Урок по литературе "Образ Маши Мироновой. Душевная красота героини.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Царёва Мария Ермиловна

На уроке представлены групповая, индивидуальная и творческая работа учащихся. Показан отрывок из фильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_mashi_mironovoy._dushevnaya_krasota_geroini.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Тема: «Образ Маши Мироновой.  Душевная красота героини»

                  (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели:

  1. Раскрыть  нравственные качества Маши Мироновой.
  2. Сравнить  характер  героини в начале и в конце произведения.
  3. Уметь анализировать эпизоды: искать ответы на вопросы, составлять таблицу, синквейн.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

-  учиться видеть настоящую красоту за внешней простотой;

Регулятивные универсальные учебные действия

- планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты

Познавательные универсальные учебные действия

- учить детей отбирать и систематизировать необходимую информацию и перерабатывать ее;

- развивать умения и навыки анализа художественного произведения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

- уметь строить монологическое высказывание, анализировать, обобщать, оценивать поступки героев;

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа  учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения.

Оборудование:  рабочие листы с заданием, таблицы для заполнения,  презентация.

                                                                Ход урока

1. Организационный момент. - Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово учителя:

 Мы сегодня продолжаем изучать произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» -  (Слайд № 1)

          Я хочу  прочесть вам стихотворение неизвестного автора. Послушайте и скажите, с чьей точкой зрения     вы придерживаетесь.

  1)Стихотворение   «Что такое красота…»                                                                      слайд

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Что такое красота? Спор зашёл случайно,                                                                                  
Это спорили глаза и душа печально.
"Ничего красивей нет женского создания -
Внешний облик, грация - основы мироздания.
И черты её лица, и её фигура," -
С блеском спорили глаза, в этом их натура.

Тихо слушала душа эти восклицанья,
Её очередь дошла делать замечанья:
"Вы, глаза, во всём правы,

 Только слушать грустно…
Если сверху красота, а внутри всё пусто.
Красота - это когда мир богат духовный,
А внутри и доброта, и уют любовный"

2) работа с текстом стиха                                                                                                                                            

Прочитайте ключевые слова и скажите,

как вы думаете, о ком из героев повести  сегодня пойдет речь? Почему вы так решили?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

  Как вы понимаете внутренняя красота человека?

 (По-настоящему красивый человек – это тот, кто несет в своем сердце тепло и доброту, душевная красота человека проявляется в его поступках, поступках нравственных).

/Тема  урока: «Душевная стойкость и нравственная  красота Маши Мироновой»./

3) Прочтите эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. О ком автор сказал эти строки? Как вы понимаете их?

«… Нельзя было ее узнать и не полюбить.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

3) Целеполагание:

Сейчас   попробуем  поставить   цели на сегодняшний урок.

- Раскрыть  нравственные…

- Сравнить характер …

- Уметь анализировать эпизоды, составлять …

4)  Организация деятельности учащихся:

Как мы сегодня будем работать?

Рабочие листы - У вас на столах лежат рабочие листы –таблицы, вы должны будете дважды её заполнить в своей  группе. Также лежат план  синквейна,  с которым вы будете работать в конце урока.

 Листы оценивания – посмотрите  листы оценивания, всё ли вам понятно? К концу урока при рефлексии они должны быть заполнены.

5).  Актуализация знаний учащихся.  

 «Капитанскаая дочка»…Лучшая повесть А.С.Пушкина. Много интересных  и значимых героев.

Почему же  своё  произведение АС Пушкина называется «Капитанская дочка»?

 На этот вопрос попробуем ответить в конце урока.

Итак, тема урока «Нравственная красота героини». Как вы понимаете. Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ

Д/З - выписать в тетрадь нравственные категории.

1) Словарная работа.

ЧЕСТЬ1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду 

РЕПУТАЦИЯ

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬ

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

Запишите определения нравственных понятий в тетрадь (СЛАЙД № 2):

Честь– хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть– чувство нравственной ответственности перед окружающими

5.Работа по теме урока.

Беседа

1. Работа по вопросам учителя

       1) Знакомство с героиней  -  Расскажите о своем первом знакомстве с Марьей Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Зачитать: СМ –гл. 3 стр. 91

/Тут вошла девушка лет осьмнадцати,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. /

 

Вывод:   Скромная, застенчивая, боязливая, робкая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет её трусихой. Кроме того, сказано, что Маша — бесприданница. (Слайд 6)

— Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота в другом.

       2)отрывок  «Смела ли Маша»

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

      3)   Любовь  - сообщение  Вики Чепеловой    

Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше?

Проследите по роману, как возникает и развивается это чувство.

Сначала Пётр отнёсся к Маше с предубеждением, настроенный отрицательным отзывом Швабрина. Но во время разговора за столом ему стало жалко Машу, так как её мать очень бесцеремонно о ней говорила. Затем Петруша, познакомившись с девушкой поближе, обнаружил, что она “благоразумна и чувствительна”. Но это ещё не любовь, хотя Гринёву уже неприятно слушать колкие замечания Швабрина о Маше. Сочинённое стихотворение вряд ли было посвящено Маше. Будь это так, вряд ли Пётр стал бы показывать его Швабрину. Но он выносит его на суд, ожидая похвалы. Имя Маши в стихах оказалось, скорее всего, случайно. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело

 — Пётр влюбился) –

        4)  Дуэль – рассказать  - Дима Курносенко  (гл. 4  в конце главы с.100)

Когда же Маша ухаживала за раненым Гринёвым, у него созрело решение жениться на ней. (Он пожалел девушку-бесприданницу. Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринёва к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.)

Учитель:   Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это, что она бесхарактерная

(Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твёрдом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в старых девах на всю жизнь.

Да, это надо понять: представьте себе девушку, живущую в глухой деревне, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным её шансом устроить свою судьбу. Но она отвергает его, так как не любит. Это говорит не только о твёрдом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство. Других поприщ не было.)

 Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?

2) Отказ венчаться с любимым – Отрывок из фильма

\Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться (Слайд 11)

— Как вы думаете, почему Маша, прочтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится? (Слайд 12)

Вывод: Почему Маша отказывается выйти замуж за Гринёва?

( Маша любит Гринева, но не может связать свою жизнь с ним без благословения родителей, не идет против воли родителей, т.к. для нее важны народные традиции и законы.

Какие качества мы видим в Маше?

Маша оказалась воспитанной девушкой, которая уважает мнение родителей и не стала выходить замуж именно из-за этого. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…Маша любит Гринева и поэтому желает ему счастья с другой девушкой. Для  неё  чувство  долга  -  превыше  всего).

  1. Работа с таблицей – работа в группах.

Давайте обобщим все те сведения, которые мы узнали о Марии Ивановне и внесем их в таблицу. (Включаю музыку тихо)

Маша Миронова в начале повести

Маша Миронова в конце повести

любящая своих родителей

скромная

богобоязненная

застенчивая, красневшая при неосторожно брошенном слове;

заботливая

«Трусиха»

Вывод:

           В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она «трусиха». Бесприданница, у которой только и есть, что «частый гребень, да веник, да алтын денег». Со временем нам открывается характер Марии.  Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но  благородство не позволяет ей поступиться принципами. Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.            

 Оцените себя по критериям                  

II.  Групповая работа – анализ эпизодов.

Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования. Чтобы решить эту проблему ,  мы должны встретиться с историческими личностями: Пугачёвым  и Екатериной II.

Проблема:  кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?

А для того, чтобы решить эту проблему, давайте вспомним 2 эпизода:

1. «Освобождение Маши Мироновой Пугачёвым» - Петруша просит Пугачёва  о спасении любимой

2. « Спасение Петруши  Екатериной II» - Маша просит Екатериной II о спасении любимого.

- Похожи ли эти эпизоды?

(Да.  Гринев говорит Пугачеву о сироте, которую обижают. В этих 2-х сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых . «Государь - в одном случае самозванец, в другом «маска» Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени,  значит, в этой и другой сцене общим является  обман)

Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к, узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья .

А императрица свое милосердие связывает, прежде всего, с Марьей Ивановной, как дочерью капитана погибшего за царский престол.

  1. «Освобождение Маши Мироновой Пугачёвым»  - командир Дима
  2. « Спасение Петруши  Екатериной II» – командир Вика

Учитель:   Ребята готовились на предыдущем уроке, распределили задания между собой.

1. «Освобождение Маши Мироновой Пугачёвым»

 Прочитайте эпиграф.  Как он соотносится с Машей?

(Эпиграф  представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.)

 Зачитать отрывок - СМ: гл. 12 стр.147

Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

  • Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

  • Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

/Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная « трусиха», красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, ведет себя мужественно./

Вывод: У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.

2. « Спасение Петруши  Екатериной II»

Екатерининский парк в Царском Селе.

/Возможные вопросы:

-Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

- Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.

- Как ведет себя Маша?

-Какие художественно-выразительные средства помогают Пушкину раскрыть характер своей героини?

Учитель: У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. 

Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела.

Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием. Для императрицы Мария Ивановна - дочь человека, погибшего за царский престол, и она благодарна ей за это: «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)

  • Так какой же предстает перед нами Мария Миронова в конце повести.
  • /Она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице./
  • Вернемся к таблице – заполним вторую колонку таблицы.

3. Работа с таблицей.

Маша Миронова в начале повести

Маша Миронова в конце повести

любящая своих родителей

верная

богобоязненная

самоотверженная

застенчивая, красневшая при неосторожно брошенном слове;

мужественная

заботливая

ответственная за любимого человека

«Трусиха»

готова на жертвы ради любимого

Вывод:

       В конце произведения мы видим девушку сильную, смелую.  Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла   об  ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо против ее совести. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны,  и сделали ее  сильнее.

      Таким образом,  на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.
А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души. Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственность, верность слову, решительность, искренность. И в награду ей достается заслуженное счастье.

Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”. Она истинная героиня

4) Составление Синквейнов

5. Подведение итогов урока. 

  • Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? СМ слайд
  • Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам великого Достоевского. Что изменилось в понимании этого эпиграфа?

Заключительное слово учителя.

  • Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
    (Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых испытаниях проявляются человеческие качества, подчас скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

6. Домашнее задание.    

1.Сочинение -  Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?

2.Составить синквейны по другим образам  произведения  «Капитанская дочка»  -  Гринев, Пугачёв, Савельич,  капитан Миронов (Фомин Дима, Чернышов Кирилл, Игнатьев Никита).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"

Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....

«Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини»

Урок-размышление по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"Цели урока: Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.Развив...

Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"

Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...

Урок в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина

Урок разработан с применением ТРКМ. Основой является проблемный вопрос: "Смела ли Маша?" По мере ответа на данный вопрос учащиеся раскрывают для себя характер героини....

Час общения «Красота душевная, красота нравственная»

Час общения «Красота душевная, красота нравственная»...

открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она   воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...