«Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок-размышление по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Цели урока:
- Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
- Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района Алтайского края
Урок литературы в 8 классе
«Маша Миронова.
Душевная стойкость
и нравственная красота героини»
(Урок-размышление)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алтайская СОШ»
Донцова С.М.
С. Алтайское
Береги платье снову, а честь смолоду.
Пословица
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:
- Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
- Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.
Структура урока
| Содержание этапов урока | Методы и формы работы |
1. | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. |
2. | Сообщение темы урока. Постановка целей урока, их мотивация. | Слайды «Тема урока», «Сегодня на уроке». |
3. | Актуализация знаний учащихся. | Проведение словарной работы (индивидуальная работа, коллективная), беседа по вопросам (первичное восприятие образа Маши Мироновой) |
4. | Работа по теме урока. | Работа с текстом произведения.
|
5. | Подведение итогов урока. | Выводы. |
6. | Домашнее задание. | Дифференциация. Инструктаж. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. (СЛАЙД)
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема урока: «Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини».
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала. (СЛАЙД)
- Раздать карточки для индивидуальной работы
3. Актуализация знаний учащихся.
1) Словарная работа.
Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре Владимира Ивановича Даля. (СЛАЙД)
- Проверка индивидуального домашнего задания (по словарю В.И.Даля).
(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:
- Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
- Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое).
- Вопрос учителя классу.
В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? (в первом значении).
- Выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (индивидуальное домашнее задание) (СЛАЙД)
ЧЕСТЬ
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду
РЕПУТАЦИЯ
Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.
НРАВСТВЕННОСТЬ
Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
СОВЕСТЬ
Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.
- Итак, определения нравственных категорий запишем в тетрадь (СЛАЙД):
Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.
2) Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).
Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.
- Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
- А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
- Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?
4. Работа по теме урока.
1) Работа с текстом.
(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)
Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома. Инвалид и Палашка накрывали стол. «Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился! — сказала комендантша. — Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?» Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. Марья Ивановна села в угол и стала шить. Между тем подали щи. Василиса Егоровна, не видя мужа, вторично послала за ним Палашку. «Скажи барину: гости-де, ждут, щи простынут; слава богу, ученье не уйдет; успеет накричаться». Капитан вскоре явился, сопровождаемый кривым старичком. «Что это, мой батюшка? — сказала ему жена. — Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовешься». — «А слышь ты, Василиса Егоровна, — отвечал Иван Кузмич, — я был занят службой: солдатушек учил». — «И, полно! — возразила капитанша. — Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше. Дорогие гости, милости просим за стол».
Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! — сказала она, — ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор. «Я слышал, — сказал я довольно некстати, — что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». — «От кого, батюшка, ты изволил это слышать?» — спросил Иван Кузмич. «Мне так сказывали в Оренбурге», — отвечал я. «Пустяки! — сказал комендант. — У нас давно ничего не слыхать. Башкирцы — народ напуганный, да и киргизцы проучены. Небось на нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню». — «И вам не страшно, — продолжал я, обращаясь к капитанше, — оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?» — «Привычка, мой батюшка, — отвечала она. — Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда, и не приведи господи, как я боялась проклятых этих нехристей! Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу их визг, веришь ли, отец мой, сердце так и замрет! А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут».
— Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузмич может это засвидетельствовать.
— Да, слышь ты, — сказал Иван Кузмич, — баба-то не робкого десятка.
— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?
— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.
Мы встали из-за стола. Капитан с капитаншею отправились спать; а я пошел к Швабрину, с которым и провел целый вечер.
- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.
2) Вопрос классу.
- С чего начинается любовь Гринева к Маше?
(Он пожалел девушку-бесприданницу).
- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.
3) Просмотр отрывка из кинофильма «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».
- Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?
4) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).
- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?
(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).
А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.
5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).
- Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?
(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).
- Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?
5) Слово учителя.
Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.
6) Работа с текстом.
- Сейчас должно все решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…
- Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?
(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).
- Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.
(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)
8) Слово учителя.
- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева. (СЛАЙД)
(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина. Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)
- А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?
(Отнесся серьезно к их чувству.
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)
9) Работа с текстом. (Глава 12)
- Вспомним эпиграф к этой главе.
Как у нашей у яблоньки |
Свадебная песня.
- Как он соотносится с Машей?
- Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?
Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)
- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
- Подберите определения, характеризующие М.Миронову.
Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)
- Вывод. Просмотр СЛАЙДА (таблица, записи в тетрадь).
(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)
10) Беседа с классом
- Рассмотреть иллюстрации к повести: С.В.Герасимов «Белогорская крепость». (СЛАЙД)
- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
- Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
- Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (СЛАЙД)
- Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела). (СЛАЙД)
- Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием (СЛАЙД), которое императрица связывает, прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
- Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.
- Составление синквейна (СЛАЙД)
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
- Примеры синквейнов учащихся
- Мой пример (СЛАЙД)
Маша
Добрая, благовоспитанная
Любит, страдает, спасает
Героиня самоотверженна и достойна счастья
Нравственность
5. Подведение итогов урока.
- Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
- Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
- Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство. (СЛАЙД)
Заключительное слово учителя.
- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)
Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки.
- Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?
Загадки характеристики героев: Маши Мироновой, Гринева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.
6. Домашнее задание. (На СЛАЙДЕ)
- На «5» - Ответить письменно на вопросы:
- Что есть нравственная красота в вашем понимании?
- Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
- На «4» - Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- На «3» - Придумать 5-7 вопросов по содержанию повести.
СЛАЙД: Благодарю за работу!
ОЦЕНИВАНИЕ
Разгадывание кроссворда.
1. Итак , в центре истории- человек. Давайте отгадаем героев романа.
«Сидел под образом в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась ».
( Пугачев)
2. «Ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников»
(Соколов)
3. « ...молодой офицер не высокого роста, с лицом смуглым и отменно не красивым но чрезвычайно живым...»
( Швабрин )
4. «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдаленной.. »
( П. Гринев)
5. « Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородой и голубой лентой через плечо».
( Капрал Белобородов).
6. «Он был необразованный и простой, но самый добрый и честный.
( Иван Кузьмич Миронов)
7. «... сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и
почтительно пропустили Марью Ивановну».
(Екатерина II)
8. Определение главных героев.
А сейчас отгадаем, кто этот человек:
« Трусиха ... До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и.
затрепещется»
(Маша)
9. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина?
( Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно , насколько оно - Человек).
Тест.
- Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:
а) автора;
б) повествователя;
в) Маши Мироновой;
г) Петра Гринева;
д) Пугачева.
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
а) композиции;
б) эпиграфов;
в) вставных элементов;
г) прямой авторской оценки;
д) выбора героя.
- Какие исторические личности упоминаются в повести?
а) Фридрих II;
б) граф Миних;
в) Григорий Орлов;
г) Екатерина I;
д) Елизавета I;
е) Екатерина II.
4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.
а) прямая авторская оценка;
б) портрет;
в) эпиграфы;
г) речевая характеристика;
д) отношение других персонажей;
е) вставные элементы.
5. В чем заключается смысл названия повести?
а) единственный женский персонаж повести;
б) стоит в центре сюжета;
в) носительница высокой нравственности и чести;
г) дочь погибшего русского офицера.
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция
б) завязка
в) кульминация
г) развязка
- сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
- освобождение Гринева, женитьба на Маше
- детство Петруши в родовом имении
- знакомство Гринева с главной героиней повести.
7. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?
а) автору;
б) Екатерине П;
в) Савельичу;
г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров.
8. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;
б) Швабрин; 2) Екатерина П;
в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.
- Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
а) проблема любви;
б) проблема чести, долга и милосердия;
в) проблема роли народа в развитии общества;
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
10. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это …
а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;
б) художественное изображение человека;
в) персональные черты, присущие герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина.
Урок литературы в 8 классе....
Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"
Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...
Методическая разработка по литературе "Маша Миронова-нравственный идеал А.С.Пушкина"
Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка" преподносит читателям немало нравственных уроков, которые остаются в памяти на долгиие годы. Главные герои повести учат нас тому, как поступать в слож...
Урок в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина
Урок разработан с применением ТРКМ. Основой является проблемный вопрос: "Смела ли Маша?" По мере ответа на данный вопрос учащиеся раскрывают для себя характер героини....
открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...
Урок по литературе "Образ Маши Мироновой. Душевная красота героини.
На уроке представлены групповая, индивидуальная и творческая работа учащихся. Показан отрывок из фильма....
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.
Тема урока: Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя. Тип урока: Усво...