретические положения данного жанра. Представлена история басни. Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена. мно...
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Презентация к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Басни" (технология "6 шляп").
Презентация к уроку....
Внеклассное чтение на тему: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».
Внеклассное чтение...
План – конспект урока чтения на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока чтения на тему: А.И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»...