урок по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Будникова Елена Евгеньевна

Все в мире взаимосвязано!

(По произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца»)

Цель: раскрыть особенности художественного мира М.М.Пришвина через анализ текста , его эпизодов; показать, что человек – это часть природы через целевое наблюдение по тексту произведения ; воспитание интереса к творчеству М.М. Пришвина ,любви к природе , пробудить у учащихся желание заботиться о природе и ее богатствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_v_mire_vzaimosvyazano_prishvin.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 8 города Коврова

Урок по литературе

«Все в мире взаимосвязано»

(по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

                            Учитель русского языка

           и литературы

       Будникова

                  Елена Евгеньевна

Все в мире взаимосвязано!

(По произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца»)

Цель: раскрыть особенности художественного мира М.М.Пришвина через анализ текста , его эпизодов; показать, что человек – это часть природы через целевое наблюдение по тексту произведения ; воспитание интереса к творчеству М.М. Пришвина ,любви к природе , пробудить у учащихся желание заботиться о природе и ее богатствах.

Оборудование: текст , картинки с ягодами и цветами , детали для составления схемы .

Ход урока .

Этапы

Содержание

Задачи

этапа

Деятельность

учащихся

1.Оргмомент

2.Актуализация

Знаний и умений

Вступительное слово учителя . Тема нашего урока «Все в мире взаимосвязано!» Наша задача – понять:так ли это.И как об этом нам говорит М.М.Пришвин в своей сказке – были «Кладовая солнца»

Актуализация

знаний; «вхождение» в проблему урока

3.Проверка домашнего задания

Давайте с вами вспомним краткое содержание «Кладовая солнца»

Проверить степень усвоения

Краткий пересказ текста (2-3 учащихся)

М.М.Пришвин своим творчеством утверждал идею единства человека с миром природы . Что же такое взаимосвязь ?

Взаимосвязь – взаимная связь

1.Обоюдный              1.Отношение

касающийся                взаимной

обеих                           зависимости

сторон                       2.Тесное    

                                     общение

Давайте вспомним , как называется произведение ? («Кладовая солнца»)

Что такое кладовая ? (Помещение для хранения товаров , припасов , материалов).

О какой же связи говорит нам М.М.Пришвин ?













Почему такая схема получилась ?



Работа с «Толковым словарем»,

записи в тетрадь

по литературе














У доски 3 учащихся «собирают» схему , чертят связи;

в тетради (в группе)

обсуждают и чертят схему

Настя и Митраша .

1.Как автор описывает Настю?Митрашу?

2.Каков их образ жизни ? Почему он именно такой ?

3.За чем дети идут в лес ?

Угадайте : где среди этих ягод клюква ?

- Как вы думаете , клюкву можно отнести к «кладовой» солнца ?








Устное словесное рисование





Доклад (кратко о полезных свойствах клюквы)

4.Всесторонняя проверка знаний  и умений

Настя и Митраша пришли в лес .

Проведем соревнование знатоков леса (опираемся на текст) . За правильный ответ – жетон .

  1. Какие деревья селятся в «приболотице» - на краю болота ?
  2. Какие деревья селятся на сухих островах в болотном море ?
  3. Почему эти острова называются боринами ?
  4. Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке ?
  5. Найди среди цветов Иван – чай?
  6. Как цветет волчье лыко ?
  7. Как возникает болото и почему оно так называется ?
  8. Правда ли , что болото – «кладовая солнца» ?(Имеют производственный смысл )
  9. Каких зверей и птиц встречаем в сказке – были ? Перечислите их .Какие у них повадки , крики , стоны ?

Активизировать познавательный интерес учащихся

Выборочное чтение ,

монологическое высказывание  

5.Закрепление и развитие ЗУНов

Тема нашего урока «Все в мире взаимосвязано!». Проследим связь человека и природы , построив сравнительную таблицу . В этом нам поможет выразительное чтение отрывка 3 главы («Лет 200 тому назад…,а волк выл от неизбывной злости к нему»).Ответим на вопросы и свои наблюдения запишем в таблицу .

Организация самостоятельной познавательной деятельности



 

Выразительное

чтение

Настя и Митраша

Природа

Выборочное чтение ,

составление

таблицы ,

записи в тетради

- борьба за первенство , кто главнее

- борьба за пропитание

- несчастная жизнь (лишились родителей)

- несчастная жизнь (трудно выжить)

- идут по разным дорогам

 разобщенность, стремление самоутвердиться за счет другого  

- счастливы (вместе , дружны , здоровы)

- все листочки , веточки целы , здоровы

- любуются восходом солнца

- косач ждет солнца

- ссора детей

- драка косача с вороном

1. Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны ? (Борьба за пропитание)

- Какая борьба идет между детьми?

(За первенство, кто главный)

  1. У ели и сосны была несчастная жизнь, и у Насти с Митрашей , почему ? (Рано остались без родителей).

- Несчастная жизнь деревьев оказывала влияние на жизнь остальных обитателей Блудова болота .

- Какое влияние ? Зачитайте .(До того был близок живым существам этот стон…)

3. В чем же причина несчастья деревьев ? (Эгоистическое стремление самоутвердиться за счет другого , в их разобщенности)

- Как это перекликается с детьми ? (Пойдут по разным дорогам ).

4.  Какая семья считается счастливой ? (Все вместе , дружны, здоровы )

   - Когда составляется генеалогическое древо, то веточки – это дети, внуки ,...Все счастливы, когда вместе .

  -Так и любое дерево «счастливо»,  здорово, если все веточки , листочки здоровы , «счастливы».

5.  Все в мире тянется к солнцу: деревья, травы .Все живое радо солнцу .Так ли это ? (Косач ждет солнца, и дети любуются восходом)

6.  М.М.Пришвин считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе . Пришвин назвал это «родственным вниманием».

 - Обладают ли дети «родственным вниманием» ? (Да, наблюдают за елью и сосной, их взаимоотношением, за тетеревом, вороном ).

 - Косач и ворон дерутся, а что происходит у Насти и Митраши ? (Ссора)  

6.Подведение итогов

    Посмотрите на таблицу. Итак : к какому выводу мы пришли ? (Все в мире взаимосвязано, жизнь людей неотделима от мира природы ).

    -Как сумел М.М.Пришвин рассказать об этом ?

Самооценка и оценка работы

Устное высказывание учащихся

7.Домашнее задание

1.Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим миром ? (Письменный ответ на вопрос )

2.Написать сочинение «Все в мире взаимосвязано» (По выбору учащихся )

Разъяснение методики выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....

Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разработка построена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?". Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в ...

Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению....

Открытый урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»

Тема:        Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)Цель  урока:    на  основе  прочитанного научиться выделять черты...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Урок-игра " Умники и умницы" по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс)

В игрвой форме подвели результаты изучения произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"....

«Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»

Урок-размышление  на тему "Кто прав: Настя или Митраша?...