План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 865.79 КБ |
Физминутка для глаз | 806.5 КБ |
План-конспект урока | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».Обличение человеческих пороков в басне.
Цели урока Способствовать развитию в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова. Развитие творческих и актёрских способностей учеников Формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни «Свинья под Дубом» Формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе
Задачи Расширить представление о басне, как одном из старейших жанров литературы, выявить её жанровые признаки Развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти Формирование навыков исследовательской и поисковой работы Развитие рефлексивных умений Развитие речи и эстетического вкуса
Воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке Воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежам
Копилка крылатых слов и выражений «Квартет», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух», «Свинья под Дубом». «А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь» ; «Сыр выпал, с ним была плутовка такова»; «Ты всё пела – это дело, так пойди же попляши»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Мораль – это вывод или поучение, это главная мысль басни.
Физминутка
«Свинья под Дубом»
Невежа – грубый, невоспитанный человек Невежда – малообразованный человек
Взгляни на этот день! Ведь в нём заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдём всё: И блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения. Калидаса
Домашнее задание Подготовить выразительное чтение одной из басен И.А.Крылова Нарисовать иллюстрацию к любой басне Попробовать сочинить басню
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Баевская средняя общеобразовательная школа Николаевского района Ульяновской области
План-конспект урока литературы в 5 классе
по теме «Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в басне».
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
Паксеваткина Любовь Алексеевна
с.Баевка-2014
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в басне. (3-ий слайд)
Цели : способствовать развитию в учениках способности размышлять, правильно , с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров , обучение работе в группе; формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом». (4-ый слайд)
Задачи :
- расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; выявить её жанровые признаки;
-развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти;
- формирование навыков исследовательской и поисковой работы;
-формирование метапредметных умений у обучающихся через развитие навыков работы с текстом художественной литературы;
- развитие рефлексивных умений
-развитие речи и эстетического вкуса как показателей интеллектуального и общего развития ученика;
- воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;
-воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежам. (5-ый слайд)
Тип урока – урок формирования новых знаний (6-ой слайд)
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг, иллюстраций, тесты, маски и реквизит для инсценировки; компьютер, проектор, экран.
План – конспект урока
I.Мотивация к учебной деятельности:( 1-ый слайд)
- Добрый день! Дети, вам тепло?
- Да.
- В нашем классе светло?
- Да.
- Прозвенел уже звонок?
- Да.
- Уже закончился урок?
- Нет.
- Только начался урок?
- Да.
- А хотите ль вы учиться?
- Да.
- Значит можно всем садиться!
II.Физкультминутка.Учитель предлагает: растираем ушные раковины (способствует активизации всей системы организма). Вдох – выдох, вдох – выдох.
III.Актуализация знаний.,формирование темы урока. (2-ой слайд)
1. Демонстрация м/ф по басне Крылова «Ворона и Лисица»
2.Организация фронтальной беседы по вопросам.
а) Понравился ли м/ф? Чем?(поподробнее)
б) Какое литературное произведение положено в основу м/ф? (басня)
в) Знаете ли вы кто автор этого произведения? (Крылов)
-Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.А. Крылова.
Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные, познакомиться с новой басней, чтобы увидеть их значение и поучительность.
Запишите тему в тетрадь. (3-ий слайд)
-сообщение об И.А. Крылове. (7-ой слайд)
IV. Игра на внимательность «Копилка крылатых слов и выражений»
Задание на слайде (8-ой слайд)
-Ребята, соотнесите цитаты с названиями басен.
Название какой басни осталось лишним?
-С какой же басней мы будем знакомиться?
V. Повторение теории (9-ый слайд)
-Какое художественное произведение называется басней?
-Кто является действующими лицами в баснях?
-Что такое мораль?
-Какова основная цель басни?(посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей).
Физминутка (10-ый слайд)
VI. Проектная работа с закреплением во внешней речи. Открытие новых знаний путём знакомства с басней «Свинья под Дубом».
Отчёт групп о проделанной работе.
1 группа
- Инсценирование басни (11-ый слайд)
- Работа с текстом
–Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте.
- Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.
-Прочитайте развязку действия.
-Почему Свинья не понимает сути упрёков?
2 группа
-Кто является действующими лицами басни «Свинья под Дубом»?
-Какова мораль басни? (прочитать)
3 группа
Невежда
Словарная работа (12-ый слайд)
Невежа
- Какое из этих слов характеризует Свинью? (глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (жёлуди), они ему приятны.
Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). НЕ понимает, что науки должны развиваться
-Какие ещё слова использует автор для её описания?
-Какие чувства у вас вызывает Свинья? (13-ый слайд)
-Чему учит эта басня?
-Актуальна ли она в наше время?
VII. Подведение итогов. (14-ый слайд)
-И.А. Крылов умер на 70-ом году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.
-Узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера он высмеивает?
Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.
-В чём же секрет басен Крылова? (Они написаны простым языком, интересны, не хочется быть похожими на героев его басен)
-Надеюсь, что его произведения станут для вас умной и нужной книгой (обратить внимание на выставку книг)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (15-ый слайд)
-Вспомним слова индийского поэта: «Взгляни на этот день! Ведь в нём заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдём всё: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения.»
-Получилось ли у нас достичь чего-то на уроке?
-Довольны ли вы своей работой?
-Как бы вы оценили свою работу?
Кто работал в полную силу? Хорошо? Мог бы работать ещё лучше?
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. (16-ый слайд)
Выучить или выразительно прочитать одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).
По желанию:
-подготовить иллюстрацию к басне;
-написать собственную басню.
Список использованной литературы:
- Андреева, М.С., Короткова, М.П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию со дня рождения. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – Прилож. К журналу «Школьная библиотека».
- Архипов, В.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: Моск. Рабочий, 1974.
- Десницкий, А.В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143с. – (Биография писателя).
- Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – Москва: «ВАКО», 2010.
- Иванов, В.М. Ларец мудреца: Повесть. – Л.: Лениздат, 1973.
- Крылов, И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс,
- 1996. – 704с. – («Круг чтения: школьная программа»).
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич
Приложение №1 (презентация)
Приложение №2 (мультфильм «Ворона и Лисица)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».
Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...
Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Знакомство с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в...
Презентация к уроку литературы 6 класс Дмитриев басня "Муха"
Басня "Муха" Дмитриев...
Урок литературы. Народная мудрость в басне И.А. Крылова «Волк на псарне». (5 класс)
знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительн...