План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».Обличение человеческих пороков в басне.

Слайд 4

Цели урока Способствовать развитию в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова. Развитие творческих и актёрских способностей учеников Формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни «Свинья под Дубом» Формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе

Слайд 5

Задачи Расширить представление о басне, как одном из старейших жанров литературы, выявить её жанровые признаки Развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти Формирование навыков исследовательской и поисковой работы Развитие рефлексивных умений Развитие речи и эстетического вкуса

Слайд 6

Воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке Воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежам

Слайд 8

Копилка крылатых слов и выражений «Квартет», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух», «Свинья под Дубом». «А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь» ; «Сыр выпал, с ним была плутовка такова»; «Ты всё пела – это дело, так пойди же попляши»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».

Слайд 9

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Мораль – это вывод или поучение, это главная мысль басни.

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

«Свинья под Дубом»

Слайд 12

Невежа – грубый, невоспитанный человек Невежда – малообразованный человек

Слайд 15

Взгляни на этот день! Ведь в нём заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдём всё: И блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения. Калидаса

Слайд 16

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение одной из басен И.А.Крылова Нарисовать иллюстрацию к любой басне Попробовать сочинить басню


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Баевская  средняя общеобразовательная школа Николаевского района Ульяновской области

План-конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в басне».

Автор работы:

учитель русского языка и литературы

Паксеваткина Любовь Алексеевна

с.Баевка-2014

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в басне. (3-ий слайд)

Цели : способствовать развитию в учениках способности размышлять, правильно , с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль  в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров , обучение работе в группе; формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под  Дубом». (4-ый слайд)

Задачи :  

- расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; выявить её жанровые признаки;

-развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти;

- формирование навыков исследовательской и поисковой работы;

-формирование метапредметных умений у обучающихся через развитие навыков работы с текстом художественной литературы;

- развитие рефлексивных умений

-развитие речи и эстетического вкуса как показателей интеллектуального и общего развития ученика;

- воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;

-воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежам.    (5-ый слайд)

Тип урока – урок формирования новых знаний (6-ой слайд)

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг, иллюстраций, тесты, маски и реквизит для инсценировки; компьютер, проектор, экран.

План – конспект урока

I.Мотивация к учебной деятельности:( 1-ый слайд)

- Добрый день! Дети, вам тепло?

- Да.

- В нашем классе светло?

- Да.

- Прозвенел уже звонок?

- Да.

- Уже закончился урок?

- Нет.

- Только начался урок?

- Да.

- А хотите ль вы учиться?

- Да.

- Значит можно всем садиться!

II.Физкультминутка.Учитель предлагает: растираем ушные раковины (способствует активизации всей системы организма). Вдох – выдох, вдох – выдох.

III.Актуализация знаний.,формирование темы урока. (2-ой слайд)

1. Демонстрация м/ф по басне Крылова «Ворона и Лисица»

2.Организация фронтальной беседы по вопросам.

а) Понравился ли м/ф? Чем?(поподробнее)

б) Какое литературное произведение положено в основу м/ф? (басня)

в) Знаете ли вы кто автор этого произведения? (Крылов)

-Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.А. Крылова.

Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные, познакомиться с новой басней, чтобы увидеть их значение и поучительность.

Запишите тему в тетрадь. (3-ий слайд)

-сообщение об И.А. Крылове. (7-ой слайд)

IV. Игра на внимательность «Копилка крылатых слов и выражений»

Задание на слайде (8-ой слайд)

-Ребята, соотнесите цитаты с названиями басен.

Название какой басни осталось лишним?

-С какой же басней мы будем знакомиться?

V. Повторение теории (9-ый слайд)

-Какое художественное произведение называется басней?

-Кто является действующими лицами в баснях?

-Что такое мораль?

-Какова основная цель басни?(посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей).

Физминутка (10-ый слайд)

VI. Проектная работа с закреплением во внешней речи. Открытие новых знаний путём знакомства с басней «Свинья под Дубом».

Отчёт групп о проделанной работе.

1 группа

  1. Инсценирование басни (11-ый слайд)
  2. Работа с текстом

–Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте.

- Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.

-Прочитайте развязку действия.

-Почему Свинья не понимает сути упрёков?

2 группа

-Кто является действующими лицами басни «Свинья под Дубом»?

-Какова мораль басни? (прочитать)

3 группа

Невежда

        Словарная работа (12-ый слайд)

Невежа

- Какое из этих слов характеризует Свинью? (глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (жёлуди), они ему приятны.

Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). НЕ понимает, что науки должны развиваться

-Какие ещё слова использует автор для её описания?

-Какие чувства у вас вызывает Свинья? (13-ый слайд)

-Чему учит эта басня?

-Актуальна ли она в наше время?

VII. Подведение итогов. (14-ый слайд)

-И.А. Крылов умер на 70-ом году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.

-Узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера он высмеивает?

Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.

-В чём же секрет басен Крылова? (Они написаны простым языком, интересны, не хочется быть похожими на героев его басен)

-Надеюсь, что его произведения станут для вас умной и нужной книгой (обратить внимание на выставку книг)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (15-ый слайд)

-Вспомним слова индийского поэта: «Взгляни на этот день! Ведь в нём заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдём всё: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения.»

-Получилось ли у нас достичь чего-то на уроке?

-Довольны ли вы своей работой?

-Как бы вы оценили свою работу?

Кто работал в полную силу?        Хорошо?        Мог бы работать ещё лучше?         

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание. (16-ый слайд)

Выучить или выразительно прочитать одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).

По желанию:

-подготовить иллюстрацию к басне;

-написать собственную басню.

                      Список использованной литературы:

  1. Андреева, М.С., Короткова, М.П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию со дня рождения. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – Прилож. К журналу «Школьная библиотека».
  2. Архипов, В.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: Моск. Рабочий, 1974.
  3. Десницкий, А.В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143с. – (Биография писателя).
  4. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – Москва: «ВАКО», 2010.
  5. Иванов, В.М. Ларец мудреца: Повесть. – Л.: Лениздат, 1973.
  6. Крылов, И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс,
  7. 1996. – 704с. – («Круг чтения: школьная программа»).
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич

9. http://www.krilov.ru/ 

Приложение №1 (презентация)

Приложение №2 (мультфильм «Ворона и Лисица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...

Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца  И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в...

Урок литературы. Народная мудрость в басне И.А. Крылова «Волк на псарне». (5 класс)

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительн...