Конспект урока по литературе в 8 классеУчитель Рутнер Т. Л.
|
Тема урока: | Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина |
Тип урока:
| Комбинированный ( 3-й в системе уроков по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка») |
Форма урока:
| урок-размышление |
Педагогическая технология:
| Технология развития критического мышления, с применением ИКТ |
Формы и методы:
| Проблемный вопрос, кластер, фишбон, сравнительный анализ, синквейн , эвристическая беседа, фронтальный опрос. |
Оценка педагогической ситуации | Класс средних способностей, но учится ровно. Ребята активные, любят рассуждать над проблемными вопросами. Мотивация к обучению высокая. |
Цели: |
образования | - Рассмотреть образ главной героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- Продолжить рассматривать тему нравственности в повести, связать нравственную тематику с образом героини.
- Создать условия для раскрытия названия повести.
|
воспитания | - Приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
|
развития | - Развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
- Способствовать развитию умения сделать свою речь разнообразной и более выразительной.
|
Оборудование: | Интерактивная доска, на которой отображается презентация – сопровождение к уроку, текст повести.
|
Ход урока |
Этапы урока | Содержание взаимодействия с учащимися.
|
Орг. момент (1 мин.) | Дети приветствуют учителя. Учитель приветствует ребят, отмечает отсутствующих. |
Мотивация(2 мин.) | Сегодня мы продолжаем изучение повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и обратимся к образу главной героини. Любого человека тревожит репутация, которую он завоёвывает в обществе. Сегодня вы увидите, насколько первое мнение или мнение других людей может быть обманчивым. Это вам, возможно, поможет видеть не только внешнюю сторону явления, но и всматриваться глубже в поступки людей, которые, порой, гораздо красноречивее слов. Тема чести и репутации девушки, женщины, как известно, очень занимала на тот момент Александра Сергеевича, так как жена писателя сама в то время уже стала объектом толков и разговоров. И хотя только после написания повести Пушкин получит анонимное письмо с грязными намёками на неверность супруги, развязное поведение Дантеса по отношению к Наталье Николаевне уже к тому времени давало повод для светских пересудов. Поэтому Пушкину важно было показать, насколько может быть низкой клевета, насколько важно хранить честь в любой ситуации, недаром за год до дуэли (как раз полным ходом шла работа над повестью) Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям». Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное – не важно. |
Тема, цели учебной деятельности (1 мин.) | Сегодня тема нашего урока» «Образ Маши Мироновой, её нравственная красота» Как вы поняли из темы, мы рассмотрим более подробно образ главной героини , её место в системе образов повести, проследим, меняется ли характер Маши Мироновой на протяжении действия повести, найдём взаимосвязь замысла повести с его названием, попробуем выстроить свою версию названия повести. |
Повторение изученного (2 мин.) | Фронтальный опрос по материалам прошлого урока. - На каком приёме построены характеры Гринёва и Швабрина? (Антитеза) - Какой лейтмотив прослеживается через отношения Гринёва и Швабрина? (Честь – бесчестие – ведущий мотив произведения) Какой исторический фон выбирает автор для раскрытия характеров своих героев? (Фоном служат события пугачевского бунта, именно в экстремальной ситуации каждый из героев делает свой выбор) |
Вызов. Гипотеза (8 мин.) | Всё, что в произведении связано с Машей Мироновой, пронизано Составьте синквейн «Образ Маши Мироновой» по главе «Крепость» из тех характеристик, которые ей дают мать, Швабрин, сам Гринёв. Маша Миронова Трусиха, дурочка Покраснела, обмерла, пугается Гринёву не очень понравилась Стало жаль её. - На чём построено первое впечатление о Маше? (Оно построено на домыслах рассказчика, которые тот сделал на основании характеристик, которые давали Маше Швабрин и мать). Составим синквейн по впечатлениям автора от более тесного общения с Машей Гипотеза к 1-й части урока: Гринёв увидел в Маше скромную, простую девушку. Многие исследователи считают, что характер Маши меняется на протяжении действия повести. Так ли это? Проблемный вопрос ко 2-й части урока: почему повесть, рассказчик которого является Петр Гринев, называется «Капитанская дочка»? |
Осмысление (20 мин.) | Эпиграф к части урока: «Смела ли Маша?» Работа в группах Учащиеся разбиваются по группам, каждая группа получает задание обсудить эпизод и выбрать командира, который от лица группы озвучит выводы о характере Маши на примере эпизода. На слайде написаны эпизоды для разбора: - Маша рассказывает Гринёву о том, что отказала Швабрину.
- Маша не хочет выходить замуж за Петра.
- Маша в заточении у Швабрина.
- Маша в доме у родителей Гринева.
- Маша у императрицы.
Совместная работа класса с интерактивной доской. По результатам обсуждения составляется фишбон.
|
Эпиграф ко второй части урока: «Я дочь капитана Миронова» Работа в тетрадях Учащиеся составляют сравнительную таблицу (графы таблицы на слайде). Результаты фиксируются на интерактивной доске:
| Капитан Миронов | Маша Миронова | Внешнее впечатление | «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию». | Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная. | Черты характера | Честный, смелый, верный присяге | Смелая, честная, верная слову | Поведение в экстремальных ситуациях | Не боится вступить в бой с Пугачёвым. Не присягает Пугачеву. Достойно принимает смерть. | Не боится Швабрина, даже готова принять смерть. Готова на жертвы ради любимого. |
По итогам таблицы учащиеся пишут в тетрадях мини – размышление о том, почему повесть названа «Капитанская дочка». Учащиеся, читая свои высказывания, предлагают различные версии, Одноклассники соглашаются или не соглашаются с выдвинутыми версиями. По итогам обсуждения делаются выводы: - Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота). Автор называет повесть «Капитанская дочка», чтобы подчеркнуть то, что соединяет всех героев (она достойный носитель имени своего отца, она является соединяющим звеном между Гринёвым и Швабриным, главная героиня, не имеющая героя-противоположность), становится для автора символом чести и нравственного превосходства. Капитан Миронов совершил подвиг, но императрица помнит героя, помилование Петра - дань подвигу Миронова. Все эти причины повлияли на название повести.
- Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.
|
Итоги урока (1 мин.) | Итак, сегодня мы рассмотрели образ Маши Мироновой, ответили на проблемные вопросы, поставленные в начале урока, поговорили о смысле названия. Вы увидели, что внешность человека, мнение других людей о человеке может быть обманчивым, а поступки могут сказать многое о характере человека. Мы добились поставленных целей. Выставляются оценки за урок |
Рефлексия (4 мин.) | Учащиеся высказываются по итогам урока: Сегодня я узнал, что.., Я понял, что… Урок мне открыл… и т.п. Чему учит нас повесть? (Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести) |
Задания на дом с указаниями для учащихся (1 мин.) | Рассмотреть образ Пугачева в любой предложенной форме: - Составить сравнительную таблицу Пугачев – Екатерина II.
- Написать эссе «Русский бунт бессмысленный и беспощадный»
- Составить синквейн + кластер на тему «Образ Пугачева»
|