Рабочая программа по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
рабочая программа (литература, 6 класс) по теме
Программа содержит все основные разделы, включая учебное планирование и тематический контроль.Программа рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на педагогическом совете ГБОУ средней школой № 296 Протокол № ________ от _____августа 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ средней школы № 296 ____________ /С.А.Алексеева/ «__» августа 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Литература »
Класс 6 «Б» учебный год 2013/2014 количество часов по учебному плану 68
Ф. И.О. учителя Красильникова С.В.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Литература» 6 класс
Нормативная основа программы
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования по литературе. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Программа по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.
- Образовательная программа ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга – 2013
- Учебный план ГБОУ ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга – 2013
Цели и задачи обучения по предмету «Литература» в 6 «В» классе
Цели:
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения;
Задачи:
- развить потребность в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения,
- развить эмоциональную сферу восприятия учащегося текста,
- научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними,
- научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и средства, используемые автором,
- включить ученика в творческую деятельность с усилением самостоятельности от класса к классу. Сочинения-миниатюры. Описания, размышления.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2013/2014года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение литературы в 6 «В» классе составит 68 часов.
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
№ | основные разделы | Кол-во часов | количество | |||||||
сочинений | уроков развития речи | тестов | контрольные работы | наизусть | внеклассного чтения | проверок техники чтения | проверочные работы | |||
1 | Введение и подведение итогов | 1 | 1 | |||||||
2 | Устное народное творчество | 2 | 1 | 1 | ||||||
3 | Древнерусская литература | 2 | ||||||||
4 | Литература XVIII века | 2 | 1 | |||||||
5 | Литература XIX века | 27 | 3 | 1 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | |
6 | Литература XX века | 19 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
7 | Литература народов России | 2 | ||||||||
8 | Мифы Древней Греции | 2 | 1 | |||||||
9 | Зарубежная литература | 9 | 1 | 1 | 4 | 1 | ||||
10. | Итоговые уроки | 2 | 1 | |||||||
ИТОГО: | 68 | 5 | 4 | 8 | 4 | 7 | 7 | 2 | 3 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках литературы
На урока литературы в 6 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как история, мировая художественная культура, так как у учащихся формируется умение
- Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике
- Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении
- Сопоставлять героев и сюжет разных произведений
- Выделять общие свойства произведений
- Осмысливать роль художественной детали
- Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения
- Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 6 «Б» класса. Это позволит организовать учебный процесс на основе принципов индивидуализации и дифференциации.
Несколько обучающихся класса в состоянии самостоятельно или под руководством учителя выполнять основные мыслительные операции: сравнивать, находя сходства и различия, выделять главное, обобщать, выстраивать алгоритмы действий. У большинства обучающихся данного класса развита кратковременная память. Наблюдается дефицит внимания, слабая его переключаемость. Дети быстро утомляются, поэтому им необходима частая смена видов деятельности, разнообразные интересные формы, что предусмотрено данной программой.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, дискуссия, метод проектов…
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, … и др.), технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
Используемые виды и формы контроля
Промежуточный:
- Пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
- Выразительное чтение,
- Развернутый ответ на вопрос,
- Анализ эпизода,
- Комментирование,
- Характеристика литературного героя,
- Инсценирование.
Итоговый:
- Тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по литературе.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2-х частях.В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 6 класс. Москва «Просвещение» 2012г
Содержание рабочей программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по литературе
к концу 6 класса
Обучающиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления)) ; жанры литературы(начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Обучающиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования , роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по данной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиография и др.);
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Контроль уровня обучения
Объём письменных и устных работ в 6 классе
Контроль уровня обученности учащихся
Предмет – литература, класс – 6 (базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ | основные разделы | Кол-во часов | количество | |||||||
сочинений | уроков развития речи | тестов | контрольные работы | наизусть | внеклассного чтения | проверок техники чтения | проверочные работы | |||
1 | Введение и подведение итогов | 1 | 1 | |||||||
2 | Устное народное творчество | 2 | 1 | 1 | ||||||
3 | Древнерусская литература | 2 | ||||||||
4 | Литература XVIII века | 2 | 1 | |||||||
5 | Литература XIX века | 27 | 3 | 1 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | |
6 | Литература XX века | 19 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
7 | Литература народов России | 2 | ||||||||
8 | Мифы Древней Греции | 2 | 1 | |||||||
9 | Зарубежная литература | 9 | 1 | 1 | 4 | 1 | ||||
10. | Итоговые уроки | 2 | 1 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по литературе
Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий.
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.
Критерии оценивания презентаций.
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | ||
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | ||
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | ||
- ссылки – все ссылки работают | ||
Средняя оценка по дизайну | ||
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
- материал изложен в доступной форме; | ||
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | ||
- слайды расположены в логической последовательности; | ||
- заключительный слайд с выводами; | ||
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | ||
Средняя оценка по содержанию | ||
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
- ученик владеет материалом своей темы; | ||
Средняя оценка по защите проекта | ||
Итоговая оценка |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания динамики
литературного развития каждого учащегося
В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:
Эмоциональная реакция | - выразительное чтение; - ответы на вопросы после первого чтения произведения; - оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом; -сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки. |
Осмысление содержания | - составление плана содержания; - сжатый пересказ; - комментирование текста; - ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера; - рассмотрение композиции художественного произведения; - сопоставление литературных произведений; - сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции. |
Работа воображения | - творческие пересказы (с изменением лица рассказчика); - устное словесное рисование; составление киносценария; - инсценирование; -домысливание сюжета; - реконструкция внесценических эпизодов драмы. |
Реакция на художественную форму | - пересказ, близкий к тексту; - стилистический анализ; - оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования; Сопоставление произведения и его реальной основы. |
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую подготовленность класса в той или иной сфере литературного развития.
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе
Литература для учителя (основная и дополнительная);
- Литература 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. – М.: Просвещение, 2011
- Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 6 кл. – М.: Просвещение, 2003
- Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008
- Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000
- Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы: 6кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература. 6 класс. Поурочное планирование: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2004.
Литература для обучающихся (основная и дополнительная);
- Мифы, сказания, легенды народов мира.
- Гомер. Илиада. Одиссея.
- Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.
- Н.С. Лесков. Человек на часах.
- Л.Н. Толстой. Хаджи-Мурат.
- В. К. Железников. Чудак из шестого «Б».
- Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы 6 кл. – М.: Просвещение, 2003
Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
- Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс.
- Электронное приложение к учебному пособию Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. – М.: Просвещение, 2011
- DVD к/ф «Уроки французского»
- DVD к/ф «Дубровский»
- DVD
- к/ф «Иллиада»
- DVD
- к/ф «Одиссея»
- DVD к/ф
- «Барышня – крестьянка»
- DVD к/ф «Алые паруса»
- DVD к/ф «Ночь перед Рождеством»
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение | Сочинения | Внеклассное чтение |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Древнерусская литература | 7 | 1 | 2 |
3 | Русская литература XV111 века | 2 | ||
4 | Русская литература Х1Х века | 32 | 5 | 2 |
5 | Русская литература ХХ века | 15 | 1 | 1 |
6 | Произведения зарубежной литературы | 6 | 1 | |
7 | Повторение, обобщение | 5 | ||
ИТОГО | 68 | 8 | 5 |
Выполнение практической части
Четверть | Количество часов | Сочинение | Контрольная работа |
I | 17 | 1 | |
II | 16 | 2 | |
III | 20 | 1 | |
IV | 15 | 2 | |
Год | 68 | 2 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по литературе
на 2013 – 2014 учебный год 6 «Б» класс
№№ п/п | № урока в теме | Тема урока, тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | формы контроля | Оборудование | Виды деятельности | Дата проведения (неделя) | |
план | факт | |||||||
Введение | ||||||||
1 | 1 | Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». | Знать о роли книги в жизни человека | Развёрнутый ответ на поставленный вопрос | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
Устное народное творчество | ||||||||
2 | 1 | Обрядовый фольклор. | Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен | Вопросы Подобрать синонимы | презентация | Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение об обрядах разных народов | ||
3 | 2 | «Что за роскошь, что за смысл» Пушкин). Пословицы и поговорки | ||||||
Древнерусская литература | ||||||||
4 | 1 | Русская летопись. | Знать определение понятий; понимать значение летописи | Контроль чтения, устный опрос. | Презентация | Лекция Беседа, работа с книгой | ||
Произведения русских писателей 18 века | ||||||||
5 | 1 | Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха» | Знать жанр басни; Творчество И.А.Крылова; история и сюжет басни | Выразительное чтение, вопросы | Фонохрестоматия .Портрет писателя М.И. Дмитриева, тексты басен, иллюстрации к ним | Коллективная. Групповая: инсценирование басни, создание иллюстрации к басням с цитатами. | ||
6 | 2 | И.А. Крылов. . Слово о баснописце. Басня. «Осел и Соловей» | ||||||
Произведения русских писателей 19 века | ||||||||
7 | 1 | .А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества. | Знать историю создания романа; Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы, оценивать поведение героев Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе Знать содержание глав; уметь составлять устное описание портрета героя | Вопросы, выразительное чтение | Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение наизусть; сочинение миниатюра «Дружба в моей жизни». | |||
8 | 2 | А.С.Пушкин Анализ стихотворения «И.И.Пущину» | ||||||
9 | 3 | А.С.Пушкина Стихотворение «Узник». | ||||||
10 | 4 | Р.р. Мотивы единства красоты природы и красоты человека | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
11 | 5 | А.С Пушкин О романе «Дубровский» | Фрагменты из к/ф «Дубровский» | Работа с книгой | ||||
12 | 6 | Изображение русского барства | Работа с книгой | |||||
13 | 7 | Протест Владимира Дубровского э | Анализ текста Вопросы; Гл.17 пересказ эпизода близко к тексту Вопросы Сочинение сравнительная характеристика Вопросы, анализ текста, пересказ эпизодов | Письменная работа | ||||
14 | 8 | Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. | Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе Знать содержание глав; уметь составлять устное описание портрета героя Знать определение понятий «сюжет», «композиция» Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы Знать сюжет и героев повести А.С.Пушкина | Работа с книгой | ||||
15 | 9 | Романтическая история любви Владимира и Маши | Письменная работа | |||||
16 | 10 | Изображение русского барства.. | Работа с книгой | |||||
17 | 11 | Р/р Подготовка к сочинению | ||||||
17 | 12 | Р.р. Сочинение. | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
18 | 13 | Вн.чт.А.С.Пушкин. «Повести Белкина» | Работа с книгой | |||||
19 | 14 | Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
20 | 15 | М. Ю. Лермонтов Слово о поэте« | Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.; Понимать настроение стихотворений | Вопросы, выразительное чтение Анализ стихотворений | презентация http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415- | Письменная работа | ||
21 | 16 | Человек и природа в стихотворениях Лермонтова.. | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
22 | 17 | Практикум Анализ стихотворения. | ||||||
23 | 18 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. | Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника» | |||||
24 | 19 | Картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
25 | 20 | Символический смысл финала произведения. | ||||||
26 | 21 | А.А.Фет. Жизнеутверждающее начало в лирике | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Анализ стихов; выразительное чтение | Работа с книгой | |||
27 | 22 | Ф.И.Тютчев. Поэзия и мир природы. | ||||||
28 | 23 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте «Железная дорога». | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Вопросы, анализ текста. | презентация | Письменная работа | ||
29 | 24 | Вн.чтение Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». | Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
30 | 25 | И. С. Лесков. Сказ как форма повествования. Изобр | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование»; содержание рассказа Знать содержание рассказа; уметь объяснять авторское отношение к героям, роль образа | Характер героя, вопросы | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
31 | 26 | Изображение Александра I и атамана Платова. | Вопросы | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
32 | 24 | Р.р. Приемы сказочного повествования. Образ Левши. | сочинение на тему: | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
Писатели улыбаются | ||||||||
33 | 1 | А.П.Чехов Анализ рассказа «Толстый и тонкий» | Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира» | Работа с текстом, анализ | презентация | Письменная работа | ||
34 | 2 | .Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Е.Баратынского, Я.Полонского, А.Толстого | Знать поэтов; определение понятий «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация» | Наизусть, анализ стихов, тест по Т/л. | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
35 | 3 | Обобщающий урок по разделу «Литература 19 века» | Работа с книгой | |||||
Произведения русских писателей 20 века | ||||||||
36 | 1 | А.Грин Повесть «Алые паруса». Романтические мечты и душевная чистота главных героев | Знать автора и факты его творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия» | Тезисный план статьи; анализ текста | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
37 | 2 | А. П. Платонов: страницы биографии. Сказка-быль «Неизвестный цветок». | Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни | Чтение, анализ текста | Письменная работа | |||
38 | 3 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | Понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча. | Вопросы | Портрет , выставка книг | Лекция Беседа, работа с книгой Лекция Беседа, работа с книгой | ||
39 | 6 | Тропа Митраши | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
40 | 7 | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша..». | Знать авторов стихотворений.Уметь выразительно читать стихи | Выразительное чтение | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
41 | 8 | В.П.Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» | Знать автора и факты творческой деятельности; содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»; Уметь рассказывать выборочно Знать определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки» | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
42 | 9 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
43 | 10 | Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. | Письменная работа | |||||
44 | 11 | В.Г.Распутин «Уроки французского» | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», характеристики героя Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста | кинофрагменты презентация | Работа с книгой | ||
45 | 12 | Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
46 | 13 | Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика | Ответы на вопросы | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
47 | 14 | Р.р «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» | Сочинение | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
48 | 15 | Писатели улыбаются В.М.Шукшин. «Странные люди» | Знать содержание рассказа; понимать смысл его названия | Анализ текста | Письменная работа | |||
49 | 16 | Урок внеклассного чтения. Искандер Ф. «Тринадцатый подвиг Геракла». (лучше провести после изучения мифов) | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; понимать смыл названия рассказа | Чтение, анализ текста по вопросам, тест | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
50 | 17 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20века | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине | Ответ на вопрос | Презентация | Письменная работа Работа с книгой | ||
51 | 18 | Р.р. Анализ лирического произведения (по материалам стихов поэтов начала 20 века о родной природе). | Знать автора; определение понятий «лирический герой», «художественный образ», «антитеза». Уметь находить художественные средства языка | тест | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
52 | 19 | Г. Тукай Традиции своего народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга»: роль книги в жизни человека. | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
53 | 21 | К. Кулиев Стихотворение «Когда на меня навалилась беда...». | Народные обычаи в стихотворении «Каким бы малым ни | наизусть | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
54 | 22 | Мифы Древней Греции Мифы о Геракле | Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», Понимать смысл мифов, образ идеального героя | тест | Книга о мифах. презентация «Мифы» презентация «Герои Греции» | Лекция Беседа, работа с книгой | ||
55 | 23 | Особенности мифов о герое. Образ древнегреческого героя Геракла. | Письменный ответ на вопрос | Работа с книгой | ||||
Зарубежная литература | ||||||||
56 | 1 | И. Ф Шиллер Баллада «Перчатка». | Определение понятия «баллада как литературный жанр», её отличие от былины и песни | Анализ | Работа с книгой | |||
57 | 2 | Идея чести и человеческого достоинства в балладе | тест | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
58 | 3 | П.Мериме Новелла «Маттео Фальконе» | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение | Тест | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
59 | 4 | 1.Конфликт естественной жизни цивилизованного общества | Ответы на вопросы | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
60 | 5 | Своеобразие главного героя. Романтизм и реализм в произведении | Анализ | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
61 | 6 | Внеклассное чтение А.де Сент-Экзюпери | Викторина | аудиокнига кинофрагменты | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
62 | 7 | «Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» | Письменная работа. | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
63 | 8 | Р/р Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»?» или: «Чем мне близок Маленький принц?» | Тест | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
64 | 9 | Внеклассное чтение Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» | Определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия | Ответы на вопросы | Лекция Беседа, работа с книгой | |||
65 | 10 | Портретная характеристика героев | Анализ | Лекция Беседа, работа с книгой | ||||
66 | 11 | Внеклассное чтение М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский | Показать свою ступень усвоения материала, уровень литературного развития Уметь определять автора, героя, название произведения | Викторина | портреты писателей Олимпиадные задания по литературе. 6 кл. | Лекция Беседа, работа с книгой | ||
67 | 12 | Мастерство писателя в построении интриги. | Лекция Беседа, работа с книгой | |||||
68 | 13 | Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения | Лекция Беседа, работа с книгой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю
Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...
рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...
Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс
Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс. Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...
Рабочая программа по литературе 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа соответствует новым ФГОСам....
Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной
Программа соответствует требованиям ФГОС, рассчитана на 3 часа в неделю....
Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина
Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...