«Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Силкина Светлана Михайловна

Урок-размышление по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Цели урока:

  • Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Урок литературы в 8 классе

«Маша Миронова.

Душевная стойкость

и нравственная красота героини»

(Урок-размышление)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

С. Алтайское

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословица

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  1. Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  3. Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа  учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.

Структура урока

 

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

1.

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2.

Сообщение темы урока. Постановка целей урока, их мотивация.

Слайды «Тема урока», «Сегодня на уроке».

 

3.

Актуализация знаний учащихся.

Проведение словарной работы (индивидуальная работа, коллективная), беседа по вопросам (первичное восприятие образа Маши Мироновой)

4.

Работа по теме урока.

Работа с текстом произведения.

  1. Аналитическая беседа.
  2. Просмотр фрагмента кинофильма.
  3. Определение смысла названия и роли эпиграфа к повести.

5.

Подведение итогов урока.

Выводы.

6.

Домашнее задание.

Дифференциация. Инструктаж.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. (СЛАЙД)

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема  урока: «Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини».

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению  и систематизации  материала. (СЛАЙД)

  1. Раздать карточки для индивидуальной работы

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре Владимира Ивановича Даля.
(СЛАЙД)

  1. Проверка индивидуального домашнего задания (по словарю В.И.Даля).

(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:

  1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. 
  2. Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое).
  1. Вопрос учителя классу.

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  (в первом значении).

  1. Выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова?  (индивидуальное домашнее задание) (СЛАЙД)

ЧЕСТЬ

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду 

РЕПУТАЦИЯ

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬ

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

  1. Итак, определения нравственных категорий запишем в тетрадь (СЛАЙД): 

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

2) Беседа по вопросам   (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести)  соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  1. Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
  2. А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
  3. Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

4. Работа по теме урока.

1) Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)

Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома. Инвалид и Палашка накрывали стол. «Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился! — сказала комендантша. — Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?» Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. Марья Ивановна села в угол и стала шить. Между тем подали щи. Василиса Егоровна, не видя мужа, вторично послала за ним Палашку. «Скажи барину: гости-де, ждут, щи простынут; слава богу, ученье не уйдет; успеет накричаться». Капитан вскоре явился, сопровождаемый кривым старичком. «Что это, мой батюшка? — сказала ему жена. — Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовешься». — «А слышь ты, Василиса Егоровна, — отвечал Иван Кузмич, — я был занят службой: солдатушек учил». — «И, полно! — возразила капитанша. — Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше. Дорогие гости, милости просим за стол».

Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! — сказала она, — ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор. «Я слышал, — сказал я довольно некстати, — что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». — «От кого, батюшка, ты изволил это слышать?» — спросил Иван Кузмич. «Мне так сказывали в Оренбурге», — отвечал я. «Пустяки! — сказал комендант. — У нас давно ничего не слыхать. Башкирцы — народ напуганный, да и киргизцы проучены. Небось на нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню». — «И вам не страшно, — продолжал я, обращаясь к капитанше, — оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?» — «Привычка, мой батюшка, — отвечала она. — Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда, и не приведи господи, как я боялась проклятых этих нехристей! Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу их визг, веришь ли, отец мой, сердце так и замрет! А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут».

— Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузмич может это засвидетельствовать.

— Да, слышь ты, — сказал Иван Кузмич, — баба-то не робкого десятка.

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

Мы встали из-за стола. Капитан с капитаншею отправились спать; а я пошел к Швабрину, с которым и провел целый вечер.

  1. Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

  1. Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

2) Вопрос классу.

  1. С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

  1. Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

3) Просмотр отрывка из кинофильма  «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».

  1. Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

4) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  1. Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  1. Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

 (Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

  1. Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

5) Слово учителя.

Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

6) Работа с текстом.

  1. Сейчас должно все решиться.  Либо Гринев с Машей погибнут, либо…
  2. Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

  1. Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.

(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

8)   Слово учителя.

  1. В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев  - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева. (СЛАЙД) 

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)

  1. А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

(Отнесся серьезно к их чувству.
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

9) Работа с текстом.  (Глава  12)

  1. Вспомним эпиграф к этой главе.

Как у нашей у яблоньки 
Ни верхушки нет, ни отросточек; 
Как у нашей у княгинюшки 
Ни отца нету, ни матери. 
Снарядить-то ее некому, 
Благословить-то ее некому.

Свадебная песня.

  1. Как он соотносится с Машей?
  1. Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

  1. Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
  2. Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

  1. Вывод. Просмотр СЛАЙДА (таблица, записи в тетрадь). 

(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

10) Беседа с классом

  1. Рассмотреть иллюстрации к повести:   С.В.Герасимов «Белогорская крепость». (СЛАЙД)
  2. Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
  3. Вывод:    она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
  4. Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (СЛАЙД)
  5. Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.

 (У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела). (СЛАЙД)

  1. Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием  (СЛАЙД), которое императрица связывает,  прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
  2. Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.
  3. Составление синквейна (СЛАЙД)

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  1. Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  2. Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  3. Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  4. Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  5. Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
  1. Примеры синквейнов учащихся
  2. Мой пример (СЛАЙД)

Маша 
Добрая, благовоспитанная
Любит, страдает, спасает
Героиня самоотверженна и достойна счастья
Нравственность

5. Подведение итогов урока. 

  1.  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
  2. Маша Миронова  - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
  3. Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство. (СЛАЙД) 

Заключительное слово учителя.

  1. Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
    (Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки. 

  1. Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?
    Загадки характеристики героев: Маши Мироновой, Гринева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
    Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

6. Домашнее задание.    (На СЛАЙДЕ)

  1. На «5» - Ответить письменно на вопросы:
  2. Что есть нравственная красота в вашем понимании?
  3. Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
  4. На «4» - Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  5. На «3» - Придумать 5-7 вопросов по содержанию повести.

СЛАЙД: Благодарю за работу!

ОЦЕНИВАНИЕ

Разгадывание кроссворда.
1. Итак , в центре истории- человек. Давайте отгадаем героев романа.
«Сидел под образом в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась ».
( Пугачев)
2. «Ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников»
(Соколов)
3. « ...молодой офицер не высокого роста, с лицом смуглым и отменно не красивым но чрезвычайно живым...»
( Швабрин )
4. «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдаленной.. » 
( П. Гринев) 
5. « Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородой и голубой лентой через плечо».
( Капрал Белобородов).
6. «Он был необразованный и простой, но самый добрый и честный. 
( Иван Кузьмич Миронов)

7. «... сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и
почтительно пропустили Марью Ивановну». 
(Екатерина II) 
8. Определение главных героев.
А сейчас отгадаем, кто этот человек: 
« Трусиха ... До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и. 
затрепещется»
(Маша)
9. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина?
( Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно , насколько оно - Человек).

Тест.

  1. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

а) автора;

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринева;

д) Пугачева.

2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью 

а) композиции;

б) эпиграфов;

в) вставных элементов;

г) прямой авторской оценки;

д) выбора героя.

  1. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих II;

б) граф Миних;

в) Григорий Орлов;

г) Екатерина I;

д) Елизавета I;

е) Екатерина II.

4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.

а) прямая авторская оценка;

б) портрет;

в) эпиграфы;

г) речевая характеристика;

д) отношение других персонажей;

е) вставные элементы.

5. В чем заключается смысл названия повести?

а) единственный женский персонаж повести;

б) стоит в центре сюжета;

в) носительница высокой нравственности и чести;

г) дочь погибшего русского офицера.

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция

б) завязка

в) кульминация

г) развязка

  1. сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
  2. освобождение Гринева, женитьба на Маше
  3. детство Петруши в родовом имении
  4. знакомство Гринева с главной героиней повести.

7. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?

а) автору;

б) Екатерине П;

в) Савельичу;

г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров.

8. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

б) Швабрин; 2) Екатерина П;

в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.

  1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви;

б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

10. Отметьте верное суждение. Литературный характер –   это …

а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

б) художественное изображение человека;

в) персональные черты, присущие герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"

Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...

Методическая разработка по литературе "Маша Миронова-нравственный идеал А.С.Пушкина"

Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка" преподносит читателям немало нравственных уроков, которые остаются в памяти на долгиие годы. Главные герои повести учат нас тому, как поступать в слож...

Урок в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина

Урок разработан с применением ТРКМ. Основой является проблемный вопрос: "Смела ли Маша?" По мере ответа на данный вопрос учащиеся раскрывают для себя характер героини....

открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она   воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...

Урок по литературе "Образ Маши Мироновой. Душевная красота героини.

На уроке представлены групповая, индивидуальная и творческая работа учащихся. Показан отрывок из фильма....

Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.

Тема урока:  Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.     Тип урока:     Усво...