Методическая разработка по литературе "Маша Миронова-нравственный идеал А.С.Пушкина"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Стифеева Елена Львовна

Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка" преподносит читателям немало нравственных уроков, которые остаются в памяти на долгиие годы. Главные герои повести учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеского достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_literatury.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

«Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина»

Предмет

Литература

Класс

8

Тема урока

Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина.

Тип урока:

урок-размышление

Цели урока:

  • Обучающая: создать условия для раскрытия смысла названия повести, эпиграфа; раскрыть нравственную стойкость и душевную красоту Маши Мироновой.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы:

слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование:

портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке

Эпиграф

Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

Структура урока

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

Сообщение темы урока. Постановка целей урока, их мотивация.

Слайды «Тема урока», «Сегодня на уроке».

Актуализация знаний учащихся.

Проведение словарной работы (индивидуальная работа, коллективная), беседа по вопросам (первичное восприятие образа Маши Мироновой)

Работа по теме урока.

Работа с текстом произведения.

  • Аналитическая беседа.
  • Просмотр фрагмента кинофильма.
  • Определение смысла названия и роли эпиграфа к повести.

Подведение итогов урока.

Выводы.

Домашнее задание.

Дифференциация. Инструктаж.


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема урока: «Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина». Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героини, её душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл названия произведения, эпиграфа к нему, по развитию навыков анализа текста, по обобщению и систематизации материала.

  • Раздать карточки для индивидуальной работы.

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.

  • Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля).

(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем «Словаре живого великорусского языка» слово «честь» определяет как

  1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
  2. Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
  • Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?
  • Работа с записями на доске:

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

  • Вопрос учителя классу.

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  (в первом значении).

2) Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
  • Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

4. Работа по теме урока.

1) Просмотр отрывка из кинофильма «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».

Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

2) Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)

  • Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
  • Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки?

3) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

4) Вопрос классу.

  • С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

  • Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

 (Гринев страшно боялся за жизнь Маши, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев этого не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

  • Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

5) Слово учителя. Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Прочитаем эту сцену.

6) Работа с текстом.

  • Сейчас должно все решиться: или Гринев с Машей погибнут, или…
  • Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев, казалось, усомнился в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

  • Найдите подтверждение всему сказанному в тексте.

(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку… «…Моя искренность поразила Пугачева.
-Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

8)   Слово учителя.

  • В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как Швабрин, Зурин, Пугачев   относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева?

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)

  • А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

(Отнесся серьезно к их чувству.
« Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

9) Работа с текстом.  (Глава 12)

  • Вспомним эпиграф к этой главе.  

Можно ли его отнести и к Маше Мироновой?

  • Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
(Она поняла, что перед ней  убийца ее родителей.)

  • Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
  • Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

Вывод.

(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

10) Беседа с классом

  • Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
  • Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не теряя при этом чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
  • Рассмотреть иллюстрацию к повести: Р. Штейн «Марья Ивановна у Императрицы».
  • Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
  • Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о причине ареста Гринева).

  • Пушкин наделяет царицу спасительным милосердие: перед ней дочь человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
  • Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на скорое освобождение Гринева.

5. Подведение итогов урока. 

  •  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
  • Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
  • Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя. Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

6. Дифференцированное домашнее задание.  

  • На «5» - Ответить письменно на вопросы:
  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?
  • Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
  • На «4» - Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  • На «3» - Разгадать кроссворд.

При подготовке урока использовалась литература:

1. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

2. В.Я. Коровин, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник-хрестоматия 8 класс.

3. И.В. Золотарёва, Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе 8 класс.

4. О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе 8 класс.

5. С.Б. Шадрина. Литература 8 класс. Поурочные планы.

6. Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.

Данная разработка включает  в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения   выбраны следующие стихотворе...

Методическая разработка по чтению "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Методическая разработка по чтению по теме: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина", 8-9 классы...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»

Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине  «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Памяти А.С. Пушкина»

Пояснительная запискаЛитературно - музыкальная  гостиная « Памяти А. С. Пушкина»  посвящена дню смерти великого поэта Александра  Сергеевича  Пушкина.  Пушкин  -  од...

Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...

Методическая разработка по литературе. Презентация по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

В презентации представлены задания и разнообразный иллюстративный материал, который учителя словестности могут использовать в работе с учениками  при изучении  сказки А.С. Пушкина "Сказ...