"Мы в ответе за тех, кого приручили". Урок литературы в 7 классе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Романова Лариса Викторовна

Урок по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака».

Цели урока: выявить впечатление от прочитанного, раскрыть гуманистическую направленность рассказа, совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявлять авторскую позицию, воспитывать нравственные качества у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_l._n._andreeva_kusaka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Юрьев-Польского»

Мы в ответе за тех, кого приручили

(Урок по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)

                                                                                     Учитель русского языка и

             литературы Романова Л.В.

                     

2013 год

Цели урока: выявить впечатление от прочитанного, раскрыть гуманистическую направленность рассказа, совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявлять авторскую позицию, воспитывать нравственные качества у учащихся.

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение и анализ отдельных эпизодов.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, выставка книг, выставка детских работ.

Ход урока

Пусть человек добрее будет!

Не прихоть это, не пустяк.

Внимательней вглядитесь, люди,

В глаза покинутых собак!

О.Высоцкая

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

   - Сегодняшний урок литературы я начну с чтения стихотворения Эдуарда Асадова «Рыжая дворняга».

(Чтение стихотворения учителем)

   - О чём это стихотворение?

3. Сообщение темы урока.

   -Я не случайно начала с этого стихотворения наш урок, потому что сегодня мы с вами побеседуем по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака», героем которого является собака. А урок будет называться «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эпиграфом к нашему уроку будут слова О. Высоцкой:

Пусть человек добрее будет!

Не прихоть это, не пустяк.

Внимательней вглядитесь, люди,

В глаза покинутых собак!

      4. Работа с эпиграфом.

   - К чему призывает нас автор?

   - Чем вызван этот призыв?

   - Именно об этом вы прочитали в рассказе «Кусака».

   - Ваше впечатление от прочитанной книги?

   - Какую проблему поднимает автор в произведении?

   - Рассказ написан в 1901 году. Актуальна ли сейчас эта тема?

      5. Анализ рассказа

    -  Кто главный герой произведения?

    - Что вы узнали о Кусаке в самом начале рассказа?

    -  Как она выглядела?

    - Как к ней относились собаки, дети, взрослые?

    - Как реагировала Кусака на такое к ней отношение?

    - Почему так относились к собаке? Разве она кому-то делало зло?

    - Но однажды Кусаку «пожалели и приласкали». Расскажите об этом.

    - Как этот эпизод характеризует человека?

    - Как после этого случая Кусака стала относиться к людям?

    - Какое чувство таким отношением выражает собака?

    - Где она нашла приют?

    - Здесь Кусака провела всю зиму. На этой даче она была в полной безопасности и чувствовала себя хозяйкой. А весной сюда приехали люди, и тихая дача огласилась криком, весёлым смехом. Люди радовались весне, теплу, свету.

    - Прочитайте, как об этом говорит автор.

    - Как к появлению людей на даче отнеслась Кусака? Как она ведёт себя?

    - А изменит она своё отношение к людям?

    - Что изменится в поведении Кусаки в отношении к людям?

    - Почему она изменит своё отношение?

    - Что о дачниках говорит автор?

    - Сразу ли Кусака доверилась людям?

    - Как привыкает она к людям?

    - Кого полюбила больше? Почему?

    - Как выражает свою любовь?

    - Как внешне изменилась Кусака?

    -  Как вы понимаете предложение: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

    - Как она живёт теперь?

   - Кусака перестала бояться людей, вновь поверила им, снова научилась доверять людям, стала верным и преданным другом.

     - Но коротким было счастье Кусаки. Почему?

     - Почему её не взяли в город?

     6. Инсценировка (разговор между Лелей и её матерью)

     - Как Леля отнеслась к тому, что Кусака останется?

     - В какой момент мы её осуждаем?

     - Как ведёт себя Кусака после отъезда дачников?
    - Почему воет?

     - Как это обстоятельство отразилось на её внешности?

     - Кто будет больше скучать: Леля или Кусака?

     - Хорошо ли поступили с собакой? Почему?

     - Что вы можете сказать об авторе этого рассказа на основе произведения?

    - Почему так заканчивается рассказ?

    - Если бы у вас была возможность встретиться с автором, о чём бы вы его спросили?

   - Автор хотел, чтобы мы задумались над тем, как порой бываем жестоки и несправедливы, чтобы мы стали добрее, отзывчивее, научились ценить всё, что нас окружает.

   - Рассказ «Кусака» не единственное произведение, которое повествует  о судьбе собаки. Назовите произведения, героем которых является собака.

     7. Обзор книжной выставки

(На выставке представлены книги о животных).

     8. Выступления учащихся о своих собаках.

(Оформлена выставка с детскими рисунками, сочинениями и стихами)

9. Итог урока

    - Мне хочется, чтобы вы стали чуточку добрее друг к другу, к окружающему нас миру. К тем, кто слабее нас. И если у вашего дома бегает чужая собака, не обижайте её, не прогоняйте. Будьте внимательны ко всему живому, и верных друзей, преданных вам, у вас станет ещё больше.

                                           Пёс по-собачьи

                                                                           предан людям

                                           Во все века,

                                                                           и потому

                                           Давайте относиться

                                                                                  будем

                                            По-человечески к нему.

                                                                                           (Е. Ефимов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили" (НРК)

Конспект интегрированного урока по литературе  для учащихся 7 класса(национально-региональный компонент на уроках литературы)Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведен...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

Урок по современной литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" по роману Даниэля Пеннака "Собака Пёс"

В настоящее время имеется огромное количество произведений современной литературы. К сожалению, не всем они известны. Потому представляю Вашему вниманию разработку урока для 5класса  по роману Да...

Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)

Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...