Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема урока: Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества.
Методы обучения: деятельностный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Используемые приёмы: чтение с остановками, прогнозирование по названию, инсерт, «мозговой штурм», кластер.
Формы организации учебной деятельности: исследование (групповая, коллективная, индивидуальная).
Учитель: Петлина Вера Александровна, ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрань
Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература: Учебник для 8 класса в двух частях
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016.
Цель урока: формирование активного, думающего читателя, способного применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, формирование внутренней мотивации (удовольствие от деятельности) к изучению нового материала.
Задачи: а) обучающая: систематизация материала по образу Маши Мироновой; обучение анализу произведения через эпиграф; научиться понимать замысел автора и находить собственный путь осмысления текста.
б) развивающая: формирование навыков анализа, синтеза, обобщения через исследовательскую деятельность; развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное, вырабатывать собственную жизненную позицию; развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать полученную информацию, делать выводы.
в) воспитывающая: привлечение внимания учащихся к проблемам нравственности в семейном воспитании; развитие желания строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к опыту семейной жизни.
Образовательные ресурсы: электронная презентация. Репродукция картин С.Герасимова. Иллюстрации к повести «Капитанская дочка» из альбома «Пушкин».
Основные понятия: честь, эпиграф, долг, нравственность, повесть, жанр, идеал, роман, семья, притча, принципы, мемуары, хроника, портрет (внутренний), ономастика.
Планируемые результаты: предметные - получат возможность научиться работать с текстом; анализировать произведение через эпиграф повести; находить центральные эпизоды, содержащие главную мысль; проводить сравнение, сопоставление; высказывать собственное мнение, суждения; метапредметные - познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, тему урока на основе выявленных в ходе совместной деятельности нравственных проблем; создают опорные сигналы по теории литературы; коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивают правильность выполнения действия, реализуют личностную образовательную траекторию; личностные - проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству и решению моральных дилемм, готовность следовать в поведении нравственным устоям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._kapitanskaya_dochka.doc | 94 КБ |
a.s._pushkin._kapitanskaya_dochka.8_kl.ppt | 403 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2
Предмет: литература
Класс: 8
Тема урока: Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества.
Методы обучения: деятельностный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Используемые приёмы: чтение с остановками, прогнозирование по названию, инсерт, «мозговой штурм», кластер. Формы организации учебной деятельности: исследование (групповая, коллективная, индивидуальная).
Учитель: Петлина Вера Александровна, ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрань
Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература: Учебник для 8 класса в двух частях
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016.
Цель урока: формирование активного, думающего читателя, способного применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, формирование внутренней мотивации (удовольствие от деятельности) к изучению нового материала.
Задачи: а) обучающая: систематизация материала по образу Маши Мироновой; обучение анализу произведения через эпиграф; научиться понимать замысел автора и находить собственный путь осмысления текста.
б) развивающая: формирование навыков анализа, синтеза, обобщения через исследовательскую деятельность; развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное, вырабатывать собственную жизненную позицию; развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать полученную информацию, делать выводы.
в) воспитывающая: привлечение внимания учащихся к проблемам нравственности в семейном воспитании; развитие желания строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к опыту семейной жизни.
Образовательные ресурсы: электронная презентация. Репродукция картин С.Герасимова. Иллюстрации к повести «Капитанская дочка» из альбома «Пушкин».
Основные понятия: честь, эпиграф, долг, нравственность, повесть, жанр, идеал, роман, семья, притча, принципы, мемуары, хроника, портрет (внутренний), ономастика.
Планируемые результаты: предметные - получат возможность научиться работать с текстом; анализировать произведение через эпиграф повести; находить центральные эпизоды, содержащие главную мысль; проводить сравнение, сопоставление; высказывать собственное мнение, суждения; метапредметные - познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, тему урока на основе выявленных в ходе совместной деятельности нравственных проблем; создают опорные сигналы по теории литературы; коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивают правильность выполнения действия, реализуют личностную образовательную траекторию; личностные - проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству и решению моральных дилемм, готовность следовать в поведении нравственным устоям.
№ | Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1 2. | Организационный момент. Мотивационное начало. Постановка цели и задач. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Объявление темы урока. | Эмоционально настраиваются на работу, заостряют внимание на необычной формулировке темы урока. Формулируют предполагаемые задачи урока (прогнозируют). | Организация рабочего места, целеполагание (Р). | |
3. | Стадия вызова. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний, выбор собственного пути осмысления повести. | Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учеников к личностному восприятию произведения. Обращение к эпиграфу. Вопросы: - Как соотносится эпиграф с темой урока? - Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего- то необычного, прекрасного? - Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья? | Высказывают мнение, приводят примеры из своей жизни. Участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками. Понимают значимость проблемы. | Умение работать в группе, размышлять над прочитанным (К). Умение четко формулировать свои мысли, участвовать в диалоге (К). | |
4. | Стадия прогнозирования по названию. Цель: акцентировать внимание на названии произведения и на жанре. Лексико-семантическая зарядка. | Проведение лексико-семантической зарядки: честь, эпиграф, долг, нравственность, повесть, жанр, идеал, роман, семья, притча, принципы, мемуары, хроника, портрет (внутренний), ономастика. Выявление затруднений по литературоведению. | Вовлекаются в работу по прогнозированию сюжета повести. Запись в тетрадях определений; особое внимание уделяют жанру произведения, времени его создания, авторскому своеобразию. Каждая группа знакомит с результатами исследования жанра «Капитанской дочки». | Умение прогнозировать жанр произведения (П). Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию (П). Самостоятельно работать с различными источниками (П). | |
5. 6. 7. | Стадия осмысления. Цель: способность анализировать новую информацию. Чтение отдельных частей текста. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Продолжение аналитической работы. Прогнозирование финала рассказа. Цель: способность предугадать финал рассказа, обосновать свое предположение. Самостоятельная работа Презентация проекта по ономастике. Творческая работа (инсценирование). Защита проекта. Домашнее задание. Инструктаж. Итог урока. Рефлексия Цель:обобщить полученную информацию, внести изменение в записи- предположения, определить творческий замысел писателя, дать оценку работы на уроке. | Предлагается учащимся восстановить в памяти в виде хронологии ситуации нравственного выбора Петра Гринева, то есть цепь испытаний на проверку долга чести. 1. Проигрыш Зурину. 2. Дуэль с Швабриным. 3. Верность присяге и отечеству во время захвата крепости. 4. Отклик на призыв Маши спасти ее от домогательств Швабрина.). Вопросы: − Что руководило поступками Гринева во всех этих испытаниях? (Наставления отца). − Какие уроки он получил от отца? Вопросы: -В чем необычность ситуации? -Какова проблема повести? Почему вы так считаете? (вопрос- прогноз) Вопросы: -Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации? - Почему? (оценочные вопросы) Учителем дочитывается финал повести. -В чем неожиданность финала? Вопросы: - Когда мы произносим слово «семья», какие ассоциации возникают и какие проблемы связаны с этим термином? Я имею в виду гражданское понимание. - Определите роль семьи в формирование личности Петра Гринёва. - Есть ли недостатки в воспитании героя? - Кто больше готов к жизни: Петруша или ваш современник? - Почему недоросли раньше не терялись в жизни? -Почему для Пушкина Маша Миронова – идеал нравственности? -Что именно вынесла героиня Пушкина из семьи капитана Миронова? Вопросы: -Имя Мария украсило не одно произведение А.С. Пушкина. Почему именно Мария? Предлагаю вернуться к вопросам, которые были заданы в начале урока, и вспомнить на них ответы. -Изменились ли ваши ответы после обсуждения произведения? Почему? Предлагаю посмотреть инсценирование эпизода встречи Маши с Екатериной Второй. Вопросы: -Какую роль выполняет эта сцена? -В чем смысл названия повести? Зачитайте составленные синквейны. -Что они помогли нам понять? К какому выводу привести? Предлагается творческая работа на выбор учащихся: Проводит консультацию по домашнему заданию (по темам сочинения). Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками? Учитель комментирует высказывания ребят, дает оценку работы класса, объявляет отметки, полученные в процессе работы. | Ученики во время чтения делают пометки на полях: !-удивление, ?-возмущение, несогласие с поступком героя; *- поступил бы также. Ученики анализируют первый отрывок. «Мозговой штурм»: на доске ученики записывают возможные формулировки проблемы повести, чтобы утвердить или опровергнуть их после обобщения. Записывают уроки семейного воспитания (кластер). С 16 лет сын должен поступить на военную службу; «пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся»; «…и помни пословицу: береги платье снова, а честь смолоду»; доброе отношение к крепостному слуге). Комментарий учащимися выполненных работ. Ребята обращаются к написанному ранее на доске и стирают те предположения, которые, по их мнению, не подтвердились. Групповая работа: обсуждение выдвинутых проблем. Решение ситуационных задач. Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность. Защита проекта «Дом – малая церковь». Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Ученики самостоятельно определяют ключевое слово в формулировке темы урока, составляют синквейн (работа в группах). Семья - школа самостоятельного христианского благочестия, благодатное царство человеческой любви, сложное духовное поле взаимоотношений; семья, где любовью, терпением, трудом, самоотречением созидается христианин Ребята по желанию зачитывают выполненные работы, приходят к выводу, что в синквейне в сжатом виде представлена информация, отражающая не только тему урока и проблему повести, но и эмоциональное восприятие учениками данного текста. Самостоятельно анализируют эпизоды, связанные с жизнью Маши Мироновой; составляют кластер «Черты характера Героини Пушкина». Защита проекта «Мария». Отвечают на вопросы учителя после выступления группы ребят. Записывают темы сочинений. Анализируют, дают оценку своей деятельности. Намечают план восполнения пробелов в знаниях. | Объективная оценка выполнения одноклассниками исследовательских работ, самооценка (Л). Оценка поведения героя в конкретной ситуации(Л). Умение прогнозировать (Р). Умение проводить сравнение, сопоставление (П). Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (К). Проявляют навыки самоконтроля (П) Способность анализировать и прогнозировать действия героев, используя текст и собственный жизненный опыт (К). Способность применять полученные знания в различных жизненных ситуациях (Л). Умение работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей (К). Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р) Умение работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей (К). Умение сравнивать, сопоставлять и приходить к умозаключению в результате исследований. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Учет разных мнений (К). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Смысл названия. Маша Миронова – нравственный идеал писателя.
Лексико – семантическая зарядка: Эпиграф Жанр Повесть Роман Притча Мемуары Хроника Портрет Ономастика Честь Долг Нравственность Идеал Семья Принципы
«Хорошее, светлое, нравственно чистое вынесла героиня Пушкина из семьи служивого». Ф.М.Достоевский
Нравственность духовные качества общепринятые этические нормы поведения
воспитание жена муж образование Семья дети взаимоотношения уважение любовь
Маша Миронова – идеал нравственности застенчивость молчаливость чувствительность наивность честность нежность чуткость твердость стойкость сила воли выдержка смелость решительность верность моральным принципам
Свойства образцовых мужчин образцовых женщин
Домашнее задание 1.Написать сочинение на тему «Моя семья». 2. Подобрать рабочий материал из текста на тему «Приемы авторской характеристики» (фольклорные элементы, диалоги, портреты, ирония, композиция, эпиграфы). 3. Определить роль сна Петруши Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина.
Урок литературы в 8 классе....
Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"
Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...
Методическая разработка по литературе "Маша Миронова-нравственный идеал А.С.Пушкина"
Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка" преподносит читателям немало нравственных уроков, которые остаются в памяти на долгиие годы. Главные герои повести учат нас тому, как поступать в слож...
Урок в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина
Урок разработан с применением ТРКМ. Основой является проблемный вопрос: "Смела ли Маша?" По мере ответа на данный вопрос учащиеся раскрывают для себя характер героини....
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...
открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...