Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kusaka_andreev_2.docx | 141.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака».
Цель урока:
- Развитие навыка анализа художественного текста;
- формирование мыслительной деятельности учащихся;
- воспитание ответственного отношения человека за прирученное им живое существо и любви ко всему живому на Земле.
Проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим». Ответственность за судьбу животного.
Применение образовательных технологий:
- Проблемная технология;
- Технология критического мышления;
- Личностно - ориентированная технология;
- ИКТ.
Оборудование: Презентация, раздаточный материал, хрестоматия, толковый словарь С.И.Ожегова.
Эпиграф: Чтобы понять, есть ли у животных душа, самому иметь душу. Альберт Швейцер (гуманист, философ, врач 20 века). Его философия оптимистична и плодотворна, призывает к добру, милосердию и состраданию, к строительству лучшего мира Ход урока: 1. Слово учителя. Здравствуйте. Начать наш урок мне хотелось бы с притчи. Что такое притча? (Притча – это короткий поучительный рассказ). Слушайте внимательно. ( видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. ) На какие размышления наводит эта притча. Что объединяет это произведение и рассказ Леонида Андреева «Кусака»? ( вопрос взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства, ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. Именно по этому темой нашего урока являются слова Антуана де Сент- Экзюпери из сказки « Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».) А слова гуманиста, философа, врача 20 века Альберта Швейцера: « Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», - прозвучат в качестве эпиграфа . Запишите, пожалуйста, тему урока и эпиграф.
К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Давайте вспомним произведения, с которыми мы уже познакомились. ( Антон Павлович Чехов « Каштанка», Иван Сергеевич Тургенев « Муму», Гавриил Николаевич Троепольский « Белый Бим Чёрное ухо», Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», Сергей Александрович Есенин «Песнь о собаке», Эдуард Асадов « «Песнь о рыжей дворняге», Сергей Есенин «Дай, Джим, на счастье лапу мне», Федор Александрович Абрамов «О чем плачут лошади» и др. ). – Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.) - Вы познакомились еще с одним произведением, героем которого является собака. Это рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Как вы думаете, о чем нам предстоит поговорить на уроке? 2. О героях рассказа, их поступках. 3. Выяснить причины несчастий Кусаки. 4. Выяснить, что значит быть ответственным за тех, кого приручил.
3.Беседа по рассказу « Кусака». – Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Какой же смысл заключен в этих словах? Как вы понимаете сказанное? Все живое имеет душу, страдает. Вы должны были озаглавить части рассказа. Посмотрим, что у вас получилось. Как вы озаглавили первую главу?
Анализ рассказа. - Как начинается 1 глава ( Со слов: « Она никому не принадлежала…».) 1. 1 часть - Все отметили в 1 пункте плана, что собака бездомная и что у нее нет имени. (Обратить внимание, что имя дают человеку. Автор подчеркивает, что собака не получила имени от человека. Давая кличку, человек очеловечивает собаку. Значит, она должна чувствовать и переживать, как это делает человек) - Что еще мы узнаем о собаке? (не было имени, никому не принадлежала, голодная, зализывала ушибы и раны). - Как к ней относились люди? (зачитываем и комментируем поступки мальчишек, мужика-пропойцы) - Как ведут себя люди по отношению к собаке. Общее качество. (Жестокость). Чувствуется ли отношение автора к человеку, который ударил собаку (пропойца) Автор использует ярко-выраженную экспрессивно негативную окраска - Какое значение имела встреча с пропойцем-мужиком для собаки? (передалась злоба, перестала верить людям. Добрые люди (этот эпитет вызывает недовери . Это ирония) Запись определения иронии в тетрадь. Учитель: Добрые люди – в эпизоде с мужиком - пропойцем наносили ему обиды, и он стал добрым, когда пожалел собаку и тут же ткнул ее в бок носком тяжелого сапога, он добрый, когда дарит жене новый платок и тут же рвет его на кусочки – вот она доброта. Такой приём и называется «иронией». Давайте запишем определение этого понятия. Дети списывают с доски: «Ирония – это художественный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном значении с целью насмешки».
- Что в рассказе помогает нам понять состояние природы? (состояние собаки). ( Анализ текста: настроение - одиночество, холод; эпитеты - черные окна, пустые дачи, обледеневший неподвижный сад, робкий луч – появляется надежда на лучшее). 2 часть Как озаглавили 2 главу? 1. Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди ( опять ирония) Нам думается, что писатель искренне называет дачников добрыми людьми. Они, не зная тяжёлого прошлого Кусаки, может быть, и сами не догадывались, какую роль сыграли в её жизни. Но их доброта поверхностна, она не переходит в ответственность за того, кого приручили» Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми. - Наступает весна…(зачитываем «Наступила весна…») - Что несет весна? (тепло, свет, добро, обновление) - Происходят ли изменения в жизни Кусаки? С чем они связаны? (с приездом дачников). - Как они отнеслись к собаке? (зачитываем и комментируем). - Какие качества проявили? (доброту, внимание, заботу) - С кем больше всех подружилась Кусака? ( зачитываем и комментируем) Как воспринимала Кусака ласки детей? Что отняли у нее добрые люди? (непримиримую злобу. Найдите в тексте. Зачитайте. (обратить внимание на рисунок в учебнике и на доске). .3 часть Как озаглавили? С каких слов начинается? Что означает фразеологизм «всей душой»? (1. Безгранично, искренне, горячо; 2. Целиком, полностью, всем существом. (всею своей собачьей душой расцвела, изменилась до неузнаваемости, уже искала и просила ласк ) ( Обратите внимание на иллюстрацию, найдем соответствующий отрывок в тексте. ( «Единственное, что могла Кусака..») Работы с толковым словарем. Разбираем слово «наитие» Вдохновение, как бы внушенное свыше. Что таким образом выражает собака? (благодарность) Как же изменилась собака после встречи с дачниками и Лелей? ( дали имя «Кусака») - Собака поверила людям. Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья). Но почему в ее глазах мольба (найти эпизод) О чем мольба? (Это очень важная деталь) Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа; детали помогают представить описываемых героев со всеми их неповторимыми особенностями, во всей их непохожести. - Найдите детали, которые говорят о том, что счастье Кусаки будет недолгим. Что в отношении дачников к собаке вас настораживает?
-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой). 4 часть Прошло лето, наступила осень… Анализ эпизода «Желтыми огнями…». О чем говорит описание природы в этой части рассказа? (настроение - безрадостное, печальное, что-то случится; эпитеты - частые дожди, непрерывный дождь; олицетворение- заплакало небо). - Предчувствия оправдались (чтение по ролям диалога Лели и мамы) (комментируем: предали, черствые люди уезжают) ( предательство, черствость, бездушие)
Деталь: «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный ...» (инверсия) Работа с толковым словарем. Анемия – болезнь - малокровие.
- Солнце ли неизлечимо больно? А может Леля? Душой? (Наверно, у нее больная душа). Новое понятие - « душевная глухота» Обратим внимание на деталь: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась…» - Как вы считаете, полюбила ли по-настоящему Леля собаку? – Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.) -– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке? – Как прощается Леля с Кусакой? Она забыла проститься с Кусакой и вспомнила об этом только на вокзале. По какой причине не взяли кусаку дачники (не породистая). О такой же непородистой дворняге есть стихотворение Э.Асадова «Песнь о рыжей дворняге» Послушайте его. Чтение стихотворения Асадова «Песнь о рыжей дворняге». Преданным другом человека может быть только собака чистой породы? – Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.) Работа над пятой частью рассказа. Как ведет себя Кусака после отъезда дачников? Как автор описывает состояние природы? Свет уступает место тьме, Как вы это понимаете? Что ожидает собаку? Чтение отрывка из 5 части Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и -- промокшая, грязная -- вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке. Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Собака выла -- ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла. Какие слова являются в этом отрывке ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? Значение слова Вой по Ожегову: «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной. (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.) – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».) III. Обобщение. Итоговая беседа. Организация дискуссии. одиночество, счастье, опять одиночество. Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска).. Сердце Кусаки – Ответ на вопрос: О чем я сегодня впервые задумался?
Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим». Наш разговор заставляет задуматься, какими мы быть не должны, чтобы никогда не слышать жуткого воя брошенной собаки, чтобы никогда не видеть, как обиженный нами же, людьми, человек вымещает злобу на другом человеке или на наших четвероногих друзьях. У многих из вас живут разные домашние животные, Давайте посмотрим те киноролики, которые вы подготовили к уроку. Домашнее задание: Оценки | ||
Словарная работа.
Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.
Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.
Вой - Протяжный громкий плач, вопль
Наитие - Вдохновение, как бы внушенное свыше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Конспект урока литературы, 7 класс....
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе...
Урок литературы в 7классе "Тема человеческой жестокости" (по рассказу Л. Андреева "Кусака"
Конспект урока литературы по рассказу Л. Андреева "Кусака". Урок построепо ФГОС. Использованы технологии проблемного диалога, элементы РКМЧП....
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...