"Мы в ответе за тех, кого приручили". Урок литературы в 7 классе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака».
Цели урока: выявить впечатление от прочитанного, раскрыть гуманистическую направленность рассказа, совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявлять авторскую позицию, воспитывать нравственные качества у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_l._n._andreeva_kusaka.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Юрьев-Польского»
Мы в ответе за тех, кого приручили
(Урок по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)
Учитель русского языка и
литературы Романова Л.В.
2013 год
Цели урока: выявить впечатление от прочитанного, раскрыть гуманистическую направленность рассказа, совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявлять авторскую позицию, воспитывать нравственные качества у учащихся.
Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение и анализ отдельных эпизодов.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, выставка книг, выставка детских работ.
Ход урока
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк.
Внимательней вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак!
О.Высоцкая
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний урок литературы я начну с чтения стихотворения Эдуарда Асадова «Рыжая дворняга».
(Чтение стихотворения учителем)
- О чём это стихотворение?
3. Сообщение темы урока.
-Я не случайно начала с этого стихотворения наш урок, потому что сегодня мы с вами побеседуем по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака», героем которого является собака. А урок будет называться «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эпиграфом к нашему уроку будут слова О. Высоцкой:
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк.
Внимательней вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак!
4. Работа с эпиграфом.
- К чему призывает нас автор?
- Чем вызван этот призыв?
- Именно об этом вы прочитали в рассказе «Кусака».
- Ваше впечатление от прочитанной книги?
- Какую проблему поднимает автор в произведении?
- Рассказ написан в 1901 году. Актуальна ли сейчас эта тема?
5. Анализ рассказа
- Кто главный герой произведения?
- Что вы узнали о Кусаке в самом начале рассказа?
- Как она выглядела?
- Как к ней относились собаки, дети, взрослые?
- Как реагировала Кусака на такое к ней отношение?
- Почему так относились к собаке? Разве она кому-то делало зло?
- Но однажды Кусаку «пожалели и приласкали». Расскажите об этом.
- Как этот эпизод характеризует человека?
- Как после этого случая Кусака стала относиться к людям?
- Какое чувство таким отношением выражает собака?
- Где она нашла приют?
- Здесь Кусака провела всю зиму. На этой даче она была в полной безопасности и чувствовала себя хозяйкой. А весной сюда приехали люди, и тихая дача огласилась криком, весёлым смехом. Люди радовались весне, теплу, свету.
- Прочитайте, как об этом говорит автор.
- Как к появлению людей на даче отнеслась Кусака? Как она ведёт себя?
- А изменит она своё отношение к людям?
- Что изменится в поведении Кусаки в отношении к людям?
- Почему она изменит своё отношение?
- Что о дачниках говорит автор?
- Сразу ли Кусака доверилась людям?
- Как привыкает она к людям?
- Кого полюбила больше? Почему?
- Как выражает свою любовь?
- Как внешне изменилась Кусака?
- Как вы понимаете предложение: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?
- Как она живёт теперь?
- Кусака перестала бояться людей, вновь поверила им, снова научилась доверять людям, стала верным и преданным другом.
- Но коротким было счастье Кусаки. Почему?
- Почему её не взяли в город?
6. Инсценировка (разговор между Лелей и её матерью)
- Как Леля отнеслась к тому, что Кусака останется?
- В какой момент мы её осуждаем?
- Как ведёт себя Кусака после отъезда дачников?
- Почему воет?
- Как это обстоятельство отразилось на её внешности?
- Кто будет больше скучать: Леля или Кусака?
- Хорошо ли поступили с собакой? Почему?
- Что вы можете сказать об авторе этого рассказа на основе произведения?
- Почему так заканчивается рассказ?
- Если бы у вас была возможность встретиться с автором, о чём бы вы его спросили?
- Автор хотел, чтобы мы задумались над тем, как порой бываем жестоки и несправедливы, чтобы мы стали добрее, отзывчивее, научились ценить всё, что нас окружает.
- Рассказ «Кусака» не единственное произведение, которое повествует о судьбе собаки. Назовите произведения, героем которых является собака.
7. Обзор книжной выставки
(На выставке представлены книги о животных).
8. Выступления учащихся о своих собаках.
(Оформлена выставка с детскими рисунками, сочинениями и стихами)
9. Итог урока
- Мне хочется, чтобы вы стали чуточку добрее друг к другу, к окружающему нас миру. К тем, кто слабее нас. И если у вашего дома бегает чужая собака, не обижайте её, не прогоняйте. Будьте внимательны ко всему живому, и верных друзей, преданных вам, у вас станет ещё больше.
Пёс по-собачьи
предан людям
Во все века,
и потому
Давайте относиться
будем
По-человечески к нему.
(Е. Ефимов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили" (НРК)
Конспект интегрированного урока по литературе для учащихся 7 класса(национально-региональный компонент на уроках литературы)Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведен...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Урок по современной литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" по роману Даниэля Пеннака "Собака Пёс"
В настоящее время имеется огромное количество произведений современной литературы. К сожалению, не всем они известны. Потому представляю Вашему вниманию разработку урока для 5класса по роману Да...
Открытый урок по литературе " Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказам В. Белова)
Урок по внеклассному чтению в 5 классе по рассказам В. Белова " Мы в ответе за тех, кого приручили". Подобран интересный матермал к уроку. Рассказы В. Белова о животных короткие , очень интересны детя...
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...