Рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературе 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, включающие задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра; сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода;
Учебно-методический комплекс
«Литература для 8 кл. общеобразовательных учреждений», В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.,»Просвещение»,2012 г.
Дополнительная литература
Н.В. Егорова Поурочные разработки по литературе.
Литературы в таблицах и схемах
Литературоведческий словарь
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 8 класс.
Уроки литературы 6-10 классы с применением ИКТ
Цель изучения литературы:
– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Задача литературного образования:
– чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по русскому языку на начало учебного года:
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.
Учащиеся должны знать:
- Авторов и содержание изученных художественных произведений.
- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы; мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, герой-повествователь.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические, лирические и драматические произведения.
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
- Давать анализ отдельного эпизода.
- Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Виды и формы контроля:
- комплексный анализ текста;
- сочинение (классное и домашнее);
- тестирование;
- -ответы на вопросы.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | Дата Планир. | Дата Фактич. | ||
I четверть | |||||||
Введение- 1 ч. | |||||||
1. | Литература и история. | 1 | Фронтальный опрос по теме. | 4.09 | |||
Устное народное творчество – 2 ч. | |||||||
2 | Русские народные песни | 5.09 | |||||
3 | Исторические народные песни. Предание «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы | 11.09 | |||
Древнерусская литература – 2 ч. | |||||||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого Александра Невского» | 1 | Проверка и оценка сообщений учащихся. Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения. | 12.09 | |||
5 | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | 1 | 18.09 | ||||
Русская литература XVIII века – 4 ч. | |||||||
6 | Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» | 1 | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | 19.09 | |||
7 | Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | Выразительное чтение, ответы на вопросы | 25.09 | |||
8 | Отражение просветительских идей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | Комментированное чтение | 26.09 | |||
9 | Вн. Чт. Н.М.Карамзин «Наталья , боярская дочь». | 1 | Комментированное чтение, самост. Работа с текстом | 2.10 | |||
Русская литература XIX века – 32 ч.3.10 | |||||||
10 - 11 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | 2 | Формы эвристической беседы (с элементами анализа текста). | 3.10 9.10 | |||
12 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака». | 1 | Работа с текстом, рецензия учеников на информационное сообщение | 10.10 | |||
13 | А.С.Пушкин- историк. «История Пугачёвского бунта.» | 1 | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ | 16.10 | |||
14 | Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Формирование характера Петра Гринёва. | 1 | Анализ текста, выразительное чтение. | 17.10 | |||
15 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин. | 1 | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, словарная работа | 23.10 | |||
16 | Падение Белогорской крепости. | 1 | Самостоятельная работа, ответы уч-ся | 24.10 | |||
18 | Изображение народной войны и её вождя. | 1 | 30.10 | ||||
19 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | Беседа, анализ эпизода. | 31.10 | |||
II четверть | |||||||
20 | Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка». | 1 | Исследование | 14.11 | |||
21 | Сочинение по повести «Капитанская дочка». | 1 | Сочинение | 20.10 | |||
22 | А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики поэта. | 1 | Анализ лирического произведения | 21.11 | |||
23 | М.Ю.Лермонтов и история. | 1 | Выразительное чтение | 27.11 | |||
24 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Фронтальная | 28.11 | |||
25 | Образ Ивана Грозного и тема власти | 1 | Индивидуальная, фронтальная | 4.12 | |||
26 | Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев | 1 | Фронтальная, групповая | 5.12 | |||
27 | Историзм Н.В.Гоголя. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». | 1 | Индивидуальная, фронтальная | 11.12 | |||
28 | Система образов повести «Тарас Бульба». | 1 | Индивидуальная, фронтальная | 12.12 | |||
29 | Приёмы создания героического характера. | 1 | Фронтальный опрос | 18.12 | |||
30 | Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести. | 1 | Индивидуальная, фронтальная | 19.12 | |||
31 | Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести. | 1 1 | Фронтальная | 25.12 | |||
32 | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Домашнее сочинение | 26.12 | |||
III четверть | |||||||
33 | Анализ творческих работ. | 1 | 15.01 | ||||
34 | И.С.Тургенев. Повесть «Ася». | 1 | Фронтальный опрос | 16.01 | |||
35 | Образ тургеневской девушки | 1 | Письм. опрос | 22.01 | |||
36 | М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок) | 1 | Фронтальный опрос | 23.01 | |||
37 | «История одного города» как сатирическое произведение | 1 | Фронтальный опрос | 29.01 | |||
38 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | Работа по тексту Фронтальный и индивидуальный опрос | 30.1 | |||
39 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе.История создания рассказа «После бала» | 1 | Фронтальный опрос | 5.02 | |||
40 | Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | Работа по тексту Фронтальный и индивидуальный опрос | 6.02 | |||
41 | Социально-нрвственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее | 1 | Фронтальный опрос | 12.02 | |||
42 | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | 1 | Выразительное чтение | 13.02 | |||
43 | А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье. | 1 | Фронтальный опрос | 19.02 | |||
Литература ХХ века – 20 ч. | |||||||
44 | И.А.Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ». | 1 | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | 20.02 | |||
45 | А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | Работа над вопросами | 26.02 | |||
46 | М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. | 1 | Фронтальный опрос | 27.02 | |||
47 | «Что значит быть счастливым?». Подготовка к дом. сочинению по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 1 | Домашнее сочинение | 5.03 | |||
48 | Анализ творческих работ. | 1 | 6.03 | ||||
49 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | 1 | Работа с текстом.. Выразительное чтении с комментариями | 12.03 | |||
50 | А.Блок «На поле Куликовом» | 1 | 13.03 | ||||
51 | С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв» | 1 | Работа с текстом.. Выразительное чтении с комментариями | 19.03 | |||
52 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 | Фронтальный опрос | 20.03 | |||
IV четверть | |||||||
53 | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | 1 | Фронтальный опрос | 9.04 | |||
54 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О.Дымова, А.Аверченко. | 1 | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | 10.04 | |||
55 | Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М.М.Зощенко «История болезни». | 1 | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы | 16.04 | |||
56 | А.Т.Твардовский Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин» | 1 | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы | 17.04 | |||
57 | Поэма «Василий Тёркин». Герой и автор. | 1 | Выразительное чтение наизусть, анализ текста, вопросы Тест | 23.04 | |||
58 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». | 1 | 24.04 | ||||
59 | Стихи и песни о ВОв. | 1 | Выразительное чтение и исполнение песен, вопросы и задания | 30.04 | |||
60 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания | 7.05 | |||
61 | Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы | 8.05 | |||
62 | Поэты Русского Зарубежья о Родине. | 1 | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы | 14.05 | |||
Зарубежная литература – 5 ч. | |||||||
63 | У.Шекспир. Слово о писателе. «»Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии. | 1 | Сообщение,выразительное чтение,анализ текста, вопросы | 15.05 | |||
64 | Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 1 | Выразительное чтение, элементы анализа текста. | 21.05 | |||
65 | Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй | 1 | Пересказ, вопросы и за дания | 22.05 | |||
66 | В. Ч. Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман | 1 | Пересказ, вопросы и задания | 28.05 | |||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | Тест | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю
Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...
рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...
Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс
Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс. Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...
Рабочая программа по литературе 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа соответствует новым ФГОСам....
Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной
Программа соответствует требованиям ФГОС, рассчитана на 3 часа в неделю....
Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина
Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...