Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klass_literatura.docx | 30.12 КБ |
tematicheskoe_lit_8.docx | 49.39 КБ |
pourochnoe_lit_8_68.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
Основная задача обучения в 8 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), изучающей это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно- мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
— воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
— формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
— формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
— воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
— развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
— приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературы в 9 классе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
• образную природу словесного искусства;
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнерусской литературы, песня как жанр лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория (развитие представлений), классицизм (начальные представления), романтизм, романтическая поэма (начальные представления), предание, частушка (развитие представлений), историзм художественной литературы, роман (начальные представления), реализм (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления), комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык, комедия как жанр драматургии (развитие представлений), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, деталь, фантастика (начальное представление), антитеза, композиция (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм литературы (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
• прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
• анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Содержание учебного предмета
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Специальный раздел, предоставляющий свободу выбора литературных произведений для чтения и анализа, ставит задачу расширения круга чтения школьников, знакомства с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение - 1 час.
Устное народное творчество – 2 часа.
Из древнерусской литературы - 2 часа.
Из русской литературы XVIII века - 2 часа.
Из русской литературы XIX века - 36 часов.
Из литературы XX века - 15 часов.
Из зарубежной литературы - 3 часа.
Итоговый урок - 1 час.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 62 часа за учебный год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.
В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включенных в обязательную примерную программу и в авторские программы.
В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (государственный образовательный стандарт, обязательные примерные программы); авторские программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня; методические пособия по литературе для учителя, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, справочно-энциклопедическая литература и др.
В числе современных требований к оснащению учебного процесса — электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов, объединенных системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу.
Помещение кабинета литературы должно быть оснащено не только книгопечатной продукцией, но и демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.
В процессе изучения литературы необходимо использовать фотографии и портреты писателей, альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и пр.).
Современный урок по литературе должен быть оснащен компьютерными и информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.
Список технических средств:
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).
4. Сканер.
5. Принтер лазерный.
6. Копировальный аппарат.
7. Смарт-доска.
8. Видеотека.
9. Телевизор.
10. Аудиоцентр.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2010.
3. Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007.
4. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
5. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
6. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
7. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
Для учителя
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
2. . Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература. 8 класс: Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003.
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
4. Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007.
5. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.
6. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
9. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
Введение(1ч.). | |
1. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм классиков русской литературы. (1ч.) | Читать выразительно. Выражать личное отношение к прочитанному. Составлять план (тезисный) статьи учебника. Отвечать устно или письменно на вопрос. Участвовать в коллективном диалоге. Выявлять связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом. |
Раздел 1. Устное народное творчество (2ч.) | |
1.1. В мире русской народной песни (лирические и исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики и поэтика частушек. (1ч.) 1. 2. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком…» Особенности содержания и формы народных преданий. (1ч.) | Объяснять специфику происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Воспринимать текст народных песен, частушек, преданий, читать их выразительно. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров. Развивать представление о народной песне, частушке, предании. Составлять лексический и историко-культурный комментарий. Подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «народная песня», «частушка», «предание». Работать со словарём литературоведческих терминов. Участвовать в коллективном диалоге. |
Раздел 2. Из древнерусской литературы (2ч.) | |
2. 1. Из «Жития Александра Невского». (1ч.) Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. 2. 2. «Шемякин суд». (1ч.) Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Развивать представление о житии, древнерусской воинской повести и сатирической повести как жанре древнерусской литературы. Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона. Анализировать текст с позиций жанра. Выявлять характерные для произведений русской литературы 17 в. темы, образы и приемы изображения человека, особенности языка произведения. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений 17 в. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров. Объяснять особенности сатирической воинской повести как жанра древнерусской литературы Формулировать вопросы по тексту произведений. Характеризовать героев русской литературы 17 века и давать им нравственную оценку. Подбирать примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия «воинская повесть», «сатирическая повесть». Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Участвовать в коллективном диалоге. Работать со словарём литературоведческих терминов. |
Раздел 3. Из русской литературы 18 века (2ч.) | |
3. 1. Д.И.Фонвизин (2ч.). Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Воспринимать текст литературного произведения. Читать текст комедии по ролям. Характеризовать героя русской литературы 18 в. Выявлять характерные для произведений русской литературы 18 века темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы 18 в. с принципами классицизма в изображении жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (классицизм). Выявлять признаки драматического рода в литературном произведении, особенности конфликта комедии. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять образы. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д.И.Фонвизина. |
Раздел 4. Из русской литературы 19 века (31ч.+5ч.) | |
4. 1. И.А.Крылов (1ч.). Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Слово о баснописце. Басни и их историческая основа. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. (1ч.) 4. 2. К.Ф.Рылеев (1ч.). Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа народной песни о Ермаке. (1ч.) 4. 3 А.С.Пушкин (10ч). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Основные мотивы лирики поэта. «История пугачёвского бунта» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправка Николая I. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. История создания романа «Капитанская дочка». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачёвского бунта». «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. 4. 4. М.Ю.Лермонтов (4ч.). Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. 4. 5. Н.В.Гоголь (9ч.). Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы, вытекающее из характеров. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург – символ вечного адского холода. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. 4. 6. И.С.Тургенев (3ч.). Краткий рассказ о писателе как пропагандисте русской литературы в Европе. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. 4. 7. М.Е.Салтыков-Щедрин (1ч.) Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные для писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. 4. 7. Н.С.Лесков (1ч.). Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Деталь как средство создания образа в рассказе. 4. 8. Л.Н.Толстой (3ч.). Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри них. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. 4. 9. А.П.Чехов (2ч.). Краткий рассказ о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. 4. 10. Поэзия родной природы (1ч.). | Воспринимать текст литературного произведения. Развивать представление о басне как жанре, морали, аллегории, комедии, рассказе, сатире и юморе, гиперболе, гротеске, эзоповом языке, художественной детали, антитезе, композиции. Получать начальные представления об историзме художественной литературы, думе, романе, поэме, в том числе романтической, романтическом герое, реализме и романтизме, ремарках как форме выражения авторской позиции, о литературной пародии, о психологизме художественной литературы. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы 19 в. Характеризовать героя русской литературы 19 в. Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы 19 в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического и лирического родов в литературном произведении. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Чехова. |
Раздел 5. Из русской литературы 20 века (12ч.+3ч.) | |
5. 1. И. А. Бунин (1ч.). Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. 5. 2. А.И.Куприн (2ч.). Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. 5. 3. А. А. Блок (1ч.). Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. 5. 4. С. А. Есенин (1ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, у А.С.Пушкина, у С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. 5. 5. И.С.Шмелёв (1ч.). Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). 5. 6. М.А.Осоргин (1ч.). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. 5. 7. Журнал «Сатирикон» (1ч.). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом и современности. 5. 8. Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни» (1ч.). Сатира и юмор в рассказах. 5. 9. А.Т.Твардовский (2ч.). Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер В.Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Композиция и язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. 5. 10. А.П.Платонов (1ч.). Краткий рассказ о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». 5. 11. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. (1ч.) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Лирические и героические песни времён войны, их призывно-воодушевляющий характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний солдат в лирических песнях. 5. 12. В.П.Астафьев (1ч.). Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение реалий времени в рассказе. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. 5. 13. Лирика русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине (обзор) (1ч.). | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы 20 века. Характеризовать героя русской литературы 20 века. Развивать представление о сюжете и фабуле, фольклоризме литературы, герое-повествователе. Получать начальные представления о драматической поэме, об авторских отступлениях как элементе композиции. Выявлять характерные для произведений русской литературы 20 века темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, И.А.Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина, И.С.Шмелёва, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева. |
Раздел 6. Из зарубежной литературы (4 ч.) | |
6. 1. У. Шекспир (1ч.). Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. 6. 2. Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены) (1ч.). Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии. Особенности классицизма. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. 6. 3. Дж.Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. (2ч.) | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Развивать понятия классицизм, комедия, исторический роман. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык |
Раздел 7. Сведения по теории и истории литературы | |
1. Литература как искусство словесного образа Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор. 2. Художественный образ. Персонаж Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени, пространства, природные образы. Образы предметов. «Вечные» образы в литературе. 3. Художественный мир Художественный мир. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. 4. Сюжет и композиция. Конфликт Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические отступления. Эпилог. Лирический сюжет. 5. Авторская позиция Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф. «Говорящие» фамилии. Финал произведения. 6. Тематика и проблематика Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира. 7. Художественная речь Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Символ. Гротеск. Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа. 8. Литературные роды и жанры Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман в стихах). Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лироэпические жанры (басня, баллада, поэма). Драматические жанры (драма, трагедия, комедия). 9. Литературный процесс Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой литературы (Античность, Средневековье, Возрождение, литература 17 – 20 веков). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). 10. Древнерусская литература Жанры слова, поучения, жития, воинской повести. Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы. 11. Русская литература 18 в. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека. 12. Русская литература 19 в. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Психологизм русской прозы. Основные темы и образы русской трагедии XIX в. (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Социальная и нравственная проблематика русской драматургии 19 в. 13. Русская литература 20 в. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Словотворчество. Развитие реализма в русской литературе 20 в. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи. Основные темы и образы русской поэзии 20 в. (человек и природа, родина, любовь, война, назначение поэзии) | Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении, устройстве Вселенной и человеческого общества. Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения. Определять общее и индивидуальное в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, Характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах - от правдоподобия до фантастики. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта. Давать общую характеристику художественного мира произведения. Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов - образов безобразных и низменных. Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трехсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, представляющих тоническую систему стихосложения. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.). Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений. Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определенной эпохи. Анализировать литературное произведение с учетом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Характеризовать художественную уникальность жанровой системы литературы Древней Руси, выявление идейного и художественного потенциала древнерусской литературы в новой и новейшей литературе России. Знакомиться с канонами классицизма, национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды, правила комедии классицизма. Выразительно читать оды, читать по ролям комедии. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Выступать с развернутыми письменными сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Читать выразительно произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развернутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера. |
Раздел 8. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования | |
1. Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики. 2. Проверка усвоения навыков выразительного чтения Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям. 3. Различные формы пересказа Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей. 4. Письменные высказывания, сочинения на литературные и публицистические темы Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы. 5. Руководство самостоятельной и проектной деятельностью учащихся Уроки-консультации по руководству самостоятельной и проектной деятельностью учащихся. Зачеты, семинары, коллоквиумы, другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся. | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актеров. Читать выразительно произведение с учетом его жанровой специфики. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, конструкции. Владеть другими видами пересказа (сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.). Готовить развернутый устный или письменный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста, необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения, убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос). Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему. Писать сочинения различных жанров (описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика, в том числе сопоставительная, литературных персонажей, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения). Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта. |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование курса
«Литература»
8класс (68часов)
Программа В. Я. Коровиной
Учебник: Литература. 8кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2011
Учитель: Погорелова Е.Н.
2012 – 2013 год
Учебник: Литература. 8кл.: Учеб.-хрестоматия в2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
Планирование составлено по сборнику «Программы общеобразовательных учреждений. Литература(5-11 классы)».
Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина.
Программы соответствуют федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта
и Федеральному базисному учебному плану
Учитель: Погорелова Е.Н.
№ | № | Тема | Вид работы | ТСО | Подготовка к ГИА, ЕГЭ | Д/З | Дата 8 «В» | Дата 8«Г» |
1 | 1 | Введение. Русская литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся | С.5, вопр.2-4; с.6-8 читать | |||||
2 | 1 | Устное народное творчество (2ч.) Русские народные песни (исторические и лирические). Частушки | Магнитофон | С.12, вопр.1-4; с.14-16 пересказ | ||||
3 | 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком» | Инд.зад.; с.20-26 чит.; с.27,вопр.1-2 | |||||
4 | 1 | Из древнерусской литературы (2ч.) Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | Презентация | ГИА2 | С.32-36 читать, вопр.1-4 | |||
5 | 2 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события | С.37-41 сж.пересказ С.74-77, вопр.1,2,6. | |||||
6 | 1 | Из русской литературы 18 века (2ч.+1ч.) Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме | Презентация | ГИА, ЕГЭ С5 | Текст комедии читать; с.73-74, вопр.2,4 | |||
7 | 2 | Анализ эпизодов комедии. Проблема воспитания истинного гражданина | ЕГЭ С5 | С.74, вопр.5,6; с.80-82, 86 пересказ | ||||
8 | 3 | Социальная и нравственная проблематика комедии. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | Р.р. | С.77-78, вопр.3-5 | ||||
9 | 1 | Из русской литературы 19 века (32ч.+5ч.) И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Видео-двойка | ГИА 1,2 | С.89-93 читать; вопр.1-4, 6. | |||
10 | 2 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума как жанр.«Смерть Ермака» | Магнитофон | С.95-105 читать: И/З | ||||
11 | 3 | А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. Творческая история романа «Капитанская дочка» («История Пугачевского бунта»). Историческая правда и художественный вымысел в романе | Презентация | С.105-122 читать С.216 задания к 1-2 главам | ||||
12 | 4 | Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ 1 и 2 глав. Точность и лаконизм пушкинской прозы, роль эпиграфов, особенности композиции | ГИА, ЕГЭ В1-В7 | С.122-144 читать С.216 задания к 3-5 главам | ||||
13 | 5 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3-5 глав | ЕГЭ В1-В7 | С.144-160 читать, с.217 зад.к 6-7гл. | ||||
14 | 6 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6 и 7 глав | Видео-двойка | ЕГЭ В1-В7 | С.160-195 читать, с.217 зад.к 8-12 гл. | |||
15 | 7 | Четыре встречи Гринева и Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя. Анализ 8-12 глав | ЕГЭ В1-В7 | С. 195-212 читать, с.218 зад к 13-14гл | ||||
16 | 8 | Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга | ЕГЭ В1-В7 | С.219, вопр.5-9 | ||||
17 | 9 | Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость и нравственная красота. Смысл названия повести | Видео-двойка | ЕГЭ В1-В7 | С.212-215пересказ, с. 218, вопр.3,4 | |||
18 | 10 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию | Видео-двойка | ЕГЭ В1-В7 | Развёрнутый план сочинения | |||
19 | 11 | Подготовка к домашнему сочинению по повести «Капитанская дочка» («Пугачев – злодей или добродетель?») | Р.р. Дом.соч. | Видео-двойка | ЕГЭ С5 | Домашнее сочинение | ||
20 | 12 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга | Вн.чт. | С.228-229, вопр.1,2,4 | ||||
21 | 13 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова | Презентация | ЕГЭ В8-В12 | С.230-232 пересказ, с.253-255, 258чит. | |||
22 | 14 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы | ЕГЭ В8-В12 | С. 232-253 читать, С.258,вопр.1-3 | ||||
23 | 15 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. В.Г.Белинский о «Мцыри» | ГИА1,2 | С.255-257 конспект с. 259, зад.1 | ||||
24 | 16 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» («Характеристика Мцыри») | Р.р. Соч. | ЕГЭ С5 | С.260-268 читать, отвечать на вопр. | |||
25 | 17 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве | Презентация | С.268-313 читать, с. 354-355 вопросы | ||||
26 | 18 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» - как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки | Видео-двойка | ГИА, ЕГЭ В1-В7 | С.356, вопр.4-7 | |||
27 | 19 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | ЕГЭ В1-В7 | С.352-354, 355-356, с.357, вопр.11 | ||||
28 | 20 | Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия | Видео-двойка | ЕГЭ В1-В7 | С.313-337 пересказ | |||
29 | 21 | Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4-го действия комедии. Мастерство автора в создании речевых характеристик | Р.р. | ЕГЭ В1-В7 | С.337-352 С.358, вопр.12,13 | |||
30 | 22 | Финал комедии, ее идейно-композиционное значение | ЕГЭ В1-В7 | Развёрнутый план сочинения | ||||
31 | 23 | Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» («Актуальна ли комедия Н.В.Гоголя в 21 веке?») | Р.р Дом.соч. | ЕГЭ С5 | Домашнее сочинение | |||
32 | 24 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества | Вн. чт. | Презентация | ГИА, ЕГЭ В1-В7 | С. 358-390 читать | ||
33 | 25 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | Вн. чт. | ЕГЭ В1-В7 | С.391, вопр.1-3 | |||
34 | 26 | И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася» | Презентация | ГИА, ЕГЭ В1-В7 | Инд.зад. | |||
35 | 27 | История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя | ЕГЭ В1-В7 | Текст повести читать, инд.зад. | ||||
36 | 28 | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя | ЕГЭ В1-В7 | С.3-5 пересказ, с. 14, вопр.4,1,2,5 | ||||
37 | 29 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные для писателя порядки | С. 15-26, вопр.1,2,4; с.26, зад.2 | |||||
38 | 30 | Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. | Инд.зад. | |||||
39 | 31 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о жанре рассказа | Презентация | С.27-29, вопросы, С. 40, вопр.6 | ||||
40 | 32 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» | ГИА, ЕГЭ В1-В7 | С.29-40 читать, С. 40, вопр.1-5 | ||||
41 | 33 | «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Моральная ответственность человека за все происходящее | ЕГЭ В1-В7 | С. 40, вопр.7 | ||||
42 | 34 | «После бала». Особенности композиции рассказа. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа | ЕГЭ В1-В7 | С.45-47, вопросы, С.47-57 читать | ||||
43 | 35 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | Презентация | ЕГЭ В1-В7 | с.57-58 пересказ, вопр.1-5 | |||
44 | 36 | Психологизм рассказа А.П.Чехова «О любви» | ЕГЭ В1-В7 | С.41-44читать, с.44 вопр.5 | ||||
45 | 37 | Поэзия родной природы Урок-концерт | Р.р. | Магнитофон | С.59-66, вопр.2,4 | |||
46 | 1 | Из русской литературы 20 века (13ч.+3ч.) И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика | С.67-75, цитатная характеристика героев | |||||
47 | 2 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье | Развёрнутый план сочинения | |||||
48 | 3 | «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | Р.р. Дом.соч. | ЕГЭ С5 | Домашнее сочинение, С.76-86 читать | |||
49 | 4 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл «На поле Куликовом» | Презентация | ЕГЭ В8-В12 | С.88-95 читать, вопр. 1-3 | |||
50 | 5 | «Россия».Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | Инд.зад. | |||||
51 | 6 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему | Магнитофон | ЕГЭ В8-В12 | С.96-105 читать, вопросы 1,2 | |||
52 | 7 | И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | С.108-113 читать, с.114, вопр.1-3 | |||||
53 | 8 | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | С.114-115 пересказ, с.116-125 читать | |||||
54 | 9 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий | Вн.чт. | С.125-135 читать, с.135, вопр.5 (отзыв) | ||||
55 | 10 | Ироническое повествование о прошлом и современности (Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни») | С.136-137 пересказ, с.138-161 читать | |||||
56 | 11 | А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Автор и его герой в поэме | ГИА, ЕГЭ В8-В12 | С.161 вопр.1, с.162-163 вопр.3,7,12-15 | ||||
57 | 12 | Идейно-художественное и композиционное своеобразие поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма и других светлых черт русского национального характера | ЕГЭ В8-В12 | С.164-189 читать, вопр. 1-5, зад.1 | ||||
58 | 13 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | С.190-192 пересказ, с.192-200 выб.наиз. | |||||
59 | 14 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Урок-конкурс на лучше чтение стихов | Р.р. | Презентация | С.202-220, читать, вопр. 1-4. | |||
60 | 15 | В.П.Астафьев. Тема детства в его творчестве. Отражение реалий довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души русских людей | С. 221-230 читать, развёрнутый план сочинения | |||||
61 | 16 | Сочинение «Моё любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине) | Р.р. Соч. | Магнитофон | ЕГЭ С5 | с.235-252 читать, инд.зад. | ||
62 | 1 | Из зарубежной литературы (7 ч.) У.Шекспир. Писатель и его время. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Презентация | ГИА | С.253-306 читать, инд.зад. | |||
63 | 2 | «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и предрассудков, семейная вражда и преданность любящих | Инд.зад. | |||||
64 | 3 | Ж.-Б.Мольер Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Особенности классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Вн.чт. | ГИА | Инд.зад. | |||
65 | 4 | Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. | Инд.зад. | |||||
66 | 5 | Дж.Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Видео-двойка | С.231-234,вопросы | ||||
67 | 6 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | ||||||
68 | 7 | Итоговый урок. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Рекомендации по чтению книг летом |
Внеклассное чтение – 5
Развитие речи – 9
Сочинения – 2 классных и 3 домашних
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 5 класса(под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая программа по литературе для 5 класса (под редакцией В.Я.Коровиной)на 2012-2013 учебный год...
Рабочая программа по литературе для 8 класса (под редакцией В.Я.Коровиной)
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основн...
Рабочая программа по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
Программа содержит все основные разделы, включая учебное планирование и тематический контроль.Программа рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
Рабочая программа по литературе рассчитана на102 часа. Содержит все необходимые разделы, включая учебно-тематическое планирование и тематический контроль....
Рабочая программа по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего о...
Рабочая программа по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основываетс...
Рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений...