открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Алидарова Марина Семедовна


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/

 Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она   воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, милая добрая, чуть - чуть замкнутая. Но девушка проявляет характер, отказывая в сватовстве сосланному за убийство в Белогорскую крепость Швабрину. Она доверяется Гриневу, когда он  вывозит ее из крепости после прихода туда Емельяна Пугачева. Маша Миронова впоследствии из боязливой превращается в решительную и волевую. Она защищает  Петра Андреевича Гринева  перед  Екатериной Второй. Она говорит, что Гринев не  изменял присяге очень убедительно. Гринева освобождают. В конце  повести перед нами уже   девушка с железным характером и волей. Жизнь закалила Машу Миронову и сделала ее такою.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Капитанская дочка"27.42 КБ
Файл k.d.docx143.39 КБ

Предварительный просмотр:

Душевная стойкость и нравственная  красота  Маши Мироновой

Цели урока:

*продолжить рассматривать тему нравственности в повести, связать нравственную тематику с образом героини повести;

 * развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.

 * приобщать учащихся к урокам нравственности в повести, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях;

Что такое красота? Спор зашёл случайно, 

Это спорили глаза и душа печально. 

"Ничего красивей нет женского создания -

Внешний облик, грация - основы мироздания. 

И черты её лица, и её фигура," -

С блеском спорили глаза, в этом их натура. 

Тихо слушала душа эти восклицанья, 

Её очередь дошла делать замечанья: 

"Вы, глаза, во всём правы,                                                                                           

Только слушать грустно… 

Если сверху красота, а внутри всё пусто. 

Красота - это когда мир богат духовный, 

А внутри и доброта, и уют любовный."

                                                       Настоящая красота живёт в сердце,

                                   отражается в глазах и проявляется в поступках!

                                                                                                           Ошо

                                            ( индийский религиозный и духовный лидер )                                                                            

                                                                                             

1. Орг. Момент

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

(слайд 1)Сегодня на уроке мы перелистаем страницы произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

 Определить тему  урока нам поможет небольшое стихотворение и эпиграф к нашему уроку. Послушайте стихотворение

Что такое красота? Спор зашёл случайно,
Это спорили глаза и душа печально.
`Ничего красивей нет женского созданья -
Внешний облик, грация -основы мирозданья.

И черты её лица, и её фигура,` -
С блеском спорили глаза, в этом их натура.

Тихо слушала душа эти восклицанья,

Её очередь дошла делать замечанья:
`Вы, глаза, во всём правы, только
слушать грустно,
Если сверху красота, а внутри всё пусто?.
Красота - это когда мир богат духовный,
А внутри и доброта, и уют любовный.`

Какова идея этого стихотворения, ребята? Что хотел сказать автор?

 (слайд2)Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова?

 (По-настоящему красивый человек – это тот, кто несет в своем сердце тепло и доброту, душевная красота человека проявляется в его поступках, поступках нравственных).

(слайд3)Сегодня тема нашего урока «Душевная стойкость

и нравственная красота Маши Мироновой»

 Как вы поняли из темы, мы рассмотрим более подробно образ главной героини. Цель нашего урока(слайд4) рассмотреть нравственную тематику и связать ее с образом героини,  также мы попытаемся ответить на вопрос:

почему повесть называется «Капитанская дочка»?

Вернемся к теме урока.

(слайд5)-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение капитанская дочка? Если бы мы не были знакомы с героиней А.С.Пушкина, какой бы вы ее представили?

Ответы детей

Да, но образ главной героини А.С.Пушкина совсем иной, образ, связанный с нравственными категориями.

Как вы понимаете смысл этого словосочетания – нравственные категории, Какие понятия входят в эту категорию? ( д.з)

Ребята зачитывают

(слайд6)

СО́ВЕСТЬ, - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом

(слайд7)

честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы

(слайд8)

НРА́ВСТВЕННОСТЬ -и; ж.

 Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

(слайд9)

 РЕПУТА́ЦИЯ, -и, ж. Создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-, чего-либо.

Итак, рассмотрим, попытаемся ответить , как же эти нравственные понятия соотносятся  с образом Маши Мироновой?(слайд10)

Каково первое впечатление рассказчика о Маше Мироновой? Как выглядит, что делает, кто ее родители? (отрывок из фильма)

Мы с вами знаем Машу как беззащитную, слабую, скромную девушку.

На первый взгляд ничем не приметную.

В начале произведения

Маша отказывается выходить за  Гринева

Маша в заточении у Швабрина

Маша у императрицы

Робкая

трусливая

застенчивая

стеснительная

Нерешительная

(слайд11)Каково впечатление Гринева о Маше? Сразу ли она понравилась ему?

В какой момент Гринев взглянул на Машу по-новому?

( когда понял, почему Швабрин оклеветал ее)

Почему Маша отказала Швабрину выходить за него замуж?,

(В разговоре с Гриневым она упоминает, что он к ней сватался, но она его отвергла, потому что он был ей очень неприятен. Неприятен он ей был, в первую очередь, из-за его внутренних качеств. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах . Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, хотя Швабрин по тогдашним представлениям был единственным шансом  для Маши, чтобы устроить свою судьбу)

Дуэль. (слайд12)

Инсценировка с письмом

-Почему отказывает, хотя любит?

( Маша любит Гринева, но не может связать свою жизнь с ним без благословения родителей, не идет против воли родителей, т.к. для нее важны народные традиции и законы.)

Какие качества мы видим в Маше?

Маша оказалась воспитанной девушкой, которая уважает мнение родителей и не стала выходить замуж именно из-за этого. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…Маша любит Гринева и поэтому желает ему счастья с другой девушкой. Для  неё  чувство  долга  -  превыше  всего,  есть

вещи, переступить через которые она не была готова. К таким вещам, без сомнения, относится брак, не одобренный родителями жениха)

В начале произведения

Маша отказывается выходить за  Гринева

Маша в заточении у Швабрина

Маша у императрицы

Робкая

воспитанная

трусливая

Уважает мнение старших

застенчивая

стеснительная

Нерешительная

-Вспомним эпизод, когда Маша находится в заточении  у Швабрина

Как Гринев узнает об этом?

Ученик читает отрывок из письма Марьи Мироновой Гриневу со слов: «Мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексей Иванович….. вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную.» Она все выносила стойко, не изменила себе, потому что ценила в людях доброту, бескорыстие, искренность, благородство.

Почему она просит помощи у Гринева?

(слайд13) Инсценировка.

Обсуждение эпизода.

-Как ведет себя девушка, какие черты характера проявила?

(Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость и решительность, смелость и силу характера в борьбе против посягательств Швабрина.

- Что заставляет ее быть смелой в такой ситуации?

В начале произведения

Маша отказывается выходить за  Гринева

Маша в заточении у Швабрина

Маша у императрицы

Робкая

воспитанная

стойкость

трусливая

Уважает мнение старших

смелость

застенчивая

решительность

стеснительная

Нерешительная

Она отказывается выйти замуж за Швабрина, считая, что лучше смерть, чем брак с предателем. Маша способна видеть характеры людей, находящихся рядом с ней, именно поэтому Швабрину не удается очаровать героиню, она влюбляется в Гринева, отличавшегося благородностью и справедивостью).

 Казалось, судьба решила сделать Машу Миронову и Петра Гринева счастливыми, но…какой случай меняет всю ситуацию?

(зачитать, в чем обвиняют Гринева)

И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за  спасение чести и доброго имени своего жениха

-Когда возлюбленного Маши Петра Гринева арестовывают, на какой отважный шаг решается пойти героиня?

 (слайд14)Маша в Царском Селе.

Инсценировка «Маша в Царском Селе»

-Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки к Екатерине II?

(это говорит о том, что героиня сильна духом, что никакие трудности на ее пути не останавливают ее, не бросила любимого человека в трудный час)

В начале произведения

Маша отказывается выходить за  Гринева

Маша в заточении у Швабрина

Маша у императрицы

Робкая

воспитанная

стойкость

Сильна духом

трусливая

Уважает мнение старших

смелость

преданная

застенчивая

решительность

верная

стеснительная

Нерешительная

-Итак, Маше судьба приготовила огромные испытания, которые главная героиня смогла преодолеть достойно,  благодаря своим  качествам. В чем состоит нравственная красота героини?

Можно ли слова  из эпиграфа соотнести к Маше Мироновой?

Творческая работа. Составить синквейн на тему « Маша Миронова»

В начале урока мною был задан еще один вопрос. Вспомните, как он звучал?

(Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

(слайд 15)На жизненном пути Маши Мироновой встретилось много героев.

 Какие качества героев проявляются по отношению к Маше?

Каково отношение их к главной героине? 

(слайд 16 )Так почему же повесть названа «Капитанская дочка»?

Маша – центр произведения. Не было бы её, мы бы многого не узнали о героях. Маша для Пушкина – образец душевной чистоты, верности, её доброта и нравственная чистота победили недоверие, несправедливость и предательство.

Итак, сегодня мы рассмотрели образ Маши Мироновой, ответили на проблемные вопросы, поставленные в начале урока, поговорили о смысле названия. Вы увидели, что внешность человека, мнение других людей о человеке может быть обманчивым, а поступки могут сказать многое о характере человека. Мы добились поставленных целей. Так чему нас учит повесть?

Так чему нас учит повесть?

Запись в тетрадь: (слайд17)Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.

-Есть ли в наше время такие люди, как Маша, люди, которые знают, что такое честь, совесть, благородие? (Привести пример)

Рефлексия (Видеоролик)

(слайд 18)Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что есть нравственная красота в вашем понимании?»

(слайд19)Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

C:\Users\Skan\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201202-WA0012.jpg

C:\Users\Skan\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201202-WA0011.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по геометрии в 10 классе "Красота в математике или применение векторов к доказательству стереометрических теорем"

Методическая разработка  урока по геометрии в 10 кл, каторая состоит из конспекта урока и презентации к нему. Главная цель этого урока показать красоту математики....

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный  мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9326726","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 129px;"}}]]...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...

Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»

Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен" поможет учащимся раскрыть понятие «городской» прозы ХХ века; рассмотреть вечные пробле...