Применение методики В.Ф.Шаталова на уроках литературы и развития речи
учебно-методический материал по литературе по теме

Сергеева Наталия Александровна

В статье рассказывается об использовании методики В.Ф.Шаталова на уроках литературы и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_n.a._konkurs.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение методики  В.Ф.Шаталова на уроках литературы и развития речи»

На конкурс методических разработок

Сергеева Наталия Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большетолкишская оош»

с. Большой Толкиш Чистопольского района Республики Татарстан

   Наверняка, не только учителя-математики хорошо знают, в чём заключается суть методики известного педагога-новатора В.Ф.Шаталова. Это, прежде всего, сжатие информации в образы и обратный процесс – разворачивание, восстановление информации. Причём информация переходит из кратковременной памяти в долговременную и прочную. Конечно, каждый учитель стремится к тому, чтобы дети запоминали материал  и могли применять знания в любое время. Методика Шаталова не устарела с появлением новых технологий. Ведь главное, чтобы метод работал.

   На уроках литературы, развития речи я стараюсь применять данную методику по мере возможности. Поделюсь опытом. Может быть, покажется странным, но я пишу стихи.  Правда, не совсем  обычные стихи, а такие, которые помогли бы учащимся лучше усвоить материал, запомнить его на долгое время и применить, когда будет нужно. Как и когда я включаю их на уроке? Вначале идёт объяснение нового материала, теоретическая часть (количество уроков зависит от программы). Затем – сжатие материала (повторение). Потом – уменьшение материала до минимального размера…  в стихотворение. В стихах стараюсь отразить основные данные из биографии авторов, мотивы творчества, т.е., то, о чём шла речь на уроках по изучению раздела или урока. Всё по Шаталову – «Знания первичны, творчество вторично». Через несколько уроков изученный ранее материал  воспроизводим, по возможности,  в первоначальном объёме. Конечно, таких успехов в работе, как у В.Ф.Шаталова, нет, нет системности, но заметен результат. Дети запоминают больше и на более длительное время.

   Как организовать учебный процесс, чтобы вовлечь детей в работу? Эта идея лежит в основе деятельностного подхода в обучении. Так как урок – процесс взаимодействия учителя и учащихся, то ребята тоже занимаются творчеством. В стихах они отражают своё отношение к произведениям, героям, автору. Формы работы можно использовать как индивидуальные, так и групповые.

   Приведу некоторые примеры нашего творчества.

1. К урокам по изучению жизни и творчества С.А.Есенина (в старших классах):

                        Есенину

Он не прав был, не прав, Серёжа,

Тот, кто всё за тебя решил….

Открываю стихов твоих сборник

Как музей твоей щедрой души.

В нём  слова-экспонаты –  живые,

И никто до сих пор не смог

Написать  про глаза собачьи,

Чтоб до слёз, задевало чтоб.

Не в величии вовсе дело,

Ни при чём гениальность тут –

По-особому так горела

Жизнь-свеча до последних минут.

Так легко ты словами сыпал,

Прочно ставя в метафор строй, –

Как крестьянин, что поле житом

Засевал умелой рукой.

Столько лет…. И теперь уже легче

Вспоминать тот минувший день,

Но ведь это совсем не значит,

Что не с нами, не здесь твоя тень.

Рядом ты! Так тряхни кудрями

И взахлёб начинай  опять

Про поля и боры с глухарями…

Деревенским тебя ль не понять?!

Ты такой, с кем и ночь не жалко

До утра проболтать (не лесть),

Ты такой, что на «ты» и только.

Ты без фальши. Такой как есть.

Скандалист…. Ну так что, так что же,

Кто же может тебя судить?!

Как  не прав он, не прав, Серёжа, –

Что заставил тебя уйти.

Вся  души твоей цветь опала.

Голос твой перестал звенеть.

Знать,  другого пути не стало.

Что хотел, ты успел воспеть?

Скоро осень опять настанет,

Это время тебе к лицу.

Молодой, в золотом листопаде,

Подойдёшь к своему крыльцу.

Может быть, наконец-то встретит

Так давно тебя ждущая мать.

Не унять же  тоски мятежной,

Половодья чувств не унять!

Как всегда, ты раздаришь щедро

То, что модно, что так любил:

Кучу галстуков разных, нежность,

Что с собою тайком носил…

Снова  будет грустить тальянка,

Журавлей провожая вдаль,

И в костре догорать рябина,

Ты ж – есенинское: не жаль.

(Примечание.  Курсивом выделены слова из текстов стихотворений  С.А.Есенина).

   2.  К уроку развития речи (Сочинение по картине Леонардо да Винчи «Джоконда»)

В стихотворении отражены биографические данные самого Леонардо,  отношение окружающих к его произведению, восхищение гением Леонардо.

                                                                       

                 К портрету

Как время благосклонно иногда,

Из щедрости преподнесёт подарок,

И мастер-живописец, знавший в жизни  славу,

Вдруг бросит вызов будущим векам…

Самонадеянных  художников толпа

В который раз признает пораженье:

Нельзя создать портрета совершенней,

Чем тот, с которого глядит она.

         Чертами вашего лица я восхищаюсь,

         Ваш взгляд, чуть грустный, я боготворю.

         Всех женщин на Земле бессильна зависть:

         Не отдалить вечернюю зарю.

         Джоконды неприступность, нежность Моны Лизы…

         Что за улыбкою таите вы?

         Янтарь столетий лишь на нить нанизан,

         Другие украшенья не нужны.

Игрою бликов вновь изумлены

Поклонники великого таланта, –

Так  языки огня, мечась  в стеклянных лампах,

Свой  желтый свет прольют из старины.

Из Возрождения, почти из глубины…

Сей образ несравненный дышит даже

Тем воздухом ломбардского пейзажа,

Что Леонардо был столь дорогим.

         Чертами вашего лица я восхищаюсь,

         Ваш взгляд, чуть грустный, я боготворю.

         Всех женщин на Земле бессильна зависть:

         Не отдалить вечернюю зарю.

         Джоконды неприступность, нежность Моны Лизы…

         Что за улыбкою таите вы?

         Янтарь столетий лишь на нить нанизан,

         Другие украшенья не нужны.

А теперь – знакомство с творчеством учащихся.

1. К уроку по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Стихотворение ученицы 11 класса выпуска 2011 г. (второй год школа действует как основная)

                   ***

Самоотверженность в любви

И всепрощенье,

Готовность ко всему, во всём,

Смиренье…

И тот «гранатовый браслет»

Как подтвержденье

Тому, что счастья, может, нет,

Но есть любовь. Как дар. Как свет.

И как прозренье.

2. К уроку по «Слову о полку Игореве»  (Стихотворение ученицы 9 класса)

Героиня или нет?

Ярославна её имя.

Мужу преданна, верна.

Им любима и сама

Тоже любит. И

Скорбит о гибели она

Войска мужа своего.

Не боится ничего,

Ветра, Днепра, даже Солнца.

Не сидится у оконца

Ей. И как мудра!

Ждать умеет так она,

Что дождётся и его,

Ладу, мужа своего.

Ярославна её имя.

Да, конечно, героиня!

    К сожалению, не так часто можно использовать такие уроки, нужно время. Но, с другой стороны, однообразие надоедает. Важно, чтобы дети с желанием шли на урок. Всё хорошо в меру. Использую и другие виды уроков. Ведь главное – заинтересовать детей, привить желание не просто получать, а добывать знания. Думаю, коллеги согласятся со мной, что последние годы учащиеся не изъявляют особого желания читать программные произведения, тем более какую-то дополнительную литературу, книги по внеклассному чтению. Как заставить детей читать? Наверное, многие литераторы сталкиваются с этой проблемой. Как говорится, все средства хороши. Просто, нужно быть не только учителем, но и творцом, хотя, повторяюсь, по В.Ф.Шаталову «Знания первичны, творчество вторично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи".

В докладе рассказывается об эффективности использования игровых технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...

План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»

Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.Задачи:1.     Систематизация  знаний о сказках;2.     Развитие целостности восприятия на о...

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"

Мастер-клас "Применение приёма "Мозаика" на уроках чтения и развития речи"...


 

Комментарии

Андреева Юлия Владимировна

Согласна, главное мотивировать учеников, сделать урок интереснее! Посмотрите и мою работу http://nsportal.ru/node/667874

Храмова Наталья Викторовна

Оценила вашу работу. Мои ссылки http://nsportal.ru/node/444456,
http://nsportal.ru/node/640328. Спасибо за оценку. Удачи!

Куадже Ася Шумафовна

Наталия Александровна! Мне понравилась Ваша статья! Голосую! Удачи!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Сергеева Наталия Александровна

Спасибо. Посмотрела Вашу работу - оригинально! Голосую.