открытый урок по теме "Дорога к Блоку", 11 класс
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Людмила Антоньева

открытый урок-концерт

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Урок- встреча в 11 классе

                                                «ДОРОГА К БЛОКУ»

Цель урока:

помочь учащимся познать Блока, поэта и человека,

 показать ,как факты биографии отразились в его поэзии,

 раскрыть художественные особенности  первой книги поэта- «Стихи о прекрасной Даме»

Оборудование: музыкальное оформление,

портреты А.Блока, М.Цветаевой, Д.Мережковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Брюсова,

литературная газета «О, я хочу безумно жить!»

класс оформлен в виде литературной гостиной, на столе подсвечник со свечами,

учащиеся разделены на группы: творческая группа, поэты, чтецы, исследователи

Эпиграфы к уроку:

1Тебе, поэт в вечерней тишине

Мои мечты, волненья и тревоги

2 Он весь – дитя добра и света,

Он весь- свободы торжество

Метод проведения урока: встреча в литературной гостиной

                                    Ход урока:

Слово учителя: Сегодня мы начинаем изучение творчества А.А. Блока.

Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться с его образами, с его мыслями, с его бессмертными творениями. Наш урок- встреча, дорога к поэту.

 

На фоне музыки читается стихотворение А.Блока «Шар раскалённый, золотой»

Шар раскалённый, золотой

Пошлёт в пространство луч огромный.

И длинный конус тени тёмной

В пространство бросит шар другой.

Таков наш безначальный мир,

Сей конус- наша ночь земная.

За ней опять , опять эфир

Планета плавит золотая.

И мне страшны , любовь моя,

Твои сияющие очи.

Ужасней дня, страшнее ночи

Сияние небытия.

Учитель: Мы познакомимся сегодня с Блоком –поэтом и с Блоком –человеком. А находимся мы в литературной гостиной, в которой находится группа поэтов серебряного века, группа исследователей судьбы А.Блока, литературоведческая группа.(Они сидят за разными столами)

Итак, я зажигаю свечи. Пусть их пламя проложит незримую дорогу через годы, от наших горящих сердец к вечно пылающему сердцу А.Блока

Чтение стихотворения А.Блока

 «О, я хочу безумно  жить!»

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее- увековечить

Безличное- вочеловечить,

Несбывшееся- воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжёлый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство -разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь- дитя добра и света,

 Он весь – свободы торжество!

Выступление учащихся , представляющих поэтов серебряного века

1М. Цветаева

Зверю- берлога,

Страннику- дорога,

Мёртвому- дроги.

Каждому своё.,

Женщине –лукавить,

Царю- править,

Мне- славить

Имя твоё.

2.Д.Мережковский

Мы с вами –поэты, а поэт  в России больше, чем поэт. Нам необходимо высоко нести своё особое предназначение. И сегодня мы хотим сказать слово о Вас, Александр Александрович. Для нас, ваших современников, вы непревзойдённый гений.

3 А.Ахматова

Блок- трагический тенор эпохи,»памятник начала века, плоть, почти ставшая духом. Чтение стихотворения «Я пришла к поэту в гости»

4 В.Брюсов

А.Блок- поэт дня , а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков, не молчания.

5М. Цветаева « Имя твоё- птица в руке»

Имя твоё- птица В руке,

Имя твоё- льдинка на языке,

Одно- единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

 Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

 Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё- ах, нельзя!-

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

 Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

Учитель: Тебе, поэт, в вечерней тишине

Мои мечты , волненья и досуги

А. Блок-одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.

Чтение стихотворения А.Блока

Полный месяц встал над лугом

Неизменным дивным кругом,

Светит и молчит

Бледный , бледный луг цветущий,

 Мрак ночной по нём ползущий

Отдыхает, спит.

Жутко выйти на дорогу:

Непонятная тревога под луной царит,

И тогда пройдёшь тропинкой,

 Где под каждою былинкой

Жизнь кипит.

Краткое знакомство с детством А.Блока, Выступление учащихся:

В одну из ноябрьских ночей,16ноября( по новому стилю-28)1880 года, в Петербурге, в старинном доме под Невой, родился младенец, которому суждено стать  последним  из величайших поэтов старой России и одним из зачинателей новой литературы.

Отсвет пушкинской эпохи блеснул над колыбелью А.Блока. Будущий поэт рос без отца, брак родителей был расторгнут.Воспитывался он  в семье Бекетовых. .Ему было кем гордиться. Его дед- знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов , бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова-дочь известного путешественника, была переводчиком В.Скотта, Диккенса, Гюго, Бальзака, Флобера и других зарубежных писателей.

 Мать Блока и тётки тоже были писательницами и переводчицами. Он окончит гимназию, потом поступит в университет. Его увлечения- искусство, литература, театр , он издаёт свой журнал «Вестник». Он пишет о Родине, о любви.

    Чтение стихотворения «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.»

Выступление ученика, играющего роль  А. Блока

 Только влюблённый имеет право на звание человека. Я так считаю. Именно поэтому создал книгу стихов, раскрывающих переживания влюблённого, ожидающего встречи  с любимой. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Я писал эти стихи, когда носил в себе великое пламя любви.

Выступление  ученика, играющего роль В.Брюсова:

Я прочитал Вашу книгу ,Александр Александрович, и предлагаю Вам дать ей название «Стихи о прекрасной Даме»

 Выступление  ученика их исследовательской группы:

Впервые цикл «Стихов о прекрасной Даме» был опубликован в «Северных цветах»в 1903г, т.е. в год женитьбы Блока на Менделеевой. Блок замечал, обращаясь к редактору журнала В.Брюсову: «Посылаю Вам стихи о прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу

Моих стихов я бы хотел поместить такое:»О вечноженственном». В сущности это и есть тема всех стихов»

Выступление ученика, играющего роль Блока:

Лучшими остаются «Стихи о прекрасной Даме. Время не должно тронуть их.

Ученик- исследователь:

Время и не тронуло их. В истории мировой поэзии цикл «Стихов  о прекрасной Даме» Блока находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира

Выступление ученицы, играющей роль М.Цветаевой:

 Александр Александрович, Вы поэт и философ, Вы верите в существование Души мира, вечной женственности, призванной спасти человечество от всех зол.

А Блок:

Да , я считаю, что земная любовь имеет высокий смысл как форма проявления вечной женственности.

Д. Мережковский:

В вашей книге любовь принимает характер возвышенного случая, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице вселенной. Любовь в ваших стихах рисуется как образ служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.

  Чтение стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы»

  Слово предоставляется исследователям творчества А.Блока

Каковы особенности этого стихотворения?

  В стихотворении использована торжественная лексика (обряд, мерцание. образ).Стихотворение проникнуто нежностью, любовью. Лирический герой терпеливо ожидает прихода Прекрасной Дамы. В образе Прекрасной Дамы есть что-то неуловимое и в то же время сохраняется живое. Женское,- она милая .Земное и небесное в этом переплетается.

Учитель:

Когда Любовь Дмитриевна стала невестой Блока, он писал ей: «Если мир когда- нибудь удастся совершить и на чём- нибудь запечатлеть, остановить мимолётный след кометы, всё будет твоё, от тебя и тебе». И дальше : «Я думаю о тебе- думаю сквозь всю мою жизнь»

Ученик- исследователь:

«Стихи о Прекрасной Даме» поставили Блока в круг великих русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. Он общается с символистами младшего и старшего поколений.

 В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии»я не знал до первых курсов университета.. Здесь, в связи с острыми мистическими и  романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва.

 Чтение стихов А.Блока:

« Ветер принёс издалека» и «Я жду призыва»

Учитель:

Исследователь лирики А.Блока А.П.Авраменко отмечал, что в «Стихах о Прекрасной Даме» Варьируется мотив далёкой песни и звуков, доносящихся с того берега.

   Чтение стихотворения А.Блока «Отзвуки, песня далёкая»

Д Мережковский

 Мне кажется, что Ваш лирический герой убеждён, что великое счастье может быть где-то вдали, может быть вообще не на земле. А истинную, райскую встречу, на страшном, на последнем пире, для неё готовит Бог. Почему же у вас она, Прекрасная Дама, то как будто приближается, становится близкой и понятной, а то вдруг улетает в небесные дали?

 Ученик- исследователь:

    Огромным счастьем для Блока является сложная, возвышенная работа души, то ,что называется «внутреннее делание самого себя». Влюблённая душа как будто вступила в краткий , тревожный миг жизни, когда у человека словно появились крылья. Поэт не случайно в 1809 г. после мучительного разрыва с Менделеевой умолял судьбу повторить в нём  эти божественные состояния.

  Чтение стихов А.Блока:

-«Мы были близки»

-«Не призывай»

-«Скрипка»

Учитель:

Любовь у Блока рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.

 В стихах Блока можно выделить три плана лирической героини: в космическом плане- Душа Мира, в религиозном плане- Царица Небесная, В повседневном плана- Возлюбленная, в которой угадываются черты Л.Менделеевой.

 Чтение стихов Блока:

- «Ветер принёс издалека»

-«Одинокий к тебе прихожу»

-«Я жду призыва, жду ответа»

 Учитель:

А сейчас я задую свечу и прерву разговор, этот мостик между прошлым и настоящим.

 Да, ушли в прошлое годы ,когда творил и поэты Серебряного века, но не ушли их творения, в том числе и стихи А.Блока. Они продолжают звучать в наших сердцах, вызывая у нас самые прекрасные чувства.

  Домашнее задание:

  1. Прочитать в учебнике стр.172-182
  2. Подготовить сообщение о цикле «Стихи о Прекрасной Даме»

      3.Индивидуальные задания:

Анализ стихотворений: «Незнакомка»

«О доблестях, о подвигах, о славе»

4.Выучить 1 из стихотворений А.Блока по выбору


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-встреча «Дорога к Блоку»

Слайд 2

Александр Александрович Блок 1880-1921гг . Тебе, поэт, в вечерней тишине Мои мечты, волненья и тревоги

Слайд 3

Книга «Стихи о Прекрасной Даме». В книгу вошли 93 стихотворения. Тираж – 1200 экземпляров

Слайд 4

«Если мир когда-нибудь удастся совершить и на чём-нибудь запечатлеть… всё будет твоё, от тебя и тебе!»

Слайд 5

«Ветер принёс издалёка» «Я жду призыва, жду ответа» «Отзвуки, песня далёкая» «Скрипка» «Мы были близки» «Одинокий к тебе прихожу» «Не призывай» Сборник «Стихи о прекрасной Даме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи  за короткий промежуток времени  (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...