Рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Артёмова Ольга Александровна

   Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку,  перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, включающие задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет,  задания на установление соответствия, ответы на вопросы, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра; сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода;

Учебно-методический комплекс

«Литература для 8 кл. общеобразовательных учреждений», В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.,»Просвещение»,2012 г.

Дополнительная литература

Н.В. Егорова Поурочные разработки по литературе.

Литературы в таблицах и схемах

Литературоведческий словарь

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 8 класс.

Уроки литературы 6-10 классы с применением ИКТ

Цель изучения литературы: 

– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

          Задача литературного образования:

– чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

           Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.  

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по русскому языку на начало учебного года:

• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе

           

 

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

                             Учащиеся должны знать:

  1. Авторов и содержание изученных  художественных произведений.
  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  4. Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы; мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, герой-повествователь.

                           

                           Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.
  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
  6.  Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
  8. Давать анализ отдельного эпизода.
  9. Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Виды и формы контроля:

  • комплексный анализ текста;
  • сочинение (классное и домашнее);
  • тестирование;
  • -ответы на вопросы.

 

                             

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля

Дата

Планир.

Дата

Фактич.

I четверть

Введение- 1 ч.

1.

Литература и история.

1

Фронтальный опрос по теме.

4.09

Устное народное творчество – 2 ч.

2

Русские народные песни

5.09

3

Исторические народные песни. Предание «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы

11.09

Древнерусская литература – 2 ч.

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о жизни и храбрости  благородного и великого Александра Невского»

1

Проверка и оценка сообщений учащихся. Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения.

12.09

5

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

1

18.09

Русская литература XVIII века – 4 ч.

6

Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

1

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

19.09

7

Образование и воспитание в комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Выразительное чтение,  ответы на вопросы

25.09

8

Отражение просветительских идей  в комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Комментированное чтение

26.09

9

Вн. Чт. Н.М.Карамзин «Наталья , боярская дочь».

1

Комментированное чтение, самост. Работа с текстом

2.10

Русская литература XIX века – 32 ч.3.10

10 - 11

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

2

Формы эвристической беседы (с элементами анализа текста).

3.10

9.10

12

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака».

1

Работа с текстом, рецензия учеников на информационное сообщение

10.10

13

А.С.Пушкин- историк. «История Пугачёвского бунта.»

1

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

16.10

14

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Формирование характера Петра Гринёва.

1

Анализ текста, выразительное чтение.

17.10

15

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.  Гринёв и Швабрин.

1

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, словарная работа

23.10

16

Падение Белогорской крепости.

1

Самостоятельная работа, ответы уч-ся

24.10

18

Изображение народной войны и её вождя.

1

30.10

19

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Беседа, анализ эпизода.

31.10

II четверть

20

Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка».

1

Исследование

14.11

21

Сочинение по повести «Капитанская дочка».

1

Сочинение

20.10

22

А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики поэта.

1

Анализ лирического произведения

21.11

23

М.Ю.Лермонтов и история.

1

Выразительное чтение

27.11

24

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Фронтальная

28.11

25

Образ Ивана Грозного и тема власти

1

Индивидуальная, фронтальная

4.12

26

Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев

1

Фронтальная, групповая

5.12

27

Историзм Н.В.Гоголя. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба».

1

Индивидуальная, фронтальная

11.12

28

Система образов  повести «Тарас Бульба».

1

Индивидуальная, фронтальная

12.12

29

Приёмы создания героического характера.

1

Фронтальный опрос

18.12

30

Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести.

1

Индивидуальная, фронтальная

19.12

31

Художественные особенности  повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести.

1

1

Фронтальная

25.12

32

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Домашнее сочинение

26.12

                                                                                                                                   III четверть

33

Анализ творческих работ.

1

15.01

34

И.С.Тургенев. Повесть  «Ася».

1

Фронтальный опрос

16.01

35

Образ тургеневской девушки

1

Письм. опрос

22.01

36

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

(отрывок)

1

Фронтальный опрос

23.01

37

«История одного города»

как сатирическое произведение

1

Фронтальный опрос

29.01

38

Н.С.Лесков.  Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Работа по тексту

Фронтальный и индивидуальный опрос

30.1

39

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.История создания  рассказа «После бала»

1

Фронтальный опрос

5.02

40

Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

1

Работа по тексту

Фронтальный и индивидуальный опрос

6.02

41

Социально-нрвственные проблемы  рассказа «После бала».  Моральная ответственность человека за происходящее

1

Фронтальный опрос

12.02

42

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

1

Выразительное чтение

13.02

43

А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье.

1

Фронтальный опрос

19.02

Литература ХХ века – 20 ч.

44

И.А.Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».

1

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

20.02

45

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

Работа над вопросами

26.02

46

М.Горький «Челкаш».

Герои и их судьбы.

1

Фронтальный опрос

27.02

47

 «Что значит быть счастливым?». Подготовка к дом. сочинению по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1

Домашнее сочинение

5.03

48

Анализ творческих работ.

1

6.03

49

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

1

Работа с текстом..

Выразительное чтении с комментариями

12.03

50

А.Блок «На поле Куликовом»

1

13.03

51

С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв»

1

Работа с текстом..

Выразительное чтении с комментариями

19.03

52

И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» -  воспоминание о пути к творчеству

1

Фронтальный опрос

20.03

IV четверть

53

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

1

Фронтальный опрос

9.04

54

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О.Дымова, А.Аверченко.

1

Выразительное чтение,

анализ текста,

вопросы и задания

10.04

55

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М.М.Зощенко «История болезни».

1

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы

16.04

56

А.Т.Твардовский Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин»

1

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы

17.04

57

Поэма «Василий Тёркин». Герой и автор.

1

Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы

Тест

23.04

58

А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика  рассказа «Возвращение».

1

24.04

59

Стихи и песни о ВОв.

1

Выразительное чтение и исполнение

песен, вопросы

и задания

30.04

60

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Сообщения,

выразительное чтение, вопросы и задания

7.05

61

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

1

Выразительное

чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы

8.05

62

Поэты Русского Зарубежья о Родине.

1

Сообщения, выразительное чтение,

элементы анализа текста, вопросы

14.05

Зарубежная литература – 5 ч.

63

У.Шекспир. Слово о писателе. «»Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.

1

Сообщение,выразительное чтение,анализ текста, вопросы

15.05

64

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Выразительное

чтение, элементы анализа текста.

21.05

65

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй

1

Пересказ, вопросы и за

дания

22.05

66

В. Ч.

Вальтер  Скотт «Айвенго» как исторический роман

1

Пересказ, вопросы и задания

28.05

67

Итоговая контрольная работа

1

Тест

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю

Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...

рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...

Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс

Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс.         Настоящая  программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...

Рабочая программа по литературе 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа соответствует новым ФГОСам....

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной

Программа соответствует требованиям ФГОС, рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина

Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...