открытый урок по теме "Дорога к Блоку", 11 класс
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
открытый урок-концерт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-концерт | 21.69 КБ |
презентация к уроку "Дорога к Блоку" в 11 классе | 412.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- встреча в 11 классе
«ДОРОГА К БЛОКУ»
Цель урока:
помочь учащимся познать Блока, поэта и человека,
показать ,как факты биографии отразились в его поэзии,
раскрыть художественные особенности первой книги поэта- «Стихи о прекрасной Даме»
Оборудование: музыкальное оформление,
портреты А.Блока, М.Цветаевой, Д.Мережковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Брюсова,
литературная газета «О, я хочу безумно жить!»
класс оформлен в виде литературной гостиной, на столе подсвечник со свечами,
учащиеся разделены на группы: творческая группа, поэты, чтецы, исследователи
Эпиграфы к уроку:
1Тебе, поэт в вечерней тишине
Мои мечты, волненья и тревоги
2 Он весь – дитя добра и света,
Он весь- свободы торжество
Метод проведения урока: встреча в литературной гостиной
Ход урока:
Слово учителя: Сегодня мы начинаем изучение творчества А.А. Блока.
Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться с его образами, с его мыслями, с его бессмертными творениями. Наш урок- встреча, дорога к поэту.
На фоне музыки читается стихотворение А.Блока «Шар раскалённый, золотой»
Шар раскалённый, золотой
Пошлёт в пространство луч огромный.
И длинный конус тени тёмной
В пространство бросит шар другой.
Таков наш безначальный мир,
Сей конус- наша ночь земная.
За ней опять , опять эфир
Планета плавит золотая.
И мне страшны , любовь моя,
Твои сияющие очи.
Ужасней дня, страшнее ночи
Сияние небытия.
Учитель: Мы познакомимся сегодня с Блоком –поэтом и с Блоком –человеком. А находимся мы в литературной гостиной, в которой находится группа поэтов серебряного века, группа исследователей судьбы А.Блока, литературоведческая группа.(Они сидят за разными столами)
Итак, я зажигаю свечи. Пусть их пламя проложит незримую дорогу через годы, от наших горящих сердец к вечно пылающему сердцу А.Блока
Чтение стихотворения А.Блока
«О, я хочу безумно жить!»
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее- увековечить
Безличное- вочеловечить,
Несбывшееся- воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство -разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь- дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
Выступление учащихся , представляющих поэтов серебряного века
1М. Цветаева
Зверю- берлога,
Страннику- дорога,
Мёртвому- дроги.
Каждому своё.,
Женщине –лукавить,
Царю- править,
Мне- славить
Имя твоё.
2.Д.Мережковский
Мы с вами –поэты, а поэт в России больше, чем поэт. Нам необходимо высоко нести своё особое предназначение. И сегодня мы хотим сказать слово о Вас, Александр Александрович. Для нас, ваших современников, вы непревзойдённый гений.
3 А.Ахматова
Блок- трагический тенор эпохи,»памятник начала века, плоть, почти ставшая духом. Чтение стихотворения «Я пришла к поэту в гости»
4 В.Брюсов
А.Блок- поэт дня , а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков, не молчания.
5М. Цветаева « Имя твоё- птица в руке»
Имя твоё- птица В руке,
Имя твоё- льдинка на языке,
Одно- единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё- ах, нельзя!-
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
Учитель: Тебе, поэт, в вечерней тишине
Мои мечты , волненья и досуги
А. Блок-одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.
Чтение стихотворения А.Блока
Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит
Бледный , бледный луг цветущий,
Мрак ночной по нём ползущий
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога под луной царит,
И тогда пройдёшь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.
Краткое знакомство с детством А.Блока, Выступление учащихся:
В одну из ноябрьских ночей,16ноября( по новому стилю-28)1880 года, в Петербурге, в старинном доме под Невой, родился младенец, которому суждено стать последним из величайших поэтов старой России и одним из зачинателей новой литературы.
Отсвет пушкинской эпохи блеснул над колыбелью А.Блока. Будущий поэт рос без отца, брак родителей был расторгнут.Воспитывался он в семье Бекетовых. .Ему было кем гордиться. Его дед- знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов , бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова-дочь известного путешественника, была переводчиком В.Скотта, Диккенса, Гюго, Бальзака, Флобера и других зарубежных писателей.
Мать Блока и тётки тоже были писательницами и переводчицами. Он окончит гимназию, потом поступит в университет. Его увлечения- искусство, литература, театр , он издаёт свой журнал «Вестник». Он пишет о Родине, о любви.
Чтение стихотворения «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.»
Выступление ученика, играющего роль А. Блока
Только влюблённый имеет право на звание человека. Я так считаю. Именно поэтому создал книгу стихов, раскрывающих переживания влюблённого, ожидающего встречи с любимой. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой.
Я писал эти стихи, когда носил в себе великое пламя любви.
Выступление ученика, играющего роль В.Брюсова:
Я прочитал Вашу книгу ,Александр Александрович, и предлагаю Вам дать ей название «Стихи о прекрасной Даме»
Выступление ученика их исследовательской группы:
Впервые цикл «Стихов о прекрасной Даме» был опубликован в «Северных цветах»в 1903г, т.е. в год женитьбы Блока на Менделеевой. Блок замечал, обращаясь к редактору журнала В.Брюсову: «Посылаю Вам стихи о прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу
Моих стихов я бы хотел поместить такое:»О вечноженственном». В сущности это и есть тема всех стихов»
Выступление ученика, играющего роль Блока:
Лучшими остаются «Стихи о прекрасной Даме. Время не должно тронуть их.
Ученик- исследователь:
Время и не тронуло их. В истории мировой поэзии цикл «Стихов о прекрасной Даме» Блока находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира
Выступление ученицы, играющей роль М.Цветаевой:
Александр Александрович, Вы поэт и философ, Вы верите в существование Души мира, вечной женственности, призванной спасти человечество от всех зол.
А Блок:
Да , я считаю, что земная любовь имеет высокий смысл как форма проявления вечной женственности.
Д. Мережковский:
В вашей книге любовь принимает характер возвышенного случая, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице вселенной. Любовь в ваших стихах рисуется как образ служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.
Чтение стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы»
Слово предоставляется исследователям творчества А.Блока
Каковы особенности этого стихотворения?
В стихотворении использована торжественная лексика (обряд, мерцание. образ).Стихотворение проникнуто нежностью, любовью. Лирический герой терпеливо ожидает прихода Прекрасной Дамы. В образе Прекрасной Дамы есть что-то неуловимое и в то же время сохраняется живое. Женское,- она милая .Земное и небесное в этом переплетается.
Учитель:
Когда Любовь Дмитриевна стала невестой Блока, он писал ей: «Если мир когда- нибудь удастся совершить и на чём- нибудь запечатлеть, остановить мимолётный след кометы, всё будет твоё, от тебя и тебе». И дальше : «Я думаю о тебе- думаю сквозь всю мою жизнь»
Ученик- исследователь:
«Стихи о Прекрасной Даме» поставили Блока в круг великих русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. Он общается с символистами младшего и старшего поколений.
В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии»я не знал до первых курсов университета.. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва.
Чтение стихов А.Блока:
« Ветер принёс издалека» и «Я жду призыва»
Учитель:
Исследователь лирики А.Блока А.П.Авраменко отмечал, что в «Стихах о Прекрасной Даме» Варьируется мотив далёкой песни и звуков, доносящихся с того берега.
Чтение стихотворения А.Блока «Отзвуки, песня далёкая»
Д Мережковский
Мне кажется, что Ваш лирический герой убеждён, что великое счастье может быть где-то вдали, может быть вообще не на земле. А истинную, райскую встречу, на страшном, на последнем пире, для неё готовит Бог. Почему же у вас она, Прекрасная Дама, то как будто приближается, становится близкой и понятной, а то вдруг улетает в небесные дали?
Ученик- исследователь:
Огромным счастьем для Блока является сложная, возвышенная работа души, то ,что называется «внутреннее делание самого себя». Влюблённая душа как будто вступила в краткий , тревожный миг жизни, когда у человека словно появились крылья. Поэт не случайно в 1809 г. после мучительного разрыва с Менделеевой умолял судьбу повторить в нём эти божественные состояния.
Чтение стихов А.Блока:
-«Мы были близки»
-«Не призывай»
-«Скрипка»
Учитель:
Любовь у Блока рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.
В стихах Блока можно выделить три плана лирической героини: в космическом плане- Душа Мира, в религиозном плане- Царица Небесная, В повседневном плана- Возлюбленная, в которой угадываются черты Л.Менделеевой.
Чтение стихов Блока:
- «Ветер принёс издалека»
-«Одинокий к тебе прихожу»
-«Я жду призыва, жду ответа»
Учитель:
А сейчас я задую свечу и прерву разговор, этот мостик между прошлым и настоящим.
Да, ушли в прошлое годы ,когда творил и поэты Серебряного века, но не ушли их творения, в том числе и стихи А.Блока. Они продолжают звучать в наших сердцах, вызывая у нас самые прекрасные чувства.
Домашнее задание:
- Прочитать в учебнике стр.172-182
- Подготовить сообщение о цикле «Стихи о Прекрасной Даме»
3.Индивидуальные задания:
Анализ стихотворений: «Незнакомка»
«О доблестях, о подвигах, о славе»
4.Выучить 1 из стихотворений А.Блока по выбору
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Александрович Блок 1880-1921гг . Тебе, поэт, в вечерней тишине Мои мечты, волненья и тревоги
Книга «Стихи о Прекрасной Даме». В книгу вошли 93 стихотворения. Тираж – 1200 экземпляров
«Если мир когда-нибудь удастся совершить и на чём-нибудь запечатлеть… всё будет твоё, от тебя и тебе!»
«Ветер принёс издалёка» «Я жду призыва, жду ответа» «Отзвуки, песня далёкая» «Скрипка» «Мы были близки» «Одинокий к тебе прихожу» «Не призывай» Сборник «Стихи о прекрасной Даме»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»
На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи за короткий промежуток времени (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...
Открытый урок английского языка в 4 классе по теме «Открытие Америки».
Открытый урок, презентация, самоанализ....