Рабочая программа по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Красильникова Светлана Васильевна

Рабочая программа по литературе рассчитана на102 часа. Содержит  все необходимые разделы, включая учебно-тематическое планирование и тематический контроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 296

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению

на педагогическом совете

 ГБОУ средней школой № 296

Протокол № ________

от _____августа         20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ средней школы № 296

____________ /С.А.Алексеева/

«__»  августа         20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ЛИТЕРАТУРА»

Класс   5 « Б» учебный год  2013 - 2014 количество часов по учебному плану   102 

 Ф. И. О. учителя Красильникова С.В.

        

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«ЛИТЕРАТУРА» 5 класс «Б»

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.– М.: Просвещение, 2009.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 класс. Автор В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
  • Образовательная программа ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского  района Санкт-Петербурга – 2013.
  • Учебный план ГБОУ ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского  района Санкт-Петербурга – 2013.

Цели и задачи обучения по предмету «ЛИТЕРАТУРА» в 5 классе

Цели:

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи:

1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием  и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение  и анализ, основанный на понимании образной природы  искусства слов, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать  художественный текст;

5. овладение возможными алгоритмами  постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

6. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

7. использование опыта общения с произведениями  художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературы в 5 классе составит102 часа.

Из них: контрольные уроки – 3 часов, уроки по развитию речи – 9 часов, уроки внеклассного чтения – 8 часов.

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Контрольная работа

1

1

1

3

Техника чтения

1

1

2

Домашнее сочинение

2

2

3

7

Классное сочинение

2

1

3

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках литературы

На уроках литературы в 5 классе прежде всего значимы межпредметные связи.         Учебный предмет Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры  и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Связан с историей: в 5 – 8 классах обучение строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического  и проблемно-тематического принципов. А в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература 18 века – литература первой половины 19 века), который продолжается в 10 – 11 классах (литература второй половины 19 века – литература  20 века – современная литература).

А также прослеживается связь литературы с предметами эстетического цикла: с музыкой, изобразительным искусством. На уроках литературы пятиклассники учатся описывать картины природы, составлять словесные портреты, сравнивают и сопоставляют художественные произведения, репродукции, музыкальные творения, совершенствуют устную и письменную речь, наблюдают за искусством слова, говорят о музыкальности поэтической речи.

        Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в умении применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, умении понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в умении работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 5 «Б» класса.

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.), темы близкие, понятные пятиклассникам.

Сохраняется преемственность с программой начальной школы.

        Постепенно отходить от принятой формы работы в начальной школе, когда педагог дает ученику уже осмысленную цель, к самостоятельному направленному познавательному поиску, к постановке учебных целей, к освоению и самостоятельному осуществлению контрольных и оценочных действий, к инициативе в организации учебного сотрудничества.

Учитываются возрастные и психологические особенности учащихся.

В классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам, к творческим литературным конкурсам. Учащиеся будут осваивать материал  каждый на своем уровне и в своем темпе. 

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, со справочной литературой.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, с репродукциями картин, иллюстрациями к произведениям.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, таблицы.

Активные методы обучения: групповая и парная работа, проектные работы, драматизация, театрализация, дискуссия.

Средства обучения:

  • для учащихся:

1. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

2. Сайт «Учителя вызывали?» Раздел «Литература» 5 класс (для самостоятельной работы).

  • для учителя:

1. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.- М: ВАКО, 2007.

2. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

3. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии "Литература. 5 класс". Автор-составитель В. Я. Коровина. – М.: Экзамен, 2006.

4. Компьютер с выходом в сеть Интернет.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый
  • промежуточный

        

Формы контроля:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
  • выразительное чтение,
  • заучивание наизусть стихотворных текстов
  • развернутый ответ на вопрос,
  • анализ эпизода,
  • комментирование,
  • характеристика литературного героя,
  • инсценирование,
  • анализ эпизода,
  • тест,
  • подготовка рефератов, докладов, творческих работ,
  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по литературе.


Содержание  учебного курса

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы (кратко)

Введение.  

Книга в жизни человека

1

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

6

Коллективное устное народное творчество – фольклор. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Древнерусская литература

2

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Литература 18 века

2

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Литература 19 века

29

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Литература 20 века

20

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы

18

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Подведение итогов

2

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Задания для летнего чтения.


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по литературе

к концу 5 класса

Обучающиеся должны знать:

1. Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению

2. Наизусть стихотворные тексты, подлежащие обязательному изучению.

4. Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков.

5. Основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

1. Работать с книгой.

2. Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

3. Выявлять авторскую позицию.

4. Выражать свое отношение к прочитанному.

5. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

6. Владеть различными видами пересказа;

7. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

8. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

9. Пользоваться справочной и  энциклопедической литературой.

10. Работать над созданием и редактированием собственных текстов.

Контроль уровня обучения

Объём письменных и устных работ  в 5 «Б» классе

Контрольная работа - 3

Домашнее сочинение  - 7

Классное сочинение - 1

Техника чтения - 2

Чтение наизусть - 10

Перечень терминов

1. фольклор, колыбельная песня, пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

2. летопись, хождение, повесть, погодная запись.

3. роды литературы, жанры литературы, эпос, лирика, драма, ода.

4. басня, баснописец, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория, баллада, рифма, перекрестная рифма, парная рифма, опоясывающая рифма, ритм, стихотворная речь, прозаическая речь, литературная сказка, юмор, ирония, сарказм, сравнение, гипербола, идея, сюжет, рассказ, сравнение, портрет, пейзаж, литературный герой, эпитет, фантастика, звукопись, аллитерация, строфа, антитеза, быль.

5. повесть, сказ, портрет, композиция литературного произведения, драма, пьеса-сказка, ремарка, автобиография.

6. баллада, сказание, приключение, речевая характеристика персонажа.

Пакет контрольно-измерительных материалов

Контрольно-измерительные материалы для оценки

ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

        Акцент делается не на скорость, а на продуктивность (техника + осмысленность).    Нормой, при сохранении вышеназванных параметров, для учащихся среднего звена считается 90 – 115 слов в минуту.

Материал для контроля техники чтения в 1 полугодии

Прочитайте отрывок из рассказа Е. И. Носова «Как ворона на крыше заблудилась».

        На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала  хлеб свой насущный. 43

        Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.
Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек?  Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны.
75
Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить!
83

        Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы. 130  

        Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом. 156  
        Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста! 
196


        Выполните задания.

1)    Дать характеристику вороне.

2)    Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:

«Обыкновенная ворона»;
«Как ворона хлебный мякиш потеряла»;
«Ворона на крыше»;
«Хлеб для вороны»;
«Хлеб исчез!»

3) Ответить на вопросы:
-    Как жилось вороне зимой?
-    Кого боялась ворона?
-    Какие неприятности  случились с вороной?

Материал для итогового контроля во 2 полугодии

 Прочитайте отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Лесной доктор».

        Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. 41

        Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес. 105

        – Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали? 125

        – Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт. 138

        Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. 161 Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. 181 И второй раз, и третий, и четвёртый… 188 Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. 196 Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. 210

        Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея. 219

        – Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. 230

        Пареньки подивились. 232

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Что можно сказать о Пришвине по его рассказу?

(Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).

2)    Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
Весной в лесу
Срубленное дерево
Экспонат для музея

Лесной доктор  (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).

3) Что означают выражения дупляные птицы (птицы, живущие в дуплах), сухостойный лес (в лесу стоят засохшие деревья), стеклянный завод (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?

Оценка техники чтения

Оцениваем способ чтения (по слогам или целыми словами),  правильность (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения), темп чтения, осознанность.        

        Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по подготовленному тексту (прозаическому и стихотворному).

        Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по общему впечатлению. Если есть сомнения, можно попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонаций, пауз, мелодики (повышения и понижения голоса). Оценки: отлично (3 балла), хорошо (2 балла), удовлетворительно (1 балл).

         Осознанность чтения. Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «5». При затруднении переходит во 2 заданию на «4». Если не может выполнить его, отвечает на вопрос 3, за правильные ответы -  оценка «3».                                        

 

Произведения для заучивания наизусть

1. В. А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

2. И. А. Крылов. Басни.

3. А. С. Пушкин. «У лукоморья...»

4. Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»,

5. отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную…»)

6. Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

7. А. А. Фет. «Весенний дождь».

8. М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

9. По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

10. По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

                                       Контроль уровня обученности учащихся

Предмет – литература, класс – 5  (базовый уровень, 3 часа в неделю, всего 102)

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Контрольная работа

1

1

1

3

Техника чтения

1

1

2

Домашнее сочинение

2

2

3

7

Классное сочинение

2

1

3

                                                                      5 « Б» КЛАСС

ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ

ЧАС

ИЗ НИХ

К/Р

Наизусть

Тех. чт.

Р/Р

Вн. чт.

1. Введение.  Книга в жизни человека

1

2. Устное народное творчество

6

1

3. Древнерусская литература

2

4. Литература 18 века

2

5. Литература 19 века

29

2

7

1

3

2

6.  Из русской литературы 20 века

20

1

3

1

3

2

7.  Из зарубежной литературы

8

1

4

8.  Подведение итогов

2

1

Итого

102

3

10

2

9

8

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений в 5 классе должен быть примерно таким: 1 – 1,5 тетрадные страницы.

Любое сочинение в 5 классе проверяется не позднее недельного срока, оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В 5 классе оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая – к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях (+ CD mp3) ФГОС / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по литературе.

  • литература для учителя (основная и дополнительная):

1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

2. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 класс. Автор В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

3. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс: Учебное пособие. – М. : Дрофа, 2013.

4. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии "Литература. 5 класс". Автор-составитель В. Я. Коровина. – М.: Экзамен, 2006.

5. Уроки литературы. 5 класс: Методическое пособие к учебнику; под редакцией В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2009.

6. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. Автор Беляева Н. В. – М.: Просвещение, 2012.

7. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 5 класс". Автор В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012.

  • литература для обучающихся  (основная и дополнительная):

1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М. : Айрис Пресс, 2010.

2. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. язык, 2003.

3. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2013.

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы:

1. Видеоуроки из цикла «Русская литература» канала «Бибигон» (YouTube)

2. Презентации, подготовленные учителем к урокам

3. http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass

4. http://school-collection.edu.ru/

  • информационно-техническая оснащенность учебного кабинета:

Компьютер учителя с выходом в Интернет


Учебно-тематический план

тема

Кол-во часов по плану

Контрольные работы

практическая часть

класс

Наизусть

Техника чтения

Развитие речи

Внекл. чтение

1. Введение.  Книга в жизни человека

1

2. Устное народное творчество

6

1

3. Древнерусская литература

2

4. Литература 18 века

2

5Литература 19 века

29

1

6 Из русской литературы 20 века

31

1

1

7.  Из зарубежной литературы

18

2

Р. Стивенсон

1

Д. Дефо

1

1

Х. Андерсен

3

1

Ж. Санд

1

1

М. Твен

1

1

Д. Лондон

1

1

8.  Подведение итогов

2

1

1

Итого

102


Календарно-тематическое планирование по литературе

на 2013 – 2014  учебный год

№№ п/п

№ урока в теме

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

формы

контроля

Оборуд-ние

Виды деят-ти

Дата

проведения

(неделя)

план

факт

Введение.  Книга в жизни человека. 1 ч

1

1

Введение. Книга в жизни человека.

Уметь: работать с книгой.

Термины: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление; автор, художник, редактор, корректор, наборщик.

Беседа, тест

Книги

Объяснение значения слов А. С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение».

Составление плана статьи учебника

Устное народное творчество. 6 ч

2

1

Устное народное творчество. Малые формы фольклора. Детский фольклор.

Знать: о  фольклоре, коллект. и индивид. в фольклоре. Что такое детский фольклор.

Термины: фольклор, устное народное творчество.

Уметь: отгадывать загадки, отлич. др. от др.  мал. жанры фол.

Рассказ учителя, беседа

Книги презентация

Ответы на вопрос:

- почему у каждого народа свой фольклор?

Практическая работа: различие  пословиц и поговорок.

3

2

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик героини.

Знать: жанров. особ. сказки, виды сказок.

Уметь: определять характерные для сказок обороты речи, использование их при сказывании сказок, сопостав. эпизоды ск., сказоч. героев с их изображ. в живописи, графике, формулиров. мораль сказки.

Обучение чтению, беседа

Презентация

Сказывание волш. ск.

Выразительное чтение. Составление плана, характеристики главных героев.

4

3

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

Знать: о животных-помощниках, роль чудесн. противников, о связи сказочных формул с древними мифами. Фантастика.

Обучение чтению, беседа

Схема

Пересказ.

Дистанционная работа.

5

4

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания.

Уметь: пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о главном герое.

Обучение чтению, беседа

Иллюстрации

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

6

5

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Знать: представления народа (о добре, зле, справедливости).  

Теория: сказка,  виды сказок,  гипербола, постоян.  эпитеты, сравнение.

Уметь: различ. сказки (о живот., быт., волш.)

Обучение чтению, беседа

Таблица

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

7

6

Р/Р  Мои любимые русские народные сказки.

Знать: русские народные сказки. Уметь: обосновывать свой выбор.

Практикум

Р/Р

Обучение домашнему сочинению

Древнерусская литература. 2 ч

8

1

Древнерусская литература. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как  литературный памятник.

Знать: о возникнов. письменности у вост. славян, возникнов. древнерус. литер. Теория: летопись.

Уметь: находить отзвуки фольклора в летописи.

Обучение чтению, беседа.

Презентация

Составление цитатного плана.

Дистанционная работа.

Литература 18 века. 

9

1,2

Литература 18 века.

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

Знать: жизнь и творчество М. В. Ломоносова.

Уметь: кратко рассказывать о жизни писателя. Определять научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория: роды лит-ры (эпос, лирика, драма). Жанры литературы.

Рассказ, работа с текстом, беседа.

Презентация

Сообщение о жизни и творчестве,    выразительное чтение  стихотворения.

Литература 19 века.  29 ч

10

1

Литература 19 века.

Вн. чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

Знать: о жанре басня, истоки басенного жанра, баснописцев.

Вн. чт.

Презентация

11

2

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

Знать: о творчестве баснописце.

Теория:  басня, эзопов язык, аллегория, мораль.

Уметь: находить в баснях человеческие  пороки: грубая сила, жадность, хитрость, неблагодарность.

Рассказ учителя, обучение чтению

Презентация

мультфильм

Работа с текстами. Выразительное чтение басен.

Инсценирование.

ИКТ

12

3

И. А. Крылов. «Волк и Ягненок»

Знать:  знать об обличении человечес. пороков.

Уметь: находить в баснях человеческие  пороки: грубая сила.

Теория:  аллегория, мораль.

Беседа, обучение чтению

Презентация

Работа с текстом. Выразительное чтение басен.

Дистанционная работа.

13

4

И. А. Крылов. «Волк на псарне»

Знать: об  отраж. ист. событий в басне.

Уметь: определять патриот. позицию автора.

Теория:  аллегория, мораль.

Беседа, обучение чтению

Презентациякроссворд

Работа с текстом. Выразительное чтение басен.

Подготовка рисунков.

Инсценирование.

14

5

В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной сказки.

Уметь: рассказывать  о поэте. Находить сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Рассказ учителя, обучение чтению

Иллюстрации

Работа с текстом. Выразительное чтение сказки.

15

6

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллыды.

Знать: что такое благородство и жестокость.

Герои баллады.

Теория: баллада (представление).

Беседа

Тест

Работа с текстом.

Дистанционная работа.

16

7

А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа няни.

Знать: о жизни творчестве А. С. Пушкина.

Уметь: рассказывать кратко о жизни поэта (детство, учеба).

Определять тему стих.  (одиночества, грусти).

Рассказ учителя, беседа

Иллюстрации

Выразительное чтение наизусть.

Анализ текста.

Составление диафильма.

17

8

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Теория: речь (стихотворная, прозаическая). Рифма, строфа, способы рифмовки.

Уметь: определять мотивы и сюжеты «У Лукоморья дуб зеленый…»

Беседа, обучение чтению

Мультфильм

Выразительное чтение наизусть.

Составление диафильма, мультфильма.

18

9

К/Р по изученным произведениям (сказки русские народные и литературные).

Знать: изученные произведения, теоретические сведения.

Уметь: письменно отвечать на вопросы.

К/Р

(ответы на вопросы//  тестовые задания)

Листы, бланки

К/Р

19

10

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке.

Знать теорию: рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Уметь: давать хар-ки героям.

Обучение чтению, беседа

Схема,

мультфильм

Выразительное чтение наизусть отрывков.

20

11

Р/Р Сходство и различие литературной и народной сказки.

Знать: понятие  «бродячие сюжеты»,

о поэтичности, музыкальности, пушкинской сказки.

 Уметь: сопост. с рус. нар. сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм.

Практикум

Р/Р

Обучение домашнему сочинению

21

12

Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и реальное.

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительн. чтения.

Рассказ учителя, беседа

Мультфильм

Пересказ.

Выразительное чтение.

Дистанционная работа.

22

13

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Беседа, обучение чтению

Пересказ.

Выразительное чтение

23

14

М. Ю. Лермонтов.

«Бородино». Историческая основа стихотворения.

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Теория: сравнение, гипербола, эпитет, метафора..

Уметь: кратко рассказывать о поэте.

Воспроизведение историч. события устами рядового участника сражения.

Рассказ учителя, обучение чтению

Презентация

Выразительное чтение наизусть.

24

15

М. Ю. Лермонтов.

«Бородино». Особенности поэтических интонаций.

Знать: что такое звукопись стихотв. (аллитерация).

Уметь: находить с помощью учителя в тексте сравнения, гиперболы, эпитеты, метафоры. 

Мастерство поэта в создании батальных сцен. Сочет. разгов. интонац. с патриотич. пафосом стихотворен.

Беседа, обучение чтению

Видео

Выразительное чтение наизусть.

Анализ текста.

Дистанционная работа.

25

16

Н. В. Гоголь.

Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место».

Знать: факты жизни писат., связ. с истор. создания сборн. «Вечера на хуторе..

 

Уметь: рассказ. о нар. преданиях, использов. текст повести.

Рассказ учителя, обучение чтению

Презентация

Составление вопросов  к учебной статье.

Составление таблицы «Язык повести».

26

17

Н. В. Гоголь. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория.

Фантастика. Юмор.

Беседа, обучение чтению

Таблица

Составление таблицы.

Ответы на вопрос:

как соединились в повести фантастика и реальность?

27

18

Н.А. Некрасов. Стихотворение

«На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Уметь: сопоставлять содерж. стих.  с карт. И. Репина «Бурлаки на Волге», работать с картинами природы. Вера в силы народа, лучшую его судьбу.

Рассказ учителя, обучение чтению

Репродукция

Анализ стихотворения.

Выразительное чтение наизусть.

Дистанционная работа.

28

19

Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Знать: понятие «эпитет».

Уметь: видеть

картины вольной жизни крест. детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Находить речевые хар-ки персонажей.

Вн. чт.

Иллюстрации

Анализ произведений.

Ответ на вопрос: «Как я отношусь  к героине поэмы?»

29

20

И. С. Тургенев. «Муму». Быт и нравы крепостной России.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Уметь: расск.  о твор. Эпоха крепост. права.

Рассказ учителя, обучение чтению

Аудиозапись

Пересказ.

Составление плана.

Дистанционная работа.

30

21

И. С. Тургенев. «Муму».

Нравственный облик Герасима.

Духовные и нравств. кач-ва Герасима: сила, достоинство, сострад. к окруж., великодуш., трудолюбие.

Немота гл. героя – символ немого протеста крепостных.

Беседа

Практикум

Мультфильм

Чтение диалогов.

Хар-ка Герасима.

31

22

Р/Р  Мастер портрета и пейзажа – И. Тургенев.

Знать: понятие «литерат-ный герой».

Уметь: работать с текстом, док-ть свои мысли.

Практикум

Р/Р

Подготовка к домашнему сочинению «Что воспевает И. Тургенев в образе Герасима?»

32

23

К/Р  по творчеству

А. Пушкина,

М. Лермонтова,

Н. Гоголя, Н. Некрасова,

И. Тургенева.

Знать: творчество изученных авторов.

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

К/Р

(ответы на вопросы//  тестовые задания)

Лист,

бланк

К/Р

33

24

А. А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь».

Знать: о творчестве  поэта.

Уметь: расск. о поэте, находить изобр.-выр. средства, говорить об изобр. природы в ст.

Рассказ учителя. Практикум

Иллюстрации

Анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть.

34

25

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Знать: факты о жизни писателя, связанные с войной на Кавказе;  ист. созд. произв. Сравнение, сюжет.

Уметь давать хар-ку героя, отбирать м-л из худож-го произвед. 

Беседа, обучение чтению

Видео

Пересказ.

Выразительное чтение.

Дистанционная работа.

35

26

Р/Р  Обучение сравнительной характеристике.

Знать: что значит сравнить.

Уметь давать сравн. характеристику.

Практикум

Р/Р

Подготовка к домашнему сочинению.

Жилин и Костылин.

36

27

А. П. Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

Знать: сведения о жизни и творчестве. Теория. Юмор.

Речь персонажей как средство их характ-ки. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Беседа, обучение чтению

Чтение по ролям. Инсценирование.

Дистанционная работа.

37

28

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе.

Ф. И. Тютчев, И. С. Никитин, А. П. Плещеев.

Знать: ритм – средство передачи настроений.

Уметь: выразительно читать произведения

и анализировать их.

Урок-концерт

Практикум

Проект

Презентация

Видео

Группы

Выразительное чтение наизусть.

Анализ  стихотворений.

38

29

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе.

А. Н. Майков, И. З. Суриков, А. В. Кольцов.

Знать: ритм – средство передачи настроений.

Уметь: выразительно читать произведения

и анализировать их.

Урок-концерт

Иллюстрации

Выразительное чтение наизусть.

Анализ  стихотворений

Из русской литературы 20 века. 20 ч

39

1

Из русской литературы 20 века. 

Вн. чт. И. А. Бунин.

Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Уметь: кратко расск. о писателе. Кровное родство героев с бескрайн. просторами русской земли.

Вн. чт.

Иллюстрации

Чтение.

Обсуждение:

- В чём своеобразие языка Бунина?

- О чём размышляет автор в конце рассказа?

40

2

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Знать: факты жизни  писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи.

Беседа, обучение чтению

Видое

Комментированное чтение.

Ответы на вопросы.

41

3

 В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Портрет как средство изображ. героев.

Знать: понятия портрет, контраст.

Жизнь семьи Тыбурция.

Беседа, практикум

Таблица.

Комментированное чтение.

Ответы на вопросы.

42

4

Р/Р Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Знать: композиция литер. произведения.

Уметь: работать с текстом, доказывать свои мысли.

Беседа, практикум

Р/Р

Подготовка к дом. соч.

Обсуждение:

1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2. Два отца: Тыбурций и судья. 3. Вася и его отец: от вражды к пониманию. 4. Маруся и Соня: два детства.

43

5

С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта.

Уметь: работать с поэтическим текстом. Видеть своеобразие языка есенинской лирики. 

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Презентация

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Анализ стихотворений.

44

6

П. П. Бажов.

«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы.

Знать: свед. о жизни и творч-ве сказителя.

Уметь: различать сказка и сказ., расск. о пис., опред. реальное и фантаст. Своеобр. языка, интонац. сказа.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Видео

Чтение  сказа.

Беседа по вопросам.

Дистанционная работа.

45

7

К. Г. Паустовский.

Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Знать: сведения о жизни и творчестве. Уметь: кратко расск. о писателе. Находить реальное и фантаст. в сказках. Определять тему произв., пробл.

Рассказ учителя.

Беседа.

Иллюстрации

Сообщение. Пересказ.

Дистанционная работа.

46

8

К. Г. Паустовский.

Роль пейзажа в сказке

 «Теплый хлеб». Нравственные проблемы

Знать: понятия – доброта,  сострадание.

Уметь: давать хар-ку героям, оценку их поступкам.

Практикум

Таблица

Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

47

9

Вн. чт. К. Паустовский. «Заячьи лапы».

Природа и человек в произведении.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

Вн. чт.

Иллюстрации

Чтение рассказа. Беседа по вопросам.

48

10

С. Я. Маршак.  

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Столкновение добра и зла.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Понятия: добро и зло. Драма - род лит-ры. Пьеса-сказка.

Уметь: рассказывать о писателе, находить положит. и отриц. черты  героев.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Беседа.

Мультфильм

Выразительное чтение по ролям.

Дистанционная работа.

49

11

Р/Р  С. Я. Маршак.  

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.

Знать: особ. пьесы-сказки, юмор.

Уметь: анализировать картины пьесы, хар-ть героев, хар-ры, измен. их повед. в зав. от сит.

Практикум

Р/Р 

Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке».

50

12

А. П. Платонов. Маленький мечтатель в рассказе «Никита»

Знать: сведения о жизни и творчестве.

Теория: фантастика.

Уметь: рассказывать о писателе. Жизнь - борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Беседа.

Таблица

Составление плана рассказа о главном герое.

Ответ на вопрос:

- Какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

Пересказ.

51

13

К/Р  по изученным произведениям

(из русской лит. 20 века)

Знать: творчество изученных авторов.

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

К/Р

Листы, бланки

К/Р

52

14

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера юного героя через испытания.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Понимать что такое бесстрашие, терпение, любовь к природе.

Автобиографичность литер. произведения.

Уметь: хар-ть чув-ва, повед. мальч., испол. авторскую лексику.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Схема

Пересказ

(история с глухарём).

Ответ на вопрос:

- Зачем эта история введена в рассказ?

Чтение по рол.: встреча Васютки с экипажем бота «Игарец».

53

15

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

«Открытие» Васюткой нового озера.

Знать: определение  автобиография. Автобиографичность литер. произведения.

Поним. отн. Васютки к окруж. его миру.

Беседа.

Иллюстрации

Сопоставление эпизодов.

Пересказ эпизода

«Первая ночь в лесу».

54

16

Р/Р  Классное сочинение

«Поэтизация русской природы в литературе ХХ века».

Знать: что такое поэтизация.

Уметь: работать с текстом, доказывать свои мысли.

Сочинение

Листы, тексты

Р/Р 

Классное сочинение

55

17

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Знать: авторов стих.; уметь выр. чит. стих., представл. картины, кот. создают поэты.
Уметь: опред. худ. ср-ва выразител-ти, опред. их роль.

Практика

Проект

Музыка

Видео

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

56

18

Образ Родины в стихах ХХ века о природе.

 А. А. Прокофьев,

Д. Б. Кедрин,

Н. М. Рубцов.

Уметь: наход. в стих. пейзажные зарисовки, обобщие образы России.

Урок-концерт

Презентации

Музыка

Видео

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

57

19

Писатели улыбаются.

Саша Чёрный.  

Образы детей в рассказах.

Знать: биограф. свед. о С. Чёрном, о творч.

Теория: юмор.

Уметь: охарактер-ть повед., хар-р гл. героя, его душевные и нравственные кач-ва.

Рассказ учителя.

Беседа.

Иллюстрации

Выразительное чтение отрывков из рассказа. Рассказ о гл. герое. 

58

20

Стихотворения

о Великой Отечественной войне.

Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Знать: авторов стих.; уметь выр. чит. стих., представл. картины, кот. создают поэты.
Уметь: опред. худ. ср-ва выразител-ти, определять их роль.

Урок-концерт

Презентация

Музыка Видео

Проект

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

Из зарубежной литературы. 8 ч

59

1

Из зарубежной литературы.

Р. Л. Стивенсон.

Баллада «Вересковый мёд».

Знать: свед. о жизни и творч. писателя.

Теория. Баллада.

Уметь: находить худ. средства выразител., опр. их роль в тексте,  рассуждать о подвиге героя во имя сохран.

традиций предков.

Рассказ.

Беседа.

Практика.

Иллюстрации

Выразительное чтение наизусть.

Анализ баллады.

60

2

Д. Дефо.

«Робинзон Крузо» –

произведение о силе человеческого духа.

Знать: свед. о жизни и творч. писателя.

Уметь: рассказывать о писателе.

Рассуждать о хар-ре героя, о возможностях чел-ка.

Рассказ.

Беседа.

Видео

Выразительное чтение.

Дистанционная работа.

61

3

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

Знать: свед. о жизни и творч. писателя.

Уметь: рассказывать о писателе.

Давать хар-ки героям.

Рассуж. о симв. смысле, о фантастич. образах, о худож. деталях в сказке.

Рассказ.

Обучение чтению.

Видео

Сообщение.

Дистанционная работа.

62

4

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Внутренняя красота героини.

Знать: содержание сказки.

Уметь: выдел. ключ. эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы.

Рассказ.

Обучение чтению.

Беседа.

Мультфильм

Иллюстрации

Составление слов. портрета. Пересказ.

Работа с иллюстрацией. Ответ на вопрос:

- Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

63

5

Р/Р  Любимые сказки

Х. К. Андерсен.

Знать: сказки Х. К. Андерсена, особенности творч.

Уметь: анал. фрагм., охар-ть героев, док-ть свои мысли текстом.

Беседа. Практика.

Р/Р 

Книги

Р/Р

Подготовка к дом. соч.

«Добро и зло в сказках Андерсена».

64

6

Вн. чт. Ж. Санд.

«О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Знать: жизнь и творч. Писателя.  

Уметь: давать речев. хар-ку персонажам.

Вн. чт.

Текст

Беседа по вопросам.

65

7

Вн. чт. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Внутренний мир героев.

Знать: свед. о жизни и творч. писателя.

Уметь: дав. реч. хар.  Говорить о дружбе   находчивости, играх.

Вн. чт. 

Видео

Работа с книгой.

Пересказ. Беседа.

Дистанционная работа.

66

8

Вн. чт. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Знать: биографию. Уметь: объясн. смысл рассказа; специфику. Рассуж. о мастерстве писателя в поэтич-ом изображ. жизни северн. народа.

Вн. чт.

Презентация

Работа с книгой.

Пересказ. Беседа.

Дистанционная работа.

Подведение итогов. 2 ч

67

1

Подведение итогов.

Р/Р  Мое любимое изученное произведение.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа.

Практика.

Книги

Беседа.

Дистанционная работа.

68

2

Обобщение и систематизация знаний.

Путешествие по стране «Литература».

Задания для летнего чтения.

Урок-праздник.

Игра.

Презентация

Ответы на вопросы.

Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю

Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...

рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...

Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс

Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс.         Настоящая  программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...

Рабочая программа по литературе 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа соответствует новым ФГОСам....

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной

Программа соответствует требованиям ФГОС, рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина

Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...