Рабочая программа по литературе для 8 класса (под редакцией В.Я.Коровиной)
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006, учебник Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник в 2-х частях. М. Просвещение 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.8_kl.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куженкинская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы:
________________ /И.Б. Кокорева/
«_______»______________ 2014 г.
Рабочая программа
«Литература»
8 класс
Разработана
учителем русского языка и литературы
I категории
И.Б.Кокоревой
с. Куженкино
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006, учебник Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник в 2-х частях. М. Просвещение 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, 34 учебных недель.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Русская литература и история (1 ч.)
Устное народное творчество (2 ч.). Народные и исторические песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»
Древнерусская литература (2 ч.). «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя А.Невского». «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.
Литература 18 века (3 ч.). Д.И.Фонвизин «Недоросль». Фонвизин и классицизм.
Литература 19 века (34 ч.). И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Стихотворения. «Пиковая дама». М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель». М.Е.Салтыков -Щедрин «История одного города». Н.С.Лесков «Старый гений». Л.Н.Толстой «После бала». Поэзия родной природы (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков). А.П.Чехов «О любви».
Литература 20 века (19 ч.). И.А.Бунин «Кавказ». Историзм Бунина. А.И.Куприн «Куст сирени». А.А.Блок «На поле Куликовом», «Россия». С.А.Есенин «Пугачёв», И.С.Шмелёв «Как я стал писателем», М.А.Осоргин «Пенсне». Журнал «Сатирикон». Теффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни». А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». А.А.Платонов «Возвращение». Стихи и песни о ВОВ. Ч.Айтматов «Ранние журавли». В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
Зарубежная литература (5 ч.) У.Шекспир «Ромео и Джульетта», сонеты. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». В.Скотт «Айвенго».
Итоговое повторение (1 ч.)
Что читать летом? (1ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Что изучается | Всего кол-во часов | Из них внеклассное чтение | Из них развитие речи |
Русская литература и история | 1 | ||
Устное народное творчество | 2 | ||
Древнерусская литература | 2 | ||
Литература 18 века | 3 | ||
Литература 19 века | 34 | 1 | 4 |
Литература 20 века | 19 | 2 | 3 |
Зарубежная литература | 5 | ||
Итоговое повторение | 1 | ||
Что читать летом? | 1 | ||
Всего: | 68 ч. | 3 ч. | 7 ч. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 | Русская литература и история | 1 | |||
2 | Устное народное творчество. Народные и исторические песни. | 1 | |||
3 | Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | |||
4 | Древнерусская литература. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя А.Невского» | 1 | |||
5 | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | 1 | |||
6 | Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество.Классицизм. Комедия «Недоросль» | 1 | |||
7 | Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | |||
8 | Работа с текстом комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | |||
9 | И.А.Крылов. Жизнь и творчество. Басня «Обоз» | 1 | |||
10 | И.А.Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя» | 1 | |||
11 | К.Ф.Рылеев. Жизнь и творчество. «Смерть Ермака» | 1 | |||
12 | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Связь с Тверским краем. Творческая история повести «Капитанская дочка» | 1 | |||
13 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | 1 | |||
14 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | 1 | |||
15 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | 1 | |||
16 | Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | 1 | |||
17 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | 1 | |||
18 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | |||
19 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | |||
20-21 | Р/р Сочинение по повести «Капитанская дочка» | 2 | |||
22 | А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье…» | 1 | |||
23 | Внеклассное чтение «Три злодейства» в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». | 1 | |||
24 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | 1 | |||
25 | Поэма «Мцыри». История создания, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 | |||
26 | Образ Мцыри в поэме | 1 | |||
27 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | 1 | |||
28-29 | Р/р Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | 2 | |||
30 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | 1 | |||
31 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | 1 | |||
32 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | 1 | |||
33 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | 1 | |||
34 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 | |||
35 | Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель» | 1 | |||
36 | М.Е. Салтыков -Щедрин. Жизнь и творчество. Связь с Тверским краем. О произведении «История одного города» | 1 | |||
37 | Анализ произведения «История одного города». | 1 | |||
38 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Рассказ «Старый гений» | 1 | |||
39 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | |||
40 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | 1 | |||
41 | Поэзия родной природы | 1 | |||
42 | А.П.Чехов. Личность и судьба писателя. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | 1 | |||
43 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Тема любви в рассказе «Кавказ» | 1 | |||
44 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 1 | |||
45 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом» | 1 | |||
46 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 | |||
47 | И.С.Шмелёв «Как я стал писателем» | 1 | |||
48 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне» | 1 | |||
49 | Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон». Теффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни» | 1 | |||
50 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | 1 | |||
51 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | 1 | |||
52 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | 1 | |||
53 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | 1 | |||
54 | Р/р Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину | 1 | |||
55 | Внеклассное чтение «У войны не детское лицо» по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли» | 1 | |||
56 | А.А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Возвращение» | 1 | |||
57 | Стихи и песни о ВОВ 1941-1945 гг. | 1 | |||
58-59 | Р/р Сочинение на тему ВОВ | 2 | |||
60 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» | 1 | |||
61 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | |||
62 | У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. Сонеты. | 1 | |||
63-64 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | 2 | |||
65 | Д.Свифт «Путешествия Гулливера» (Главы из романа» | 1 | |||
66 | В.Скотт «Айвенго» (Главы из романа) | 1 | |||
67 | Итоговый тест | 1 | |||
68 | Заключительный урок. Что читать летом? | 1 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Учебник-хрестоматия «Литература 8 кл.» под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина.
- Фонохрестоматия к учебнику литература 8 кл. под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина.
- Мультимедийное приложение к урокам литературы 6-10 кл.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю
Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...
рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...
Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс
Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс. Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...
Рабочая программа по литературе 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа соответствует новым ФГОСам....
Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной
Программа соответствует требованиям ФГОС, рассчитана на 3 часа в неделю....
Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина
Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...